Обзор: нераскрытый потенциал и смешанные чувства от полного прохождения Baldur's Gate 3

Обзор: нераскрытый потенциал и смешанные чувства от полного прохождения Baldur's Gate 3

Я добил игру позавчера и изначально не собирался ничего писать, но вчерашний вечер прошел в попытках начать второе прохождение, дропах в лагере бешенцев и созданием новых чаров. Я решил, что мне нужно придать форму всем своим мыслям по поводу игры, чтобы понять, стоит ли мне всаживать еще гору времени и внимания в повторный забег.

В тексте не будет картинок, потому что пишу я не из дома, критики будет много, но, во-первых, это не значит, что игра мне вообще не понравилась, а во-вторых, я попытаюсь все аргументировать, чтобы все не выглядело пустой руганью.

Предыстория

Я люблю игры Лариан, ДОС 2 я всякий раз рекомендовал знакомым, которые хотят поиграть во что-то прикольное и необычное, хорошо оценил стебную стратегию (гарем) Дрэгон Коммандер. Когда я увидел анонс Балдура от Лариан, то, зная личность Свена Винке и репертуар его студии до сих пор, я ожидал либо полного ухода в олдфажные трэшовые партии ДНД, где цель игроков - довести ГМа до инсульта, выгибая правила под себя, как только можно, и создавая абсолютно бредовые ситуации, либо что Свен решил попробовать себя в серьезных сюжетах. Получилось - ни то, ни се.

Вдумчивая стратегия про драконов на джет паках
Вдумчивая стратегия про драконов на джет паках

Что понравилось

Сразу разберемя с тем, что мне понравилось и за что я игру хвалю, чтобы в дальнейшем уже трястись на полную катушку.

Первый акт - прекрасен. Две огромные локации, горы контента в них, награды за эксплоринг, различные способы прохождения, поощрение нестандартного мышления, высокая сложность боев (проходил на тактике). В этот момент игра тебе и обещает, и дает, и обещает еще больше в будущем - засасывает в себя на все дальнейшее прохождение. Видно, что первый акт пробыл в раннем доступе все это время и активно полировался и допиливался. Каждый раз, идя по квесту, я открывал новую область или локацию, где пропадал еще на несколько часов, забив на первоначальный план. И всякий раз оно того стоило. Мелкие огрехи игры уже были видны, но, как полагается в случае с увлекательными играми, на них не обращаешь внимания, в редких случаях жмакая Ф8, чтоб починить забагавшую дверь или если лег спать с перегрузом и обнаружил, что после сна он остается с тобой навеки, даже если ты съл достаточно продуктов, чтоб инвентарь опустел. В общем, первые 45 часов игры прошли для меня в эйфории от масштаба и проработки.

Что я не ругаю

Я не буду заострять внимание на технических огрехах игры, потому что для меня увлекательность очень сильно перевешивает в оценке игры. Я играл и не в такое неоптимизированное и забагованное, и получал море кайфа. Из для меня незначительных огрехов имеются: баги, сломавшие мне два очень маленьких квесты, неудобный инвентарь и ужасный менеджмент группы, практическая невозможность отвести камеру дальше одного экрана от пати, текущая память, еще более текущая память в третьем акте, изредка залипающие диалоги, корраптящиеся сэйвы, если сохраниться при применении скилла, ну и прочие мелочи. Трястись начинаю через три... два... один...

Ругаю игру на чем свет стоит

Говорит мне Свен, а я все равно беру и трясусь
Говорит мне Свен, а я все равно беру и трясусь

Начну с геймплея, потому что тут претензий меньше всего.

Кривая сложности летит в бездну: на тактике к средине второго акта я уже почти забыл про все приколы со свитками, стрелами, бочками, гранатами, толчками в пропасть. Я просто летел вперед и сносил чертям лица. Зачем мне тратить очки действия на какое-то барахло, если я вношу гораздо больше дамаги/пользы своими скиллами или атаками? До самого конца игры я только изредка применял самые сильные аое свитки и зелья. Боссы у меня падали за один ход, даже не всем персонажам приходилось бить. Так Орин, дракон, император с драконом, ласт, Викония, Горташ и аватар Миркула - все отлетели с бурста. Сложной показалась только драка с Рафаэлем, да и то - скорее не сложной, а просто пришлось загрузиться до боя, бахнуть эликов на фаер резист, бафнуться и найти в инвентаре пару свитков. После чего уже на втором ходу было понятно, что это будет разнос всухую. Но музыкальное сопровождение в этой драке просто шикарное. Тут причастные очень постарались, я получил невероятный кайф!

Для сравнения, первый пасфайндер ударился в свое время в другую крайность: всю игру я проходил на сложном, в каких-то моментах даже летел неостановимым паровозом, а в конце пришлось скручивать сложность даже не на среднюю, а на "сюжет" - настолько разрабы упоролись с мобами в финальных квестах.

