Периферия для Game Boy Color. Ч.1. Новый игровой опыт

Game Boy Color поддерживал большую часть периферии своего черно-белого предка, но может похвастаться и огромным количеством новых устройств. Какие-то из них опередили свое время, какие-то сделаны просто чтобы пипл схавал.

Материал я разобью на две части. В этой статье я хотел бы сфокусироваться на периферии, созданной, чтобы подарить игроку новые впечатления от игрового процесса.

Let's get ready to Rumble!

Сейчас никого не удивить вибромоторами в геймпаде. Однако, технология эта появилась не так давно - всего лишь в 1997 году. Первопроходцем стала компания Nintendo. Их Rumble Pak для Nintendo 64 - отдельное платное дополнение, требовавшее две батарейки AAA и занимавшее место карты памяти. Добро пожаловать в увлекательный мир жонглирования аддонами при каждом сохранении! Позднее в том же году Sony выпустили свой контроллер DualShock, в который были встроены два вибромотора, питающиеся от самой консоли.

Похожую технологию Nintendo реализовали и для Game Boy Color. Подходящих слотов расширения у консоли не было, поэтому механизм размещали прямо на картридже. Моторчик уменьшили, он требовал всего одну батарейку AAA, но все равно получившаяся конструкция заметно выступала из консоли. Название механизма позаимствовали у Nintendo 64 - Rumble Pak.

Сравнение обычного картриджа и картриджа с Rumble Pak
Сравнение обычного картриджа и картриджа с Rumble Pak

В Америке вышло 16 игр с поддержкой вибрации; в Японии - еще 7. Двадцать три игры - конечно, немного. Но это в 11 раз больше, чем на GBA - для него были выпущены всего две игры с Rumble Pak :-) Интересно, что в европейских изданиях игр вибрацию часто убирали, чтобы сэкономить на себестоимости картриджа.

Первой игрой с поддержкой Rumble Pak стали гонки Top Gear Pocket. К сожалению, не все разработчики понимали, как грамотно использовать вибрацию. Если в том же Top Gear Pocket или Star Wars Episode 1: Racer она позволяет ощутить каждый ухаб и столкновение, то в играх от Hasbro - Nascar Challenge и Tonka Raceway - вибромотор лупит все время, пока работает двигатель. Уже в середине гонки руки начинают уставать от такой веселухи, не говоря уже о том, что батарейка высаживается за две поездки.

В симуляторах рыбалки Rumble Pak позволял четко сигнализировать, когда рыба заглотила наживку. Игры этого жанра очень популярны в Японии, и такими были 4 из 7 эксклюзивно японских игр с поддержкой Rumble Pak. В Америке с вибрацией выходила только посредственная Zebco Fishing. Это, кстати, единственная игра, для которой Rumble Pak необходим - в противном случае поклевку практически невозможно заметить.

В симуляторе бокса Ready 2 Rumble вибрация отмечает каждый удар. Для этой игры лицензировали образ знаменитого ринг-анонсера Майкла Баффера и его возглас "Let's get ready to rumble!" Фраза звучит при запуске игры и сопровождается включением Rumble Pak на всю катушку.

В пинболах вибрация позволяет лучше ощутить отскоки шарика от стола; лучше всего себя проявил Pokemon Pinball, в котором столкновения с разными объектами откликаются вибрацией различной интенсивности.

Pokemon Pinball
Pokemon Pinball

Конечно же, нельзя не упомянуть Perfect Dark. Оригинальная игра, напомню, вышла на Nintendo 64 и представляет собой шутер от первого лица. Портировать его в лоб на GBC было бы суицидальным занятием, и Rare решили сделать приквел в жанре стелс-экшна с видом сверху-сбоку (привет, Metal Gear). Игра поддерживает очень много видов периферии GBC: через кабель Game Link можно было играть с другом, по ИК-порту обмениваться сейвами, распечатывать изображения персонажей на Game Boy Printer, открывать читы в оригинальной игре при помощи Transfer Pak... Такая игра не могла не поддерживать виброотдачу! Благо, к 2000 году разработчики научились ее грамотно использовать. Вибрация позволяет буквально прочувствовать, когда Джоанна Дарк получает урон или врезается в препятствие на гоночном уровне.

Perfect Dark
Perfect Dark

Rumble Pak реализован практически во всех популярных эмуляторах; исключение составляет, пожалуй, только BGB. А вот флэш-картриджей для GBC с вибромоторчиком я не встречал. Есть, конечно, EZFlash Omega Definitive Edition для GBA, но, очевидно, поддержка игр GBC с ним будет только через эмулятор.

