Обзор 3 сезона сериала "Ведьмак" от Netflix

Оцениваем отдельные аспекты сериала, анализируем развитие сюжета и соответствие лору

Обзор 3 сезона сериала "Ведьмак" от Netflix

Для начала несколько слов относительно того, с чем Netflix подошел к этому сезону. Первый сезон сериала в целом не снискал особой любви зрителей, а второй, несмотря на проделанную работу над ошибками, был воспринят неоднозначно, и вряд ли глобально исправил ситуацию. Также здесь можно обмолвиться о провале спин-оффа "Ведьмак: Происхождение", вышедшего после второго сезона. Цифры скажут лучше слов: сериал получил 4.2 на КП, и ориентировочно целых 97% сериалов в базе имеют оценку выше.

Наконец, возможно наиболее значительной проблемой стало то, что главная и по сути единственная звезда Генри Кавилл бросил проект на произвол судьбы, а создатели не смогли это предотвратить. Такое развитие событий оказалось крайне неожиданным и по сути беспрецедентным: сложно найти пример невынужденной замены главного актера в сериале такого, пускай и номинального масштаба.

Таким образом, создателям третьего сезона предстояло не только продолжить пытаться кардинально изменить восприятие сериала зрителями, но и как-то подготовить грядущую смену главного актера.

Персонажи

По сравнению со вторым сезоном актерский состав в целом изменился незначительно. В сети обратили внимание на исполнительниц ролей обаятельных чародеек Кейры Мец и Маргариты Ло-Антиль, однако по факту их значение в рамках сюжета минимально. Что касается остальных чародеев и чародеек, то в силу сюжета в кадре новых лиц появится немало, но их роль будет еще меньше.

Кейра Мец и Маргарита Ло-Антиль
Кейра Мец и Маргарита Ло-Антиль

Со стороны властных особ основное внимание пришлось на полноценно "вступившего в должность" императора Нильфгаарда Эмгыра вар Эмрейса и короля Редании Визимира с его наследником Радовидом. Эмгыр по впечатлению смотрится как будто недостаточно эффектно и харизматично для такой роли, но, в целом, отыгрывает свою часть вполне ожидаемо, достаточно жёстко закручивая гайки в Империи. Визимир же на этом фоне контрастно смотрится бесполезным самодуром с элементами комизма. Не менее странным и бестолковым представлен Радовид, который, во-первых, почему-то в сериале оказался братом короля, а не сыном. А, во-вторых, да, у него достаточно длительная арка романтических отношений с Лютиком, по виду абсолютно ни на что не влияющая.

А вот реданский шпионский дуэт "Дийскстра+Филиппа" как будто чуть ли не лучшее, что было в сезоне в плане персонажей. Конечно, вышло также не без странностей, вроде их БДСМ отношений и гомоэротической постельной сцены (по сути, вообще единственной за сезон) Филиппы, да и внешность исполнительницы роли Филиппы кто-то может счесть неканоничной. Однако к их игре, роли в сюжете и даже некоторой химии вопросов не возникает.

Филиппа Эйльхарт и Сигизмунд Дийкстра
Филиппа Эйльхарт и Сигизмунд Дийкстра

Одним из главных явных антагонистов остался чародей-изгнанник Риенс, который, несмотря на смену актера, все еще производит неплохое впечатление без явных противоречий с первоисточником. В отличие от книг, более существенную роль в этом плане получила и чародейка Лидия ван Бредевоорт, и ее образ также можно считать достаточно удачным, хотя большая часть этой линии и додумана создателями сериала. Видимо, в качестве бонуса фанатам игровой серии в сезоне также появляется наемник Профессор из первой части игры, хотя и выглядит он не слишком опасным, прямо скажем. Однако (вероятно, к счастью) создатели решили отдать дань уважения и сериалу "Полицейский отряд!", в котором приглашенных звезд убивают во вступительных титрах.

