Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Привет, друзья! В Россию всё больше приходит различных стриминговых сервисов ориентированных исключительно на аниме: от Американского Crunchyroll, до Японского Dentsu (пока что лишь слух). Помимо них аниме начало появляться и на русских сервисах, таких как кинопоиск.

В общем, внимание лицензионщиков к Российскому рынку очевидно. Поэтому мне стало интересно, какая ситуация на рынке складывается на данный момент и что же нас ожидает в будущем. Если вас также интересует эта тема, то добро пожаловать, начинаем погружение в русский аниме мир.

Зарождение, смерть и возрождение манги

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Начнём, так сказать с не самого очевидного для тех, кто не сильно то интересовался этой индустрией. Сейчас в России есть несколько издателей манги: от крупных книжных издателей по типу Азбуки, до относительно малых Истари Комикс и XLmedia. Помимо них на рынок выходят и новые игроки, например издательство Фантастика издававшая раньше книги серии Warhammer 40000 недавно приобрело 3 лицензии на мангу «О моём перерождении в слизь», «Необъятный океан» и «Ложные Выводы».

В общем, можно смело заявить, что сейчас индустрия манги в России отлично развивается. Однако, в нашей стране она уже была с начала 2000. Было много издательств, выходило множество популярных тайтлов, таких, как: «Наруто», «Блич», «Берсерк».

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Но помимо них существовали, так сказать «тёмные издатели», которые просто печатали в своих подвалах любую мангу и продавали всё это на рынке. Из-за них компании теряли свою прибыль, а некоторые Японские издательства смотря на такую ситуацию в стране не особо спешили продавать свои лицензии.

Однако, худо-бедно индустрия продолжала жить, но долго это продолжаться не могло. На рынке стало слишком много предложения, которое совсем не соответствовало спросу, а благодаря очередным финансовым трудностям в стране в 2013 году многих издателей постиг крах и они позакрывались.

На 2020 год в России рынок манги вновь забит вкусными предложениями, но финансовая ситуация, как и в 2013 году снова мрачная. Так например, издательство Alt Graph («Паразит», «Босоногий Гэн») чуть не кануло в лету в этом году, но благодаря помощи своих фанатов и любителей манги собрало на бумстартере 1 миллион и на данный момент смогло выйти из трудного положения.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Какова была жизнь до сервисов

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Крайне мрачная в начале. В 2000 и уж тем более в 1990 нормального интернета не было и единственным шансом посмотреть аниме было телевидение. Вот только, если уж в наше время аниме редко крутят по телевизору (2х2, Fan (и тот платный)), то наткнуться на аниме в те года было настоящим событием.

Правда, есть ещё один нюанс, при должном старании аниме было возможно найти. Однако, в основном это были «Сейлор Мун» или «Покемоны». Они конечно хороши, но одними ими не насытишься.

Хотя, недавно я пересматривал 2 сезона Сейлор Мун
Хотя, недавно я пересматривал 2 сезона Сейлор Мун

Тогда-то и начал зарождаться фандаб. Любители аниме начали покупать дешёвые микрофоны и не обладая ни образованием, ни подходящей аппаратурой принимались за закадровую озвучку. Первые работы разумеется были весьма низкого качества. То в них был очень ужасный звук, то тонны отсебятины мешающей погружению в мир и историю.

Но как говориться: «Если долго мучиться, что-нибудь получиться». Так со временем комнатные одиночки переросли в целые команды и благодаря своему упорству и любви к аниме они стали радовать зрителей своей озвучкой.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Приход сервисов и аниме в кинотеатрах

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

В общем, стараниями фандаберов в России сформировалось анимешное сообщество, при этом вполне неплохо себя чувствовала и индустрия манги. Видя всё это к нам начали приходить первые лицензионные сервисы: Crunchyroll и Wakanim. С собой они принесли выход серий одновременно с Японием в хорошем качестве и дубляж.

Однако, в России намного сильнее, чем в других странах развито чувство халявы/экономии, ибо зачем платить от 300 до 600 рублей, если всё это есть в бесплатном доступе. Это привлекло к борьбе лицензионщиков и пиратов, так как первые (Wakanim) начали бить банхамером по сайтам пиратов. На данный момент в "войне" наступило затишье.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Доступа к статистике у меня конечно нет, но по ощущениям эта "война" особо ни к чему не привело. Фандаб функционирует также, да у них скорее всего случился отток аудитории, но вряд ли она вся тут же перешла в лицензионные сервисы. Полностью же их выпилить невозможно, да и то это скорее приведёт к уменьшению любителей аниме, чем к наплыву подписок.

