«Разделение» (2022) - Разбор структуры пилотной серии

Логлайн пилотной серии сериала «Разделение» на IMDb: «Марк получает повышение и назначается на руководящую должность в команде, члены которой прошли хирургическое разделение памяти между работой и личной жизнью».

При разборе буду исходить из четырёхактной структуры истории, опираясь на свои знания по этой теме.

«Разделение» (2022) - Разбор структуры пилотной серии

Периодически я читаю сценарии фильмов, чтобы разобраться в их структуре и «прокачать» знания на практике. Решил оформить здесь один из своих недавних разборов. Что ж, поехали!

Тизер

Сцена, которая предшествует титру с названием сериала, является типичной «приманкой» для зрителя, чтобы тот не выключил сериал раньше времени. Назовем ее прологом или «тизером» сериала. В этой сцене женщина просыпается в конференц-зале, не помня, кто она и где находится. Зритель, попавший во вселенную «Разделения», испытывает схожие чувства вместе с героиней, и загадки, которые приготовили авторы сериала, должны привлечь его внимание.

«Разделение» (2022) - Разбор структуры пилотной серии

Первый акт

Здесь появляется главный герой сериала, Марк. Он рыдает в автомобиле на парковке. Очевидно, у героя есть какая-то неразрешенная травма (или «призрак персонажа»), которая будет оказывать существенное влияние на его поступки. Вернемся к этому позже, когда «призрак персонажа» станет более явным.

Марк следует в здание корпорации Lumon Industries. Там он проходит процедуру обезличивания — оставляет все вещи, которые могут напомнить о жизни за пределами офиса (в числе которых, кстати, есть советские часы «Восток»), и принимает вид стандартного офисного работника. В его руках остается только салфетка, которую он использовал во время рыданий как носовой платок (салфетка в данном случае является сценарной «закладкой»).

Марк заходит в лифт и поднимается на этаж с офисами. Эффект съемки «Dolly zoom» говорит зрителю о том, что сознание героя меняется в процессе подъема на лифте. Подтверждением этому служит деталь-«закладка»: следуя по коридору офисного этажа, Марк недоуменно достает салфетку из кармана и выбрасывает ее в мусор. Он уже не помнит о том, что с ним было «внизу».

Фрагмент с «Dolly zoom» и салфеткой

Когда Марк садится за рабочий стол в офисе, у него с сослуживцами заходит разговор о коллеге по имени Пити, который не явился в этот день на работу — скорее всего, из-за болезни. Также они говорят про «вафельную вечеринку», которая является квартальной наградой лучшему работнику, и о том, что мотивационные бонусы уже не такие, какими были раньше.

Затем Марка вызывают «на ковер» к его начальнице мисс Кобел. Кобел сообщает Марку, что Пити больше не работает в Lumon, и Марк теперь будет главным в отделе вместо него.

Назначение Марка происходит на 15-й минуте фильма и является первым переломным пунктом. На первый взгляд, это событие может показаться не таким уж и важным для главного героя, но, учитывая, что Пити был его лучшим другом, а рабочее «я» Марка ничего не знает о жизни вне офиса, все встает на свои места. Переходим ко второму акту.

Второй акт

Марку как новоиспеченному начальнику теперь предстоит ввести в курс дела новую работницу Хелли, пришедшую на вакантное место. Именно эту сцену мы видели в тизере сериала, но с точки зрения Хелли. Тогда призрачная фигура Марка наводила на нас тревогу и даже ужас, но теперь мы понимаем, что он просто выполнял свою работу.

Вводя в офисный мир ничего не понимающую Хелли, Марк должен руководствоваться четкой инструкцией, где прописаны все возможные реакции работника, вместе с указаниями о том, как на них следует отвечать.

Запутавшись, Марк нарушает протокол и неизбежно попадает в область, не регламентированную инструкцией. Потеряв контроль над реакциями Хелли, Марк получает от нее тяжелым предметом по голове. После этого он откладывает инструкцию и изъясняется с Хелли уже своими словами. В этой сцене очень важно, что Марк проявляет к Хелли эмпатию и человечность. Его рабочее «я», возможно, гораздо более гуманно нежели «я» мирское, и это должно вселить в нас надежду, что герой рано или поздно сможет выбраться из западни Lumon Industries.

