Alan Wake > Last of Us - объясняю почему

Алан Уэйк как синглплеерный сюжетно-ориентированный проект во много раз превосходит первый ТЛОУ практически по всем фронтам. Но почему-то Alan Wake 2010-го года запомнился всем как "проходное линейное одиночное приключение среднего качества", а Last of Us 2013-го года как "величайшая игра всех времен", почему-то про Алана почти никто не вспоминает, а Ласт оф Ас получила всевозможные награды, её до сих пор обсуждают, снимают сериалы и т.д. Разбираюсь почему.

Как их вообще можно сравнивать

Как мне кажется, у TLOU и AW очень много схожего:

  • Консольный эксклюзив седьмого поколения (на релизе);
  • Неспешный экшн от 3-его лица с упором на стрельбу;
  • Фокус на сюжет и кинематографично поставленные кат-сцены;
  • Однообразный репититативный геймплей;
  • Реалистичный сеттинг, искаженный фантастической завязкой;
  • Неожиданный поворот в конце (фразу "это не озеро, это океан" я считаю за неожиданный поворот);
  • Можно собирать записки...

По факту, игрокам в начале 2010-ых выкатили два схожих проекта, у которых была одна цель объединить в себе кино и игры, без ущерба тому и другому. И у обеих игр это получилось: кор геймплей обеих игр достаточно увлекательный, что не надоедает на протяжении всего прохождения (10 часов для Алана, 15 часов для тлоу); оба сюжета очень легко экранизировать (тлоу уже состоялась как сериал; Алан буквально сделан как сериал, там даже ничего выдумывать не нужно для экранизации - но об этом позже).

Дальше я буду сравнивать по пунктам две игры, чтобы доказать тотальную доминацию Алана Уэйка над Джоулем Миллером.

Какие же кайфовые, хоть и пустые, мирные эпизоды в Алане. И не приходится слушать маленьких писклявых девочек.

Сюжет тлоу

Начнем с главного - с того, за что Ласт оф Ас собрала все награды, почему забрала игру года у ГТА 5 и почему обсуждения по ластухе до сих пор не утихли.

Сюжет Тлоу — это вторичный пережеванный кал, состоящий из штампов:
- Зомби-апокалипсис, в котором осталось не так много людей — вот это да;
- Выжившие люди превратились в монстров и стали даже опаснее зомби — еще одно откровение;
- Отец потерял дочь, но нашел ее в другой рандомной девочке — уххх;
- Негр убил себя, когда его младший брат, обратился в зомби — вау;
- Во второй части даже появятся сектанты, настолько авторы тлоу не могут выдавить из себя хоть что-то оригинальное;

Как при этом сам Дракманн и фанаты игры оправдывают вторичность мира Тлоу? — "Эта игра не про зомби, а про людей, про их взаимоотношения". Но этот аргумент нужен только для того, чтобы скрыть творческую импотенцию сценаристов Тлоу. Этот аргумент не имеет смысла, ведь в чем проблема поднимать проблемы отношений людей друг к другу, но в оригинальном сеттинге? Такой уровень проработанности мира может зайти только очень не искушенному игроку/зрителю, привыкшему кушать кал под соусом глубоких психологических проблем между людьми.

Что по поводу самих взаимоотношений людей в Тлоу. Эта тема одна из самых простых для развития и для создания драмы. Но при этом одна из самых эффективно действующих на аудиторию. Ведь тяжело сопереживать писателю, у которого творческий кризис, тяжело понять, что чувствует Генри из Скалицы, желающий вернуть своему имени честь в Средневековой Богемии. Гораздо проще поплакать вместе с мужиком, который потерял дочку. Ноти Дог воспользовались самыми примитивными приемами, чтобы затронуть чувства людей. Но стоит отдать им должное, сделали они это талантливо. Персонажи получились живыми, за их взаимоотношениями приятно и интересно наблюдать, драматически игра отлично работает. На руку играет повышенная вовлеченность в происходящее игрока, по сравнению с кинозрителем. И завершает игру неожиданно сильная для такого сценария концовка. Вот и вся формула успеха для максимально попсового попкорного произведения: взаимоотношения отцов и детей, спасающих мир, на фоне зомби-апокалипсиса с неоднозначной концовкой.

