Обзор аниме «Юри на льду!!» и подробности из интервью

Создать аниме мирового масштаба

Обзор аниме «Юри на льду!!» и подробности из интервью

Название • Юри на льду!
Жанр • спорт, романтика
Метраж • 12 серий
Год выхода • 2016
Рейтинг • КиПо 7.8, IMDb 8.3, Shiki 7.9

P.S. Обзор на это аниме поделен на 6 частей, помимо введения и заключения вас ждет: обсуждение целей (популярности), особенностей в сравнении с другими спортивными аниме, реализации красоты и художественной ценности, которую в фигурном катании видели его авторы, и немного слов про продажи.

Обзор аниме «Юри на льду!!» и подробности из интервью

Как можно догадаться из названия, это аниме – история об одном фигуристе, Юри Кацуки. Само собой, история вымышленная, но образы и биографии многих фигуристов и людей из сферы фигурного катания в аниме опираются на реальных людей, которые были наиболее интересны авторам этой оригинальной истории, Саё Ямамото и Мицуро Кубо.

(Все официальные и фанатские версии прототипов персонажей тут)

Юри, главный герой – уже не молодой по меркам фигурного катания фигурист, ему 24 года и в каком-то смысле ему уже пора на пенсию. Несомненно, он хороший фигурист и даже входит в топ фигуристов Японии, не смотря на события из первой серии, где представлена завязка истории:

Выступая в финале гран-при, которое проходило в Сочи, на его плечах были надежды целой Японии, все болели и поддерживали своего соотечественника, как только могли. Однако, против Юри были давление, недавняя смерть его питомца, излишний вес от стресса и неуверенность в себе. Эти проблемы оказались выше сил Юри, из-за чего он допустил множество ошибок в своем выступлении и набрал слишком мало баллов.

С его мягким и ранимым характером он тяжело перенес это поражение и решил окончательно завязать с профессиональным спортом, ведь он уже не молод, а результаты после долголетних тренировок так и не приблизили его к мечте. И если бы на этом все закончилось, то история бы даже не начиналась, поэтому ее развитие вполне закономерно.

Последующие события, новые знакомства, воспоминания о прошлом, кумиры и любовь к катанию не только возродят в нем желание продолжить карьеру фигуриста, но и откроют для него новые причины продолжать выступать, развиваться и жить в родном мире фигурного катания.

Таким образом, можно сказать, что это аниме раскрывает мир фигурного катания через те новые события, знакомства и т.д., которые как раз-таки побудили Юри продолжать карьеру. Все события буквально иллюстрируют то, почему фигуристы любят свое дело.

Такая обтекаемая завязка вряд ли отличает это аниме от прочих споконов. Но если обратиться к мыслям и идеям, которые авторы истории (режиссер – Саё Ямамото и дизайнер персонажей – Мицуро Кубо) хотели показать, то отличие от прочих спортивных аниме становится очевидным.

Желание привлечь максимум людей

В первую очередь, авторы поставили перед собой цель популяризации спорта и фигурного катания в частности, и надо сказать это у них отлично получилось.

Сериал более чем доступный и интересный для людей всех национальностей, возрастов и полов благодаря тому, что они сфокусировались на сцене межнациональных соревнований, где присутствуют фигуристы со всех стран, из разных лиг, а не только японцы в школьном возрасте как во многих других споконах.

Также из многонационального в аниме присутствует несколько городских локаций в разное время года. В аниме есть Япония, Россия, Китай и Испания (есть пару моментов из Америки и еще пары стран, но там совсем крохи). В большей степени в аниме проработаны стадионы, которые для фигуристов как родные, но иногда это могут быть и другие точки интересов в городе, вроде площадей, храмов или просто дворцов культуры.

И каждая из локаций имеет свой особенный характер, который так или иначе старается отразить культуру этой страны. Но в действительности вся магия оказывается в выборе цветов близких к реальному миру. Мицуро Кубо делала на этом особый акцент при работе с художниками и результат вполне оправдывает задуманное.

