"Я подписал договор и отправился в Pinewood, где меня торжественно отымели в жопу!"

Многострадальный дебют Дэвида Финчера во франшизе "Чужих".

Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли
Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли

Дорогой читатель, далее по тексту возможны спойлеры, так что будь готов!

История, которую я им рассказал, - в результате чего и получил работу - была классная. Сюжет в духе Дэвида Лина. Не о крутых парнях в космосе, а о педофилах в космосе. Это был мощный фильм, сложный и политический. В нём было три Ланса Хенриксена, Пол Макганн в роли серийного убийцы, а в финале повсюду шнырял Чужой, и три тысячи штурмовиков бежали в атаку. Это было грандиозно и странно, задумка была потрясающая. Я так преклонялся перед наследием "Чужого", что моя картина должна была стать "Апокалипсисом сегодня", не меньше.

Дэвид Финчер

Ровно по такой динамике двигался разговор Финчера с продюсерским составом на студии Pinewood в пригороде Лондона. Режиссер, только что подписавший контракт с "Двадцатый Век Фокс", пытался обозначить вектор развития неприлично затянувшегося предпродакшена. Имея внушительный опыт работы в ILM (студия создания визуальных эффектов) и известность в медиа как режиссера музыкальных клипов и рекламы, он наивно посчитал, что менеджерам нужен свежий взгляд на франшизу. Молодая кровь с постмодернистским подходом к переосмыслению истории. Ведь, как предполагал он, "им же не хочется выпускать дерьмо под логотипом 20th Century Fox".

В какой-то момент Финчер действительно смог расположить к себе продюсеров и оставить благоприятное впечатление. Они согласно кивали в ответ и учтиво улыбались, анализируя идеи, предложенные им, но в итоге настояли на всем привычной избитой формуле высокобюджетного студийного Голливуда - "дайте нам то же самое, только другое". В силу возраста и отсутствия опыта работы в большом кино Дэвид не мог предусмотреть, что как раз факторы молодости и неопытности станут ключевыми в его резюме для принятия на должность постановщика триквела. Боссы из головного офиса "Фокс" намеренно навязали продюсерам Дэвиду Гайлеру и Уолтеру Хиллу столь неочевидную кандидатуру Финчера, думая, что режиссер-дебютант будет работать в прикладном режиме и без риска коллизий в процессе производства.

Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл
Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл

Приняв предложение студии и избавившись от последних бюрократических и бытовых формальностей (Дэвида категорически отговаривали от этой работы коллеги и близкие), Финчер вместе с Гайлером и Хиллом принялись за редактуру десятка сценарных наработок, которые успели накопиться в течение почти пятилетней стадии предпродакшена. Изначально действие фильма должно было происходить на искусственной планете-отшельнике, населенной луддитскими монахами. По задумке Винсента Уорда, одного из ранее заявленных режиссеров картины, корабль "Сулако" с ксеноморфом на борту терпит крушение недалеко от поселения, чьи обитатели примут монстра не иначе как за демона, с которым и предстоит вечная борьба света и тьмы. После изрядно затянувшихся раздумий и анализа все трое пришли к выводу, что, несмотря на потраченные 10 млн. долларов на декорации храма, сеттинг планетоида с монахами следует заменить на планету с заключенными и тюрьмой-паноптикумом.

Гайлер и Хилл предоставили Финчеру некоторые выдержки из собственных сценарных решений для развития выбранного направления. Хотя первоначально идея тюремного фильма принадлежала Дэвиду Туи, он занимался полировкой и написанием сцен для прошлых вариаций сценариев на стадии подготовки. Многие его идеи были отброшены продюсерами, но Туи в будущем успешно их применит в своём фильме "Хроники Риддика". После был нанят сценарист Рэкс Пикетт в помощь режиссеру для работы над окончательной версией сценария. Накануне съемок Пикетт за ужином с Дэвидом показал вариант, собранный из нескольких черновиков и приведенный в более менее удобоваримый вид. В свою очередь, Финчер акцентировал внимание на отсутствие целостности текста, но учел творческие трудности и беспорядок, в которых сценаристу пришлось собирать паззл из обрывков. Пять лет подготовительных работ, мастерски спущенных продюсерами в мусорный бак, огромная дыра в бюджете и суррогат вместо сценария ознаменовали старт съемок. В январе 1991-го года режиссер со съемочной группой приступили к изматывающему производству "Чужого 3".

Чарльз С. Даттон, Сигурни Уивер, Дэвид Финчер 
Чарльз С. Даттон, Сигурни Уивер, Дэвид Финчер 

Я думал, они поручили мне эту работу, значит, они позволят мне сделать эту картину. А потом началось: "Это слишком дорого, у нас есть деньги только на восемнадцать штурмовиков". В общем, в какой-то момент они отрезали фильму яйца. И продолжали говорить: "Нам очень нравятся твои идеи, но мы хотим что-то, что выглядит и пахнет как сиквел".