Не подумайте, мне понравился первый Тлоу, я считаю Тлоу достойной игрой и могу легко ее любому посоветовать. Но это как восхищаться сериалом про Локи, когда есть Better Call Saul. Да, Локи неплохой и вполне смотрибельный, но это не даже близко по уровню качества. Ну или, если хотите, это как восхищаться Евой Эльфи или Джией Лиссой — да неплохо и симпатично, но абсолютно беззубо, попсово и скучно.

Сюжет Алана

Сюжет Алана Уэйка мимикрирует под типичный телевизионный хоррор. Мимикрирует настолько тщательно, что по факту им и является. Повествование в игре буквально сделано как тв сериал. И я говорю не про стилистические приемы, типа рекапа перед каждым эпизодом и музыкального аутро в конце. Алан Уэйк отыгран, поставлен, "снят" как среднебюджетный ужастик для тв. Потому Алана было бы невероятно легко экранизировать, достаточно оформить экшн-геймплей в кат-сцены и получим готовый сериал.

В то время как простейшая история об отце и дочке из Ласт оф Ас пытается быть дорогим и качественным блокбастером, Алан Уэйк в "заезжанную" и "дешёвую" форму облекает куда более сложный, самобытный сценарий с кучей уникальных находок.

  • Главный герой — писатель, что уже с супер нетипично как для кино, так тем более и для игр.
  • Темная сущность пробуждается только от творческого воздействия на неё, дальше она овладевает сознанием "творца" и заставляет изменять реальность посредством творческого процесса писательства. Потому полностью перемешиваются реальный и художественные миры, они непосредственно влияют друг на друга.
  • Алан Уэйк на протяжении всей игры должен следовать сюжету собственной книги. По всем локациям разбросаны странички из этой книги, где можно узнать, что будет дальше. И сюжет нельзя изменить: если написано, что Алан услышал рёв бульдозера и тот накинулся на Алана со своим ковшом, то приходится смиренно идти вперёд и ждать, пока на тебя нападет бульдозер.

Если это не оригинальный сценарий, то я даже не знаю. Концепция путешествия по написанному произведению поднимает огромное количество тем и предлагает оригинальный взгляд на художественные произведения. Эта идея обнажает сценарное закулисье, те самые скриптовые рельсы предстают перед игроком черными буквами на белом листе бумаги. Игрок буквально видит, что всё уже предрешено, что от него ничего не зависит, но игрок вместе с Аланом все равно должен пройти этот путь и этот путь не будет легким, потому что Алану, будучи пленником Темной сущности, приходилось писать хороший сценарий. И Алан сделал всё, что в его силах, чтобы написать его.

Этот факт объясняет примитивность и "дешевизну" выбранной нарративной формы для игры. Ведь Алан Уэйк - это популярный писатель, который пишет массовые детективчики и ходит на "Урганта" рекламить свои книги. То есть все шаблоны и типичные приемы объясняются талантом Алана. Потому пробудившееся древнее зло в американском захолустье, противостояние света и тьмы, актерская игра из "дешевого" серика по тв, плоские второстепенные персонажи - это всё нельзя предъявить авторам "Алана Уэйка", это можно предъявлять самому Алану Уэйку. В свою очередь авторы "Алана Уэйка" высмеяли произведение Алана, подав его как дешевый серик по тв.

Ну круто же?! А? А? А?

По сложности и оригинальности сценария Алан и Тлоу даже близко не в одной весовой категории. Но даже если не сравнивать сценарии КОНЦЕПТУАЛЬНО, а просто сравнить запоминающиеся сцены, ходы и т.д., то для меня Алан все равно выигрывает.

Что мне запомнилось в тлоу, кроме концовки? Крутой кинематографичный опенинг, Джоуля подвесили вверх ногами, он отстреливал зомби, негр убил брата-негра, а потом убил себя, дали поиграть за Элли: надо было спасаться от педофила-людоеда - больше ничего на ум не приходит. Не сказать, что эти моменты вызывают какое-то "вау", просто когда 90% времени ты лазаешь на карачках по помойкам и собираешь мусор, то даже такие моменты откладываются в памяти как особенные.

