О завышенных ожиданиях от игр

Или как перестать слушать маркетинговый буллщит и перейти к самостоятельной оценке продукта игросодержащего.

О завышенных ожиданиях от игр

Причина появления сей статейки

Причина достаточно простая: очень часто я вижу на разных игровых порталах, в том числе и на DTF, как люди постоянно разочаровываются в тех или иных релизах из-за того, что их ожидания не совпадают с тем, что по итогу вышло.

ДИСКЛЕЙМЕР. ЗДЕСЬ И НИЖЕ Я ГОВОРЮ CDPR, РАЗРАБОТЧИКИ. ПОД ЭТИМ Я ПОДРАЗУМЕВАЮ НЕ РЯДОВЫХ СОТРУДНИКОВ, А ИХ РУКОВОДСТВО, ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ О ПИАР-КАМПАНИИ И О РЕЛИЗЕ СЫРОГО ПРОДУКТА. ДЕРЖИТЕ ЭТО В ГОЛОВЕ.

Не понял: что значит МОИ ожидания?

Однажды один русский философ сказал сосмыслом:

Ваши ожидания - ваши проблемы.

Непризнанный гений
А не нужно было свои ожидания завышать!
А не нужно было свои ожидания завышать!

Был ли он прав? Был, но отчасти. Хоть этот мыслитель и говорил совершенно про другую область, но ожидания людей почти всегда являются не их проблемой. Давайте поэтапно разберемся, как вообще формируется представление о будущей игре у потенциального покупателя.

Операция "П.Г."

Давайте вспомним, как примерно происходит процесс от анонса игры до её релиза.

Ты только посмотри, какую вкуснятину принесли на выставку!
Ты только посмотри, какую вкуснятину принесли на выставку!
  1. Сначала, разумеется, с помпой на видеоигровой презентации (сейчас уже в твиттере или на других площадках) происходит анонс долгожданного продолжения известной франшизы (или же новая IP, не суть). На данном этапе показывают под эпичное БУМ-БУМ-ДЫЩ какой-нибудь пререндер без реального геймплея, скриншоты, небольшое, но ёмкое описание будущей игры от издателя. На данном этапе целью является заинтересовать игрока новым продуктом.
  2. В дальнейшем по игре регулярно в небольших количествах появляются различные новости и информация о тех или иных аспектах игры, новые скриншоты, возможно даже небольшие тизеры. Уже начинаются формироваться первые ожидания от игры.
  3. К приближению релиза операция "Прогрев Гоев" переходит в активную фазу. Появляется больше "сливов", геймплейных кадров и откровений разработчиков о том, насколько эта игра не похожа на все остальные и вообще это nextgen open world expirience. Издатели с помощью блогеров и хорошего настроения начинают нагонять хайп, различные сосисочники публикуют ежечасно новости в стиле "Разработчик X покакал, в его экскрементах датамайнеры нашли новые подробности об X". Здесь градус ожидания игроков начинает существенно подниматься, активируется сарафанное радио, игрой начинают интересоваться даже те, кто про неё до этого и не слышал.
  4. Предрелизный трейлер с классическими "вы такого раньше никогда не видели, а ну бегом покупать!" и восторженными отзывами блогеров и журналистов.
  5. Релиз. Разочарование. Ожидания не соответствуют реальности.
  6. (Опционально) We are sorry на каком-нибудь жёлтом фоне.

Кто виноват?

Зачастую я вижу, как некоторые по какой-то причине перекладывают всю вину на игроков, мол вы завысили свои ожидания. Здесь есть важный нюанс: ожидания игроков сформированы не на пустом месте.

Некоторые даже пилят сорокаминутные видео об обещаниях разработчиков на фоне реального состояния игры.
Некоторые даже пилят сорокаминутные видео об обещаниях разработчиков на фоне реального состояния игры.

Ответ абсолютно очевидный: виноваты издатели и разработчики, но никак не игроки. Это инфоцыгане, их цель - максимально вас прогреть на покупку их игры, а дальнейшее их не волнует. Именно издатели и разработчики формируют своими сказочными рассказами ожидания от игры, и называть эти ожидания завышенными, я считаю, некорректно, потому что от игры ждут буквально того, о чем рассказали и что показали издатели. На протяжении всего своего игрового опыта я редко сталкивался с тем, чтобы играм реально предъявляли из-за завышенных ожиданий, почти всегда это была ловля разработчиков на лжи.

