Что выбрать: TouchDesigner, Notch или Ventuz? Подробный разбор систем

Что выбрать: TouchDesigner, Notch или Ventuz? Подробный разбор систем

Привет, мы — Akademia, студия интерактивного дизайна. New media art с использованием CGI, 3D и иных интерактивных решений стал необходимой частью бизнеса и активно внедряется в создание презентаций, промо- и выставочных инсталляций. Разработчикам, которые смотрят в сторону realtime-графики и хотят в этом развиваться, может пригодиться наш разбор популярных систем для решения подобных задач.

Мы проанализировали и оценили на своем опыте, какие программы помогут вам прокачать свои навыки и стать востребованным специалистом в нужных вам нишах. И заодно разберемся с понятием «зерокодинг», к которому данная тема имеет прямое отношение.

Уникальный опыт VS блочный зерокодинг

Не только в бизнесе, но и целом в мире наблюдается конфликт скорости и уникальности. Каждому нужно быстрое решение конкретной задачи, но при этом оно должно быть и качественным, и неповторимым — опыт конечного пользователя должен быть абсолютно уникальным.

С первой задачей — скорость решения — в digital-среде справляется ставший в последний год популярным зерокодинг или ноукодинг. Оба слова обозначают одно понятие — программирование без написания кода. Зерокодинг (от «zero», ноль — кодинг с нулевым кодированием) и ноукодинг (от «no», нет — кодинг без написания кода) — это одно и то же.

Среда разработки в зерокодинге представляет собой графический интерфейс, пользователь которого собирает новую программу из уже готовых модулей. На таком принципе работают сервисы создания e-mail-рассылок: вам нужно просто перетянуть мышкой подходящий блок на нужное место, и собрать из таких вот кубиков готовую рассылку. Так же работает создание сайтов, приложений, игр, чат-ботов и баз данных.

Почему зерокодинг стал таким популярным, понятно: чтобы начать с ним работать, не нужно осваивать историю и языки программирования, порой мучительно пытаясь создавать длинные коды, и выискивать в них ошибки и баги. Достаточно иметь логическое мышление или технический склад ума, чтобы выстроить алгоритм под нужную задачу и собрать ее решение из подходящих блоков. Тем более, программ и сред разработки на рынке достаточно практически для любой бизнес-задачи.

Но тут раздается барабанная дробь и включается вторая задача, которую надо решить — получение качественного и уникального опыта. Который особенно важен в new media art, а мы в Akademia точно знаем, как именно это работает. Презентация данных для бизнеса, обеспечение realtime-графики выставок и музейных инсталляций — для каждого случая нужна и мощная креативная идея, и кастомизация в работе с ее воплощением.

Приведем несколько примеров. Сначала, в «нулевых» культовые Gorillaz порвали рынок своими мультимедийными концертами с элементами 3D. В 2010-е элементы виртуальности, AR, VR, 3D и даже realtime-графику стали использовать бренды одежды — от люксовых до джинсовых. Ближе к 2020-м появился крупный формат — иммерсивные выставки, в пространстве которых каждый желающий может стать частью работ Босха или Ваг Гога.

Утвердился и термин new media artist — к этой специальности относят специалистов в области программирования, разработки и визуальной графики. Интерес к профессии и её скиллам понятен: realtime-графика и визуальные эффекты используются не только в игровых и культурных проектах — они шагнули в бизнес и другие сферы жизни. И скоро миру потребуется еще больше специалистов в этой теме!

Чтобы делать подобные проекты, нужно, как минимум, знание Photoshop, Illustrator, After Effects, Cinema 4D. А также — Ventuz и TouchDesigner, программных решений для создания интерактивных realtime-инсталляций. Часть из них — во всяком случае, 3 самых топовых их них — TouchDesigner, Notch и Ventuz, работают по принципам зерокодинга, на нодах — блоках, из которых собирается программный код под поставленную задачу.

