Persona 3 — двенадцать лет спустя

Стоит ли в нее играть в 2018-м?

Persona 3 — двенадцать лет спустя

На первый взгляд, Persona 3 кажется меланхоличной игрой. Ваш персонаж — молчаливый сирота, который переезжает в другой город, где вокруг него такие же несчастные или попросту странные люди. Кроме этого, он, как и некоторые его друзья видят мир иначе. Они не засыпают в Темный Час, время, когда нечисть выходит на улицы. На месте их школы вырастает огромная башня Тартар, которая кишит монстрами. И только дойдя на верхушки можно избавиться от них. Для этого они высвобождают своих внутренних чудовищ — Персон, природа которых непонятна.

Но это все происходит ночью, а днем главный герой — обычный японский школьник, со спортивными клубами и прочими заботами жизни. И выбор играет большую роль, ведь на всю игру выдан год. Каждый день вы можете делать не более двух дел. Поэтому вне битв нужно соблюдать баланс между прокачкой социальных параметров и встреч с людьми. Бегая и мутузя монстров едва ли научишься тому, что пригодится в жизни, да и о социализации забывать не стоит. Именно в этой части игры появилось то, что отличает Persona от Shin Megami Tensei — social link’и. Это особые персонажи, с которыми протагонист проводит время. Здесь игра превращается из JRPG в визуальную новеллу, а в случаях с девушками даже и в дейтсим.

Разговаривая с людьми, понимаешь, что для них главный герой — простой человек, а никакой не борец с монстрами. Но даже если они и просто живут своей жизнью, то это не значит, что у них все хорошо. Наоборот, эти люди в какой-то степени несчастные и погрязли в невзгодах. Например, старики из магазина поддержанных книг, у которых из памяти о сыне осталось только хурма, растущая в школе главного героя. Потом выясняется, что дерево вовсе хотят спилить для расширения школы. Что с этим делать? Проблемы такого рода у всех social link'ов, от неразделенной любви до непринятия самого себя, таким как есть. Но позднее они понимают, что зацикливаться на прошлом — не выход, и надо идти дальше.

Жизненный персонаж. Впрочем если вам реально лень, то ничто не мешает не участвовать в жизни школы.
Жизненный персонаж. Впрочем если вам реально лень, то ничто не мешает не участвовать в жизни школы.

Вечером можно исследовать Тартар — логово монстров «теней». Перед каждым походом вы выбираете своих напарников, у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Главный герой же умеет менять персоны, которые может получить как после боя, так и через слияние различных персон. Новому монстру идут некоторые скиллы и атаки «родителей». И здесь помогают те разговоры с людьми. Каждый social link представляет собой аркану карт Таро и поэтому каждый новый уровень общения с ними эквивалентен какому-то бонусу очками опыта этой арканы. А дойдя до максимального уровня, открываешь совершенную персону, которая мощнее всех остальных в своей категории.

Виабу Андре Лоран Жан Геро не только рассказывает вам свою историю о том, как ему одиноко, но еще и помогает прокачивать персон арканы «Умеренность».
Виабу Андре Лоран Жан Геро не только рассказывает вам свою историю о том, как ему одиноко, но еще и помогает прокачивать персон арканы «Умеренность».

Собрав команду, вы отправляетесь исследовать башню. И тут с этим проблема, dungeon crawling в Persona 3 — скучный. Каждый этаж случайно генерируется. И сколько не говорили бы о процедурной генерации, она никогда не заменит левел дизайнера. А единственное, что вас удерживает на этаже — возможный лут и необходимость гринда. Если вам это не нужно, то вы можете просто добежать доп последнего доступного этажа. К сожалению, игра не дает вам пройти дальше определенной точки, поэтому как бы ни хотелось, но раз в месяц придется посещать Тартар для прокачки и вскарабкивания наверх. Каждую полную луну появляется босс, а вы идете за ним в мини-дандж. После чего откроется новая зона башни, которая проходится за одну игровую ночь, после чего вы занимаетесь чем угодно кроме битв до следующей полной луны. И сложно без слез на такое смотреть после сделанных вручную дворцов Persona 5 или даже тех же сгенерированных уровней Persona 4, алгоритм в которых гораздо умнее.