Классов и подклассов мало, дерево развития примитивное, мультикласс делает его лишь немного более разнообразным. С одной стороны, это вина примитивной системы актуального днд, с другой - в игре намного меньше скиллов, трейтов, подклассов, рас. Некоторые скиллы изменены и упрощены/испорчены. Присутствует очень много мусора, который совершенно нет смысла использовать, а некоторые классы намного слабее других. Дерева прокачки нет: чтоб видеть, что откроет класс на будущих уровнях и планировать мультикласс заранее, нужно идти в браузер и гуглить. Разнообразия возможных рабочих билдов хватит максимум на два прохождения.

По механикам вроде все сказал, теперь полетели ругать самое главное - все остальное.

Во-первых, игра абсолютно стерильна. Все приколы, гулявшие по сети перед выходом: "вы даже не представляете, насколько хорни будет эта игра", огры ебутся, медведь ебется, можно заставить чела пожрать говна или целовать другому гоблаку лапы, стягивая ртом кольца с пальцев при проверке на ловкость - это маркетинг: все это в игре есть, но это абсолютно несистемно и не пришей известно куда рукав. Серьезности и глубины (даже не на уровне Плейнскейпа или Диско Элизиума) тоже нету в помине. Получается, что имеем комнаты выпотрошенных людей с кишками наружу, но без серьезности, а также всякие бдсм-костюмы, несколько комичных вставок, но без ощущения угара и дичи на всю игру (как это было, например, в Вокс Машине). Можно выебать весь свой лагерь, можно устраивать тройники, нарядить всех баб и не только баб в бдсм костюмы, но меня совершенно не тянуло этим заниматься: не из-за морального компаса, а потому что это настолько сумбурно, пусто и не к месту, что выглядит просто глупо. Во многом происходит это из-за того, что...

...Персонажи загублены напрочь. Нормальные проработанные спутники - это только Лаэзель и Шедоухарт. Уже при первой ночевке сразу после встрече этих двух можно раскручивать на уникальные реплики и постепенное раскрытие характеров. Под них созданы большие квесты с собственными большими локами, даже не с одной. У Карлах, Гейла, Уилла и Астариона квестов нет вообще: надо просто два раза поговорить с определенным персонажем, а потом еще раз поговорить в конце. Но Астарион хоть по характеру раскрывается, в отличие от остальных. Сюжетку Уилла я прошел и вовсе без Уилла в пати - ничего не изменилось, лол. В лагере персонажи молча стоят на своих местах. Никаких диалогов перед сном (кроме редких ивентов для конкретного перса), никаких совместных действий. Это и близко не лагерь из РДР 2, это и близко не лагерь из бг2, где персонажи болтали, ссорились, а при неправильной компоновке можно было обнаружить кого-то с перерезанным горлом. Тут была одна неловкая драка, которая сошла на нет одной репликой с простецким чеком. В открытом мире герои изредка кидают друг другу ванлайнер, но и те очень быстро исчерпываются для такой долгой игры. Камео персонажей из бг2 прикольные, но очень короткие. Минск и Джахейра совершенно не раскрыты, как и Саревок с Виконией. Саревок и Джахейра перекидываются едва ли одной строчкой диалога каждый. Лично мне обидно, что напарники совершенно ничего не делают в лагере и не общаются друг с другом.

Такое ощущение, что собирали лоскутное одеяние сценария и бэкграунда professional writer - freelancer. Не секрет, что игра была и в аутсорсе, потому не удивлюсь, что и сценаристы были не свои. Это хорошо проявляются в меняющихся на каждом шагу характерах: вот Уилл говорит, что разрыв пакта лишит его сил и он станет просто очереднярой, в следующий момент он собирается посвятить свою жизнь охоте на демонов, а в финале говорит, что силы уже исчезли и он больше ничего не может. Вот Шедоухарт мечтает о спокойной жизни в уединенном доме, а вот она рассказывает, что не может дождаться дальнейших приключений и вызовов.

Отношения с напарниками тоже сломаны (я не думаю, что это так и задумывалось). Поговорив с Халсином один раз за игру, он уже сам подкатывает весла к герою и валит строки типа "В лагере ты ухаживал за мной не как хозяин дома, но как любовник, я тоже влюблен в тебя". И так с каждым, вне зависимости от взаимодействий и толком вне зависимости от уровня одобрения.

Не красят происходящее и диалоги. На кой черт было тратить столько времени сил, нашего места на ссд на эти бредовые клоузапы с эмоциями из симс 2 и анимациями из ворлд оф воркрафта? Чтоб разъебать драгон эйдж и масс эффект? Или для ПриКоЛЬнОй пОрНуШки, где можно всех нарядить в стринги и посмотреть без цензуры, как голенькие квадратненькие персы с приклеенными к плечам волосами (опять как в ВоВ) дрожат и неловко трутся друг о друга 3 секунды до "фейд ту блэка"? Нарратор в ДОС 2 делал куда больше работы в любом диалоге, красочно и витиевато передавя эмоции и чувства. Даже романсы были куда более интересно написаны.