Дэвид Финчер

Держа в уме коммерческий успех сиквела от Джеймса Кэмерона, "Фокс" выделила 45 млн. долларов на производство (затем они переросли в 60), что сделало Финчера дебютантом с самым большим бюджетом для кино того времени. Около 15-ти млн. были потрачены еще в период предпродакшена на предыдущие сценарные и дизайнерские итерации. Так же немалый кусок средств съел переезд в другую локацию. Однако стоит отметить, что часть декораций храма смогли переориентировать на тюремное окружение, сэкономив тем самым несколько миллионов. Разного рода ухищрения и танцы с бубном в итоге не помогли с удушающим перерасходом бюджета. Посему продюсеры поставили ультиматум производственной группе и режиссеру: съемочный период должен сократиться с утвержденных 93-х дней до 70, что было выполнимо только при условии работы 18/7. Финчер уже не скрывал своего раздражения, а взаимная неприязнь и напряжение в отношениях с Гайлером и Хиллом росли по экспоненте.

Сигурни Уивер, Дэвид Финчер, Чарльз Дэнс
Сигурни Уивер, Дэвид Финчер, Чарльз Дэнс

Открытым оставался и вопрос внешнего вида ксеноморфа. Несмотря на наличие штатных художников Алека Гиллиса и Тома Вудроффа, режиссёр настоятельно просил привлечь Ханса Руди Гигера, художника-сюрреалиста и создателя образа "Чужого" для оригинального фильма Ридли Скотта. Просьба была выполнена, а сам Гигер с форменным энтузиазмом ответил взаимностью. Спустя непродолжительное время мастер выслал по факсу несколько эскизов и фотографий модели монстра, подчеркнув, что "скрестил его с ягуаром". При этом Гигер не сомневался, что такого рода предметный интерес и последующая работа над моделью "Чужого" автоматически сделала его частью команды. О наличие двух других художников он даже не подозревал. В свою очередь, Гиллис и Вудрофф знали о привлечении швейцарца, так как работали с присланными им эскизами, но были уверены, что он трудится на добровольных началах и выступает в качестве разового консультанта, а значит, не претендует на авторство.

Вскоре после этого студия отказалась от дополнительных услуг художника, оборвав с ним всяческие контакты. Сам же Гигер по каким-то причинам возложил ответственность за подобную профанацию на Финчера, аргументируя это тем, что последний таким образом решил выборочно сэкономить на данном аспекте производства. Продюсеры и вовсе отказались включать имя художника в титры. По этой причине Гигеру через судебные тяжбы пришлось доказывать причастность к проекту. Только после долгих разбирательств студия наконец признала его вклад в создание образа ксеноморфа для "Чужого 3".

Ханс Руди Гигер и модель "Чужого" для фильма
Ханс Руди Гигер и модель "Чужого" для фильма

На съемках куча людей (видимо, в стремлении "улучшить" фильм) наперебой предлагали, как сделать всё еще более "кэмероновским", чем у самого Кэмерона. А я сидел и думал: "Ребята, вы помните, что у меня тут нет пулеметов, или огнеметов, или прочей херни?" Ты рассчитываешь, что все будут помогать тебе вести корабль, а в итоге совершаешь круиз по банановым республикам с маленьким диктатором в каждой.

Дэвид Финчер

Атмосфера спрессованной коробки с её сырыми стенами и подступавшим ужасом из вентиляционных отверстий, нарочито перекликающимся с визуальным стилем Иеронима Босха, должны были показать уязвимость и лихорадочность действий корпорации "Вэйланд-Ютани" - главного антагониста фильма по задумке Финчера. Эта идея (частично), как и многие другие, была задушена продюсерами, которые к финальной трети съемок окончательно решили лепить из триквела "кэмероновский боевик". Ироничен и тот факт, что на площадке тюремного фильма к Дэвиду был представлен надзиратель из продюсерской команды, задачей которого был абсолютный контроль над молодым режиссером. Разумеется, подобного рода условия начисто отрезали любую дальнейшую возможность контакта между сторонами, где каждая попытка соприкосновения превращалась в белый шум с нулевыми шансами на компромисс.

К этому моменту Финчер работал над фильмом около двух лет. Его дважды увольняли. Чехарда кадров и асинхронность действий продюсеров со съемочной группой подвела процесс к 10-ти дням отставания от повторно заявленного рабочего графика в 70 дней. С финалом у фильма так же были трудности. Ни одна из версий до сих пор не была утверждена. Сигурни Уивер открыто просила сценаристов и руководителей проекта убить её персонажа, на что, наконец, получила согласие студийных боссов. Режиссер же пытался синтезировать в "Чужом 3" подход Ридли Скотта к финалам из оригинального фильма и "Бегущего по лезвию" - «она должна уйти со вздохом, а не со
стиснутыми зубами и пОтом». Этот момент должен был означать сознательное решение героини, которой предложили искушение жить дальше без существа внутри себя, но с гнетущим знанием того, что сам монстр так же продолжит жить в стенах лабораторий "Вейланд-Ютани". Обоюдная непреклонность взглядов и желание Хилла с Гайлером видеть излишнюю агрессию Рипли с вырывающимся из груди ксеноморфом в момент смертельного падения привели к очередному болезненному сражению, которое Финчер безапелляционно проиграл.