Не сказать, что в Алане на порядок лучше с количеством запоминающихся моментов, но они в разы креативнее, чем в тлоу

  • Перестрелка под рок концерт на сцене. Абсолютно безумный и выбивающийся из общей атмосферы момент, который просто показывает, что разработчики сами фанились и хотели, чтобы фанились игроки. При общей несуразности этот момент все равно сюжетно вписан и сюжетных вопросов не создает.
  • Возможность выжигать светом слова, чтобы они становились объектами реального мира. Абсолютный геймплейный ахуй, который по максимуму раскрыли в длс "The Signal". Идея, что писатель внутри собственного произведения фонариком выжигает из летающих слов патроны, фонари, врагов, батарейки — восхитительно, не только идейно, но и геймплейно. Теперь одно из моих самых ярких впечатлений от игр, в принципе
Как же приятно, когда в толпе врагов затерялся "Boom!"
Здесь я пытался выжечь напавшие на меня летающие книги, но случайно выжег себе "глаголом" врага, от которого пришлось отстреливаться. Ахуй же, ну.
  • Момент, когда Алан попадает в психушку и доктор пытается его убедить, что Алан сумасшедший и ему необходимо пройти лечение. К этому момент общий сюжет ещё не до конца понятен, а потому доктор играет не только с сознанием Алана, но и с сознанием игрока. Момент выбивает почву из под ног и заставляет усомниться, а не сон собаки ли всё вокруг.
  • Ещё один крутой момент из длс "The Writer", когда Алан попадает в колесо обозрения, состоящее из локаций из жизни Алана, и он бежит по этому колесу, а злой Алан угорает над ним и шутит про белку в колесе.

Даже музыка

С точки зрения саундтрека, как бы я не таял каждый раз, слыша заглавную тему тлоу от Густаво Знатнонавоняли, Алан Уэйк банально богаче на музыкальные решения, в конце каждого эпизода звучит песня, и её выбор меня каждый раз по-хорошему удивлял. Авторы откровенно играются с настроением игрока, включая разные композиции. Это в положительную сторону отличается от приторной тоскливой однообразной музыки в тлоу. Я не говорю, что в тлоу плохой саундтрек, он отличный, просто креатива в выборе атмосферы, настроения в Алане в разы больше.

Тлоу лучше в одном

Геймплейно тлоу, надо признать, вариативнее, создаёт больше необычных ситуаций, больше способов прохождения одной и той же локации, больше разных видов оружия. Также от оружия гораздо более значительный импакт, оттого стрелять в тлоу куда приятнее, чем в Алане. Но самое главное, что в тлоу есть кровища и стреляем мы по мясу, а не непонятным силуэтам Темной сущности. Это огромный плюс тлоу, и выполнен гор на восхитительном уровне. Разможжить тушу зомби, а особенно человека, в тлоу несравнимо приятнее, чем разобраться с любым врагом в Алане.

Да, уникальный концепт предварительного высвечивания врагов фонариком это креативно и прикольно, но всё же заряд в ебло из дробовика круче.

Так выглядит кор геймплей Алана

Итоги

На одной чаше весов — слезовыжимательный соевый блокбастер о бедной девочке и ещё более бедном, но суровом мужике. На другой — смелое постмодернисткое приключение, оголяющее сценарий, предлагающее уникальный способ нарратива, переизобретающий игровые записки, с кучей оригинальных сюжетных и геймплейных идей в самоироничной форме "дешевого" сериала.

Для меня выбор очевиден. И также очевидно, почему одна игра стала одной самых значимых игр в истории видеоигр, а другая осталась нишевым проектом, снискавшим только любовь пары ценителей.

В Алане можно водить тачку и сражаться с Монстер-траком, почему вообще кто-то играет в тлоу?
133133
203 комментария

Искренне не понимаю, почему спустя такое количество времени, у многих людей продолжает так неистово полыхать жопа от ластухи.
Какой - то локальный феномен.

57

да вообще странно сейчас писать такие не то что сравнения, а вообще "разборы", спустя столько времени. Что игрок, что зритель сейчас пиздец какие избадованные, а значит буквально что угодно выглядит как "трижды переваренный кал". Круто наверное такое было бы написать те самые 13 лет назад, когда игры только релизнулись. Сейчас это выглядит просто как безыдейный высер и тот самый "трижды переваренный кал", который не видел пока только ленивый. Даже необязательно про конкретно эти игры, а вообще.
Все мы дохуя умные задним числом.

10

Комментарий недоступен

47

в тексте есть буквально и "соя" и "слезы", забавно.

16

комментарий не читал, но он явно базированный

Комментарий недоступен

28

чё? кто те, кто так запомнил Алана? Алана Уэйка все +/- помнят как дерьмовый геймплейной, но ахуенный сюжетно и атмосферно экшн-адвенчуру-хоррор в духе Кинга, почти не встречаю о его негативных или холодных оценок

25