Если вы вдруг хотите ощутить отчаяние, бессмысленность человеческой жизни и абсолютную безысходность существования
... то вам необходимо поиграть в Сому. Лонг содержит лор, мнение об игре и немного личных рассуждений о человечестве. И осторожно, есть спойлеры.
Потому что Soma демонстрирует самый полноценный апокалипсис, полное вымирание, худшее возможное будущее, в котором остались лишь данные на информационных носителях.
Основная концепция тут такая: в Землю прилетела комета и испепелила практически всё живое.
Единственные уцелевшие – небольшая группа учёных, работавших на подводном исследовательском комплексе ПАТОС-2 в Атлантическом океане.
Эти люди разработали так называемый «Ковчег» – огромный электронный носитель, работающий на солнечных батареях и способный сохранять записанные в себя электронные сканы человеческого мозга, перемещая их в виртуальный мир.
То есть вся идея состоит в том, чтобы спасти человечество хоть в каком-то виде, получить мааленький шанс на продолжение жизни.
Ковчег вместе с загруженными сознаниями людей предполагалось запустить в открытый космос – и тогда, возможно, в теории, спустя тысячу лет его найдёт какая-нибудь другая раса, блуждая по космическому пространству.
Хотя шанс крайне низок. Рано или поздно в нём закончится энергия и тогда во вселенной не останется ни одного живого человека ни в каком виде – ни в цифровизированном, ни в телесном.
Ну и в итоге работникам Патоса настолько понравилась идея Ковчега, что многие добровольно шли сканировать свой мозг.
И вроде бы всё должно было пройти хорошо, если бы не один нюанс – искусственный интеллект НИУ.
Изначально он был создан для контроля за различными секциями Патоса-2, однако после вымирания человечества ему дали новый приоритет – «Спасти жизнь любой ценой и в любой форме».
Ну и так-то он правда справлялся со своей работой, спас много жизней... загружая их отсканированные сознания в роботов, поскольку именно так понимал значение слова «жить» – то есть иметь возможность мыслить, и не важно, в каком виде.
По всему комплексу начали появляться «пересмешники» – так называли машины, в которых был загружен чей-то скан мозга. Некоторые из них до самого конца не осознавали, что находятся не в своём теле, поскольку им казалось, что новые роботизированные конечности – их собственные человеческие.
А часть роботов оказалась повреждённой. После всей этой загрузки сознаний они стали нападать на ещё живых людей из-за жажды структурного геля – необычной субстанции, временно продлевающей жизнь (позже расскажу о нём подробнее, поскольку этот гель очень важен).
И обычно это приводило к смерти вторых.
Но и это ещё не конец, ведь гель вводился и в самих людей, чтобы не дать им умереть. И иногда те из-за этого сходили с ума, мутировали, превращались в монстров... и тоже убивали ещё живых. Вот такой жуткий круговорот организмов.
Правда, было одно исключение, человек по имени Терри Акерс – он потерял рассудок, в буквальном смысле вытащил себе глаза, и решил насильно «подключать» людей к НИУ, будучи уверенным, что ии – это какой-то бог. Однажды он сделал тоже самое и с главным героем.
И плюс ко всему ситуацию усугубило то, что некоторые люди умирали ещё до начала всех событий. Всё дело было в их желании перенести сознание внутрь Ковчега – ведь это физически невозможно. Сознание, как и любую информацию, можно лишь скопировать. Даже команда «вырезать файл», если кто не знает, именно копирует файл с последующим его удалением, а не просто переносит в другую папку.
Но ведь невозможно удалить человеческий мозг, как какой-то файл – после сканирования оригинальный разум никуда не денется, а всё так же останется в теле.
А вот один из работников, Марк Саранг, считал иначе – он верил, что оригинальное сознание и его копия являются одной и той же сущностью в течение короткого времени после сканирования. Но как только они получат разный опыт (иначе говоря, увидят разные картины) – то разделятся и станут двумя разными существами.
Простыми словами, он думал, что сознание не может делиться, пока оно «совпадает с оригинальным».
И предложил решение этой проблемы – оригинал должен прервать своё существование до того, как получит какой-то новый, разнящийся с копией опыт, то есть мгновенно, сразу же после сканирования.
Что Марк и сделал, съев жвачку с цианидом. И не он один – другие работники также последовали его примеру и стали сразу убивать себя, что в итоге привело к закрытию проекта сканирования мозгов.
И я не могу их винить – все лишь надеялись сразу после смерти попасть в Ковчег. Но благодаря НИУ они попали только в роботов.