Подъем-переворот

Вы помните, как акселерометры появились в смартфонах? Я - очень хорошо. Перекатывать шарик на экране, наклоняя устройство, как будто это реальная игрушка-головоломка - потрясающий опыт для 2010 года! Однако, первые игры с использованием акселерометра вышли задолго до того.

23 августа 2000 года в Японии Nintendo выпустили аркаду Kirby Tilt'n'Tumble. Она стала хитом, получила массу восторженных отзывов в прессе, а по совокупности продаж стала шестой среди всех игр на GBC в Японии. В апреле 2001 Tilt'n'Tumble вышла и в США. При помощи акселерометра мы можем управлять, куда покатится Кирби, а также подбрасывать его в воздух. Задача - собирать звездочки, преодолевать препятствия и избегать врагов. Консоль надо очень аккуратно наклонять в разные стороны, а то наш Кирби укатится куда-нибудь в преисподнюю или врежется во врага. В прошлом году для игры выпустили ромхак, переделывающий схему управления на кнопки.

Kirby Tilt'n'Tumble
Kirby Tilt'n'Tumble

В ноябре 2000 года Enyx выпустили RPG Command Master. Игра вышла только в Японии. Представьте себе гибрид ритм-игры и покемонов в тематике роботов. Трансформации персонажей и бои роботов проходят при помощи ритм-игры - надо, наклонив консоль в одну из четырех сторон, вовремя нажимать кнопку A. Никакой филигранности в управлении гироскопом тут нет - просто наклон в одну из четырех сторон. Популярности Command Master не снискал. Для игры нет ни ромхаков, ни переводов на другие языки. Кстати, инструкция по использованию гироскопа в игре очень напоминает Kirby. Не исключено, что это часть общей библиотеки, которая поставлялась разработчикам с маппером MBC7.

Когда синий кристалл доедет до зеленой палки, надо нажать кнопку.
Когда синий кристалл доедет до зеленой палки, надо нажать кнопку.

Поддержка акселерометра реализована в довольно большом количестве эмуляторов. BGB и SameBoy позволяют использовать для этих целей мышь или стики геймпада, mGBA - стик или гироскоп геймпада, а мобильный эмулятор GBCC - акселерометр Android-смартфона.

Последний вариант самый аутентичный - вы наклоняете само игровое поле, и это дает чувство физической игрушки в руках. А вот на стике геймпада Kirby превратилась в натуральную пытку - стоит только чуть-чуть передавить, и наш розовый шарик вместо аккуратного подкатывания начинает резко прыгать! С мышью в SameBoy получается наоборот: катается Кирби прекрасно, а вот прыжок сделать очень тяжело. Command Master удобно управляется и на стике, и на смартфоне. Препятствием тут станет языковой барьер. Честно скажу, без знания японского я не смог понять, почему нужно наклонять консоль именно в эти стороны, а не в другие. Максимум, я смог повторить события вот этого видеоролика:

It's Morphin' Time!

Периферия для Game Boy Color. Ч.1. Новый игровой опыт

Сериалы жанра токусацу - неотъемлемая часть японской культуры. Чтобы не уходить в слишком долгие объяснения, напомню: Power Rangers. Это локализованный токусацу-сериал, из которого оставили только японскую боевку, а сцены с живыми актерами пересняли в США. У нас есть герой (или команда героев) с суперсилами. Классическим атрибутом жанра является какой-нибудь ритуал, позволяющий герою оные суперсилы задействовать; как правило, он сопровождается трансформацией персонажа.

Представьте себе игру в токусацу-стилистике, где для трансформации игрок должен был бы не просто нажать кнопочку, а действительно исполнить некоторое действие в реальности! Такую игру в 2000 году выпустил японский издатель Media Factory. Называется она Zok Zok Heroes. Наш главный герой - Обыкновенный Японский Школьник (ну, или Школьница), который приобрел способность превращаться в различных супергероев. Эдакий узкоглазый Ben 10. Вот только супергероев тут не жалкий десяток, а целых 72!

В комплекте с игрой шел специальный прибор - Full Changer. Прибор был оснащен четырьмя датчиками Холла, регистрирующими движения в пространстве. В определенный момент необходимо чертить в воздухе Космические Буквы, и если все сделать правильно, то Full Changer через ИК-порт подает в консоль команду превращения в определенного героя.