Для статьи в журнал "Empire" кинообозреватель Гарет Пирс, находившийся тогда на съемочной площадке, описал всё происходящие "кажущимся сопротивлением фильма к собственному производству". Немногим позже Дэвид Гайлер назовет режиссера "обувным продавцом", намекая на снятый Финчером рекламный ролик для Nike и недвусмысленно указывая на отсутствие художественных принципов большого кино. Результатом всему станет экстренное сворачивание съемок в Лондоне и отправка группы в Лос-Анджелес на черновой монтаж и предварительный просмотр отснятого материала. В головной студии обнаружиться, что из-за рваного нарратива и пробелов в видеоряде требуется досъемка. На этой почве отношения Финчера с Хиллом и Гайлером рухнут окончательно. Но первый останется доснять недостающий материал, а суммарное количество съемочного времени составит те самые 93 дня, которые планировались на старте.

Дэвид Финчер и Сигурни Уивер
Дэвид Финчер и Сигурни Уивер

Не было никаких шансов, что 27-летнему дебютанту дадут спокойно снять фильм стоимостью 60 млн. долларов во время экономического кризиса накануне миллениума в обстановке паники, царившей в киноиндустрии. В конце концов, если я не мог сказать: "Я снял "Челюсти", верьте мне", то почему они должны были мне доверять? Это была кровавая баня - отлаженная кровавая баня!

Дэвид Финчер

Помимо прочего, был ряд других показательных вещей, которые говорят о системном буллинге внутри производства. Сценарист Рекс Пикетт принял сторону Финчера в его конфликте с продюсерами, приложив письменное пояснение, где открыто критиковал работу Гайлера и Хилла. Реакция последних была крайне резкой. Пикетт вынужденно покинет съемочную площадку, а его имя вырежут из всех титров. Сам же Финчер, несмотря на запрет продюсеров, доснимет в студийном павильоне в Лос-Анджелесе несколько сцен, затем окончательно уйдет из проекта. Его так и не допустят к монтажу, да и сам режиссер к тому моменту совершенно не желал продолжать "заниматься не слишком затейливым жанровым фильмом, который нужно было подороже продать".

На постпродакшн уйдет почти год. Финальная версия фильма "похудеет" на 37 минут экранного времени в угоду большему количеству сеансов в кинотеатрах, но, к удивлению критиков, полностью окупит за период проката производственные и маркетинговые траты. Этот одновременно жуткий и саркастичный факт возвращает нас в один из съемочных дней, где в ходе дежурной конфронтации кто-то из младших продюсеров объявит режиссеру, что "может выпустить черную заставку на 15 минут, назвать её "Чужой 3" и собрать 15 млн. долларов за первые выходные". В 2003 году Финчеру предложат сделать режиссерскую версию фильма, на что он прямо скажет, что его версия подразумевает полное уничтожение исходников и старт съемок с нуля.

Продюсерский вариант смерти Рипли
Продюсерский вариант смерти Рипли

Упомянутый выше Гарет Пирс, длительное время пребывавший на площадке, охарактеризовал Финчера как "одновременно непревзойденного и самонадеянного человека", подкрепляя отзывами актеров, что "он хороший парень, делающий всё возможное", пусть и его сознательно требовательный стиль со множеством дублей усложнял и без того проблемное производство. А кинокритик Скаут Тафоя заметит, что, несмотря на весь произошедший съемочный кавардак и умышленно загубленную реализацию мрачного видения режиссера, "всё же многое, чем известен Финчер, берет своё начало здесь".

В каком-то смысле "Чужой 3" действительно предвосхищал перспективу воплощения в жизнь финчеровских идей, которые в самом фильме мелькнули лишь 25-м кадром. Поэтому свой следующий фильм режиссер снимет с маниакально точным и непоколебимым стремлением получить ровно то, чего он хочет. Итогом станет триллер "Семь", он и определит последующую реабилитацию Финчера в киноиндустрии. Оставался вопрос в необходимости этой самой реабилитации. Стоило ли приписывать главные неудачи проекта человеку, оказавшемуся в положении зажатого в тиски орудия труда? Возможно, нет однозначного ответа ! Однако очевидным и бескомпромиссным оказался финал всей истории. Для Дэвида Финчера триквел навсегда останется чужим.

4747
29 комментариев