И к чему это всё в итоге привело?
Никого не осталось. В ковчег просто некого было загружать, и никто не мог его запустить. Все либо умерли, либо мутировали, либо сошли с ума.
Точнее, практически никого не осталось, если не считать Сары Линдуолл – последнего живого человека на Земле.
Она вместе со своей командой пыталась добраться до Ковчега – только в конце они передумали из-за опасности повреждения пушки Омега, которая и должна была выпустить Ковчег в космос.
В итоге они вернулись на базу, но их ресурсы быстро закончились и они просто погибли от голода, так ничего и не запустив.
Сама Сара тоже еле живая и не может двигаться, поскольку подключена к аппарату жизнеобеспечения.
Ну и кто во всём виноват? НИУ? Но ведь это просто программа, инструмент, созданный людьми и причём абсолютно без злого умысла. Получается, люди Патоса сами себя и погубили? Кто виноват в том, что ни один человек не смог добраться до Ковчега?
Поэтому НИУ – самое противоречивое существо Сомы, если его, конечно, можно назвать существом.
С одной стороны, он создавал монстров и роботов-убийц;
а с другой, сам позволял главному герою восстанавливать здоровье, никак не препятствовал тому на пути, да и вообще исцелял людей. Искусственный интеллект просто следовал своему алгоритму.
Какие выводы можно сделать? Наверное, не стоит так сильно полагаться на машины. Тот, кто проектировал НИУ, давая ему такую свободу в действиях, не предусмотрел, что эта машина решит покрывать всё живое структурным гелем в попытках всех спасти – и в итоге наоборот приведёт к ещё бóльшим смертям.
Иронично.
Да, по поводу структурного геля...
Для жизни человеку нужны аккумуляторы, энцефалочип и структурный гель
По сюжету эти 3 компонента надо было запихнуть в специальный костюм, чтобы «собрать» для главного героя новое тело.
1. Структурный гель – это особая чёрная жидкость, нередко использовавшаяся в работе каких-нибудь машин и технологий. Он способен соединять биологические ткани с механическими компонентами, причём таким образом, что они вместе начинают функционировать.
А ещё он может временно перезагрузить какую-нибудь уже отключившуюся машину, и в дальнейшем поддерживать её жизнь. Но лишь пока есть источник энергии.
А ещё, самое интересное, при контакте с живыми тканями он запускает мутацию, из-за которой те превращаются в полноценные организмы. А если организм уже мёртв, структурный гель заставит его двигаться, посылая электрические импульсы в его конечности.
И да, это работает и с людьми.
Гель безвреден для человека в малых количествах, но при контакте с большим объёмом он может вызывать побочные эффекты, от тошноты до потери сознания.
А при огромных дозах – значительные мутации, превращая тело во что-то, совершенно не похожее на человеческое. Это послужило причиной появления монстров.
НИУ распространял гель по всему Патосу через трубы, покрывая каждого найденного им робота и, конечно же, человека. И более того - в некоторых, уже умирающих, он закачивал гель, несмотря на то, что те не могли двигаться.
Соответственно, и умереть они тоже не могли, лишь сидеть на месте и разговаривать сами с собой.
2. Аккумуляторы – тут всё просто, их энергия взаимодействует с гелем, позволяя носителю тела контролировать свои конечности. Обыкновенные батарейки.
3. И, наконец, энцефалочип, не менее важный компонент – специальный чип, позволявший сохранять искусственный интеллект для его последующей загрузки на какой-нибудь носитель. Разумеется, на них можно записывать и сканы человеческого мозга, так что по сути энцефалочип является чем-то вроде флэшки – для копирования сознания.
Все эти компоненты являются пародией на человеческое тело, или, иными словами, демонстрацией того, как правильно заменять человека роботом. И это в какой-то степени ужасает. Смотрите:
- Структурный гель фактически заменяет собой тело, соединяя все компоненты в одно целое, будь то машина или органика. Это очень похоже на типичные кости, мышцы, нервы и остальные органы, связанные друг с другом в одном пространстве.
Ну или ещё как вариант, гель – это нервная система, заставляющая конечности двигаться. - Аккумуляторы – это молекулы АТФ, запасающие энергию в теле человека. Хотя если пофантазировать, то можно найти и более интересные аналогии – к примеру, кровь, циркулирующая по телу. Закончится кровь – человек умрёт. Закончится энергия – тело не сможет функционировать, ни человеческое, ни роботизированное.
