Стратегия Денис Давыдов: очередной распил бюджета на 50 миллионов?

Осенью 2023 примерно одновременно в небезызвестных пабликах ВК о стратегиях появились посты об исторической стратегии "Денис Давыдов", которая сейчас находится в разработке.

Предвкушая непонимание: Денис Давыдов – название игры, а не имя её автора. Названа в честь известного русского военного поэта.

Скриншот из стратегии Денис Давыдов
Скриншот из стратегии Денис Давыдов

Как я понимаю, разработчик решил начать рекламу своего проекта и занёс админам промо-материалы.

Я бы просто прошёл мимо этой игры, если бы не одно но, которое меня прямо зацепило до такой степени, что я решил зарегистрироваться на dtf и написать эту статью: на разработку игры было выделено 50 миллионов рублей от Института развития интернета. Вот, кстати, статья на dtf об этом.

Что же не так с Денисом Давыдовым, спросите вы? Давайте взглянем на видео, в котором разработчик продемонстрировал основной геймплей. К сожалению, видео слишком большое, чтобы залить сюда, а на YouTube его нет, не поленитесь перейти по ссылке и посмотреть:

А для ленивых снизу будут скриншоты

Итак, я закрою глаза на то, что видео записано с ноутбука на встроенный микрофон с кучей шумов – наверное, все финансы ушли на геймплей? Так что же представляет собой геймплей?

Скриншот из промо-видео стратегии Денис Давыдов
Скриншот из промо-видео стратегии Денис Давыдов

Первое, что бросается в глаза, это графика, устаревшая на 10-20 лет. Дешёвое окружение, непропорциональные модельки, почти полное отсутствие анимаций, единственный эффект – дым от взрывов. Интерфейс выглядит как плейсхолдер, просто текст на синем фоне.

Хорошо, может быть, не стоит судить о графике, вместо этого оценив на геймплей.

Геймплей предельно прост: юниты перемещаются по гексам в реальном времени и атакуют друг друга. Всё. Единственная фишка, которую можно отметить – разворот юнит вокруг своей оси и смена строёв.

Скриншот из промо-видео стратегии Денис Давыдов: дуэль артиллерии
Скриншот из промо-видео стратегии Денис Давыдов: дуэль артиллерии

В видео разработчик также демонстрирует два отряда артиллерии на весь бой: один у него, другой у ИИ. Они просто стреляют друг в друга, нанося примерно одинаковый урон, и, видимо, за счёт рандома игрок теряет свой отряд. На этом разработчик подчёркивает, что сражение проиграно, и действительно проигрывает. Очень интересно. Выходит, всё сражение решил простейший рандом.

Медленно и уныло войска разворачиваются и бегут по линии, затем происходит рассчёт урона без какой-либо анимации сражения
Медленно и уныло войска разворачиваются и бегут по линии, затем происходит рассчёт урона без какой-либо анимации сражения
Думаете, у солдат справа анимация бега? Нет, они просто скользят по земле со скоростью света в таком положении, вместо нормальной анимации – нелепая заглушка.
Думаете, у солдат справа анимация бега? Нет, они просто скользят по земле со скоростью света в таком положении, вместо нормальной анимации – нелепая заглушка.

Хорошо, может быть я придираюсь к проблемам баланса и мелочам графики. Объективно говоря, на видео можно увидеть костяк типичной тактической стратегии, который просто работает – юниты ходят по клеткам и атакуют друг друга. Но вопрос в другом: стоит ли это 50 миллионов? На мой взгляд, поделку подобного уровня сделает любой начинающий программист на заказ всего за пару.

Скриншот из промо-видео стратегии Денис Давыдов: карта миссий
Скриншот из промо-видео стратегии Денис Давыдов: карта миссий

А кроме сражений в игре ничего нет. Игра представляет собой просто набор сражений, которые вам покажут на неаккуратной карте. Причём разработчик пишет в своих соцсетях, что даже если вы проиграете, то ничего страшного: можно идти дальше. Ведь, знаете ли, эти мелкие стычки всё равно ничего не решают, зачем вообще как-то обыгрывать проигрыш?

Разработчик Дениса Давыдова отвечает на вопрос о том, что будет, если проиграешь
Разработчик Дениса Давыдова отвечает на вопрос о том, что будет, если проиграешь

Выходит, в игре нет даже и задатка какой-то метапрогрессии, в ней есть только сражения и ничего больше. Нельзя выбрать армию, нельзя экипировать юниты, да о чём это я.... у нас тут историческая игра, а это всё ненужный мусор.

А вот так разработчик комментирует особенности игры "в отличие от Total War", все из которых, на самом деле, есть в том самом Total War:

Стратегия Денис Давыдов: очередной распил бюджета на 50 миллионов?

В игре также нет музыки и был продемонстрирован всего один загрузочный арт. Вроде бы, он уникальный, мне не удалось найти в интернете: такой можно заказать примерно за тысяч 20 у любого художника.

Загрузочный арт игры
Загрузочный арт игры

А вот иконки юнитов вообще обладают разным стилем и взяты из реферата по теме "Лёгкая пехота Наполеона"

Источник игровых иконок
Источник игровых иконок

На любой бирже фриланса можно легко найти художника, который нарисует вам все эти 5 иконок, что были обнаружены в игре, за 10 тысяч рублей. Были ли потрачены эти средства куда надо? Нет.

Кстати, если посмотреть данные о компании-производителе, то можно увидеть, что работает в ней всего один человек: тот самый создатель игры, который ведёт группу ВКонтакте:

Информация с <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcompanies.rbc.ru%2Fid%2F1205400002719-obschestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-fetajs-gejmz%2F&postId=2154932" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a>
Информация с сайта

Кстати, на художников для оформления группы денег он тоже зажал, просто взяв картинку из интернета:

https://vk.com/davydov_game
https://vk.com/davydov_game

До релиза остаётся почти год, а до демки считанные месяцы:

Стратегия Денис Давыдов: очередной распил бюджета на 50 миллионов?