В целом, как мне кажется лицензионщикам сейчас нужно бороться далеко не с пиратами, а развивать своё качество дубляжа и удобность сайта. Ибо, сейчас происходит наплыв лицензионщиков и люди точно не будут покупать 3-6 подписок, а выберут наиболее оптимальный для себя вариант. Тем самым победитель заберёт себе все деньги, которыми и так не спешит делиться рядовой анимешник.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Однако, не одними сервисами представлена аниме индустрия. Так некоторые кинокомпании в России, в частности «Вольга» всё чащестали выпускать в прокате полнометражные аниме. Особенно радует, то что они готовы рисковать и отходят от работ Макото Синкая и Хаяо Миядзаки (разумеется их они тоже выпускают) и берутся за неизвестных рядовому зрителю режиссёров Томохико Ито («Город, в котором меня нет») и Мари Окаду (дебютная работа «Укрась прощальное утро цветами обещания»)

Дефицит Мерча

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Увлечение чем либо рано или поздно приводит к тому, что фанат хочет покупать ту или иную продукцию связанную со своим любимым увлечением. Эту истину поняли ещё во времена выхода звёздных войн и тогда различные игрушки/фигурки наводнили полки магазинов. Ведь рано или поздно обычный фанат-ребёнок вырастает и идёт на работу и он с радостью отдаст часть своих денег на любимое хобби.

Увы, в России с этим всё очень туго. У нас конечно можно найти различные плакаты, принты на кружках и футболках, брелки, но всё это мелочь, которая представлена далеко не в нужном объёме. А ведь помимо этого есть ещё фигурки, дакимакуры и другие стилизованные анимешные вещи.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Так нашим фанатам приходиться рыться по различным интернет магазинам, которые представляют собой перекупщиков. Из-за этого цена зачастую сильно завышена, не говоря уже о шансе нарваться на мошенников. Многие не сильно парятся и идут покупать на алиэкспресе. Это приводит к тому, что они покупают китайские подделки (бутлеги).

Конечно, если вы берёте себе мелочь по типу брелка в этом нет ничего страшного. Однако, если вы решите покупать фигурку, то одумайтесь. Ну не будет фигурка стоящая 6-20к стоит 1к или того меньше.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

Поэтому, если вы задумаетесь над покупкой фигурок, то лучше разберитесь в этой теме. В России уже давно существует сообщества любителей фигурок и они с радостью просветят вас во все тонкости этого хобби, а также расскажут обо всех магазинах, их плюсах и минусах. Правда в данный момент из-за всем известной пандемии большинство магазинов высылают товар только морем, что существенно дольше авиа перевозок.

Если же вы не хотите сильно париться, то упомянутое выше издательство XLmedia стало официальным дистрибьютером Good Smile Company (объединение компаний производителей фигурок). Вы конечно переплатите, но цены у них весьма демократичны.

Аниме/манга индустрия в Росси и есть ли у неё будущие

В целом аниме и манга индустрии вполне себе прекрасно развиваются и не собираются уходить в забвение. Возможно некоторые издательства и закроются, но всегда придут новые. Разве, что мерч пока совсем не развит, но дело это поправимое и надежды на его расцвет тоже есть.

3232
110 комментариев

Комментарий недоступен

40
Ответить

Кому то нравится даб, кто кто с сабами смотрит. Все же зависит что смотришь и где. Иногда даб спасает, и глупо отрицать как много они сделали для продвижения аниме. Какая то глупая война. Что кому нравится то и выбирает. Главное же что аниме объединяет. Нет?

13
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Нахуй развивать даб если достаточно дать сабы.

Ответить

Любой "даб" кроме оригинала идет нахуйА такой даб?

Ответить

Были Покемоны, потом фандаб, а потом сразу Ваканим.

Целую эпоху аниме по MTV и 2х2 мы пропускаем, автор их, видимо, не застал.

Сериальные дубляжи Реанимедии и XL тоже — подумаешь, шедевры, типа Гуррен-Лаганна, Волчицы, Харухи, Союза Серокрылых, Лейн...

Фестивали и ограниченные показы в кинотеатрах — нафиг.

MC Entertainment — тоже нафиг.

Зато фандаб «радует зрителей своей озвучкой» определённо «благодаря своему упорству и любви к аниме», а не баблу с рекламы. Фандаб в принципе смешно рассматривать как часть индустрии, потому что индустрией может считаться лишь легальный сектор, который платит налоги. Только при легальном обороте можно говорить об успешности или не успешности, ведь напеть в микрофон и вывалить результат в интернет, не покупая лицензию — это бизнес без вложений и торговля ворованным контентом. Если рассматривать фандаб как часть индустрии, то у нас в десятых годах было просто невероятное раздолье и всё в шоколаде. Японские правообладатели, правда, с нами не согласятся.

Короче, автору бы сперва вопрос изучить, чтоб были хоть какие-то вводные для рассуждений кроме пиздежа условного Люпина. А потом уже и порассуждать можно.

30
Ответить

 потому что индустрией может считаться лишь легальный сектор, который платит налоги.Вспоминается "индустрия" издательства компутерны игрушек в 90-е-00-е, когда если что и платили, то минимум налогов в казну РФ, без каких-либо отчислений создателям игр)

1
Ответить