Записки ездового кота

Ездовые коты, Запрягаешь - везут!Не собьются с маршрута, но частенько грустят почему-то.
Ездовые коты, Запрягаешь - везут!Не собьются с маршрута, но частенько грустят почему-то.

Подводя итоги второго десятка лет программирования на плюсах в самых разных областях, от гидроакустики и систем контроля доступа, до портирования старого софта и разработки игр, оглядываюсь назад и в памяти всплывают разные истории из жизни, иногда глупые и смешные, иногда пугающие и мистические. Но всегда настолько запоминающиеся, что их цвета не поблекли за давностью лет и сейчас. Сам удивляюсь, как у рядового программера набралось их так немало.

Записка номер раз, или железный человек

Начинал я свою работу в фирме, которая в начале нулевых ставила системы контроля доступа на всяких режимных объектах, вроде завода "Звездочка" в славном городе Северодвинске. Город расположен, как вы могли догадаться на берегу реки Северной Двины в Архангельской области, вблизи Белого моря. Природа там - закачаешься, сам город окружен живописными лесами и озерами, охота и рыбалка там, наверное, самые красивые из тех мест что я побывал. Зимние пейзажи снегопадов и мороза создают особый очаровательный облик города.

Записки ездового кота

И среди этого морозного великолепия стоит завод, который выгружает с подлодок ТВЭЛы, да периодически эти лодки попиливает. Как и положено любому серьезному режимному объекту, внутри тоже все жутко режимное, а некоторые места требуют еще более серьезной охраны, вроде тех, где эти ТВЭЛы и выгружают. Два раза в год я с коллегами катался на плановые замены и обслуживание всякой мелочевки вроде просветных и объемных датчиков, иногда лазерных элементов, все в порядке вещей - техника портится и стареет. Но в какой-то момент датчики начали вылетать чуть ли не каждую неделю, что совершенно не устраивало начальство, потому как - репутация важнее денег. Если честно, за все командировки платил завод, но раз накосячив на крупном объекте, можно потом забыть о прибыльных заказах, да и заказах вообще. Уже на вторую неделю "кризиса" прибыли мы с товарищем в славный город Северодвинск с намерением разобраться, что же в самом деле происходит с системой и датчиками. Сначала думали на скачки в сети, но так все упсами обложено, сначала погорят они, потом уже все остальное. Самое интересное, что чаще других выходили из строя просветные и объемные датчики, которые реагируют на присутствие живых и не особо живых существ. Шучу конечно, в общем они на человека настроены, а на всяких кошек, собак и птиц реагировали не так заметно. Облазили всю систему, все в норме, и даже ни один не сломался за неделю - чудеса прям. Уже собираемся уезжать, купили билеты на поезд, и один из датчиков отказывает, с пылу с жару начинаем разбираться, и есть о чем задуматься, этот датчик мы поменяли по приезду. Решили глянуть журнал посещений, записей там не то чтобы много было, но сделав выборку по вышедшим из строя элементам, времени посещения и как позже выяснилось местам перекуров, находим... виновника? Я не знаю, как это назвать, за два месяца до того, как начался этот цирк, на завод пришла на последнюю стоянку одна из подлодок, а капитан ходил контролировать смерть апл-ки. Дождавшись капраза, который оказался нормальным сибирским мужиком, начали его выспрашивать, зачем он сюда ходит, ответ насторожил - ломается что-то? Я не то, чтобы особо верю во всякие силы, но на руках было 10 отказавших примеров. А вечером того дня мы сидели в кабаке за стопкой чая, а капраз показывал фокусы. Для начала он попросил мой экриксон т28s и положил к себе в карман. У капитана были нелады с техникой, вернее, у техники были нелады с капитаном. Мобилки жили три-четыре месяца, а потом отказывали, купленные в магазине батарейки к приходу домой могли оказаться пустыми. А когда он проходил мимо телевизора на стене, тот шел мушками. Но в походе все нормально было, даже больше - на его лодках был один из самых низких процент поломок. За разговорами да походными байками вечер пролетел как пять минут, а потом капитан отдал мне мою севшую мобилку, которую я утром зарядил. Это сейчас мой новый самсунг еле доживает до вечера, утомившись проверять почту, да показывать часы на экране. Тот эриксон спокойно жил несколько дней на одной батарейке. На следующее утро мы контрольно покурили возле пары датчиков, которые нужно было менять в будущий приезд, и... поменяли их через три дня, потому что они сдохли. Фиксить это было нереально, поэтому на карточку капитана повесили скрипты, которые отрубали датчики, когда тот заходил в зону действия. И оставили местным кулибиным все, что привезли с собой, капитану тут куковать было еще с полгода. Прозвище капитана вы наверное уже угадали.