Инструкция, как правильно махать превращалкой
Инструкция, как правильно махать превращалкой

Игра представляет собой jRPG с пошаговой боевкой, построенную на концепции элементов. Их всего 6, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Наша задача - правильно оценив элемент врага, выбрать собственный. А уж чего у игры не отнять, так это классический упоротый дизайн монстров!

Первый же враг намекает, что перед нами чудо японского дизайна
Первый же враг намекает, что перед нами чудо японского дизайна

Помимо концепции элементов, игра еще много чего заимствует у Покемонов. У нас есть дедушка-ученый (профессор Оук передает привет!), мы собираем в ходе игры супергеройские формы (всего, напомню, 72 штуки), у каждой из которых кроме элемента есть еще пачка характеристик. Формы могут эволюционировать.

Кто бы мог такое сэмулировать, кроме великого и ужасного Дэниела Бакстера aka Shonumi? Правильно, никто! В GBE+ есть база всех Космических Букв, которые может принять игра. В настройках эмулятора требуется указать, что по ИК-порту подключен Full Changer, и выбрать букву, которую девайс отправит по нажатию кнопки F3.

Поэтому игра на эмуляторе смотрится довольно скучно: в нужный момент выбрали в меню нужного героя и нажали F3. С одной стороны, это не так увлекательно, как использовать настоящий Full Changer. С другой - вы при этом не выглядите как псих, размахивающий подозрительным фаллическим прибором!

Ну и конечно же, языковой барьер встает стеной. Текста в игре вагон, исключительно на японском, и никаких английских патчей в природе не существует.

Рекламных материалов Zok Zok Heroes сохранилось очень мало. Вот раскадровка рекламного ролика, где мальчик пытается превратиться в героя, но вместо этого превращается его бабушка. Герой, кстати, Alkaline Powered - самый первый, которого мы получаем в игре.

Периферия для Game Boy Color. Ч.1. Новый игровой опыт

И снова штрихкоды

Периферия для Game Boy Color. Ч.1. Новый игровой опыт

В первый раз штрихкоды на Game Boy пришли в 1992 году. Тогда Namcot выпустили Barcode Boy, позволявший весело сканировать карточки аж в пяти играх! Второе пришествие сканера получилось намного скромнее. В конце 1998 года компания Tamsoft выпустила игру Barcode Taisen Bardigun. В комплекте с ней шел сканер штрихкодов и набор карточек.

Откопать информацию об этой игре оказалось сложно даже для Бакстера. Как будто она просто предана забвению! Однако, он сумел отыскать полный комплект игры и 5 карточек к ней. Сканы пяти карточек можно скачать с его сайта, а мануал к игре он по доброте душевной выложил на archive.org.

Сама игра представляет собой нечто среднее между покемонами (такое уж время тогда было) и Тамагочи. Игра полностью поддерживается эмулятором GBE+ - в базе есть все 9 известных на сей день карт со штрихкодами. Управление сканером не отличается от Barcode Boy - указали его в настройках, выбрали нужный файл, в подходящий момент времени нажали F3. Как обычно, предупреждаю о языковом барьере - игра только на японском.

Скриншот из вступления игры. Справа наша героиня, слева, видимо, отец, а посередине - яйцо, из которого вылупится то, что мы отсканируем
Скриншот из вступления игры. Справа наша героиня, слева, видимо, отец, а посередине - яйцо, из которого вылупится то, что мы отсканируем

Power Antenna и Bug Sensor. И так сойдет!

В 2000 году японская компания Smilesoft выпустила для Game Boy Color игру Keitai Denjū Telefang. Это РПГ с пошаговыми боями, посвященная коллекционированию различных существ (нет, что вы, какие покемоны?). Главный герой является T-Fanger (видите? Не тренер покемонов, а ти-фэнгер!). У него есть специальный мобильный телефон D-Shot, при помощи которого он может призывать существ Denjū, но только в том случае, если он знает их номер. А чтобы узнать оный номер, Denjū надо победить в бою (нет, что вы, какие покемоны?). Игра вышла в двух изданиях, Power Version и Speed Version, отличающихся набором доступных Denjū (нет, что вы, какие покемоны?).

Игра была настолько непохожа на Покемонов, что долгое время единственным ее английским переводом был ромхак Pokémon Diamond (Power Version) и Pokémon Jade (Speed Version), распространявшийся на пиратских картриджах. Хак был кривым и с точки зрения уровня перевода, и с точки зрения техники, игра постоянно глючила и вылетала. К счастью, сейчас существует качественный фанатский перевод, работающий с любой версией игры.

