«Быть присяжным» – постановочный шедевр или скучное псевдореалити?

Тед Лассо существует

«Быть присяжным» – постановочный шедевр или скучное псевдореалити?

«Jury Duty» - один из самых необычных сериалов года и самый экспериментальный проект, номинированный на Эмми. Рональд Гладден - строитель, которого приглашают кандидатом в присяжные по делу о материальном ущербе компании по… впрочем, детали судебного разбирательства не так важны, ведь оно фиктивное. Как и судья, истец, ответчик, адвокаты и остальные присяжные – все разыгрывают историю. Рональд – единственный, кто не знает об этом, он убежден, что участвует в настоящем суде, о котором параллельно снимают документальное кино – этим оправдывают камеры и интервью с присяжными.

Шоураннеры «Быть присяжным» – Ли Айзенберг и Джин Ступницки – оба работали авторами в американской адаптации «Офиса».

Об особенностях сериала заявляют в самом начале (и напоминают в каждой из 8 получасовых серий), что делает из зрителей фарсовой судебной комедии свидетелей социального и нарративного эксперимента. Знание инсценировки с одной стороны ставит аудиторию на один уровень с авторами, но с другой обесценивает сцены, в которых нет Героя (интервью и действия персонажей-актеров, которые находятся не в фокусе Рональда и не влияют на его поведение).

При такой драматургии фокус смещается с истории на Героя, с сюжета на реакцию, с создающей образы актерской игры на попытки понять, сколько импровизации в той или иной сцене. Поведение персонажей-актеров отчасти экспромт и направлено не на зрителей и развитие истории, а на Героя и сохранение иллюзии реальности судебного процесса. Одного из присяжных (и самого себя, разумеется) играет Джеймс Марсден («Трасса 60», «Люди Икс», «Мир Дикого Запада»), других персонажей – менее узнаваемые или непрофессиональные актеры.

«Быть присяжным» – постановочный шедевр или скучное псевдореалити?

Сериал смешивает жанры – это не документальное кино, но и не художественное, не мокьюментари хотя и использует соответствующие инструменты, и не полноценный розыгрыш, это комедийное псевдореалити. Сюжет зависит от действий Рональда. В этом и парадокс жанра - документальное качество псевдореальных событий растет, потому что нет возможности что-то переснять. Съемки «Быть присяжным» длились 17 дней в антураже настоящего судебного заседания. Цель сериала – не столько разобраться в мыслях и чувствах присяжного (с реальными обсуждать детали судебного процесса запрещено), сколько проследить, как в нестандартных и часто абсурдных условиях ведет себя человек, от решения которого зависит судьба другого.

Увлекательность такого произведения (особенно в формате сериала) зависит от комедийных ситуаций, которые сценаристы, режиссеры и актеры предлагают Герою: один персонаж засыпает во время суда, другой пытается усовершенствовать человеческое тело, придумывая нелепые изобретения, третьего бросает девушка и он просит Рональда помочь с соакингом. А еще в «Быть присяжным» чрезмерно открытый и прямолинейный судья, допрашивающий сам себя ответчик, мистербиновский адвокат, а само дело – абсурд, в который невозможно поверить. Но так как все вокруг играют роли и не раскалываются от смеха, то и Герой не ощущает подвоха (да, и несложно представить, что строитель не знает специфики суда присяжных и не относится скептически к происходящему).

Треш, который происходит в сериале, вряд ли бы веселил сам по себе, но «Быть присяжным» строится на принципах пранка, поэтому здесь должно смешить присутствие в этих ситуациях человека, воспринимающего все серьезно. Поэтому, возможно, самые смешные реакции Рональда: «Все так безумно, возможно. Я должен буду снять фильм о фильме» или «Это так странно, будто мы находимся в реалити-шоу».

«Быть присяжным» – постановочный шедевр или скучное псевдореалити?

Возможно, агрессивный Герой, который бы злился и психовал из-за странного поведения окружающих, помог сериалу в комедийном аспекте и остросюжетности. Но Рональд – не осуждающий, а интересующийся. Он воспринимает чужие причуды не как угрозу, а как особенности характера. Поэтому «Быть присяжным» превращается в историю о том, как оставаться человеком.

Рональд заводит друзей среди людей, которые разыгрывают перед ним спектакль, т.е. обманывают его. «А нормально ли выдергивать человека из его жизни, убеждать в том, что он занимается чем-то важным (определяет судьбу ответчика), сближать его с людьми, а потом объявлять все ненастоящим?» «А не украли ли авторы «Быть присяжным» 17 дней жизни человека, который не собирался сниматься в сериале и считал, что отдает гражданский долг?» Если по ходу просмотра сериала подобные этические вопросы возникают, то финальный эпизод отвечает на некоторые из них и еще раз проводит дерзкий и для кого-то антигуманистический эксперимент – как поведет себя Рональд, когда ему расскажут правду. А еще, восьмая серия показывает реакцию целевой аудитории «Быть присяжным» - его создателей.

1818
11 комментариев

Скорее всего постанова.
А если бы строитель запретил пускать потом сериал в эфир?

2

Ну да. Приходишь ты, простой скромный американский работяга, исполнять свой гражданский долг. Типа заранее уже согласен продолбать неделю своей жизни на какое унылое нечто. Внезапно оказывается что дело капец какое интересное, там творится нечто в голову не укладывающееся, твист на твисте и вообще ничего не понятно. Ты во все это вникаешь, знакомишься с голливудской звездой и кучей прикольных людей. Короче, по большому счету, хорошо проводишь время. После чего тебе говорят что это все розыгрыш, что вложили кучу бабла и своего времени в огромный спектакль, предназначенный для тебя одного. Что тебя покажут по телеку и все соседи обзавидуются. Что тебе (наверняка же) за все это дело постфактум выпишут сумму, которую ты не заработал бы даже за пять лет (один хрен это гораздо меньше, чем отстегнут Марсдену). И ты такой - нет, извините, но я отказываюсь...

3

Да ну нахуй, не может быть!

1

Главный герой не знает, что его разыгрывают. В это же время среди присяжных.

Ты ведь даже не смотрел, но пукаешь что то

2

прикольный сериал

1

реакцию целевой аудитории