Будь вы из России, Франции или Китая, но то немногое внимание, которое получили разные страны, вызывает дополнительный отклик у зрителей.

До кучи, в этом аниме также присутствуют фигуристы с разной сексуальной ориентацией, что делает этот спокон еще более популярным, ведь изначально половина аудитории, которые смотрят спортивные аниме про парней – это девушки, а собрать больше парней вокруг фигурного катания было бы сложно не нарушая суть этого вида спорта, так что добавление ЛГБТ персонажей оказалось весьма кстати. В общем наслаждайтесь Кристоффом Джакометти пока можете ;>

Успех и популярность аниме также можно проследить в том, что в сообществе фигуристов в момент выхода и после было не мало начинающих и профессиональных фигуристов, которые дополнительно популяризировали аниме повторяя понравившиеся им программы, которые были поставлены специально для сериала множеством тренеров и хореографов (Для главных персонажей, например, за это был ответственен Кэномдзи Миямото, двукратный чемпион Японии в парном катании).

(Там конечно есть видосы миллионники, но тут Джонни Вейр <3)
(Там конечно есть видосы миллионники, но тут Джонни Вейр <3)

Кстати, и песни из Юри на льду можно услышать на разных мероприятиях по фигурному катанию даже в наши дни. Из недавнего – это июньский Fantasy on Ice 2023, где Дин Фуджиока открывал третий день ледового шоу со своей песней History Maker (опенинг Юри на льду).

В общем по популяризации фигурного катания и успеха аниме можно однозначно сказать, что проект себя оправдал.

Чем Юри отличается от других споконов

Теперь обсудим то, что авторы хотели показать во вторую очередь – это взаимоотношения между спортсменами в фигурном катании или точнее их отличие в сравнении с другими видами спорта.

Фигурное катание не такой многочисленный вид спорта, если говорить об его участниках. И, как результат, взаимоотношения в нем сильно отличаются от тех, что есть в более многочисленных видах спорта.

Итог у этого один: спортсмены оказываются не столько соперниками, сколько друзьями, поскольку круг их профессионального общения достаточно узок, чтобы поддерживать контакты друг с другом, вместе тренироваться, а также радоваться, болеть и поддерживать друг друга в их любимом деле.

Такое поведение можно встретить во многих других видах спорта, в которых количество спортсменов не столь велико, например, соревнования по бмх фристайлу или гонкам на формульных болидах, где участники часто бывают знакомы еще со времен младшей школы.

И в целом аниме справляется с тем, чтобы показать отношения персонажей в таком ключе. Юри дружит со множеством фигуристов, с кем-то особенно близко, для подрастающего поколения он как наставник, а у других персонажей их друзья-фигуристы выступают в роли причины для катания (пока они катаются, они могут быть друзьями, делить каток, чемпионаты и пр).

Друзьяшки :))
Друзьяшки :))

Более глубоко и подробно идея друзей/любовников как причина для катания была конечно же раскрыта через главных героев. Этому можно посвятить отдельную статью, но вкратце:

Юри и Виктор стали друг для друга куда большим, чем просто друзья. Юри как фигурист сильно вырос после знакомства с Виктором, он познал фигурное катание и себя глубоко, как никогда. А Виктор получил не меньше новых впечатлений как тренер и фигурист, чтобы привнести в свою профессиональную карьеру нечто новое и оправиться от своего творческого кризиса, ведь его кредо – ежегодно удивлять всех вокруг и превосходить прошлого себя. (Оценили уровень взаимодействия?)

Таким образом, их совместная работа и время проведенное вместе помогают каждому из них стать еще лучше в своем деле и так происходит с каждым спортсменом, который живет не одинокой жизнью в мире этого немногочисленного спорта.