При этом у игры нет даже логотипа. У неё все арты взяты из интернета, то есть речь тут идёт о том, что деньги были зажаты банально на самого минимального художника с фриланса. Геймплей выглядит как дипломный проект программиста-выпускника, быстро собранный на готовых ассетах.

Вердикт: нет, это не стоит 50 миллионов. В игре нет ничего, что стило бы столько, это очевидный распил средств. Я надеюсь, что те, кто выдавал грант, прочитают эту статью и спросят с разработчика игры Денис Давыдов детальный отчёт.

Вы можете взглянуть на множество игр, которые были созданы независимыми разработчиками вообще без бюджета или с бюджетом гораздо меньше. Например, стоимость разработки Factorio, которая гораздо глубже этой игры, составила всего 2 миллиона рублей в пересчёте на наши деньги. Стратегия Manor Lords, которая прямо сейчас создаётся всего одним разработчиком без бюджета вообще, предлагает современную графику и красивые сражения.

Есть замечательные примеры конкурентов Дениса Давыдов: Field of Glory II, серия Panzer Corps, да же те Казаки, вышедшие более десяти лет назад. Вашему Денису до них как до Китая... А ведь за 50 миллионов можно было сделать что-то достойное.

А на самом деле, Денис Давыдов – это просто клон ранее разработанной игры студии под названием Battle Line

Если зайти на официальный сайт разработчика Дениса Давыдова, то можно увидеть следующее:

Описание предыдущего проекта разработчика, создающего Денис Давыдов
Описание предыдущего проекта разработчика, создающего Денис Давыдов

Оказывается, ранее уже была выпущена игра Battle Line с... точно такой же графикой, таким же геймплеем! Т.е. Денис Давыдов – это разработка уже на готовом шаблоне, которая почему-то оценивается в 50 миллионов рублей. Разработчики просто взяли старую игру и сменили локации...

Как разработчик хамит аудитории и удаляет комментарии

Но на этом история не заканчивается. Оказывается, разработчик не только пилит бабло, но ещё и удаляет все негативные комментарии в своей группе, предварительно нахамив их авторам. Причём удаляет негатив, даже не пытаясь его скрыть:

Комментарий про 50М видимо ещё не успели удалить
Комментарий про 50М видимо ещё не успели удалить

Вся официальная группа игры Денис Давыдов наполнена, в основном, друзьями разработчика, которые пишут хвалебные отзывы и изображают заинтересованность. Это легко понять, просто зайдя на их страницы.

А вот другой пример уже удалённых комментариев, скриншоты которых найдены под постом об игре в сообществе Стратегикон:

Алексей Калинин не просто нахамил автору конструктивной критики, но ещё и почистил потом это всё (скриншот взят из комментариев <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-96146827_179460&postId=2154932" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сообщества</a>)
Алексей Калинин не просто нахамил автору конструктивной критики, но ещё и почистил потом это всё (скриншот взят из комментариев сообщества)

Кстати, реакция аудитории в пабликах, где разработчик Дениса Давыдова заказал рекламу, не заставила себя ждать:

Увы, но разработчиком всё это воспринимается как "реплики недоброжелателей", а комментировать, на что уходит бюджет, он отказывается.

Хотелось бы, чтобы вопрос о том, куда ушёл бюджет, был выяснен.

3838
81 комментарий

50 миллионов это очень мало. Команда на 25 человек сожрет эти деньги буквально за год это если учитывать только зарплаты, софт и железо.

14
Ответить

Если бы над этой игрой работала команда из 25 человек, то и вопросов не было бы, и качество было бы другое.

2
Ответить

Рейдж понятен, но ты исходишь из неправильных предпосылок.
Прежде всего, нужно понять, что это не ААА игра типа Ведьмака или Тотал Вора. Это нишевая стратегия с гексами, причем по еще более нишевой нише - Наполеонике. И сравнивать ее надо не с Тотал Вором, а с какой-нибудь Field of Glory (на скриншоте), на фоне которой она даже прилично выглядит.
А в таких играх все так и происходит - "шахматы" с одинаковыми статами у разных юнитов, известные битвы, отсутствие мета-прогресса. Это принято делать именно так, потому что аудитория хочет именно этого. Аудитория маленькая, поэтому если ты отойдешь от стандартов - тебя никто из них не купит, а широкой аудитории - и подавно это задротство с рейтарами в рейтузах не нужно.
Оценивать их по лейкалам больших варгеймов для широкой аудитории - это все равно, что критиковать FIFA за то, что там пушки нельзя прокачивать.
И второе: 500к (тут надо учесть, что 30% уйдут тут же обратно на откаты) - это копейки для геймдева. Так что тут примерно стоимость тоже соответствует результату.

13
Ответить

Я прекрасно понимаю, что это не AAA игра, поэтому в тексте я её как раз с Field of Glory и сравнил. И выглядит она примерно в 10 раз хуже, чем Field of Glory, хотя с таким бюджетом должен был выйти достойный конкурент.

Ответить

кто-то неиронично думал, что игровую индустрию в рф расхайпили не ради очередного способа распила баблаOh sweet summer child

9
Ответить

Это всё конечно плохо пахнет, но игра по факту еще не вышла. Ты оцениваешь какие-то наработки. Вот когда релиз будет, пиши разъебный лонг

6
Ответить

По представленному видео уже можно оценить геймплей... судя по тому, что разработчик обещает демку через 3 месяца, там не сильно что-то изменится. Но посмотрим конечно.

Ответить