Игры для простых людей

Недавним анонсом C&C Rivals были разочарованы многие игроки и игровые СМИ. «Серия мертва!», «EA пинает труп великой франшизы!» — десятки остроумных, злобных и не очень постов и просто хныканье стали устойчивой повесткой соцсетей в эти два дня. Но все, кто (вполне справедливо) негодует, упускают один простой момент — эта игра не для них.

Игры для простых людей

Дисклеймер: это пост из серии «еще один все понял», в нем объясняются очевидные многим (но не всем) вещи. Если вы очень умный и эрудированный, знаете, что такое «казуал-», «мидкор-» и «хардкор-игры», пожалуйста, не читайте его во избежание возникновения ощущения «Я слишком умный, чтобы такое читать» и появления неприязненных чувств к автору. Спасибо.

Итак. EA хочет зарабатывать и срать хотела на геймеров, а уж тем более — на фанатов.

«Подождите, как это — на геймеров и фанатов? Разве не для них разрабатываются игры?» — спросит в этом месте пытливый читатель.

Для них, конечно. Вернее, и для них тоже. Думаю, не сильно искажу реальное положение дел, если предположу, что огромная часть игр сейчас делается для тех, кто в игры не играет. Вернее, кто не играет в них привычным нам, поколению 1990-х и фанатам игр, образом. И, думается, таких игр будет все больше и больше.

Вон с нашего поезда!

Игры для простых людей

В 2014 году вышла мобильная Dungeon Keeper. Когда я наткнулся на нее в AppStore, у меня от волнения натурально задрожали руки. На скриншотах, без сомнения, были герои любимой игры из далекого 1997 года! Немного смущала небрежная, неталантливая рисовка, но я немедленно скачал игру на планшет.

Через 15 минут я удалил ее, грязно матерясь и от злости надавливая на экран до белых костяшек.

У меня было ощущение, что кто-то в огромных грязных сапогах вторгся в мое детство, разгромил мое жилище, убил всех родственников, изнасиловал кошку и под занавес навалил кучу посреди моей комнаты. Растоптал и растерзал все, что я люблю.

Вкратце: Dungeon Keeper Mobile — это примитивный tower-defence с крайне агрессивной монетизацией. В первые же минуты игры тебя неоправданно долго, по 5-10 минут, заставляют ждать выполнения базовых действий, вроде постройки зданий или тренировки существ — или сразу же заплатить. От умного, тонкого и талантливого классического Dungeon Keeper там только название и внешний вид некоторых монстров. И то испорченный дегенеративной рисовкой.

В голове тогда звенела опустошительная мысль: некая большая корпорация, которая имеет право создавать игры с названием Dungeon Keeper, просто выкинула меня из поезда. Ей просто плевать на меня. Плевать на мой игровой опыт, на мои впечатления. Плевать на все мои чувства.

Я тоскливо размышлял: неужели, это кто-то купит? Будет платить за все эти алмазы в примитивной, идиотской игре, чтобы пройти дальше? Как же так? Это противоречит вообще всему мироустройству! Разве для этого мы проводили все детство с геймпадами от «Денди» и «Сеги»? Мучались с переустановками Windows и чипованиями приставок — все это ради того, чтобы дойти до чит-кодов за деньги в тупых поделках на тему игр детства? Разработчики же учили нас совсем другому!

Чуть позже, когда подобных игр стало появляться все больше, а я стал внимательнее смотреть вокруг, пришло понимание. Я понял, кто едет в том поезде, из которого меня выкинула ЕА. Там едут совсем другие люди. И имя им — легион.

Конфеты в ряд

Игры для простых людей

Примерно 10 лет назад компания Apple (а вслед за ней — и десятки других) поставила рынок игр с ног на голову. Они дали в руки каждому Идеальное Игровое Устройство. Нет, идеальное не с точки зрения игроков, еще помнящих тактильный оргазм от впервые опробованного Dual Shock с отдачей, а идеальное с точки зрения всех остальных.

Помните, что такое «идеальная система»? Это система, которая отсутствует, но функции ее выполняются. Идеальный интерфейс — тот, которого нет, но через который с системой все равно можно взаимодействовать. Идеальное игровое устройство — то, которое как бы и не игровое устройство, которое как бы «для дела» и «для солидных господ», и для простых людей. Но на котором можно поиграть между делом, не заморачиваясь особо на запуск, установку и дополнительные приблуды, вроде геймпадов.

Тот самый поезд.
Тот самый поезд.

Кажется, именно с этого момента игровая индустрия изменилась. Только представьте: на игровом рынке резко появились сотни миллионов человек, которые никогда в игры не играли. Но теперь у них у каждого в кармане было устройство мощнее, чем любая консоль из прежних времен, в котором был близкий к идеальному игровой интерфейс без множества кнопок и дополнительных непонятных обвесов. И каждый из них, конечно, был не прочь позалипать во что-то очень простое в минутках досуга между своими очень важными делами.

И, что самое важное, они были готовы щедро за это платить.

Игры для простых людей

Знакомьтесь, ↑ это — самая скачиваемая мобильная игра в истории Candy Crush Saga. В день она зарабатывает около 3 миллионов долларов. Вы наверняка что-то слышали о ней. Но, на всякий случай, знаете, что в ней надо делать?

«Игроки должны совместить три игровые конфеты одинакового цвета в ряд, чтобы те исчезли».

— из описания игры в Википедии.

Это всё.

Ещё разок: нужно поставить три долбанных конфеты в долбанный ряд. Миллионы долларов в день. Самая скачиваемая мобильная игра в истории.

И играть в это призваны именно они — те, кто едут в том самом поезде. Для них даже придумали специальное определение — «казуальные игроки». За которое хардкорный геймер может, вообще-то, и бритвой полоснуть.

Игры для простых людей

Помните их? Это они играли в «Косынку», Color Lines и Zuma на рабочих компьютерах. Это они говорили, что считают «ваши глупые игрульки» пустой тратой времени. Они смотрели на вас с жалостью, когда вы рассказывали, что не выспались, потому что проходили Кураст в Diablo 2 на сложном уровне. И еще так снисходительно улыбались, мол, вот больной, уже 22 года, а он в игрушки какие-то все играет! Люди-то уже вон ипотеки берут, кадастры переоформляют, разные кузова «камрюх» издалека различают, а он — в игры свои!

Это вовсе не плохие и не глупые люди. Просто они не играют в игры в том смысле, как играем в них мы. Это наши коллеги, которым после работы есть чем заняться и без многочасовых залипаний в приставки. Это сын маминой подруги, который рано занялся бизнесом. Это твоя мама, в конце концов.

Тоже-геймеры

Игры для простых людей

Есть еще одна — смежная — категория игроков, которые подбешивают «хардкорных» геймеров — те, кто играет только в определенные игры. Чаще всего — в спортивные симуляторы или в условные «танки».

У всех, наверное, есть знакомые, которые любят игры FIFA и покупают каждую игру серии. А знаете, во что они еще играют? Ни во что. Их не интересуют всякие там лоры, сеттинги, новаторские системы прокачки и ремастеры. Открытые миры? Нарративный геймплей? Игры, созданные легендами индустрии вроде Мейера или Молинье? Пфф, я вас умоляю. Футбол, only and forever! Только ради него они имеют дома приставки или апгрейдят компьютеры. Иногда собираются вместе, чтобы зарубиться. Если на вечеринке есть комп и пара «фифистов» — пиши пропало. Дошло даже до того, что у себя дома я однажды запретил играть в FIFA на вечеринках, даже «со своим диском», чтобы орущие любители мелких фигурок на зеленом фоне не блокировали приставку на часы.

Всевозможные «танки» — это, конечно, не Color Lines и не «Косынка», но огромную армию мужичков, которые ранее не играли вообще ни во что, они получили. Это такой «мостик» между «казуальщиной» и «хардкорными» замесами — с симпатичной, но нетребовательной графикой, с простыми механиками и аддиктивным геймплеем. А главное — с умной и въедливой монетизацией, трогающей сердца и кошелек тех, кто не привык тратить деньги на такую «глупость», как игры, в принципе.

C&C не для вас

Вернемся к Е3 и C&C. Новая C&C — это не для вас, уважаемые геймеры. Это для них — для простых людей, для солидных господ, для твоего одноклассника, для мамы. И что EA выбрала вселенную C&C для новой игры — так ведь это удобнее, чем разрабатывать новую! ЕА владеет франшизой и доит ее только лишь потому, что может.

Годная ретроспектива серии в <a href="https://dtf.ru/retro/21104-command-conquer-kotoryy-my-poteryali" rel="nofollow noopener" target="_blank">соседнем посте</a>
Годная ретроспектива серии в соседнем посте

Нет никакого «вырождения» серии Command & Conquer. Та серия, в которую играли мы, геймеры 1900-х и 2000-х, формально закончилась на Command & Conquer 4: Tiberian Twilight, а на деле — еще раньше (у меня, например, это Red Alert 2). И началась новая — уже в мире «казуальных» игроков. Вы можете негодовать, вы можете их презирать, вы можете над ними смеяться, но факт есть факт — ЕА забрала франшизу у вас и хочет дать им. Под новым соусом, с правилами, с которыми они смогут разобраться, с механиками, которые они смогут осилить.

Потому что, кажется, они могут заплатить больше, чем вы.

А тот факт, что ее показывали на E3 — ЕА, конечно, просчитались. Жадность застила им глаза и они забыли разграничить аудитории. Или хотят, чтобы Е3 превратилось в место анонсирования не только хардкорных проектов, но и казуалок.

Хардкорное будущее

Что же делать «настоящим», «хардкорным» геймерам в времена засилья «казуальщины» даже на профильных игровых выставках, вроде E3? Когда жадные корпорации лучше сделают ставку на миллиарды игроков, которые платят по доллару, чем сто тысяч, пусть и платящих по 50?

Во-первых, смириться с тем, что игровой рынок изменился навсегда: на него пришли по-настоящему оборотистые бизнесмены и позвали с собой толпу математиков, психологов и маркетологов. И «презренной казуальщины» будет все больше и больше. Даже по любимым франшизам нашего детства. Особенно по любимым франшизам нашего детства!

Во-вторых, молиться на компании, в которых решения все еще принимают упоротые фанатики от мира игр, а не математики, психологи и ловкие дельцы. Которые все еще верят в хорошие истории, сеттинги, замысловатый геймплей и каждым продуктом пытаются сделать вклад во всемирную историю видеоигр.

Игры для простых людей

Ну и, конечно, голосовать деньгами за такие продукты.

77
82 комментария