Вообще-то это нормально, что игра меняется в процессе разработки! Ты надпись "WORK IN PROGRESS - DOES NOT REPRESENT THE FINAL LOOK OF THE GAME" видел?

Бесплатные защитники видеоигровых издателей

Видел. Согласен, это нормально, что игра меняется, что-то вырезается, что-то даунгрейдится. Вот только игрок узнает обо всём об этом после релиза в момент покупки. На мой взгляд, это обман, мошенничество, которое нельзя оправдать никакими надписями в предрелизных трейлерах. Как рассказывать про nextgen open world expirience - пиарщики тут как тут, как рассказать о том, чего не релизе не будет по тем или иным причинам - никого нет.

Что делать?

Очевидно, что изменить поведение пиарщиков не получится, вся их суть в успешном осуществлении операции "П.Г". Что делать с ситуацией, повлиять на которую мы не в состоянии? Правильно, нужно изменить своё отношение к ней.

Каждому из нас нужно немного стать идущим к реке.
Каждому из нас нужно немного стать идущим к реке.

Как? Чуть выше, в разделе про операцию "П.Г" я упрощенно описал процесс анонса и релиза игры. Так вот, лично я перестаю следить за игрой сразу же после первого шага. Таким образом, у меня ожидания от игры не формируются вообще. Я буквально про неё ничего не знаю, кроме пары нюансов, типа жанра и о чём примерно она будет. Иногда после релиза могу на 5-10 минут посмотреть чей-то стрим, но не углубляясь.

И да, не делайте предзаказов. Конторы хороших людей прочухали фишку с повышением цен перед релизом, чтобы у предзаказавших был аргумент мол "успел купить дешевле что с лицом"? Это мнимая победа, тебя всё равно прогрели. Ситуация как в анекдоте про старого еврея и арбузы.

Избегая всего хайпа по игре, вы сможете гораздо более трезво подходить к оценке игры и на ваш опыт не будут влиять издательские сказки, только ваши предпочтения будут играть здесь роль.

Таким образом, те игры, которые потенциально могли меня разочаровать, принесли мне много удовольствия. Нет ожиданий - нет проблем! (перед применением проконсультируйтесь со специалистом).

Да ты просто хейтер киберпанка, вся статья об этом кричит!

Моё лицо в момент таких претензий.
Моё лицо в момент таких претензий.

Нет. Мой опыт с Cyberpunk 2077 является одной из ключевых причин, почему я вообще решил написать эту статью.

Про киберпанк я на момент релиза я знал всего несколько вещей: это шутер в сеттинге будущего от создателей серии Ведьмак. Ожидания были на уровне "ну должно чет неплохое выйти". Посмотрел минут 5 чей-то стрим, сделал для себя вывод, что это мне интересно, глянул ценник (2к) и купил.

Примерно за 25 часов я прошёл основную ветку и все основные побочные квесты (кроме квеста стритрейсерши из клуба, как его там, не помню короче). Во время игры я встретил некоторое количество визуальных багов и один софтлок, из-за которого пришлось чуть-чуть откатиться назад. Возможно, сказалось то, что игра проходилась на мощном ПК.

После прохождения я оставил игре положительный отзыв в стиле

киберпак пиздатая игруха отвал башки просто ты прикинь закупаешсо пивом и садишся вечером играть гасишь мобов да ещо с ТАКИМ ТО ГРАФОНОМ!! я первый раз ваще охуел имхо чиста лучше чем фар край 2 или сталкер батя тож гамает грит малаца хорошо зделали

Впечатлённый Cyberpunk 2077 игрок

после чего игру забросил до выхода GOTY-эдишн со всеми ДЛЦ и патчами.

Захожу такой на DTF, а там начался сущий кошмар. Скандал за скандалом, тучи восторженных и критикующих отзывов, извинения разработчиков, в общем веселуха.