Хелли изъявляет желание покинуть офисное здание, и Марк, в соответствии с инструкцией, проводит ее к выходу. Хелли опытным путем узнает, что для «разделенных» опция выхода через лестничную клетку недоступна физически, и ей придется смириться со своей участью. Здесь же, в диалоге Марка и Хелли, впервые употребляется слово «ад» по отношению к месту, где находятся герои.

Затем происходит важный разговор между Марком и его начальницей мисс Кобел, в котором Кобел намекает на непослушание Марка, выраженное в проявлении им человечности. Речь снова заходит об аде, и здесь я напомню, что пилотная серия имеет название «Good News About Hell» («Хорошие новости об аде»).

«Good News About Hell». Разговор Марка и Кобел

You know, my mother was an atheist. She used to say that there was good news and bad news about hell. The good news is, hell is just the product of a morbid human imagination. The bad news is, whatever humans can imagine, they can usually create. <...> A department like yours can go so good or so bad. You know what makes the difference? The people.

Моя мама была атеисткой. Она постоянно повторяла, что есть хорошие и плохие новости об аде. Хорошие — что ад является лишь плодом больного человеческого воображения. Плохие — что человек способен воплотить всё это в реальность. <...> Ваш отдел может пойти как по хорошему, так и по плохому сценарию. Знаете, от чего это зависит? От людей.

Реплики мисс Кобел о хороших и плохих новостях для Марка.

Этот разговор Марка и Кобел находится ровно в середине серии, и его, вместе со сценой, где Хелли пыталась покинуть офис, можно считать «мидпойнтом» (он же «центральный переломный пункт», он же «момент истины») пилотной серии. Пути назад нет, и героям предстоит либо полная потеря человечности, либо бесконечная жизнь в аду.

Затем Хелли показывают видео, из которого она узнает, что оказалась здесь по воле своего альтернативного мирского «я». Ее рабочее «я» обречено провести всю свою сознательную жизнь в офисе. Также Хелли объясняют, что ей не будет известен ни один факт из жизни своего основного «я».

Третий акт

Итак, по окончании рабочего дня Марк покидает офисное здание. На лобовом стекле автомобиля он замечает конверт с запиской, где Марку дарят бесплатный обед в ресторане «Pip’s» — как извинение за рабочую травму, нанесенную ему ударом Хелли во время «собеседования». Причины травмы работодатель, естественно, умалчивает, написав малоубедительную вещь про скользкий пол в офисе.

Выезжая с парковки, он чуть не сбивает переходившую дорогу Хелли. Как и следовало ожидать, они не узнают друг друга. Хелли бросает Марку следующую фразу: «Maybe keep your eyes on the icy road». («Будь внимательным на ледяной дороге»). Эта фраза имеет смысл не только в контексте пилотной серии, но и всего сериала.

Приехав домой, главный герой безучастно попивает пивас под включенный телевизор. Утром Марк обнаруживает, что его соседка миссис Селвиг снова поставила мусор в неположенном месте.

Наступивший день — выходной, поэтому главный герой пьет винишко снова под включенный телевизор. Но от «идиллии» его отвлекает стук в дверь — это пришла сестра, чтобы напомнить Марку о намеченном у нее дома мероприятии, на которое Марк был приглашен.

По пути на мероприятие из разговора сестры и Марка становится известно, что скоро у Марка «годовщина» какого-то (судя по всему) неприятного события. И сестра пригласила Марка для того, чтобы тот отвлекся от негативных мыслей. Кажется, нам начинает приоткрываться «призрак героя».

Мероприятием оказывается встреча друзей сестры. Здесь мы наконец узнаём, что человек, по которому скорбит Марк — это его покойная жена. Также в разговорах открывается, что Марк раньше был профессором истории, а его жена — профессором русской литературы.