Не работайте на Вильгефорца, если дорожите лицом
Не работайте на Вильгефорца, если дорожите лицом

Из более положительных героев можно упомянуть появление нового спутника у Геральта — лучницы Мильвы. Экранного времени у нее было достаточно мало, но пока она смотрится неплохо и как минимум передает бойкий характер персонажа из книги. По ходу сюжета Геральту в его поисках помогают также и уже появлявшиеся во втором сезоне юристы Кодрингер и Фенн, к реализации которых особо не придерёшься. Появилась в нескольких сценах сезона и одна из наиболее известных по лору любовниц Лютика — Веспула. И да, выглядит она вполне себе в соответствии с книжным описанием, а если бы эту актрису поменяли с местной Кейрой, то у отношений Лютика с Радовидом появилось бы больше смысла.

Наконец, пару слов также и о монстрах, показанных в сезоне. В целом, у Netflix’а с первого сезона прослеживается довольно странная тенденция в этом отношении: как будто каждый раз они пытаются придумать или додумать что-то свое, найти какое-то оригинальное решение. В частности, как и в книге, жагница нападает на плывущего на пароме Геральта, однако в сериале у этого совсем другая предыстория, поэтому с ним плывет также и Цири с Лютиком. В результате не только вид у монстра другой (должен быть гибрид рака и богомола), но как будто именно Цири в основном по итогу и сражается с монстром.

…шершавое чудище, длиной в две сажени, напоминающее обросший водорослями пень с десятью лапами и челюстями словно пилы

Геральт в книге "Кровь эльфов"

Следующим пунктом идет некое подобие шарлея, знакомого исключительно по DLC третьей части игры. Почему-то создатели решили, что такие существа могут обладать уникальной способностью чуять эльфийскую кровь и поэтому использоваться для поиска Цири, которая, в свою очередь, готова биться и с шарлеем (полгода в Каэр Морхене и она буквально со всеми готова биться). Также в поисках Риенса Геральт вступает в схватку с каким-то полученным в результате экспериментов мутантом, который больше походит на что-то из "Elden Ring" или на другую работу японских художников, нежели на монстра из лора Ведьмака. А в пустыне Корат, как и в книге, Цири на пару с Единорогом сталкивается с ядовитым песчаным чудовищем-инсектоидом.

Локации

Можно сказать, что создатели сериала довольно слабое значение придают перемещению героев в пространстве. Очень часто герой, например Лютик, через несколько сцен может перенестись на гигантские расстояния и легко отыскать нужную локацию или персонажа (прямо как в играх). Понятно, что это сериальные условности, тем более в лоре имеются порталы, но все же иногда из-за этого как минимум теряется часть восприятия мира.

Ключевая локация всего сезона это остров Танедд, с расположенными на нем школой чародеек Аретуза и башней Тор Лара. По сути, первая половина сезона это своего рода расстановка фигур, а сама партия проходит именно здесь. Вторым по значимости объектом на карте можно назвать пустыню Корат, которой отведена существенная часть одной из серий. Важным с точки зрения лора местом также можно назвать и руины эльфийского дворца Шаэррведд, где создатели сериала решили организовать достаточно крупное сражение.

Помимо этого, в качестве перехода между сценами в кадре появляются города и замки. При этом при большом желании даже можно предположить, что из лора планировалось показать. Впрочем, в основном только короткими вставками дело и ограничивается. Наиболее вероятно, что конкретной цели передать образ ключевых городов мира особо и не стояло.

Сюжет

Второй сезон закончился для главных героев осознанием того, что Цири не только угрожают внешние враги, но и сама для себя она может быть опасна из-за неконтролируемых магических сил. По сути, весь третий сезон строится от того, что Цири внезапно стала всем нужна: Эмгыру и Визимиру как наследница Цинтры, а эльфам и чародеям — как носитель уникальных магических способностей. Поэтому Геральт и Йеннифер сначала пытаются самостоятельно прятать её где-то в глуши, а после провала этих попыток решают сдать в школу чародеек Аретузу. На этом же фоне появляется ветка Лже-Цири, за счет которой задумывается как минимум удовлетворить политические интересы монарших особ.