- Энцефалочип представляет из себя само сознание, мозг, способный мыслить и осознавать своё существование. Именно эти чипы находились в каждом говорящем роботе – но в отличие от человеческого мозга, их постоянно туда-сюда перемещали.
2103 год
И весь этот внезапный апокалипсис, цифровизация разума и прочие ужасы игра подаёт от лица случайного мирного человека, недавно работавшего в книжном магазине и не имеющего никакого представления о переносе сознания на другие носители.
Саймон Джаррет, главный герой, однажды попал в автомобильную аварию, где заработал себе серьёзную травму мозга. Ему предложили пройти сканирование – создать мозговую компьютерную симуляцию, протестировать различные способы лечения и в результате продлить жизнь Саймона на годы или даже десятилетия. И герой, конечно, соглашается...
Но сразу после этого внезапно попадает в совершенно другое место, другое время и даже другое тело. В комплекс Патос-2, уже после глобальной катастрофы.
Уже позже выясняется, что это не настоящий Саймон, а его скан мозга, «включённый» в новом человекоподобном теле столетие спустя.
Предположительно, это сделал всё тот же НИУ в попытках спасти как можно больше людей.
А что случилось с настоящим Саймоном? Он умер через месяц после сканирования, поскольку оно слишком плохо сказалось на его мозге.
Думаю, главный герой не раз испытывал то, что называют экзистенциальным ужасом – осознанием, что вся жизнь лишена смысла. Вот представьте, будучи чьей-то копией, вы узнаёте, что ваш оригинал погиб много лет назад.
Хотя с другой стороны, Саймон не учёный. Он лишь обычный человек из магазина книг – скорее всего он просто не смог до конца понять всю суть переноса мозга и свою новую реальность.
Например, он так и не осознал, что невозможно просто взять и перетащить сознание на другой носитель, о чём и говорит его реакция в финале после запуска Ковчега.
Кстати я думаю, что оцифрованный разум, как и обычный человеческий, вполне может сойти с ума. Или повредиться, если переводить на реальность роботов.
Почему же Саймон до самого финала сохранял свой рассудок?
Ну во-первых, опять же, потому что он просто не до конца вникнул во всю суть;
во-вторых, потому что это условность, ведь игроку вряд ли захочется играть за сумасшедшего... но мы это опустим;
и в-третьих, потому что с ним всё время была Кэтрин, которая его постоянно поддерживала, и буквально дала ему новую цель в жизни.
И это второй вопрос, хоть и не настолько явный, который поднимает Soma –
проблема одиночества
Кэтрин Чун – дейтерагонист игры и ещё один энцефалочип со сканом мозга, который постоянно носит с собой Саймон. А ещё она была одной из учёных Патоса-2 и создательницей Ковчега.
Cуть в том, что при жизни Кэтрин не была особо общительной, у неё толком не было друзей, да и вообще она убедила себя, что коллеги её не любили из-за характера. Впрочем, превратившись в искусственный интеллект, её мнение не поменялось – Кэтрин считала себя человеком, которого «тяжело полюбить».
Но несмотря на всё это... она постепенно сближается с Саймоном, поскольку они оба оказались в одной лодке.
Роль в их дружбе сыграла не только моральная поддержка, но и физическая – Кэтрин не может перемещаться, а Саймон не знает, что ему делать дальше, поэтому они постоянно вынуждены полагаться друг на друга.
Ближе к концу главный герой обещает ей, что попав в Ковчег, станет её другом. И хотя в самом-самом финале он на эмоциях начинает обвинять её во лжи, в конце концов всё равно признаёт, что она нужна ему.
Но было уже поздно и она исчезла. Отключилась, поскольку её чип не выдержал стресса от спора с главным героем, в результате оставив того в полном одиночестве.
И это делает финал таким печальным, потому что теперь, после загрузки себя в Ковчег, герой будет вынужден в одиночку доживать свои дни на Патосе, либо просто самоубиться.
Вывод? Не знаю. Наверное, не стоит вымещать на людях свои эмоции, и тем более когда эти люди – во всех смыслах единственные, кто остался у вас в этой жизни.
Настоящий Саймон умер сотню лет назад, а всё что осталось – лишь его цифровые копии. И одна из этих копий из-за своего непонимания в чём-то обвиняет Кэтрин, хотя та наоборот старалась всем помочь. И что в конечном итоге приводит к её очередной «смерти».
Но не будем о грустном.
«Да Сома не страшная!» «Да современные хорроры уже не пугают!»