В общем, вторая идея тоже успешно была воплощена. Стало быть, пришло время перейти к самому спорному :)))

Свобода творчества и анимация

В третью очередь, Саё Ямамото, Мицуро Кубо и Тадаси Хирамацу (глав. аниматор) хотели показать художественную ценность и красоту фигурного катания, которая ими так любима...

Для этого у них были все возможности анимации и определенная творческая свобода перед продюсерами и директорами проекта. Так много свободы, что она в каком-то смысле распространялась даже на художников и сэйю – сценарист и режиссер давали им не слишком конкретные задачи, в которых у исполнителей было место для самовыражения, которое как казалось Саё Ямамото и Мицуро Кубо лучшим образом отразится на результате. И удивительно, что не смотря на это аниме получилось цельным и однородным, словно вся команда видела одинаковый образ или же принятие конечных решений было достаточно жестким.

Для того чтобы сцены получились атмосферными и эмоциональными Саё Ямамото и Мицуро Кубо вместо написания сценария перешли сразу к раскадровке, минуя текстовый сценарий. Так они концентрировались на визуальном образе, который вкладывали в сцену, что явно позволяло сценам быть более выразительными.

Для создания качественной анимации Тадаси Хиромацу как полагается пользовался помощью профессионалов: просил видеозаписи программ, консультировался у хореографов и тренеров по всевозможным нюансам и использовал все блага анимации – эффекты, блики, самые интересные ракурсы и огромное внимание к деталям. На выходе он получил настолько ценный опыт, что даже решил добавить его в свой артбук.

То же касается костюмов и дизайнов персонажей. Вместе с производителем экипировки для танцоров и гимнастов CHACOTT, с помощью реальных прототипов и с помощью готовых моделей костюмов реальных фигуристов были разработаны уникальные дизайны, подчеркивающие характеры и личности персонажей, а также особенности их программ выступления.

Все кажется идеальным, прямо по высшему классу(!), но не обошлось без узкого горлышка в виде сроков. В итоге по началу мы имеем действительно хорошую анимацию танцев, но уже во второй половине особо чуткие зрители могли негодовать по множеству причин.

Например, первая произвольная программа Виктора длилась 4 минуты и 25 секунд, что не только соответствует регламенту соревнований, но и выполнено практически как цельное выступление, с минимумом кадров без фигуриста, с выбором чаще средней дистанции, чтобы максимально полно запечатлеть его фигуру. Также аниматоры не скупились на интересные ракурсы. Плавность и динамика получилась на славу.

Что же касается второй половины и других фигуристов, например, короткие программы из 7 серии, то они длились порядка 2 минут и 10-30 секунд, хотя по регламенту это должны были быть 2 минуты и 50 секунд. Также сама анимация и рисовка сильно отличались с точки зрения той "художественной красоты и ценности", которую изначально закладывали авторы:

Зрителю показывалось больше крупных и дальних планов, на которых толком не видно прорисованной фигуры фигуриста, или же вовсе нам могли показать не фигуриста, а зрителей или Юри и Виктора, которые в тот момент не могли найти общего языка. С другой стороны, сцена также могла заменяться на внутренние образы персонажа размышляющего о сюжете танца через визуальные образы, дополнительно раскрывающие эмоции, вкладываемые спортсменом. Последнее это скорее ситуация и в плюс и в минус.

Кроме того, фигуристы в течение всего сериала рано или поздно приходят к повторению своих программ, что приводит к повторному использованию анимации и может несколько наскучить. Однако, в случае с главными героями претензий очень мало даже к реюзу, смена костюмов приятно освежила каждое выступление персонажей.

В интервью на AnimeNext2017 создателям также был задан вопрос о длительности работы над каждым выступлением. И уж не знаю речь шла о повторном использовании или нет, но авторов со смеху разнесло, поскольку минимальное время, потраченное на анимацию выступления, заняло всего 4 дня. Для сравнения, они также упомянули, что произвольная программа Виктора, которую я упоминал выше заняла у них 3 месяца..)