Все, дальше прохода нет. Возвращаемся назад и ждем полной луны. (Скриншот был отредактирован, чтобы не спойлерить)
Все, дальше прохода нет. Возвращаемся назад и ждем полной луны. (Скриншот был отредактирован, чтобы не спойлерить)

Бои в Persona 3 традиционно пошаговые, никаких QTE и прочего. Борьба цифр, шансов и уязвимостей. Но в зависимости от версии, в которую играете, может возникнуть новое препятствие. Управлять вашими союзниками мы можете только в Portable. Вы даете им команды: нападать, обороняться, лечиться или самим выбирать что угодно. Стоит ли играть на PSP ради возможности держать ситуацию под контролем — ваше дело. Но и без этого в боевой системе проблемы. Битвы слишком простые. Обычные битвы проходят по следующему образу: анализируете противника, видите его уязвимость, бьете этим элементом, а потом делаете совместную атаку. Иногда и анализировать не надо! Часто враги и вовсе окрашены в цвет своего элемента, а вам нужно выбрать его противоположность. С боссами все еще проще. Зачищая каждый угол Тартара, вы приходите к битве перекачанным, из-за чего она не занимает никакого труда.

Не контролируя напарников часто можно нарваться на ошибки, поэтому проще сразу переключать всех в режим прямого управления.
Не контролируя напарников часто можно нарваться на ошибки, поэтому проще сразу переключать всех в режим прямого управления.

Memento mori. Помни о смерти. Это латинское выражение стало главной темой Persona 3. И эту фразу каждый понимает по-своему. В начале игры может показаться, что это предостережение или даже призыв дорожить жизнью и ничем не рисковать. Но чем дальше идешь по игре, тем больше понимаешь, что Atlus задумали другое. Ситуация вокруг главного героя меняет свой меланхоличный тон и значение фразы меняется на то, что хоть жизнью и надо дорожить, но ты ее должен прожить на все 100% и не смотреть назад. И поэтому нельзя назвать Persona 3 депрессивной игрой, несмотря на все аллюзии на суицид. И, конечно, это не такая позитивная игра как 4, с ее духом похождений а-ля «Скуби-Ду и компания», и даже не 5 с пафосным боевиком. Но поэтому третью часть и ценят. По своей атмосфере она не хуже остальных, она просто другая, поэтому замены ей нет.

Persona 3 после своего выхода получила дополнение FES и порт на PSP. Играть в оригинальную игру нет смысла, ведь в FES все то же самое с небольшими улучшениями, а также новая история о том, что произошло после событий основной игры. В карманной версии ее нет, но основная сюжетная линия такая же в плане контента, плюс оптимизация боевой системы. Другая интересная особенность Portable — возможность игры за девушку. В игре не просто заменяются «он» на «она», некоторые события в игре полностью изменяются, в том числе и доступные social link’и. Из-за чего есть шанс взглянуть на игру в другом свете.

Но это тоже не идеальная версия, PSP слабее PS2, и вместительность UMD меньше чем DVD. Из-за этого из игры вырезали все 3D-локации кроме Тартара и заменили их картинками, а передвижение курсором. Это конечно хуже, чем было, но ни геймплею, ни атмосфере не мешает.

По торговому центру не побегаешь. но ничего с этим не поделаешь.
По торговому центру не побегаешь. но ничего с этим не поделаешь.

Ее поддерживает потрясающий саундтрек от Сёдзи Мэгуро, выполненный в фанк или даже хип-хоп стиле. Конечно, кому-то не понравится слишком пафосный рэп Lotus Juice'а или то, что произношение английского у исполнителей песен хромает и вообще непонятно, о чем они говорят. Все это вкусовщина. Но если за прохождение игры не успела надоесть тема боя с её «BABY, BABY, BABY, BABY», то это о многом говорит.

В интернете часто шутят, что серия Persona началась с цифры 3. Но в каждой шутке есть доля правды. К упрощенному геймплею Shin Megami Tensei III: Nocturne добавили визуальную новеллу с тайм менеджментом и упором на сюжет, а не «данджи». Любители старых частей могут сколько угодно фыркать носом и говорить насколько это «попса и вообще не хардкор». Но если игру помнят через 12 лет после ее выхода, а тем более выпускают спин-оффы, то эту игру есть за что вспомнить.

5858
216 комментариев

"Persona 3 — двенадцать лет спустя"

Бомба просто 12 лет спустя, проходил впервые в начале 2017-го и залип круче, чем в Ведьмака 3. Очень круто играется, одна из немногих ЖРПГ где хочется загриндить все данжи и при этом не такая зубодробительная, как то же SMT3.
Плюс делает свое дело депрессивная атмосфера напоминающая о далеком 2007-м) и школьная жизнь, разбавляющая походы в данжи - после 10-15 этажей подряд ты вымотан, как после работы, а дейтсим дает немного расслабится и развлечься - все как в жизни.
В общем игра маст-хэв для всех и даже не любителям ЖРПГ понравится.
Правда есть один минус - после 110 часов в ней уже больше года не могу заставить себя пройти полностью никакие ЖРПГ, дропнул и Persona 4-5, и Valkyrie Profile 2, и Tales of Berseria, и Final Fntasy X, XII, World, разве что в Ni No Kuni 2 нормально наиграл, но и ее пока не прошел.