Затем разговор переходит к работе Марка в Lumon Industries, обсуждению собственно процедуры «разделения» и вынесению ей моральной оценки. Один из собеседников неосторожно высказывает мысль, что альтернативное «я» Марка находится в ловушке. Марк решительно отрицает этот факт. По сути, на данный момент его основное «я» является главным антагонистом к рабочему «я». Этот конфликт является центральным в пилотной серии.

Констатация Марком своего отношения к процедуре «разделения», со всеми вытекающими последствиями, является третьим переломным пунктом в ходе сюжета.

Четвертый акт

Когда Марк и сестра остаются наедине после мероприятия, из их разговора становится понятно, что именно побудило Марка провести процедуру «разделения». Мотивация связана с «призраком персонажа» — то есть со смертью жены. Это попытка Марка забыть о своем горе, хотя бы на то время, когда он находится на работе.

Сестра уговаривает Марка остаться ночевать в ее доме. Впереди еще один выходной день.

Ночью Марк замечает мужчину, наблюдающего за ним со двора дома, о чем он сообщает наутро сестре. Это событие ведет нас к кульминации четвертого акта и всей пилотной серии.

Вечером, во время бесплатного обеда в ресторане «Pip’s», к Марку за столик подсаживается мужчина, которого Марк видел за окном ночью. Мужчина представляется как Пити — тот самый близкий друг и экс-начальник альтернативного «я» Марка. Пити сообщает Марку, что ему удалось обойти «разделение», и поэтому он помнит всё происходившее с его рабочим «я».

Также Пити дает намек, что рабочее «я» Марка предпринимало безуспешные попытки выбраться из Lumon легальным путем — через жалобы начальству. Марк воспринимает речь Пити скептически, но сомнения в своей правоте уже начинают подтачивать его.

Пити дает Марку конверт с письмом, со словами: «Nothing down there is what they say» («Там, внизу, все совсем не так, как они говорят»). И добавляет, что информация, которой он обладает, не должна быть потеряна в случае его гибели. После этого Пити покидает ресторан, оставляя Марка в одиночестве.

В конце письма Пити указывает свой адрес, сопровождая его следующими словами: «Go alone, and you’ll find the beginning of a very long answer» («Приезжай один, и твой долгий путь к истине начнется»).

Сцена в ресторане «Pip’s» вместе со сценой чтения Марком письма Пити являются кульминацией пилотной серии. С этого момента Марку предстоит путь, связанный с поиском и обретением своего потерянного «я».

Если мы откроем страницу «Разделения» на IMDb, то увидим, что кульминация пилота венчает логлайн всего сериала: «<...> When a mysterious colleague appears outside of work, it begins a journey to discover the truth about their jobs» («<...> Когда загадочный коллега появляется за пределами работы, это становится началом путешествия в поисках правды»). Встреча Марка и Пити в ресторане «Pip’s» является завязкой первого сезона сериала.

Приехав домой из ресторана, Марк пересекается со своей нерадивой соседкой миссис Селвиг. Она просит у него прощение за путаницу с мусорными корзинами. В конце сцены открывается, что миссис Селвиг и мисс Кобел (начальница альтернативного «я» Марка) — это одно и то же лицо. Марк, разумеется, не знает этого. К тому же, создается впечатление, что миссис Селвиг/Кобел далеко не равнодушна к Марку.

Напоследок сценаристы сериала вкладывают в уста миссис Селвиг следующие фразы, отсылающие нас к ее речи об аде и заставляющие вновь вспомнить название пилотной серии:

You know, my mother was a Catholic. She used to say it takes the saints eight hours to bless a sleeping child. I hope you aren't rushing the saints.

Моя мать была католичкой. Она говорила, что святым угодникам нужно восемь часов, чтобы благословить дитя ночью. Надеюсь, Вы не торопите святых.

Занавес.

«Круг истории» Дэна Хармона

В заключение сверимся с так называемым «Кругом истории» (Story Cirle) Дэна Хармона, который позволяет анализировать и работать над сценарием без четкой разбивки на количество актов.