В общем с анимацией как всегда все сложно и эту идею частично, но авторы таки выполнили и от выступлений основных персонажей действительно можно получить эстетическое удовольствие, вплоть до мурашек~

Продажи

Хорошим способом определения итоговой успешности проекта может быть оценка его продаж. Поскольку «Юри на льду» это оригинальная история, то по манге сказать ничего нельзя и сравнивать стоит с похожими споконами или же просто с успешными в виде Blu-ray и DVD. Если говорить об успешных аниме, то давайте сравним цифры продаж у какого-то успешного аниме, например, «Волейбол»:

Обзор аниме «Юри на льду!!» и подробности из интервью

В принципе вы все видите сами, 35 тыс. копий у Волейбола, против 50 тыс. копий Юри. Можно ли считать такой проект успешным? Определенно «Да».

А для сравнения с аналогичным аниме хотел для вас подыскать продажи «Сквозь бальный зал» («Добро пожаловать на паркет»), но как оказалось его продажи не достигают 2 тыс. копий, поэтому же и упоминаний о размерах его продаж нет. Казалось бы, да, что Бальный зал не так плох, но в сравнении с Юри приняли его в разы холоднее.

Каков итог?

В заключение скажу лишь то, что аниме, не смотря на все его плюсы и минусы делалось с огромной любовью, а потому вышло хорошим. Это следует из большого количества вложенных усилий и коммерческого успеха тайтла. Ждем теперь его потерянное во времени продолжение, когда-то же оно все-таки будет готово..)

Надеюсь получилось достаточно интересно и познавательно, больше статей и другого контента есть в ТГ.

Добра, тепла и приятного просмотра~
Спасибо, что дочитали :>

Одноклассники:

Под картинками краткая информация. Тайтлы выбраны с упором на большее внимание к чувствам и отношениям персонажей, а также с учетом меньшей или ушедшей популярности.

1818
9 комментариев

@Аниме , смотрите, что тут

1

Лучше, или что-то еще надо поправить?

1

Юрасик - самый жирный пример того, как хайп может заставить нормисов считать, что это что-то хорошее, раз популярное в данным. Оценка, стремящаяся к десятке во время онгоинга, пиздец, вьетнамские флешбеки нахуй. Заодно забавно как они уже не в состоянии фильм выпустить, ибо хайп прошел, все похуй на Юрасика уже, только обещаниями кормят мол "да мы работаем, чесслово".
подарить частичку этой любви к фигурному катаниюПолюбили фугурное катание просмотром слайд-шоу из прошедших турниров, проверяй. Как там, кстати, на блюреях - парашные анимации катания исправили чи шо?
А про лучшую часть тайтла, про ост, почти ничего в статье, осуждаю.

Тайтлы-"одноклассники" не похожи на Юрасика, разве что Баллет, ведь там вместо нормальной анимации танцов мега слайдшоу и статика. А ведь это от студии, снявшей Волейбол. Позорище, блять.

Насчет проды кстати, глядя на то что анонса Человека-бензопилы все еще нет, где-то на другой стороне планеты мелькает надежда, что может быть в следующем году получится уже поглядеть Юрца, ну или через два, если не будет мирового проката.

Поглядел бд версию немного, в целом не то чтобы стало лучше. Но может это опять же я невнимательный. А так просто чуть другой цвет и может где то 1-2 деталей поправили, но в основном, по части выступлений особенно – все те же кляксы хд

К сожалению, я не музыкальный эстет, поэтому описание музыки от меня скорее было бы оскорблением..)

По "Одноклассникам" добавил ремарку, спасибо. В целом не так и много тайтлов, которые можно было бы назвать похожими на Юри, поэтому добавил что есть. Можно конечно было еще добавить "Dance Dance Danseur", но он прям слишком далеко уходит в драму и романтику, примерно как и "Девушка из оперы", т.ч. не вариант.