15

Я не очень понимаю, как можно пройти тройку, но дропнуть 4 и 5. Они гораздо лучше срежиссированы, темп задан лучше и нет этих утомительных прыжков по этажам.

7

Эмммм, Ni no Kuni 2 же паршивенькая JRPG... И да, Valkyrie Profile начинай с первой части. Они очень тесно со второй пересекаются. Да и не такие уж и большие обе. Если не задрить по каждой мелочи, часов по 30-40 на игру уйти может.

А персоны, с ними все сложно. Как чуть ниже написал, мне вторая ближе. И спустя столько лет я ее вспоминаю, а на третье. Да и в целом, нет JRPG лучше чем Xenogears. В плане сюжета, это венец японского творца.

2

Попробуй Kiseki. ИМХО, это единственная JRPG серия, способная тягаться с персоной.

1

Приятно удивлен этой статье.
Приобщился к серии с декабря 2017 (Persona 4 Golden входит в тройку самых любимых моих игр вообще), FES прошел 2 месяца назад со всеми Social Link'ами, сейчас добиваю платину в пятерке, в мегатены не играл (хотя и не против), хочу сесть за старые части и The Answer.
Эта игра не без косяков:
- В сравнении с 4 и 5 частями начало игры весьма сложное из-за системы усталости (10 боев и твои сопартийцы рвутся домой) и боев, в которых вполне легко можно отлететь к геймоверу на полчаса-час назад (некоторые боссы этажей оставят от главного героя мокрое место при первой встрече), если глупить. Это же для меня одновременно и плюс игры, играть было интересно, гринд Тартаруса не изматывал, 4 и 5 части намного легче.
- Все же видно, что это первая проба пера нынешней действующей схемы серии. Перемотки катсцен и быстрого перемещения нет, половина социальных связей разочаровывают своими сюжетом и проработкой (опять же нельзя дружить с парнями из своей группы), рандомное наследование навыков при смешивании персон (страшно даже представить сколько времени я потерял за этими попытками получить все необходимое). При этом есть вещи, которые потом не вернутся - упор на отдачу приказов в бою (в 4 и 5 так играть не выйдет, ИИ сопартийцев слабее, команд в 3 раза меньше), анализ врагов, который из-за этого попросту необходим, разные виды оружия для главного героя, двойные заклинания (включая небезызвестный Армагеддон, который убивает всю сложность в игре), подобие крафта оружия из персон с возможностью получить их же легендарные мечи, копья,луки, etc. Некоторое из этого хотел бы видеть в продолжениях (фьюз оружия частично вернули в пятерке).
- Сюжет местами отдает плохими аниме (робовайфу, злые корпорации, избранный главный герой, непрезентабельные шаблонные злодеи), но это не мешает.

Для меня игру сильно вытягивают 3 вещи.
Атмосфера и 80% сюжета.
И загадочность, которая идет с самого начала игры. В последние 2 месяца безысходности и принятия неизбежного конца я поверил. Финальный босс лучший в серии и может попортить крови, концовка эпик, последняя сцена прекрасна.

Персонажи и некоторые Social Link'и.
Хоть по мне роботы во вселенную вписываются не особо хорошо, та же Айгис одна из моих любимых героинь, Джунпей лучший бро в серии, Акихико лучший бэдэсс гай в серии, Мицуру огонь. Умирающий парень, монах в клубе, вездесущий горебизнесмен Танака и ММОигра с шикарной развязкой очень хорошо запомнились.

Музыка.
Все же для меня Мегуро (ГЕНИЙ) здесь выдал лучший саундтрек в серии. Прекрасные лиричные и меланхоличные треки во второй половине игры, весьма атмосферная тема Темного Часа, боевая тема, которую я слышал тысячу раз и она мне не надоела. Саундтрек 4ки тоже бомбезный, но тройка немного сильнее. Acid jazz из P5 мне не взлетел большей частью.
Очень жду релиза танцевалок у нас.

Люблю тройку, хоть и прошел ее 12 лет спустя.

5

Многие из названных проблем исправили в версии для портативок. Многим не нравится решение с городской частью, но как по мне, оно гораздо больше подходит серии - за каждую игру набирается по десятку часов пустой беготни - а тут сразу попадаешь в нужное место. Ну а сюжет худший в серии - это да.

1

На финальном боссе там тема бомбическая. Одна из лучших боевых тем во всех мегатенах

https://youtu.be/UT2AAfBPtoQ

3