«Разделение» (2022) - Разбор структуры пилотной серии
  1. «Герой в зоне комфорта». Мы встречаем Марка на парковке в самом начале серии.
  2. «Герой чего-то желает». Марк хочет избавиться от воспоминаний о погибшей супруге, хотя бы на какое-то время.
  3. «Герой попадает в непривычную ситуацию». Марк заходит в Lumon Industries, моментально забывая о всей своей личной жизни. Также Марка назначают новым начальником отдела вместо Пити.
  4. «Герой адаптируется к этой ситуации». Как начальник, Марк приводит в отдел новую сотрудницу. Пусть с накладками, но он справился со своей задачей.
  5. «Герой получает желаемое». Рабочий день Марка заканчивается, и он покидает офис. На короткое время ему удалось забыть о своем горе.
  6. «Герой платит высокую цену за свою победу». Рабочее «я» Марка оказывается в ловушке.
  7. «Герой возвращается в свой привычный мир». Пивас, винишко, депрессия. А также мероприятие у сестры.
  8. «Но герой теперь изменился». Пити выводит Марка из его иллюзий во время разговора в ресторане.

На этом всё.

Если такой формат постов интересен, дайте знать в комментариях. Из-за нехватки времени делать подобные разборы часто вряд ли получится. Но если «игра стоит свеч», то готов время от времени выпускать подобное.

Также подписывайтесь на мой телеграм-канал. Вечером еще черкану там пару слов по поводу «Разделения».

Всего доброго. И будьте начеку, когда окажетесь на ледяной дороге.

4545
17 комментариев

Гениальный сериал. Очень жду второй сезон.

4

думаю гениальная задумка, не сериал, каких то оригинальный идей кроме основной, пока не видно. Пока основную идею не обыграли.

Не обычный сериал, мне в целом понравился, жду 2 сезон. Бен стиллер красавчик, как режиссёр ( оказывается) свое дело сделал на ура.

3

Спасибо за статью!

2

Да не, там не так. В "Разделении" весьма оригинальная сценарная архитектура. Там каждый полный сценарный цикл происходит не по сериям, как обычно в сериалах. Они разделены либо окончанием серии, либо поездкой в лифте. Когда либо Марк Скаут либо Марк С (в других сериях это могут быть другие персонажи) заходят в лифт - их сюжетная петля по кругу Хармона замыкается и начинается новая петля. Общая схема такая:

Замануха 1: Сцена с девушкой на столе.
Замануха 2: Плачущий Марк Скаут.

Начало 1й петли. "Марк С начал работу как обычно" - "Марк С узнал что потерял друга и теперь он начальник" - "Марк С пытается выйти на контакт с Хелли по инструкции" - "Инструкция не работает, Марк С не справляется с обязанностями начальника и получает по морде (кульминация)" - "Марк С ломает ситуацию, проявляет эмпатию и решает проблему по-своему" - "Начальница ругает Марка С за импровизацию и декларирует сюжетных конфликт" - "Марк С уходит в лифт в новообретенной должности начальника". Конец петли.

Начало 2й петли. "Скаут едет домой и как обычно начинает подбухивать" - "на фоне тревожные звоночки в виде чуть не сбитой Холли и мусора соседки " - "Скаут покидает зону комфорта и идет на мероприятие" - "Там Скаута начинают чморить за то что он разделенный" - "Скаут кое-как отбивается, иллюстрируя свою лояльность системе" - "Скаута грузят воспоминаниями и накал доходит до предела" - "Скаут уходит и внезапно встречает Пити" - "Пити вышибает протагониста фразой: "Я твой лучший друг" (Кульминация)" - "Скаут возвращается домой в смятении и рефлексии, совсем другим человеком". Конец Петли.

Клиффхангер: мусор соседки, метафорически висящий на стене, метафорически выстреливает и обнажает скрытый конфликт с Селвиг", который грамотно зеркалит конфликт с Миссис Кобел и объединяет обе петли.

1

В одном из драфтов сценария (который есть в интернете) прописана разбивка на 4 акта - хоть он и далек от окончательного варианта. На Ютуб я находил разбор, где разбивка вообще на 5 актов. Сказать точно сможет только тот, кто писал сценарий.

Разделение человека и дэймона вроде как сюжет "Золтого компаса".