Как правильно делать визуальные новеллы (КПД ВН), Часть 1

Предисловие

Коротко об авторе: Я сценарист визуальной новеллы «Большая Медведица». Здесь я делюсь знаниями и наблюдениями.

Начнем с того, что многие не понимают, что это за жанр. Бегло взглянув на ходовые новеллы, игродел преисполняется уверенностью, что тоже так может. Всё так, только выходит у него совсем не то – особенности жанра упускаются или попросту игнорируются, ведь мастер над игрой уверен, что знает, как лучше.

Как правильно делать визуальные новеллы (КПД ВН), Часть 1

Я приведу пару примеров, которые промахнулись жанрами:

Корона из листьев

Эта игра еще не вышла, но демо уже можно пощупать. У нее интересный сеттинг, приятная графика и интригующий сюжет, но с жанром разработчик ошибся – это понятно с первых минут, когда вас встречает туториал по геймплею.

Туториал. По геймплею.

Ирония в том, что геймплей в визуальной новелле сводится к нажатию пробела, в этой же игре такого удовольствия и вовсе лишили – на пробел игра не реагирует, текст листается мышкой и ею же жмутся метки, собираются предметы и открывается инвентарь.

Все это элементы квеста, а не визуальной новеллы. Кажется, игра просто переросла жанр – разработчик увлекся добавлением интерактива и проект вышел за берега.

Когда спортсмен набирает массу, он переходит в другую весовую категорию. Если он не хочет в другую весовую категорию, он держит себя в узде. То же и с визуальными новеллами. Жанр практически лишен гибкости и у него есть свои границы, выпасть за его пределы легко.

Как правильно делать визуальные новеллы (КПД ВН), Часть 1

К самой игре претензий нет. Видно, что авторы стараются и к проекту относятся с большой любовью. Он достоин внимания, но не как визуальная новелла.

На этом «хорошие» примеры заканчиваются. Если в случае с Короной верится, что авторы забыли переобуться, то следующие игры, которые прибились к жанру визуальных новелл – пухлотелые барышни, втискивающие себя в чужие джинсы маленького размера.

Leviathan

One Day In London

Project Pastorate

Эти три игры объединяет то, что их разработчики не знакомы с жанром. Половина из них словосочетание «визуальная новелла» впервые услышали уже приступив к работе, а после не потрудились прочитать хоть одну. Если вы попросите ребенка нарисовать животное, которое он не видел, выйдет тот же результат.

Графика, сеттинг, стилистика, геймплей – из новеллы выбивается всё, и благополучно вбивается в треклятый квест. Зачем паразитировать на жанре визуальных новелл и обходить своего родителя за версту – загадка.

К чести Левиафана и Лондона стоит отметить качество игр, а вот Пасторат вышел халтурным, и место в списке заслужил лишь недавним релизом.

Pyre

В этом случае ошибся не автор, это сделали игроки. Заявленные разработчиком жанры игнорируются, как и отсутствие какого либо упоминания новелл на сайте игры, и присутствие в игре мультиплеера. Казалось бы, опытный разработчик понимает, что делает, но куда ему тягаться со знатоками, что ставят штамп при виде обилия букв.

Как правильно делать визуальные новеллы (КПД ВН), Часть 1

Если ошиблись вы – не проблема, но если вы выдаете ошибочное мнение за истину и несете в массы, вы заражаете им людей, которые по незнанию принимают его за единственно правильное. Это хуже чумы – чума хотя бы вырезает зараженных.

Обилие текста не делает игру визуальной новеллой, как наличие кожи не делает вас негром или азиатом. То, что в Pyre приняли за визуальную новеллу – лишь способ подачи сюжета, которую можно найти в доброй половине рпг-игр, жанр же игры определяет геймплей.

В шутерах стреляют, в файтингах дерутся, в головоломках решают задачки.

Если в своем проекте вы гоняете игрока от одной мини-игры к другой и используете point-and-click механику – поздравляю, у вас квест.

Как правильно делать визуальные новеллы (КПД ВН), Часть 1

Визуальная новелла это национальный жанр, вне Японии – жанр нишевый и закрытый. Вмешательства извне он не терпит, развиваться он может только изнутри, постепенно увеличиваясь в объемах и обретая форму. Это черепаха, которой упомянутые разработчики норовят нацепить колеса, крылья и реактивный двигатель. Не надо так.

Визуальная новелла – это треугольник, сторонами которого выступают графика, текст и звуковое сопровождение. Добавьте еще одну сторону – получите другую фигуру.

Если вам кажется, что читать текст – скучно, и раз в двадцать минут необходимо разбавлять сюжет играми «найди пару», «три в ряд» и «2048», рисованием рун, нахождением котов в темной комнате и смешиванием зелий, то этот жанр не ваш. Отпустите его.

Если нет – читайте новеллы. Читайте как можно больше, старайтесь погрузиться в жанр и выделить элементы и приемы, которые покажутся интересными.

На этом всё. Пока.

Задавайте вопросы, я постараюсь ответить на них в следующем посте.

11
61 комментарий