А я не согласен.
Да, Сома не показывает почти ничего нового в плане идей: обычно вы попадаете в обычную комнату с укрытиями, или множество комнат вперемешку с коридорами, или даже лабиринт – и вместе с вами по ней бродит жуткий монстр, заставляющий вас постоянно прятаться. Это не уникально.
Но из-за своей атмосферы экзистенциального шока;
из-за осознания того, что там происходит с людьми;
из-за очень качественного звука, шума механизмов, топанья шагов и т.д.;
из-за страшного дизайна Нпс и самих локаций, с протекающим везде структурным гелем, кровью и разрушающимися технологиями
...становится жутковато.
Ну или когда где-то рядом с вами бродит вот такое нечто, издающее звуки, очень похожие на человеческие.
Вообще хочется отдельно отметить звуковую составляющую Сомы, ибо она получилась крайне хорошей.
Тихий, но тревожный амбиент, постоянный шум какой-то техники, иногда даже за стенами. Иногда можно услышать, как по вентиляции кто-то ползает. Сами враги всё время что-то бормочут, а если это роботы – то и вовсе произносят целые предложения. Как люди, только... сломанные.
Для примера, один из самых интересных врагов – девушка-робот. Дело в том, что она не трогает Саймона, а лишь стоит и тихонько плачет. Как бы сказать... по-человечески.
Если её как-то потревожить, она начнёт раздражённо щёлкать своей рукой-клешнёй, и даже попросит игрока уйти или оставить её в покое. Но если раздражать ещё сильнее, то может попытаться и убить.
Такое ощущение, будто она сохранила часть своего сознания и не хочет ни на кого нападать, однако другая её часть, поломанная из-за вмешательства НИУ, наоборот приказывает ей убивать всё живое.
Этим меня так впечатлила Сома. В ней нет ничего сложного в плане геймплея – мы просто выполняем маленькие квесты, а от монстров совсем не сложно прятаться или убегать.
Но встречаться с ними, слушать их, наблюдать за их поведением или просто изучать весь этот умирающий мир – интригует и пугает одновременно, от чего идти дальше может быть тяжело.
И в этом вся суть. Восприятие игрока и его погружение тоже очень важно.
Воздействие апокалипсиса на игрока
Во-первых, как и сказано выше, у Сомы «психологическая» сложность – игрок должен заставить себя идти вперёд, в следующую комнату, где его уже поджидает какой-то новый кошмар.
Игра очень хорошо передаёт страх неизвестности – никаких меток и интерфейса в игре нет, так что нащупывать пути, искать нужные коридоры и комнаты придётся самостоятельно. Только Кэтрин иногда даёт подсказки, но она не очень разговорчива.
А где лучше всего проявляется страх перед неизвестностью? Под водой. По сюжету Саймон иногда вынужден перемещаться по дну Атлантического океана, благо ему не нужен кислород.
А там на дне плавает немало жутких тварей – от повреждённых роботов-ремонтников, до мутировавшего из-за структурного геля Гигантского кальмара, выныривающего на игрока из темноты.
Вы спросите, почему кальмар вообще нападает на человека? Потому что это больше не кальмар. Теперь его тело напоминает скорее толстого червя, а соединённый с машиной мозг заставляет атаковать всё, что «не принадлежит местной экосистеме». Разумеется, в этот список входят любые роботы и люди.
Во-вторых, возвращаясь к влиянию на игрока, в Соме существует четыре Саймона – оригинальный человек и три скопированных скана его мозга.
Так вот вся интрига и недопонимание строятся на том, что игрока «телепортируют» в нового Саймона в момент его появления. А предыдущее тело остаётся жить само по себе. То есть игрок фактически становится копией, чтобы полностью ощутить последствия своей цифровизации, понаблюдав за предыдущими телами. Неприятно, но и необычно.
И в-третьих, в Соме есть выборы. Они никак не влияют на концовку, она всегда одна, но зато эти выборы... странноватые.
Обычно же в играх с вариативностью сразу всё понятно, что вот этот выбор – плохой и эгоистичный, а вот этот – добрый и ведёт к хорошей концовке.
В Соме нет хороших или плохих поступков. Они просто разные, а какой из них правильный – судите сами.
Например, сцена второго переноса сознания: Саймон делает себе новое тело, копирует туда сам себя, и к своему удивлению обнаруживает, что тот, предыдущий Саймон до сих пор живой.
И нам дают варианты: отключить его, либо просто уйти и оставить существовать дальше в старом теле.