С точки же зрения геополитики, ключевым становится чародейский вопрос. Император Эмгыр заинтересован в разобщении чародейского круга, так как именно благодаря ему армии Севера смогли остановить наступление Нильфгаарда в битве при Соддене. Для этого, в частности, он прибегает к помощи эльфов, а также ведет переговоры с отдельными чародеями. Север же в лице Редании и шпионского дуэта Дийсктры и Филиппы напротив делает все возможное, чтобы предотвратить возможную диверсию. В результате, ключевым событием становится массовое собрание чародеев на острове Танедд, где как раз также располагается и Аретуза.

Мирного решения не будет
Мирного решения не будет

В то же время, есть и множество более частных арок для отдельных персонажей. Геральт, Цири и Йеннифер разыгрывают арку "мама с папой в разводе, но забота об общем ребенке разжигает чувства". Йеннифер борется за влияние среди чародеев, а с Цири, в свою очередь, ускоренно проходит арку формирования отношений "мать-дочь" с конфликтом и последующим воссоединением. В частности, после этого конфликта Цири сбегает, а Дикая Охота крепко втапливает за ней. Ближе к концу сезона уже Цири отдельно начинает новую главу через преодоление и осмысление себя в пустыне Корат, принимая имя мятежницы Фальки (которая в сериале еще и привиделась ей в пустыне) при вступлении в банду Крыс. Лютик же успевает за сезон построить отношения и с Радовидом, и с Цири, а еще вписаться в приличное количество "приключений на 20 минут".

Камео Дикой Охоты

Кагыр и Фрингилья, изгнанные вернувшимся Эмгыром, пытаются за счет эльфов показать себя полезными и вернуть влияние в Нильфгаарде. А эльфы за счет как раз Нильфгаарда "make Aen Seidhe great again", так как Император позиционирует себе способным принять в свои ряды любые народы. Наконец, Дийкстра и Филиппа проходят арку "мы такие разные, и все-таки мы вместе", преодолевая ряд возникающих трудностей, из-за которых всё идёт не по плану.

Существенной особенностью сериального повествования также является то, что, в отличие от книг, некоторые персонажи не уходят в тень. И это можно понять: зачем выводить героя, если на него уже было потрачено экранное время, и сформировались определенные отношения с другими персонажами. В результате своя линия сюжета продолжается у бывшего возлюбленного Йеннифер чародея-историка Истредда, который постепенно вписывается в исследование происхождения Цири и другие смежные вопросы, а также как будто начинает проявлять симпатию уже к Трисс. У Трисс, кстати, тоже существенно возросла сюжетная значимость: она и Йеннифер успевает спасти от нападения Лидии ван Бредевоорт, и Геральту помогает после боя с Вильгефорцем. Не менее существенная роль пришлась на чародея Стрегобора, после знакомства с которым ранее Геральт получил прозвище "Мясник из Блавикена". В сериале он продолжает представать в образе "по виду 100% злодей", участвуя в борьбе за влияние среди чародеев.

Самое удивительное в сюжете третьего сезона, что, с одной стороны, большинство ключевых книжных событий действительно в целом отразили, а с другой — каждый раз при описании найдется нюанс той или иной степени очевидности, который рушит восприятие. Рассмотрим на примерах:

  • Как и в книге, Геральт отправляется на поиски Риенса, чтобы защитить Цири. Но есть нюанс: в сериале он уже много раз её спокойно сам находил, очевидно, что его "не будет дома". При этом в целом Цири будто успешно находят вообще все подряд даже без магии. В итоге так и происходит: Риенса Геральт следующий раз встречает уже на Танедде.
  • Как и в книге, Геральт, Йеннифер и Цири оказываются вовлечены в танеддский экшн. Но есть нюанс: в сериале они до начала заварушки вообще находятся достаточно далеко от места действия и ввязываются в это по своей воле.
  • Как и в книге, Цири сражается с Кагыром и как-то его побеждает (как и вообще все, с чем сталкивается). Но есть нюанс: в сериале у нее буквально за спиной стоит Геральт, который позволяет вступить ей в бой с опытным командиром Нильфгаарда, который в первом сезоне спокойно одолел Вильгефорца.
  • Как и в книге, Геральт вступает в ближний бой в Вильгефорцем. Но есть нюанс: внезапно возникают существенные сложности, хотя Вильгефорц был побежден даже Кагыром, который ранее наполучал от Цири (видимо, Цири имба, как и в игре).

Таких или более мелких примеров можно придумать немало. При этом даже можно понять, что иногда нужно закрыть глаза на детали, чтобы связать сюжет по своей задумке. Но суть в том, что появляется сильное ощущение "что-то не так", и это рушит погружение. Создатели не способны следовать своим же правилам — а это всегда довольно критично. В дополнение к этому, нередко важные сюжетные события разбавляются не слишком удачными и интересными, а также явно надуманными ответвлениями, что тоже мешает целостности восприятия.

Создается впечатление, что сценаристы в определённой степени сами загнали себя в тупик выбранным темпом повествования и бременем персонажей, которых взялись раскрывать. В результате, до событий на Танедде половина сезона, а наполнить их попросту нечем, помимо остатков сюжетных линий из книг. А про ряд актуальных в сериале персонажей в книгах ничего нет, в итоге они хаотично перемещаются, имитируя динамику, и выдают какую-то попытку рефлексии, но никак по факту не влияют на развитие событий, да и, откровенно говоря, зачастую неинтересны зрителю. Стоит отметить, что во втором сезоне как раз удалось заполнить нишу связующим звеном в виде арки Волет Моир, а здесь же, возможно, из-за этого и появляется та же романтическая линия с Радовидом — не от хорошей жизни. В конечном итоге, "Ведьмак" это не "Игра престолов", здесь гораздо больше роуд-муви и бадди-муви, поэтому стоило попробовать чуть сбавить темп и сделать некоторый акцент на приключенческих аспектах.

"Ведьмак" (2002)
"Ведьмак" (2002)

Наконец, к одному из главных вопросов сезона: как же обосновали смену актера? Зрителям обещали следующее:

Всё пройдёт по лору оригинальных произведений, и я считаю, что переход окажется безупречным.

Томаш Багиньский, продюсер сериала "Ведьмак"

И знаете что? Создатели не обманули, и все действительно прошло максимально по лору: не показали вообще ничего, что могло бы объяснить смену актёра. Ровно так в книгах и было: Геральт уходит в закат со своим формирующимся отрядом для поиска Цири. До выхода финальных эпизодов знающие книжный сюжет могли подумать про последствия лечения в Брокилоне, однако в сериале прямым текстом говорится, что на мутантов это не действует вообще. Так что все это вызывает только недоумение, а создатели сериала вошли в историю сразу несколькими решениями.

Постановка и визуал

Как и в плане сюжета, в этих аспектах сезон получился крайне неоднородным. С одной стороны, часть материала реализована довольно скучно, прямолинейно, а где-то откровенно проглядываются клише. Это проявляется во многих моментах от общей постановки отдельных сцен до монтажа. Тем не менее, время от времени можно заметить и оригинальные идеи.

Например, серия про танеддский банкет реализована с нелинейным повествованием: эпизод показывается под разным углом с добавляющимися деталями. И как идея такой подход кажется интересным и подходящим мероприятию с большим количеством закулисных игр. Другое дело, что реализация по общему впечатлению не получилась достаточно убедительной. Определенные идеи просматриваются и в эпизоде в пустыне Корат, наполненном рефлексией Цири и достаточно важном с точки зрения персонажа.

