Операция «Chastise». Часть 2

Операция «Chastise». Часть 2

Час Х

«Вы готовитесь провести рейд, который может причинить врагу огромный вред. Он войдет в историю. Все захотят знать, как вы это сделаете, и вам будет очень сложно удержаться от того, чтобы рассказать. Но вы не имеете права на это, так как используете секретное оружие. Я предупреждаю вас об этом, потому что следил за подготовкой с самого начала. Я знаю, что атака будет успешной».

Затем поднялся я и объяснил, как именно мы должны действовать во время атаки. Летчики знали все это прекрасно, потому что мы все это время мы отрабатывали именно такой тип атаки. Тем не менее, я в течение часа излагал детали последнего варианта плана. Вкратце это выглядело так:

Вся группа делится на 3 соединения. В первое входят:

Гибсон,

Хоппи,

Микки,

Динги,

Билл Эстелл,

Дэвид Малтби,

Генри,

Лес Найт,

Дэйв Шэннон.

Это были лучшие экипажи эскадрильи. Сначала нам предстояло атаковать дамбу Мёна, а потом лететь ко второй дамбе Эдера. Когда мы пробьем ее, наша атака может считаться завершенной. Однако нам хотелось большего — не просто пробить дамбу, а разрушить ее. Поэтому мы намеревались использовать все имеющиеся мины. Мы хотели пробить в дамбах бреши шириной не менее 100 ярдов.

В состав второй группы входили:

Джо МакКарти,

ст. сержант Байерс,

капитан Барлоу,

лейтенант Райс,

Лес Манро.

Эта группа должна была действовать как диверсионное соединение и атаковать дамбу Зорпе. Эти парни должны были лететь отдельно от нас и пересечь вражеский берег далеко от того места, где летела наша группа. Это отвлекло бы внимание противника и вынудило бы его разделить свои истребители. Когда они подойдут к дамбе Зорпе, они должны выпустить сигнальные ракеты и создать как можно больше шума. Им предстояло оттянуть на себя ночные истребители немцев. Им предстояла несколько иная атака, потому что дамба Зорпе была построена иначе, и потому следовало действовать по-другому.

В состав резерва входили:

лейтенант Таунсенд,

ст. сержант Андерсон,

лейтенант Браун,

лейтенант Оттли.

Они должны были держаться сзади, чтобы заполнить бреши в рядах первых двух групп. Это было несложно, так как мы планировали поддерживать постоянную радиосвязь. Еще два экипажа, которые я не упоминаю, не смогли лететь из-за болезней. В воздух должны были подняться 19 самолетов.

Гай Гибсон

Огромные, тяжело груженные машины взлетали одна за другой с травяной полосы, пока наблюдатели стояли, затаив дыхание. Все шло хорошо, однако самолеты поднимались в воздух после очень долгого разбега. Наконец, они все взлетели, и в Линкольне снова воцарилась тишина. На аэродром опускалась ночь. Механики какое-то время посидели, разбившись на маленькие группки, поговорили, а потом начали расходиться по казармам, чтобы вернуться, когда самолеты начнут садиться. Все казалось тихим и спокойным.

Командир эскадрильи Гай Гибсон с экипажем перед взлетом возле своего «Ланкастера» В Мк. III
Командир эскадрильи Гай Гибсон с экипажем перед взлетом возле своего «Ланкастера» В Мк. III

17 мая 1943 года, в 22 часа 15 минут, эскадрилья пересекла побережье Голландии. 617-я начала нести потери, даже не достигнув территории Германии. Один был сбит над берегом в Дании, второй из «Ланкастеров» не смог выдержать высоту, и коснулся водной поверхности при пересечении Ла-Манша. Потеряв мину и повредив два мотора из четырех, бомбардировщик, взял курс обратно на базу. Третий разбился в Голландии, задев линию электропередач, четвертый — сбит ПВО над Зёйдерзе, пятый — был сбит по пути к цели над Германией. Оставшиеся бомбардировщики сумели добраться до места назначения.

Звено «Ланкастеров» в полете
Звено «Ланкастеров» в полете

Хотя это прозвучит довольно глупо и невероятно, но мы избежали большого числа зениток, прячась от них за деревьями. По пути мы пролетели над только что построенным аэродромом, который имел сильную ПВО и еще не был нанесен на наши карты. Немецкие прожектора немедленно поймали три наших самолета. Тревор тут же открыл по ним огонь, пытаясь заставить противника выключить прожектора, а затем крикнул, что они исчезли за высокими деревьями. Одновременно Спэм предупредил, что вскоре мы сами врежемся в деревья на краю летного поля. Хатч немедленно сообщил по радио о зенитках, чтобы остальные самолеты могли обойти этот район. Летевшие по обеим сторонам от меня Микки и Хоппи держались чуть выше. Их самолеты были ярко освещены, и я ясно видел огромные буквы «T-AJ» и «M-AJ», напоминавшие бродвейскую рекламу. Затем длинная струя трассирующих пуль протянулась от хвостовой башни самолета Хоппи. Самолет немедленно пропал в темноте, так как прожектор погас. Однако одному из наших пилотов повезло меньше. Он летел слева от меня на довольно большом расстоянии. Вероятно, прожектор ослепил его, и он на секунду потерял управление. Самолет дернулся, как пришпоренная лошадь, клюнул вниз и пропал в огромной вспышке огня. Через 5 секунд с ужасным грохотом взорвалась его мина. Билл Эстелл погиб.

Гай Гибсон

Dam Buster

Минуты тянулись как часы, но в итоге самолеты все же достигли дамбы Мён. Ту прикрывали только легкие автоматические зенитки, но на такой высоте при должной удаче этого вполне могло хватить. Очереди заполнили воздух – зеленые, красные, желтые трассы потянулись к самолетам. Они отражались на водной глади, и на такой высоте казалось, что выстрелов в два раза больше, чем на самом деле. Спокойствия это, ясное дело, не прибавляло. Примерно в это время сильно южнее началась отвлекающая атака на дамбу Зорпе – та состояла из земли и бетона, и считалась плохой целью для бомб Уоллиса, но попробовать все-таки стоило. Туда тоже прибыли не все – два самолета из состава группы были сбиты зенитками по пути. Этой цели были нанесены повреждения, но она устояла – Шпеер отмечал, что, попади бомба на каких-то десять сантиметров ниже, и поток от пробоины размыл бы все сооружение. Но не судьба.

20-мм зенитная пушка «Эрликон»
20-мм зенитная пушка «Эрликон»

Вторая бомба взорвалась раньше, чем требовалось, так же, не нанеся вред дамбе. Следующий «Ланкастер» был готов, но скачущие бомбы требовали спокойной воды – и эскадрилья продолжала летать поодаль, ожидая, пока водоворот успокоится. Наконец, бомбардировщик начал заход, но на этот раз зенитчики уже понимали, откуда атакуют британцы, и встретили самолет дружным огнем. Третий «Ланкастер» был подбит. Случайный снаряд попал в один из бензобаков, и за самолетом тянулся длинный хвост пламени. Он сбросил мину, но его бомбардир, похоже, был ранен, так как мина перелетела через дамбу и пошла прямо на здание электростанции. Летчик отчаянно боролся, пытаясь набрать высоту, чтобы дать экипажу возможность выпрыгнуть. Когда он поднялся на 500 футов, в небе мелькнула яркая вспышка, и у самолета отвалилось одно крыло. Затем сам самолет разлетелся на куски, и на землю посыпался град пылающих обломков. Примерно в 3 милях позади дамбы в поле образовался большой костер. Через время взорвалась мина. Она упала перед зданием электростанции, вверх взметнулся столб яркого желтого пламени, и поднялось огромное облако черного дыма. Летчикам пришлось ждать, чтобы оно рассеялось. В долине не было ветра, поэтому ждать пришлось долго.

Операция «Chastise». Часть 2

Когда к плотине мчался следующий «Ланкастер», эскадрилья кружила на безопасном расстоянии, демонстративно стреляя в сторону зениток, гудя моторами и, разве что не включая посадочные огни. Этот прием сработал, и немцы увлеченно палили по ним, игнорируя подкрадывающийся к дамбе Мён бомбардировщик. На этот раз бомба Уоллиса угодила точно в цель, и это прямое попадание видела вся эскадрилья. В плотине образовалась пробоина, но требовалось закрепить успех.

«Я думаю, что сделал ее. Я ее сломал».

Но мы могли видеть происходящее лучше и видели, что дамба стоит. Мы все были страшно взволнованы, и я буквально взвизгнул по радио:

«Нормально, Мелвин. Я думаю, следующая ее снесет».

Гай Гибсон

Следующий самолет прошел слишком быстро, из-за чего мина упала в нескольких футах от нужного места. Снова пальба зениток, снова взрыв и стена воды. В воздух взметнулось огромное облако брызг.

«Мне кажется, она падает! Падает!»

Тут же раздались ответные крики, но я быстро приказал:

«Держаться рядом, пока я не проверю».

Гай Гибсон

В дамбе образовалась брешь шириной около 100 ярдов, и вода потоком рвалась сквозь нее, огромным водопадом низвергаясь в долину Рура, где находились промышленные центры Третьего Рейха. Почти все зенитки умолкли.

Разрушенная дамба «Мен» спустя четыре часа после налета<br />
Разрушенная дамба «Мен» спустя четыре часа после налета

Дав команду двум поврежденным самолетам возвращаться домой, Гибсон вместе с остальными взял курс на вторую цель, дамбу Эдер. Бомбардировщики летели вдоль водохранилища Мён, плотину которого они только что разрушили. Озеро пересыхало на глазах в лучах начинающегося рассвета – картина была завораживающая, но теперь опасность нарваться на истребители становилась все более реальной. Утренний туман несколько затруднял поиск цели, но в итоге «Ланкастеры» собрались недалеко от второй плотины, готовясь обрушить смертоносный груз и на нее. Время начало поджимать. Небо на севере засветилось, предвещая наступление утра. Скоро рассветет, что могло привести к скверным последствиям для слабо вооруженных и лишенных брони «Ланкастеров». Для захода на дамбу требовалось резко снизиться над замком, выдерживая высоту в 20 метров, выйти на цель, и, сбросив бомбу, резко набрать высоту, одновременно отворачивая направо, чтобы не поцеловаться с крупной скалистой горой, расположенной в какой-то миле от плотины. Все это требовало редкостного летного мастерства. Огня ПВО не было. Скорее всего зенитчики не получили еще предупреждение. И находятся в ближайшей деревне в своих кроватях.

Первый «Ланкастер» совершил два захода. Он сказал, что это было очень трудно, и успел дать совет остальным пилотам, как лучше выходить на эту цель. Он резко отвернул, что-то пошло не так. Однако он перескочил через гору и тут же опустил нос самолета вниз, буквально воткнув его в долину. На сей раз, он шел правильно, целясь прямо в середину дамбы. Из хвостовой башни была выпущена красная ракета. Это значило, что мина сброшена. Генри Модели опоздал со сбросом мины. Она врезалась прямо в гребень дамбы и взорвалась при ударе. Огромная желтая вспышка на мгновение осветила всю долину. Самолет прошел прямо над эпицентром взрыва. Ни вызовы по рации, ни визуальное наблюдение не дали ничего – этот «Ланкастер» пропал без следов, и на базу не вернулся.

Операция «Chastise». Часть 2

Оставался лишь один самолет с бомбой на борту, от которого теперь зависело все. И последний «Ланкастер» не подкачал – по словам Гибсона, это был самый аккуратный из заходов на атаку из тех, что он видел в этот день. Бомба отделилась от самолета, и, проскакав до стены дамбы, прекратила движение, начав погружаться. Затем последовал взрыв, сотрясший плотину, и в ней образовалась гигантская дыра. Наружу хлынула вода.

Долина ниже дамбы Эдер опускалась круче, чем течение Рура, и мы какое-то время следовали за водяным валом. Мы видели, как бурлящая и клокочущая масса воды рвалась сквозь пробоину и рушилась вниз. Мы видели, как вниз по долине помчались шесть огромных волн. Для начала они смели здание электростанции. Мы увидели, как тут же погасли огни в соседних деревнях, словно огромная черная тень накрыла долину. Водяная стена мчалась вперед, словно курьерский поезд. Мы знали, что в нескольких милях отсюда находится крупная тренировочная база Люфтваффе. Это был большой современный аэродром с массой построек, в том числе подземными ангарами и подземными казармами... Я повернул домой.

Гай Гибсон
Взорванная дамба «Эдер» на следующий день после налета
Взорванная дамба «Эдер» на следующий день после налета

Победа?

Альберт Шпеер рейхсминистр военной промышленности и вооружения говорил следующее:

17 мая 1943 года всего 19 британских бомбардировщиков попытались разрушить гидроэлектростанции в Руре и тем самым парализовать всю нашу военную промышленность.

Среди ночи я получил очень тревожное сообщение: разрушена самая большая плотина — плотина на реке Мён, и водохранилище опустело. О трех остальных плотинах никаких сведений не было. На рассвете при подлете к городу Верль мы увидели жуткую картину разрушений. Электростанцию у подножия разбомбленной плотины словно стерло с лица земли вместе с ее огромными турбинами. Вода, хлынувшая из водохранилища, затопила долину Рура. Электрооборудование насосных станций оказалось под слоем воды и ила; промышленные предприятия остановились, водоснабжение населения оказалось под угрозой. Мой отчет, вскоре представленный в Ставку, произвел сильное впечатление на фюрера… Если бы британцам удалось уничтожить три других водохранилища, долина Рура оказалась бы полностью лишенной воды на все летние месяцы. Одна бомба все же попала в центр плотины самого большого водохранилища в долине реки Зорпе. Я обследовал ее в тот же день. К счастью, пробоина оказалась чуть выше уровня воды. Попади бомба сантиметров на десять ниже, и маленький ручеек, превратившись в бурный поток, размыл бы плотину из камней и земли. В ту ночь силами всего лишь нескольких бомбардировщиков британцы вплотную подошли к выполнению своей задачи и добились гораздо большего успеха, чем когда посылали на бомбежки тысячи самолетов. Правда, они совершили единственную ошибку, которая и ныне ставит меня в тупик: они рассредоточили свои силы и в ту же ночь уничтожили плотину в долине Эдера, хотя она не имела никакого отношения к водоснабжению Рура.

Уже через несколько дней после этого налета семь тысяч рабочих, которых я приказал перебросить со строительства Атлантического вала в район Мён и Эдера, энергично ремонтировали плотины. 23 сентября 1943 года перед самым началом дождей брешь в плотине Мёне была заделана. Таким образом, удалось собрать осадки, выпавшие в конце осени и зимой 1943 года, на нужды следующего лета. Британские ВВС почему-то упустили шанс помешать нам восстанавливать плотину. Всего несколько бомб распахали бы воронками незащищенные строительные площадки, а зажигательные бомбы подожгли бы деревянные строительные леса.

Водохранилище в долине Мён имело объем 132 500 000 кубометров, водохранилище в долине Зорпе – 70 200 000 кубометров. Когда опустело водохранилище в долине Зорпе, в двух оставшихся водохранилищах Рура осталось всего лишь 33 000 000 кубометров воды, или 16 процентов от необходимого количества. Согласно заявлению, сделанному 27 февраля 1969 г. доктором Вальтером Роландом (инженером, руководившим в последние годы войны водоснабжением Рура), если бы все водохранилища Рура были уничтожены, из-за нехватки воды для охлаждения коксовых печей и домен заводы Рурского региона сократили бы производство на 65 процентов. И действительно, даже временный выход из строя насосных станций привел к заметному падению производства. Главные потребители удовлетворяли свои нужды лишь на 50–60 процентов

Альберт Шпеер

Таким образом, британцы, проведя прекрасно спланированную операцию, не завершили ее до конца, не решив вопрос остановки промышленного региона Рура, а лишь на три месяца уменьшили его производственные мощности. Уцелевшие бомбардировщики могли нанести аналогичные удары по оставшимся небольшим плотинам в Швельте, Эннерпе, Листере и Димле в ближайшие два-три дня, пока немцы не «очухались» и не приняли защитных мер. Даже при минимальном успехе, результат был бы значительной больший, поскольку действующие ГЭС на этих водохранилищах, не позволили остановиться всему индустриальному району Рура. Более того, сталелитейные предприятия остались бы без сырья и воды до поздней осени. Крайне необходимо было провести несколько ударов обычной бомбардировочной авиацией по восстанавливаемым объектам, чего так боялись в Германии. Но некому было принять решение, генералы праздновали победу. В итоге, операция на подготовку, которой было потрачено немало времени и средств, оригинальная «прыгающая бомба», специально подготовленная эскадрилья – все оказалось разовым, не давшим ожидаемых результатов, через недальновидность военного командования. Однако об этом не было принято говорить ни тогда, в годы войны, когда раздавались награды, ни сейчас, кода уже созданы музеи.

"Прыгающая бомба". музей авиации Ньюарка<br />
"Прыгающая бомба". музей авиации Ньюарка

Барнс Уоллис, создавший бомбу, был произведен в рыцари в 1968 году. Ученый прожил до глубокой старости, скончавшись 30 октября 1979 года, в возрасте 92 лет.

Командир эскадрильи, Гай Пенроуз Гибсон, лучший бомбардировщик Британии написал мемуары, после чего получил должность в министерстве авиации. «Разрушитель дамб» пробовал себя в политике, баллотировавшись в парламент от партии Консерваторов. После неудачи он, закончив курсы старших офицеров, работал на различных штабных должностях, но все это немыслимо тяготило боевого пилота. В итоге он ухитрился выбить себе разрешение на боевой вылет, и 19 сентября 1944 года на отправился в рейд с группой «Ланкастеров» на двухмоторном «Москито», где и пропал без вести. Последний раз его сильно поврежденный самолет видели в небе над Голландией.

Фотография Гая Гибсона датированная 22 июля 1943
Фотография Гая Гибсона датированная 22 июля 1943

Топмачтовое бомбометание

Раз уж разговор зашел о прыгающих бомбах, то стоит упомянуть о «топмачтовом бомбометании»

Примерно за год до окончания Великой Отечественной войны на советских флотах получил широкое распространение метод топмачтового («прыжкового») бомбометания. В нем использовалась особенность авиабомб рикошетировать от водной поверхности. Этот метод был опробован еще в 1920-х годах, но не получил развития из-за отсутствия самолетов, обладающих достаточно высокой скоростью, грузоподъемностью и мощью переднего огня. Название «топмачтовое» появилось из-за того, что в последний момент атаки самолет, чтобы не врезаться в корабль, должен был пролететь над ним. Для этого летчик, выполняя прицеливание по центру линии соприкосновения корпуса корабля с водой (ватерлинии), должен был не выпускать из внимания и топмачту.

Сущность же метода заключалась в том, что самолет атаковал корабль с малой высоты (20 — 40 метров) и сбрасывал бомбу или серию бомб на удалении от цели 250 — 300 метров. Затем «перепрыгивал» через корабль и уходил от него. Бомба рикошетировала от воды, поднимаясь на высоту 6 — 8 метров, и попадала в цель. Для безопасности самолета взрыватель срабатывал с задержкой 4 — 6 секунд.

Топмачтовый метод имел преимущества перед другим, тоже эффективным методом уничтожения кораблей – «низким» торпедометанием, когда торпеды, сбрасываемые на расстоянии 600 — 800 метров от корабля, преодолевали дистанцию за 30 — 40 секунд. Однако иногда этого времени кораблю хватало для успешного совершения противоторпедного маневра. Падение же бомбы занимало всего 2 — 3 секунды. Сбрасывание бомб производилось на максимальной скорости, что снижало вероятность поражения самолета от корабельной противовоздушной обороны (ПВО). Торпеда во избежание ее повреждения должна была сбрасываться на скорости 230 — 370 км/ч. Волнение моря влияло лишь на расстояние рикошета бомбы, тогда как торпедометание при волнении моря свыше 4 — 5 баллов было невозможно, опять же – по техническим причинам. И наконец, обычная бомба всегда была намного дешевле торпеды.

Марш написанный специально для фильма "Разрушители плотин / The Dam Busters"

Источники информации:

Брикхилл Пол. Затопить Германию! (The Dam Busters)

Гибсон Гай Пенроуз. Впереди вражеский берег (Enemy Coast Ahead)

2929
12 комментариев