Call me maybe
Call me maybe

Вы спросите: "Родной, а при чем тут периферия?" А вот при чем. Первый тираж игр Telefang назывался Limited Edition, и в комплекте с игрой поставлялась специальная антенна Power Antenna. Она вставлялась в последовательный порт GBC, и консоль с ней начинала напоминать D-Shot. Когда в ходе игры персонаж использовал D-Shot, антенна начинала светиться. На этом ее функции заканчиваются. Очевидно, при желании использовать Link Cable, антенну приходилось вытаскивать. Впоследствии вышло и не-лимитированное издание игры, уже без Power Antenna.

Power Antenna в действии. Гифка с уже не действующего сайта игры
Power Antenna в действии. Гифка с уже не действующего сайта игры

Годом позже тот же издатель выпустил для Game Boy Color игру Network Bōkenki Bugsite. Это РПГ с пошаговыми боями, посвященная коллекционированию различных существ (нет, что вы, какие покемоны?). Главный герой является Хакером (видите? Не тренер покемонов, а хакер!). У него есть специальный сенсор Bug Sensor, который он использует для ловли существ под названием Bugs. А чтобы поймать бага, его надо победить в бою (нет, что вы, какие покемоны?). Игра вышла в двух изданиях, Alpha и Beta, отличающихся набором доступных багов (нет, что вы, какие покемоны?).

Игра была настолько непохожа на покемонов и Telefang, что никто даже не стал запариваться с ее английским переводом.

Bugsite дает управление сразу. Из-за незнания языка я пошел куда глаза глядят и нашел корабль.
Bugsite дает управление сразу. Из-за незнания языка я пошел куда глаза глядят и нашел корабль.

Первый тираж игр Bugsite назывался Limited Edition, и в комплекте с игрой поставлялось устройство под названием Bug Sensor. Он вставлялся в последовательный порт GBC, и консоль с ним начинала напоминать внутриигровой Bug Sensor. Когда в ходе игры персонаж использовал сенсор, светодиод на приборе начинал светиться. На этом его функции заканчиваются. Очевидно, при желании использовать Link Cable, антенну приходилось вытаскивать. Не-лимитированное издание Bugsite планировалось, но так и не вышло.

Внимательный читатель, проанализировав текст, уже догадался, что Power Antenna и Bug Sensor представляли собой одно и то же устройство, но с разным внешним видом. Эти два косметических гаджета полностью взаимозаменяемы в играх! Забегая вперед, отмечу, что Telefang 2 для GBA имеет свою Power Antenna, и это то же устройство в очередном корпусе. Отличается оно только разъемом, и если запустить на GBA Telefang 1 или Bugsite, то антенна от Telefang 2 будет светиться во всех нужных моментах.

Все три версии гаджета
Все три версии гаджета

Вы уже догадались, что я сейчас скажу. Да, Дэниел Бакстер настолько суров, что Power Antenna, она же Bug Sensor, сэмулирована в GBE+! Визуально эта эмуляция работает так: когда устройство должно засветиться, в углу экрана светятся три звездочки. Какой девайс, такая и эмуляция.

Видите, справа внизу? В этот момент наша чудо-железка сияет!
Видите, справа внизу? В этот момент наша чудо-железка сияет!

Заключение

Нетрудно заметить, что многие периферийные устройства для Game Boy Color - предки чего-то большего. Посмотрев на опыт сканеров штрих-кодов, Nintendo впоследствии выпустила свой e-Reader для GBA, достаточно успешный в Японии. Гироскоп прочно прописался в мобильниках, а затем - в PS4 и Nintendo Switch. Вибромоторы, хоть не прижились толком на GBA и DS, все равно эволюционировали до HD Rumble того же Свитча или аналогичной технологии PS5...

Но не вся периферия для Game Boy Color была посвящена новым игровым механикам. Какие-то устройства расширяли технические возможности консоли, а какие-то - использовали ее как дешевый популярный КПК. О них подробнее поговорим в следующий раз. Да, о швейных машинках тоже! Stay Tuned!

Больше длинных статей и коротких заметок о старых консолях и играх в телеграм-канале «Ретрогейминг на балконе». Заходите на балкон!

6464
6 комментариев

Гиммики
Текст кста максимально нечитабельный

1
Ответить

Хз, я, вроде, прочитал и мне понравилось.
В чём проблема?

3
Ответить

Годнота 👍

Ответить