Заводик "Звездочка"
Заводик "Звездочка"

Записка номер два, или миссия невыполнимяу

Другой объект, время действия - суровая сибирская зима в славном городе Красноярск-45 (Зеленогорск), один из закрытых городов в России, расположенный в Красноярском крае, на юге Сибири. Он был основан в 1956 году как секретный город-атомный центр для разработки ядерного оружия и производства ядерного топлива, там же расположен и завод, который добывает урановую руду открытым способом, потому что богатая этим элементом порода просто выходит на поверхность. До начала 90-х город вообще не фигурировал на картах.

Записки ездового кота

Едем в командировку по причине странных и частых сработок охранки, это была опытная система, на которой обкатывались алгоритмы анализа поведения людей, скорость перемещения, время пребывания, вес, объем, ритмичность походки. Все это собиралось, анализировалось, и среди этой "биг даты" искались разного рода аномалии. Так вот система неоднократно неадекватно реагировала на 70-летнюю уборщицу бабу Валю, поднимая вечером охрану этажа по тревоге, и вереща, что это не баба Валя помещение убирает, а злой шпион тырит секреты добычи урана из тумбочки в подотчетном помещении. Баба Валя на самом деле была та еще коза, точнее, заядлая любительница кошек, и иногда приносила с собой то одного, то другого котэ, который тоже был не прочь обойти и обследовать помещение. На почве чего чуткая электроника сходила с ума от наличия двух тел с разными сигнатурами поведения, когда в комнату заходило только одно, поднимая тревогу по всему этажу. К моменту прибытия людей в черном с автоматами наперевес виновник сидел за пазухой, а старушка божий одуванчик домывала кабинет, проклиная криворуких программистов из далекого Питера. Бабу Валю на заводе знали наверное все, не особо проверяя на входе, поэтому котэ частенько с комфортом транспортировались до места преступления. Вскрылось это все случайно, когда при очередном обходе территории животное решило попробовать на вкус 82В слаботочки и потратив свою девятую жизнь упокоилось на руках хозяйки, а она в слезах пришла к охране. А мы в этот момент седели, потому что опять сработала сигнализация, третий раз за неделю, а обрыв провода может погасить только начальник охраны своей карточкой, весь этаж в сиренах, и на помощь охране этажа спешат люди в черном с кпп во главе с директором завода. Стопкой чая там не обошлось, но систему мы в итоге запустили в опытную эксплуатацию.

Без кота и жисть не та.
Без кота и жисть не та.

Записка третья, или человек-амфибия

Закончив в 2006 году универ, я устроился в контору, которая занималась разработкой техсредств обнаружения всякого подводного, что пытается всплыть там, где не положено, и посмотреть куда не дозволено - стационарной гидроакустикой, короче. За спиной три года пром кода всяких крутых скуд систем, я на пике Балмера от возможности поучаствовать в разработке не менее крутых программных комплексов. Так получилось, что я пришел на самое начало проекта, фактически единственный программер-прикладник на новом софтовом комплексе, который обкатывается выездами на природу куда-нибудь за полярный круг. Приехали в cлавный город Гаджиево, и я гордясь изделием Н, в котором бьются байтики написанного мною кода, шагаю по сопкам примерно в сторону восхода. Изделие Н угловатой формы, собранное из комплектующих, которые в принципе могут работать недалеко от слабенького ядреного взрыва, весом чуть больше 10кг и я радостно тащу его навстречу солнцу по дороге среди сопок.

