Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Хочу сегодня рассказать о первом фильме про Джона Рэмбо — который называется “Первая кровь” (даже без упоминания Рэмбо в названии) и который разительно отличается от своих тестостероновых продолжений.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Напомню ключевой конфликт первой части — ветеран Вьетнама Джон Рэмбо (одна из титульных ролей Сталлоне) скитается по Америке, в поисках своих сослуживцев.

Поиски идут без успеха, а о смерти одного из друзей он узнает напрямую от матери однополчанина.

Огорошенный новостью, он забредает в небольшой американский городок Хоуп. Там его встречает местный шериф, который, видя в нем очередного бродягу, сразу хочет вышвырнуть его из своего города. Рэмбо вступает в стычку, убегает в местные леса, по пути ранив пару полицейских. Ну и дальше на него начинается полномасштабная облава.

Про столкновение шерифа и Рэмбо

Ключевая линия противостояния в фильме — конфликт шерифа и Рэмбо. И там есть довольно неочевидный подтсекст.

В одной из сцен мы видим медали в кабинете у шерифа.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Ну и что, казалось бы — медали и медали.

А почти любой американец сразу определит — это военные награды (так как там Пурпурное сердце виднеется — одна из самых известных боевых медалей США, дают за боевое ранение или смерть).

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

А судя по тому, что шериф явно старше Рэмбо — он тоже ветеран. Но войны, которая была на 10 лет раньше Вьетнама.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Речь про Корейскую войну, которую почти официально называют “забытой войной”, так как она полностью исчезла из медийной повестке на фоне Вьетнама. Это сильно объясняет нелюбовь шерифа к Рэмбо.

Если кому интересно, 2 другие медали — это крест «За выдающиеся заслуги» (проявленный героизм) и “Серебряная звезда” (за мужество в бою).

То есть шериф не просто ветеран, а настоящий боевой герой.

Фильм на самом деле — про конфликт двух идеологий, двух ветеранов — прижимистого консервативного солдата времен Эйзенхауэра (который отлично вписался в мирную жизнь) — и абсолютно надломленного солдата времен Никсона, без идеалов и почвы под ногами, с невозможностью адаптации в нормальную жизнь.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

А образ полковника Траутмана, бывшего командира Рэмбо — это почти буквально дядя Сэм, образ “военной” Америки, которая призвала Джона в свои ряды и сделала из него идеальное оружие, абсолютно не заботясь, что с ним делать в мирной жизни.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Ну а другая часть Америки, часть гражданской Америки (в образе шерифа) — выгоняет Рэмбо из своего мирного города. Они явно не могут существовать вместе.

Поэтому лично для меня, кульминация фильма – это диалог между шерифом и полковником в баре. Когда две стороны Америки (гражданская и военная) буквально решают судьбу Рэмбо.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

В итоге полковнику ничего не остается, кроме как забрать Рэмбо с собой (обратно, на условную войну, как непригодного для спокойной жизни).

(Тут можно вообще пойти по упоительной кривой дорожке метафор, и вспомнить что город назывался “hope”, а значит шериф окончательно лишает Рэмбо надежды — но такой ментальной эквилибристикой мы заниматься не будем)

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Про образ Рэмбо

Первый фильм — вообще говоря, драма о сломанном человеке и пост-военном синдроме. Не настолько циничная, как “Таксист”, не настолько масштабная как “Охотник на Оленей”, но по своему важная и пронзительна

То, что Рэмбо там по лесам бегает и мастерит ловушки из ёлок — это показатель безумия, а не бравады.

Для проформы, напомню, что в “Первой крови” погиб только один человек (и то, скорее в результате несчастного случая, а не напрямую от рук Рэмбо).

Единственная смерть в фильме – сержант Галт выпал из вертолета, после броска камнем Рэмбо
Единственная смерть в фильме – сержант Галт выпал из вертолета, после броска камнем Рэмбо

Это кстати, осознанный выбор создателей — фильм является экранизацией романа Дэвида Моррела, и в книге от рук Рэмбо погибло гораздо больше людей. В романе конфликт довольно простой – Рэмбо это маньяк и бешеный зверь, которого надо изловить и уничтожить.

А создатели фильма осознанно решили усложнить конфликт – Джон хочет стать частью общества (поэтому ищет своих друзей с войны и щадит полицейских, никого не убивая). Но общество его всё равно отвергает.

И в конце Джон рыдает на руках у полковника Траутмана, окончательно ломаясь.

И какая же злая ирония, что образ вот такого сломленного человека, выкинутого на обочину жизни, которого надломила собственная страна, не дав шанса выжить в реальном мире — в следующих частях стал символом империалистической Америки, синонимом супер-солдата, который бегает по Вьетнамам и Афганистанам с ручным пулеметом и косит пачками бедных аборигенов и коммунистов.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо, о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Кстати, сценарий для следующей части (которая упоительно тупо называется “Первая кровь: часть вторая”) написал Джеймс Кэмерон. Вместе со Сталлоне. И заслуженно получил за него Золотую малину.

Ну и чтобы немного разбавить получившийся пафос, добавлю свою любимую шуточку из фильма – про то, на кого можно охотиться с ножом, как у Рэмбо:

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал: t.me/odno_kino (пост взят оттуда).

504504
166 комментариев

В первой части чувствуется трагедия человека, который, буквально, может вести полноценную партизанскую войну, в рамках небольшого штата, но никому не нужен и в обычном обществе он уже чужой.
Следующие части неплохие, но больше развлекательный характер несут. В первой части всё же атмосфера тащит и Слай хорошо подошел к этой роли.

103

Вторая часть - тупо срубить бабла на зашедшем фильме. Оставили имя и увеличили экшон, людям же зашло. Третий - голимая пропаганда по заказу американского кремля

21

С цифрой 2+ редко кино не ради бабла выпускают. Терминатор - редкое исключение. Взять с Сильвестром первого Рокки который Кино и последующие которые кинцо.

3

Первая кровь отличный фильм, которому не нужны были продолжения (также и с Рокки). Но ради справедливости стоит сказать что, именно продолжения закрепили образ Рэмбо как иконы боевиков.

В первой части в самом конце был душещипательный монолог главного героя, от него прям слезы накатывались. Продолжения конечно уже хуета

48

Вот после этого коммента, думаю надо пересмотреть🤔

2