Для того чтобы делать все быстро, как не зерокодинге, но уникально, как при «ручном» программировании, есть решение — лоукодинг (от «low», низкий). Это — золотая середина между зерокодингом и классическим программированием. Потому что в лоукодинге разработчик может «дописать» кодом функциональность, внешний вид или какие-то еще детали продукта или задачи. TouchDesigner, Notch и Ventuz позволяют в той или иной степени кастомизировать и доработать решение — и именно поэтому они, как лоукод-системы, очень востребованы.

Мы в Akademia пользуемся TouchDesigner и Ventuz. Но как выбрать из трех самых популярных тот, что оптимален для вас? И какому стоит обучиться, чтобы создавать уникальные решения? Давайте разбираться.

Функционал, юзабилити и интерфейс у всех трех программ схожий: они представляют собой ПО с рабочим пайплайном, основанном на нодах — блоках, каждый из которых преобразует или создает некие сущности или сигналы.

Александр Аксёнов. Программист студии Akademia

В каждой из этих программ можно писать и классический код на различных языках программирования: в Ventuz используется C#; в TouchDesigner — Python и T-script. В Notch можно писать шейдеры на GLSL (как и в TouchDesigner и Ventuz): хотя там это называется HLSL, но суть — та же.

Если браться за освоение любой из этих систем, то можно отталкиваться от тех языков, которые начинающему специалисту уже знакомы — и начать работать именно на них. А затем двигаться дальше и осваивать другие программные продукты. Тем более, что каждый имеет свои особенности и используется в каких-то задачах чаще, чем другие.

Что выбрать: TouchDesigner, Notch или Ventuz? Подробный разбор систем

Это инструмент для motion-графики и интерактивного VFX в реальном времени. Он стал профессиональным стандартом в культурных проектах — кино, телевещании, музейных и театральных постановках, а также в концертах и ивентах разного типа. Рок-группа Kiss отработала свой юбилейный тур 2019-го года с помощью realtime-эффектов, проработанных именно в Notch. Благодаря чему миллионная армия поклонников с восторгом убедилась, что рок-ветераны еще в строю.

Программа позволяет создавать, моделировать, компоновать, рендерить, редактировать и воспроизводить интерактивные элементы в режиме реального времени. Она отлично подходит для реализации разных сценических идей.

Notch — действительно хороший и быстрый инструмент для создания realtime- графики к выступлениям. Он создавался как составная видеоинженерная часть для медиасервера d3. При этом он хорошо интегрируется с другими программами и ведущими медиасерверами.

Илья Дерзаев. Директор по разработке студии Akademia

Можно использовать разные возможности компоновки и визуальных эффектов Notch в источниках живого видео. И создавать уникальный пользовательский опыт с помощью движка визуальных эффектов Notch — реализуя невероятные эффекты вокруг движущихся по сцене исполнителей или актеров. Дым, вода, фейерверки — то, чего так ждут фанаты для получения незабываемого wow-эффекта.

Особенность британского Notch, которая не по душе очень многим пользователям — сложная система лицензирования. Вроде бы вариантов много: есть различные лицензии от 99 фунтов за месяц до 2 100 фунтов за год, и даже есть бесплатная версия.

Но в бесплатной версии нельзя сохранять проекты, а с платными есть другие сложности. Если вы покупаете лицензию на обучение за 59 фунтов, то для ее активации вам нужно получить физический донгл (USB-флешку с кодами) по почте. А поскольку компания сейчас с Россией не работает, то официально оплатить или получить донгл невозможно.

У Notch имеется довольно развитое комьюнити, и с его помощью можно попробовать найти варианты подключения продукта. Но потребуется хороший английский язык — что, впрочем, нужно для любого из трех продуктов.

Что выбрать: TouchDesigner, Notch или Ventuz? Подробный разбор систем

Этот продукт и визуальный язык программирования считается одним из самых общепринятых. Он позволяет создавать пользовательские интерфейсы, работать с лазерами, LED-панелями и визуализацией звука. 3D-графика, генерация изображений, управление сценическим оборудованием и промышленными роботами, интеграция с Microsoft Kinect, разными протоколами и нейросетями — все это TouchDesigner.