Вопрос: а как будет лучше? Ведь оставшись в живых, Саймону больше ничего не останется, кроме как скитаться одному по Патосу, дожидаясь, пока у него закончится энергия.
А с другой стороны – это убийство. Хоть он лишь и скан мозга, но он по прежнему способен мыслить и двигаться. Этот Саймон мог бы найти себе какое-нибудь удовольствие или даже новую цель в оставшейся недолговечной жизни.
В общем, не всё так просто. Лично я его отключил, потому что решил, что иначе он будет страдать или сам убьёт себя, но в теории он ведь мог бы жить дальше.
Другой пример, который мне понравился ещё больше – выбор междуубийством живого и неживого.
В какой-то момент Саймону необходимо было найти управляющий чип для починки транспорта. Происходило всё это под водой, так что искать его там было совершенно негде... если не считать двух роботов, плававших неподалёку. А каждый робот всегда содержит внутри себя такой чип.
- один – это сломанный инженерный робот, в котором сидит сознание одного из работников Патоса-2. Он вроде как адекватный, но на вопросы Саймона не реагирует, и почему-то разговаривает сам с собой.
- второй – милый маленький робот-помощник, пару раз в буквальном смысле спасавший Саймона от смерти. Но в нём нет ничьего сознания.
Так вот одного из них надо убить, чтобы достать чип.
И вот в чём загвоздка: игрока по сюжету «сближают» с этим мини-роботом, когда тот не раз вытаскивал его из беды. Да и вообще он издаёт прикольные звуки, когда плавает. И совершенно не агрессивный.
Конечно после такого никто не захочет его убивать!
Но ведь... получается, нужно убить робота с сознанием человека? А это гуманное решение? Да и Кэтрин постоянно повторяла, что они все лишь машины, и убийство маленького робота не несёт в себе ничего плохого. Разве робот со сканом мозга не должен жить дальше?
Короче говоря, игрока ставят в непростые и местами трагичные ситуации. Или не трагичные, это скорее зависит от того, какими игрок видит персонажей – «человечными» или «машинными».
Сома и итоги
Кстати, Soma в переводе с греческого означает «тело», подразумевая именно тело как пустую оболочку без сознания и разума.
А Патос (Pathos) в переводе с того же греческого означает «страдания», что, пожалуй, отсылает к событиям, происходившим внутри этого комплекса.
Сома легко может вызвать экзистенциальный кризис, или наоборот излечить от него. Она напоминает о том, насколько обесцениваются люди, и как легко их могут заменить машины... и в то же время игра показывает, как приятно жить самостоятельно, в своём теле, не переселяя сознание в какую-то роботизированную штуку на ножках.
И да, это заставляет задуматься. Такие события же вполне реальны и в нашем мире, ведь уже есть случай, когда учёные загрузили цифровую модель мозга червя в LEGO-робота. Ну или лишь малую часть мозга, я там не до конца понял.
Само собой, прежде чем то же самое смогут провернуть с человеческим, пройдёт немало времени, понадобятся более продвинутые технологии, способы хранения и обработки огромнейших массивов данных, возможность аккуратного, безопасного сканирования...
Но всё же это осуществимо. И у такого будущего есть хорошие, интересные перспективы – например, скан мозга смогут запускать в космос вместо реального человека, не беспокоясь о проблемах невесомости или космического вакуума.
Это же откроет просто широчайшие возможности для исследований.
Я вот не сомневаюсь, цифровизация обязательно поможет человечеству в прогрессе.
Но её точно не стоит рассматривать как полноценный перенос сознания, как на неё смотрели учёные в Соме – оно скорее похоже на создание клонов с теми же самыми воспоминаниями. Новое поколение.
И возможно, в далёком будущем это поколение оцифрованных мозгов будет исследовать целые планеты, в том числе и за пределами Солнечной системы.
Собственно, на этом всё, спасибо что читали, будьте осторожны и не сканируйте свои мозги у непонятных учёных.
Авторы некоторых артов и скриншотов: szajee, Digital Frontiers, snuffysbox, Attair.
Привет! Редакция выбрала твой текст лучшим лонгом прошлой недели — прилагаем и награду за победу в конкурсе.
Спасибо от всей команды DTF!
А все подробности будут вот в этом посте:
https://dtf.ru/team/1940295
Если вы вдруг хотите ощутить отчаяние, бессмысленность человеческой жизни и абсолютную безысходность существованияЗачем? Я и так их ощущаю
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен