15 академических композиторов, (про) которых вы не слышали
Бессистемная горсть звуковых алмазов.
Нормальный человек, если только его не угораздило учиться в музыкалке, практически не сталкивается сегодня с классической и академической музыкой, если только ее не используют в популярном кинофильме.
Бах, Бетховен, Моцарт, Вагнер, какой-нибудь Лист, Стравинский, Штраус, Шопен — в лучшем случае, я не знаю, Гайдн, Сати и Дебюсси. Остального мира академической классики и академического авангарда для человека массы не существует — а ведь это буквально огромный мир, с континентами, архипелагами и множеством подводных течений и пещер, где живут чудовища. Я заинтересовался им уже сильно после 30, когда мой стареющий слух устал от постиндастриалов и металлов.
Решил поделиться со своими подписчиками звуками, которые мне нравятся, и отобрал для этой цели 15 не самых известных композиторов (да, возможно вы слышали их фамилии, но слушали ли вы их дискографию?).
Я ограничил себя двумя произведениями на каждого композитора (хотя можно было бы запостить и по 20) и решил никак формально их не группировать, не давать деталей биографии и не описывать направления, к которым они принадлежат. Просто музыка и комментарий.
Поехали.
Харрисон Бёртуисл (1934-2022)
Очень интересный, пунктирный музыкальный язык, как будто у тебя в ушах пишут цветами. При этом у композитора есть и довольно озорные опусы вроде дионисийской мистерии для оркестра и саксофона.
Джон Тавенер (1944-2013)
Глубоко сакральный композитор, работавший преимущественно с голосами, висящими как золотые пряди в черноте космоса.
Янис Ксенакис (1922-2001)
Возможно самый отбитый композитор из этого списка (не считая Штокхаузена), который вообще-то изначально был архитектором, а стал отцом авангарда и электроники. Наверное этой музыкой можно пытать.
Оливье Мессиан (1908-1992)
Учитель Ксенакиса (а также Штокхаузена и еще кучи людей), который первое свое значительное сочинение написал и исполнил в немецком лагере, где скучал в плену. Синестет, строитель соборов из разноцветных ушных леденцов.
Кайя Саариахо (1952-2023)
F
Луис Андриссен (1939-2021)
Бодрый нидерландский дед.
Маурисио Кагель (1931-2008)
Задумчиво-перформативное, авангардный театр в голове.
Фаусто Ромителли (1963-2004)
Тот случай, когда ужасно жаль, что композитор умер молодым, было бы очень интересно послушать его поздние произведения.
Мортон Фельдман (1926-1987)
Возможно наиболее приближенная к просветлению музыка из всего минимализма.
Джордж Крам (1929-2022)
Еще одна музыка для пыток, в этот раз вдохновленная вьетнамской войной. Впрочем помимо самого известного сочинения у Крама было много хороших других.
Тристан Мюрай (р. 1947)
Интереснейший спектралист, все записи которого я уже заслушал до дыр.
Эйноюхани Раутаваара (1928-2016)
Финн с непроизносимой фамилией, в честь которого есть рассказ у Филипа Дика.
Пер Нёргор (р. 1932)
Вообще он довольно известен в Дании, но не слишком за ее пределами.
Лейф Сегерстрам (р. 1944)
Совершенно безумный и вдохновенный северный гном, сочинивший уже более 300 симфоний, и не собирающийся останавливаться. Его музыка очень сказочная и эпичная.
Ну и в завершение, разумеется, самый известный композитор, которого никто не слушал:
Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007)
Эпичность Штокхаузена невозможно пересказать словами, например, у него есть мегаломанская опера LICHT из 214 частей, которая идет 29 часов. Прослушать это целиком решительно невозможно (хотя я однажды на спор смог). Есть у него и другие удивительные сочинения разной степени ценности, например, струнный квартет с участием четырех вертолетов.
Спасибо, что дочитали, подписывайтесь на мой канал.