Модульный сетап на TouchDesigner используют в мировом туре 2022-2023 гг. знаменитые Red Hot Chilli Peppers. Этот сетап, к слову, разработан российской компанией.

Арсений Лубков. Программист студии Akademia.

Пожалуй, главное преимущество продукта — в том, что к TouchDesigner можно подключать почти безграничное число оборудования разных типов и делать разные кастомные работы. Второе преимущество — у продукта огромное мировое комьюнити. Поэтому в сети можно найти уйму бесплатных обучающих материалов на разных языках (есть и мощное русскоязычное комьюнити), а компания-производитель недавно запустила собственную обучающую платформу. То есть, с точки зрения входа в new media art, TouchDesigner кажется оптимальным. Но у него есть и свои минусы.

TouchDesigner имеет много областей применения, но требует более высокой и широкой квалификации для создания надежно работающих и эффективных инсталляций.

Илья Дерзаев. Директор по разработке студии Akademia.

Как программа и среда, TouchDesigner оправдывает себя в проектах скорее сценических, для которых требуется realtime генеративный контент, завязанный на музыку, сценические активности и, соответственно, на внешние датчики. А для интерактивных презентаций, стендов и прочих представительских или бизнес-проектов больше подойдет Ventuz.

У TouchDesigner есть бесплатная версия, функционал которой ограничен только конечным разрешением выводимого сигнала. Есть и обучающая некоммерческая версия, которая стоит 300 долларов. Коммерческие лицензии можно выбирать в диапазоне от 600 до 2 200 долларов за год, включающие бесплатный апдейт ПО в течение этого года. И есть бонусы для тех, кто развивает свои скиллы — например, при переходе с обучающей лицензии на коммерческую или Pro, предусмотрены скидки.

Ventuz — еще один продукт, который считается отличным инструментом для создания интерактивных инсталляций. Его ценят за хорошую скорость разработки и высокую немецкую надежность. С ним можно создавать генеративную графику, интерактивные инсталляции.

Он интегрируется с UnrealEngine, Photoshop и Substance Designer от Adobe, Cinema 4D, поддерживает и работает с разными форматами баз данных. А также имеет большой набор компонент для работы с touch-экраном.

Это — целая экосистема программ: одна — для программирования, другая — для проигрывания, третья — для трансляций. Работа между ними полностью совместима, и обычно не вызывает проблем. Например, на сайте бренда описан кейс, как трансляция турнира по Dota 2 проводилась с помощью Ventuz — программа отлично справилась с этой задачей.

Александр Аксёнов. Программист студии Akademia.

Создатели продукта раньше занимались разработкой сложных больших презентаций для крупных клиентов типа Microsoft — как это часто бывает, в итоге начали сами разрабатывать ПО, облегчающее задачи такого типа. Так и появился продукт, который хорош для проработки презентаций и выставочных проектов, и сочетает в себе простоту и гибкость.

Ventuz больше подойдет опытному разработчику, потому что у него не очень много обучающих материалов, а комьюнити пока небольшое и почти полностью англоязычное. С Ventuz можно «пилить» 2D- и 3D-контент для презентаций, выставок, пресс-конференций, промо-проектов и концертов — хотя эксперты говорят, что TouchDesigner позволяет создавать более «сочную» картинку.

Кирилл Васерчук. Программист студии Akademia.

Однако такие бренды, как Porsche и Adidas использовали именно Ventuz для своих «сочных» презентаций и остались довольны качеством визуальных решений. В первом случае, автобренд применял Ventuz для создания ярких презентаций конкретных моделей автомобилей и развернутой исторической ретроспективы марки в интерактивном формате.

Во втором случае, Adidas использовал возможности Ventuz для создания масштабной интерактивной презентации к началу празднования столетия бренда (1925-2025). А сейчас, используя возможности программы, Adidas выходит на новые рынки и запускает совместные проекты по интерактивному продвижению на европейском телевидении.

В Ventuz возможна realtime 3D графика в разрешении до 60K, нелинейная анимация, HDRI-рендер, Realtime композитинг и IPP-эффекты с поддержкой общепринятых форматов изображений, AV-форматов и кодеков, широкие возможности импорта и переноса сторонних скриптов и много чего еще, что оценят профи.