В мире игры нет загадок. Есть пара примитивных ребусов, но ничего интересного, прям серьезно заставляющего тебя искать и собирать информацию, пробовать свои силы, подбирать решения. Куда бы ты ни шел, ты не встречаешь ничего нерешаемого, все проходится в два счета.

Второй акт после просторного первого ощущается очень душным. Он просто встает на рельсы и везет тебя по маленьким полупустым коридорам-тропинкам, убивая весь простор и эксплоринг огромного первого акта. Два светлых пятна - локации из квестов - ВНЕЗАПНО - Шедоухарт и Лаезель.

Многие игроки недовольны третьим актом: впечатления от него сильно меняются от стиля игры. Третий акт имеет несколько своих крутых квестов, а в остальном наполнен последствиями предыдущих действий игрока. Тут-то и открывается, что добрый персонаж получает намного больше. Надо спасать не только тех, кто нравится, надо помогать всем. Каждый тифлинг и гоблин появятся, чтоб сделать что-нибудь прикольное. В целом, мне третий акт понравился намного больше второго и немного меньше первого. Но именно в нем окончательно проявляется упущенный потенциал игры - ...

...Злой персонаж бесполезен (если это не ориджин Dark Urge). Зло все еще абсолютно хаотичное по архетипу и сводится к "творю хуйню ради нихуя". Свен слукавил, когда говорил, что у всех будет свой путь, слукавил он еще и когда говорил, что проваленные проверки в диалогах не отрезают путь, а открывают новый. Из-за провала придется нередко убивать персонажей или напарников и это просто отрежет кусок третьего акта, не дав ничего. А ведь можно было значительно расширить опыт игрока, сделав прохождение за добрую арку: беженцы, таверна, арфисты и за злую: гоблины, башни, культисты, ну и нейтральную, где можно было бы зацепить часть квестов от каждых, но не все, чтобы были стимул посвящать себя сильнее определенному алайнменту. На данный момент добрый персонаж выбивает двери в хату злу ногой и вытирает всеми злодеями пол, в то время как злой герой - это просто шнырь-курьер и попуск, которого юзают и предают. Единственной его удел - выбирать внезапно появляющиеся хаотично-злые варианты диалога, лишая себя контента. Добрый перс не теряет ничего, он даже в культ Баала преспокойно может попасть, никого не убив.

Ах да, эпилога нет. Что случилось с кем-то кроме гг с его романсом - неизвестно.

Зато есть вот такое чудо
Зато есть вот такое чудо

Вот такие выводы. Напридумывал ли я себе несбыточных надежд и разочаровался не увидев их, или игра была и вправду слишком амбициозной для Лариан - решать вам. Я лично считаю, что второе: перед разработчиками не стояло невыполнимых задач и было достаточно ориентиров из существующих проектов. Ничего не мешало выбрать лучшее и склеить в одну игру.

П.С. Всем спасибо, кто дочитал до конца. Можем поперекидываться говном или подрочить друг другу в комментах.

П.П.С. Думал, куда постить: в оффтоп или в игры, а потом подумал, что с качеством нынешнего контента на ДТФ, ничего я в "играх" не испорчу.

112112
211 комментарий

Надеюсь ей рейтинг то занизят, ведь винке в своем репертуаре делает охуительный первый акт и ложит хуй на всю остальную часть игры. Нормезы играют 3 часика начинают боготворить и вот теперь это лучшая игра всех времён и народов. А то что большинство выборов в этой игре это фантик они узнаю лишь спустя 150 часов нудной беготни, которая может и веселила первые 50 часов.

24
Ответить

Да, дядьке столько лет, а совершает типичные ошибки студента: первая глава курсача охуенна, потому чт описалась и редактировалась 90% времени, а дальше прыжок щучкой в говно.

Для примера, из долгого теста первого акта стало понятно, что надо дописать Шедоухарт, а Уилла - переписать полностью. Сам я тогда не играл, но говорят, что их капитально переделали. А второй и третий никто и не тестил ведь.

14
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

делает охуительный первый акт и ложит хуй на всю остальную часть игры. Нормезы играют 3 часика начинают боготворить и вот теперь это лучшая игра всех времён и народов.Но этот ахуенный первый акт имеет в себе примерно 50-70 часов геймплея и действительно играется как лучшая игра за последние лет 10.
А так по классике ждем через полтора года дефинитив эдишн чтоб получись уже точно игра всех времен и народов.

2
Ответить

Да поебать на выборы
У игры механ на одну половину проебан, на другую не работает. В древнем Айсвинде с поправкой на RTwP боевка больше соответствует днд, чем тут.

Ответить

Спасибо, дамы и господа, за ваши подробные обзоры. Теперь я точно знаю, что, пожалуй, продолжу играть в Героев 3.

12
Ответить

Хуй знает, правильно ли поступишь, потому что всё, что я читал в обзорах, в принципе во мне отозвалось согласием, но в игре всё равно интересно находиться, искать оружие покруче, кидать противников друг в друга и т.д.

14
Ответить