Это побудило меня на изучение, а от чего такой шум гам (кроме консольного релиза, там всё понятно). Я поглядел презентации разработчиков, их интервью и мне всё стало понятно: CDPR завысили ожидания игроков буквально до небес, а потом выпустили, что выпустили, из-за чего хорошая, в принципе, игра, словила кучу скандалов и продолжает генерировать срачи по сей день. Ну и немножко техническое состояние сыграло роль, лул.

На выходе имеем, что игра мне понравилась, но CDPR я всячески осуждаю и других в этом поддерживаю, из-за чего некоторые думают, что я хейтер Киберпанка, хотя это не так. Я хейтер лживых разработчиков, которые своей ложью портят впечатления игрокам от своей игры.

tl;dr

Если игра вас потенциально заинтересовала - не поглощайте с жадностью любую крупицу информации про неё, игнорируйте новости сосисочников и буллщит от корпоративных пиарщиков, и я гарантирую, ваш игровой опыт точно станет лучше. После релиза можно заценить чей-нибудь стрим минут на 5-10, не углубляясь.

И помни: no preorder.

Спасибо за прочтение.

195195
275 комментариев

Ты какой-то адекватный. Здесь так не принято.
По факту согласен. Даже на примере Киберпанка. Когда я его проходил, уже с патчем 1.5, спустя... сколько там? полтора года? мне было даже грустно, что я знаю об игре слишком много. Потому что это оказался разочаровывающий середняк, который я даже бросил часов через двадцать от скуки и глупости происходяшего.
Но если бы мои представления об игре начинались с нулевой точки, возможно, я бы сказал: ну ничего, норм так игра. И хотя я ничего не ждал от игры вообще, но наблюдал весь этот грёбаный цирк после релиза, что неизбежно сформировало и отношение к игре, и ожидания от неё.
Я думаю, примерно то же самое будет со Старфилдом. Даже не потому что это окажется плохая игра, просто ожидания завинчена под такие небеса, что даже незначительные проблемы будут раздуты до космических масштабов (pun intended). Вернее, даже незначительные проблемы станут по-настоящему значительными.

66
Ответить

Но если бы мои представления об игре начинались с нулевой точки, возможно, я бы сказал: ну ничего, норм так игра.Именно.
Я думаю, примерно то же самое будет со Старфилдом.Я вот про старфилд опять же ничего не знаю, кроме того что это глобальный мод на Fallout 4 в космосе. Никаких ожиданий.

Даже про Baldurs Gate 3 я знаю только то, что там можно романсить кучу народа и есть ебущий медведь. Никаких ожиданий.

8
Ответить

Адекватный бы не написал что у Кибербага были незначительные проблемы и зависели от того мощный ПК у тебя или нет. И вообще весь посыл поста "думайте сами, не ведитесь", а потом "но если вы не так думаете, то это потому что вы повелись"

4
Ответить

Не волнуйся, лично я вообще не следил за пиаром (уже давно научен горьким опытом), но игру тоже забросил, только через 18 часов. Сейчас вот приходится играть заново, более вдумчиво, ведь "ну как ты смеешь предъявлять что-то Киберункту 4, если ты его даже не прошёл и всей игры не видел". А мне скучно. Играю, вижу работу, вижу, что люди что-то делали (только хз старались они или нет), но итоговый результат лично для меня(!) просто скучен.

2
Ответить

Про старфилд смешно. Это ж беседка, игровая компания, которая всю свою историю делала посредственную парашу. Ну честно...

2
Ответить

Резюмируя - надо перестать сидеть на дтп

19
Ответить

Надо просто уметь думать самому, а не принимать за истину в последней инстанции слова маркетологов/разрабов/пиарщиков/фаебоев. Сейчас фанаты БГ 3 рвутся от хейтеров БГ 3, которых, в том числе, сами же создали, а через неделю зеленый лагерь будет рваться от критики Старфилда. Адекватные люди знают, что ожидать от очередной поделки Тодда, и либо ждут, либо не ждут её. После зеленого лагеря рваться будет синий лагерь, потому что выйдет Паук 2 и кто-то будет его уже критиковать.

29
Ответить