Интерфейс Ventuz специфический, его логика становится понятной по мере набора опыта, но она четко заточена под конкретную задачу. Поэтому те, кто имеет опыт в программировании и 3D, и освоил, например, TouchDesigner, обучаются работе на Ventuz примерно за месяц.

Особенностью Ventuz для многих является отсутствие отмены последнего действие (Ctrl+Z), но опытный разработчик к этому нюансу быстро привыкает, и в конечном итоге, это даже больше дисциплинирует специалиста.

Александр Аксёнов. Программист студии Akademia.

С доступом у Ventuz все, как у Notch — мало оплатить нужную лицензию, нужно еще получить по почте физический донгл, что сейчас для россиян проблемно. К счастью, есть возможность приобрести онлайн-версию. На сегодня лицензия для воспроизведения билда стоит 90 евро в месяц, для всего остального — 180 евро в месяц. Постоянная лицензия — около 1 200 евро для воспроизведения и 2 200 евро для остального. Есть и бесплатные версии для обучения и некоммерческого использования, но, как и у других продуктов, они имеют определенные ограничения и водяные знаки.

Вывод: что выбрать и почему?

Что выбрать: TouchDesigner, Notch или Ventuz? Подробный разбор систем

На рынке new media art во всем мире имеется определенный кадровый голод — квалифицированных специалистов на всех не хватает, и потребности в них часто закрываются людьми со смежными специализациями. К тому же, важно желание самого разработчика развиваться: оно помогает быстро прокачивать и совершенствовать собственные скиллы.

Каждый выбирает то, что ему удобно и интересно — и проекты, и инструменты, которые помогают их реализовать. Но с учетом существующих трендов, чем раньше вы поймете свои профессиональные ниши и повысите свои знания в программах, которые для них нужны — тем выше будет востребованность и круче уровень ваших проектов.

Общие рекомендации для тех, кто раздумывает, с чего начать и в чем развиваться:

  • TouchDesigner — для тех, кто хочет освоить одну из самых популярных программ и быстро вырасти в мультимедиа дизайне. Также подойдет тем, кому важно иметь возможность общения в большом комьюнити с русскоязычными пользователями.
  • Notch хорош для тех, кто хочет связать свой опыт с VFX в реальном времени в культурных медиа — на ТВ, в театре, кино или музыкальных проектах.
  • Ventuz — самый перспективный продукт по части работы с бизнесом. Если вы хотите делать уникальные и крутые интерактивные презентации мирового уровня — то именно в Ventuz вам стоит развиваться. Особенно, если у вас есть уже опыт в TouchDesigner — на «прокачку» в Ventuz у вас уйдет не больше месяца.

В зависимости от опыта и желания, все 3 продукта можно использовать и «миксовать». И понятно, что если вы освоили, например, TouchDesigner, то можно смело изучать и другие программы, чтобы повышать и свой уровень знаний, и востребованность на рынке как специалиста. Потому что во многих студиях, включая Akademia, используют не одну, а несколько подобных продуктов. Ну, а если вы уже владеете хотя бы одной из описанных программ, то в нашей студии всегда будут рады крутым разработчикам!

1515
8 комментариев

Привет, мы — Akademia, студия интерактивного дизайна.Найс. Просвечивающий у правого чувака через плохо обтравленную рубашку фон - это часть интерактивного дизайна?

Ну и, конечно, О'Дауд c Айоади, ведь, дали разрешение своих образов в вашей рекламе? Ведь, дали же?

2
Ответить

Привет) Спасибо за ваш комментарий. Пропустили немного обработку, каемся. Ну и финальное — это не реклама :)

Ответить

Ага, неуловимый Джо
Программ подобных достаточно моного, но именно 3 из описанных стандарт про индустрии, так то и на юнити можно собрать интерактивную перзентацию и подружить с разными датчиками, но в программах выше это делается в пару кликов.

2
Ответить

Молодцы, крутая статья! Жду ещё материал от вас =)

Ответить

Спасибо большое❤️

Ответить