Сопки и подлодки
Сопки и подлодки

К исходу второго часа путешествия я понимаю, что дороги в принципе нет, только вешки стоят по краям, изделие прибавило в весе, и обзавелось особо квадратными и неудобными углами, которых я не особо чувствую, да и спину тоже не всегда. И саморучно скомпиленные байтики в дебаге, потому что в релизе течет память, а всяких valgrind еще не придумали, не так уже и радуют. Не важно, мужики не ноют, они просто идут вперед, даже когда уже не могут. Добираемся до места и разворачиваем аппаратуру, сами антенны стоят на дне. Включаем и настраиваемся, просим приданный нам буксир походить с уголковым отражателем, чтобы точнее подстроиться под рельеф. Где-то через полчаса видим, что от буксира в сторону антенны плывет водолаз и радостно в рацию сообщаем - "мы вас видим, зачем пустили пловца без команды". А нам отвечают удивленно, - "водолаз, вот, сидит на палубе, продувается". Тут уже настала наша очередь удивляться, потому что кроме людей, так ровно ходят только акулы, касатки, да еще пара морских, которым тут точно не место. Просим буксир подойти посмотреть через ГБО (локатор), что за чудо там ходит, но как только буксир тронулся с места отметка растворилась. Так повторялось еще несколько раз за время испытаний, когда приходил буксир с людьми и спокойно стоял, от него отделялся "водолаз" и плыл в сторону антенны и немного покрутившись на границе эхоямы пропадал, или пропадал раньше, если буксир начинал двигаться. Что там было, мы так и не придумали, возможно это было эхо от винтов буксира, которое так резонировало, или может какое-то животное, или плотный косяк рыб, который тоже может "светить".

нерпа обыкновенная
нерпа обыкновенная

Записка четвертая, или сила есть - ума не надо.

Очередная командировка на край света в славный город Владивосток. Защищаем границы родины от всего подводноплавающего в бухте Золотой Рог. Сдача системы охраны акватории движется к завершению, но кому-то из погонов приходит идея сделать резервный пост наблюдения не по месту размещения основной системы, а в командовании части за пять километров от бухты. Команда не была особо рада, потому что все уже настроились на сдачу комплекса и поездку домой, но делать нечего, кто девушку ужинает, тот её и танцует. Дополнительным условием квеста стало, что в существующие сети включаться не разрешили по вопросам безопасности. В итоге решили кинуть оптику, но с учетом того, что это негражданская система то и оптика получалась негражданская, суровая оптика получилась, 6 жил в двойной броне. К моменту развертывания второго поста попросили командира подсобить матросами, чтобы кинуть времянку по воздуху в месте вероятного прохождения трассы кабеля, закапывать будем попозже. Выделенным бойцам было дано задание кабель с двух катушек утащить отсюда в сторону командования, но то ли мы слишком громко рассуждали как лучше кинуть трассу, толи матросы попались очень "смышлёные" - бойся своих желаний. Наши слова кинуть кабель по воздуху были восприняты буквально, где-то он шел по деревьям, где-то по кустам, лавочкам и игриво свисал со столбов, но практически нигде не лежал на земле. Надо сказать, к чести служивых, справились они за несколько дней, размотав все 5 с лишком километров с катушек. Да только вот когда начали включать резервный АРМ, то оказалось что связи нет. Вероятность такого исхода была маловероятна, кабель проверяли перед отправкой, а повредить его может разве что мегалодон, если решить закусить на глубине или дикий экскаватор в порыве раскопок. Делать нечего - идем вдоль трассы, удивляемся смекалке матросов-срочников, "удивлялись" матерными словами где-то с километр, после чего удивляться начал уже всегда спокойный ГИП, когда увидел узлом завязанный кабель, бережно накинутый на ветки, чтобы не упал. Чтобы понять всю абсурдность увиденного, попробуйте завязать узлом ветку от дерева размером с руку, жесткость сопоставимая.

Владивосток, мост только строили
Владивосток, мост только строили

Таким образом кабель, как оказалось, был повешен еще в двух местах. Естественно, ни о каких допустимых радиусах сгиба речи уже не шло, пришлось вызывать из столицы мастера, который умеет варить такую оптику, потому что местные все отказались, даже за все деньги мира. Из 6 жил не пережили экзекуцию 4, и конечно разные в разных местах, канал был порван основательно, за сварку всех повреждений отдали стоимость новенькой Лады. Добиться внятной причины от отряда халков - "на... вы это сделали?" не удалось, все отнекивались и показывали пальцем друг на друга, да все бестолку. Систему сдавали с сильным опозданием, мечтая уже просто вернуться домой и закатив хороший фуршет для командования базы.

Это конечно не все записки ездового кота, другие оформлю и выложу попозже, если вам понравилось.

44
4 комментария

Мужик, у тебя текст про капитана с датчикам - два раза написан. Видимо, капитан тебя трогал за всякое, и ты тоже начал сбоить )

1

как то оно попало в описание картинки, убрал

1

Пресвятые коты 😮