Можно отметить, что по сравнению с предыдущими сезонами в сериале существенно возросло количество экшн-сцен, причем они представлены на любой вкус: есть сражения против людей, противостояния с монстрами и более крупные битвы с магами. Кажется, что если отключить мозг и не думать о сюжетном смысле, то выглядит это где-то даже более эпично и эффектно, чем ранее.

Последняя боевая сцена Генри Кавилла

Неоднозначно воспринимаются и более частные визуальные элементы сериала. Наиболее раздражающий аспект для меня (первый раз такое встречаю) — грим и макияж. Проблемы с этим начали проглядываться еще в предыдущем сезоне, однако теперь из-за этого просто дискомфортно смотреть. Прежде всего, это касается Цири и Йеннифер (мб это Йен научила Цири, и это такой канон?). Причем время от времени глаз не так режет, но потом будто в смену заступает гример-выпускник циркового училища, и все снова плохо. Также из раздражающих мелочей — почти все наряды Трисс довольно явным образом демонстрируют её ожог на груди, тогда как даже другие чародейки как будто нередко носят более закрытые одеяния. Если в сериале не предполагалась сцена, где пьяная Трисс кого-то хватает за грудки и спрашивает: "Служил?", то я не понимаю, зачем такое делать для этого персонажа.

Еще до начала сезона в сети обратили внимание на не особо каноничные и удачные наряды Йеннифер, однако по сравнению с первым сезоном с нелепыми доспехами нильфгаардцев ощутимый прогресс здесь заметен. Наряды, вооружение, интерьеры — каких-то глобальных проблем именно с этим не замечаешь, скорее напротив это чаще идёт плюсом. Конечно, без спорных моментов не обошлось, но ярких и даже эффектных образов тоже хватает. Основной модницей сезона можно считать Филиппу с её броскими нарядами, в том числе подчеркивающими её совиный дуализм, что также контрастирует с Дийкстрой, который как будто бы всегда примерно в одном и том же.

Музыка

Композитором третьего сезона остался Джозеф Трапанезе, однако по сравнению со вторым у достаточно существенной части треков соавторами выступила польская группа "Percival Schuttenbach", которая наиболее известна участием в создании саундтрека третьей части игры. Сильно ли это повлияло на что-то? Сложно сказать, в процессе просмотра этого не замечаешь, однако если слушать OST отдельно, то можно услышать знакомые мотивы. В общем и целом, на мой вкус, у всех сезонов сам по себе получился очень неплохой саундтрек, однако как будто можно было его лучше раскрыть в самом сериале (или купить трек "Silver for Monsters…" у CD Project RED), так как существенная часть представлена исключительно в титрах.

По ходу развития сюжета также звучит ряд песен диапазона от баллады до танцевальной музыки, однако основные яркие музыкальные номера были исполнены соперником Лютика по лору — трубадуром Вальдо Марксом с его группой. По итогу, в отличие от предыдущих двух сезонов, в этот раз не выходе не получилось однозначно яркого и запоминающегося шлягера, а главный претендент на это звание звучит только в титрах последней серии.

В сухом остатке, третий сезон для знакомого с книгами восприятия получился где-то явно балансирующим между нелепым трэшем и довольно проходным фэнтези. К сожалению, нередко попытки соблюсти лор и книжный сюжет перевешиваются неспособностью к последовательному и осмысленному повествованию, а также откровенно странными задумками.

Тем не менее, сериал как будто и не так ужасен, как его представляют многие. Это добротно снятое фэнтези с определенными режиссерскими решениями и приличным количеством качественного экшена. Часть персонажей, особенно второстепенных, показана вполне адекватно относительно первоисточника с погрешностью на особенности экранизации. Вторая часть сезона при этом по ощущениям смотрится чуть лучше, так как содержит меньше явных отступлений от первоисточника. Тем обиднее, что создатели в силу ряда причин не смогли по итогу собрать все воедино.

Еще до выхода 3 сезона сериал успели продлить, так что впереди нас ждет минимум 2 сезона с Лиамом Хемсвортом в главной роли, а также спин-офф про банду Крыс, которые, скорее всего, принесут много новых мемов, сомнительных интерпретаций и оригинальных решений от создателей.

Попались в ловушку флексящей Фрингильи
77
19 комментариев

Нормальный разбор, все по делу. Согласен. Как сериал по мотивам отлично, как экранизация первоисточник к сожалению очень слабо. Бесит что лютика сделали бисексуалом и что в северных королевствах слишком много чернокожих и в армии и в эльфах. Как будто это не север а офирское королевство.

5
Ответить

Спасибо за отзыв!
Мне кажется, что если бы у создателей поменьше провисал сюжет, и они смогли побольше добавить всяких отсылочек к играм и ламповых моментов из книг, то на толерантность каста меньше бы обращали внимание. Хотя это порой и рушит погружение, спору нет.
Да и с Лютиком, если уж так захотелось, можно было явно лучше реализовать. Условно вот они ту же Филиппу сделали то ли би, то ли гомо, но там всего одна сцена, а ее любовница в результате принимает участие в сюжете потом. Я не говорю, что это прямо хорошо, но у Лютика куча сцен без хоть сколько-нибудь явно выхлопа.

Ответить

Парша+говно+для даунов

3
Ответить

сериал получил 4.2 на КП

Рейтингом с кп подтереться можно.

Лонг нормальный, а сериал кальный. Я вообще мимо себя пропускаю все что не связано с линией Геральта и половину персонажей даже хз кто они что они делают – настолько ебано умудриться рассказывать про политику это талант конечно. Хотя может и польский дед так же писал, хз.

1
Ответить

Крутой разбор! Спасибо автору, прояснил для себя некоторые моменты. В 3-ем сезоне было много путаницы, создатели будто моментами просто импровизировали. В целом, жаль что Геральт уходит и с ним там "попрощались". Хотелось лучшего "эндинга". Лютика не хватало с его "чеканной монетой" и другими весёлыми песнями, слишком его сделали драматичным. Цири стала увереннее как актриса, но всё равно чего-то не хватает. Аня Чалотра (Йен) научилась играть реалистично, и стала то ли добрее, то ли мягче, что ей на самом деле к лицу.

Штош, ожидаем 4-ый сезон. Но без трепета, просто из любопытства.

1
Ответить

Спасибо за отзыв!
В целом разделяю такое впечатление, разве что Йеннифер мне во втором побольше нравилась. Ее там не разукрашивали криво особо, как будто бы проявилась какая-то химия с Лютиком, и играла ощутимо лучше на фоне первого сезона. Только одна сцена, где она вызволяла Лютика от Риенса, чего стоит. Впрочем, как будто в третьем сезоне это даже не является недоработком актрисы - от сценария очень много зависит.

Ответить

Сериал очень плох особенно в отдельных сценах. Что ещё за гнилой частокол в лесу, который охраняет кучка ряженых косплееров, почему беженцы не могут его обойти лесом, а идут именно туда, потому что так надо по сюжету. Всрато. Что ещё за внезапные встречи: Лютик посреди леса вдруг встречает нерго-эльфа, того самого, который путешествовал с Цири, который вообще не понятно куда идёт и откуда, который нужен только для того, чтобы в очередной раз воспеть оды образу принцессы. Всрато. Что ещё за дибильная мотивация персонажей и их поступков, почему Йенифер не открыла портал в Аретузу вместо того, чтобы вести Цири в баню с пьяными цыганками и разыгрывать из себя жертву обстоятельств. Как вообще потом она узнала, что Цири у Геральта, и только после этого тут же оказалась в Аретузе (что мешало применить портал вместе с Цири), как Геральт нашел Цири после ее побега? Что это за тупые перемещения в пространстве: тут они идут неделю до Таннеда, а тут Герка по быстрому смотался на другой конец карты, посмотреть, что там за трёх головая ебака в пещере. И так далее и так далее. Всрато.

1
Ответить