Неделя в Morrowind

Ваша мать даёт...
Ваша мать даёт...

Прошло больше недели с того момент, как я впервые запустил Morrowind. Этап адаптации прошёл успешно, я приспособился к местной флоре и фауне. Мои удары стали точнее, бег быстрее, повысился навык чтения. Я выдержал испытания, ниспосланные мне геймдизайнерами начала 00-х и открыл для себя множество различных интересностей, которыми хочу поделиться. Новички узнают новое, старички вспомнят старое и что-нибудь посоветуют в комментариях. Хейтеры Морровинда и ТЕС напишут о том, что Морровинд - хреновая игра, а ТЕС - технодемка движка. Для всех найдётся место.

Красивое небо. Вроде бы, не стоит никаких модов, только официальные аддоны, но небо всё равно прекрасно.
Красивое небо. Вроде бы, не стоит никаких модов, только официальные аддоны, но небо всё равно прекрасно.

За эту неделю прошёл я не шибко много. В основной квестовой линии остановился на четвёртом испытании. Стало слишком душно, появилось желание дропнуть основной сюжет и пойти выполнять задания гильдий. Поиск советников в Вивеке с одной стороны заставляет понять, что не всё в игре можно решить сражениями, а с другой заставляет понять, что тебе золота не хватит подкупать всех, если ты не вкладывался в красноречие. Да и сам Вивек просто монструозный, а я до сих пор не смог найти артефакт, который нейтрализует слепоту от Сапог Ослепляющей Скорости. Я знаю, что этот артефакт где-то существует, но не знаю где (не подсказывайте, я сам справлюсь).

Знающие люди поняли, на каком я этапе, а для остальных скажу следующее: я прошёл примерно треть или половину основной сюжетной линии. Возможно, даже больше, если учитывать только задания, а не время, которое необходимо затратить на них при первом прохождении. Так же я поднял ранг в Гильдии Бойцов (ака Соратники, только масштабнее с точки зрения Тамриэля) до Меченосца, что стоило мне тонны золота, ибо эти придурки не принимают древковое оружие в качестве навыка для повышения, а я как раз отыгрываю копейщика.

Вы только гляньте на этого самца в устрашающей маске и со стеклянной алебардой. Скриншот будто бы сшакален, ибо в игре он выглядит поопрятнее.
Вы только гляньте на этого самца в устрашающей маске и со стеклянной алебардой. Скриншот будто бы сшакален, ибо в игре он выглядит поопрятнее.

Таким образом я увидел примерно... 5% игры? Скорее всего меньше. Играя в эту игру я осознал, что её размах невероятно обширен. Конечно, она не такая огромная, как Daggerfall, но из-за отсутствия фасттревела мир игры кажется поистине великим. Но, что интересно, он отнюдь не пустой.

Итак, дальше я просто перечислю вещи, которые меня зацепили, я объясню, почему же я нахожу их интересными.

БОЁВКА

Вначале скажу о мякотке. Кто-то ненавидит боёвку в море, кто-то боготворит. Я отношусь нейтрально, но мне нравится глубина прокачки, которую она в себе несёт. Первое, что ты хочешь делать в ARPG от первого лица - это идти убивать монстров, но вот незадача - ты всего лишь заключенный, который немного умеет держать оружие в руках, не более. Потому давай-ка ты лучше сходишь в Балмору, поговоришь с Каем, пойдёшь в Гильдию, поднимешь уровень, навыки, ранг в Гильдии, а уже потом, когда станешь реже промахиваться, сможешь убивать всех с 2-3-х ударов. И данный подход работает. Понимая, что беспросветно сосёт, нормальный игрок попытается разобраться в ситуации. Он сходит в Гильдию Бойцов, получит зелья и стартовое оружие. Он сходит в Гильдию магов, получит свитки и поймёт, что это очень полезная штука. Он пойдёт в магазин и посмотрит цены на броню, может даже купить себе что-нибудь. Он сходит к наставникам Клинков, дабы те подсказали ему, что и как (и заодно выдали хлам, который можно продать за пару сотен золотых). По сути, такая неудобная боёвка - это бич, которым разработчики хлещут ленивого геймера, заставляя исследовать мир и приспосабливаться. Кому-то не нравится подобный подход. Меня он вполне устроил.

Ну и чтобы не осталось недопонимания со стороны полнейших новичков: почти все активности в игре имеют элемент рандома. Удар, заклинание, взлом, кража, развитие отношений - успех каждого действия решается рандомом и уровнем соответствующего навыка. Чем выше навык "древковое оружие", тем чаще ты попадаешь по врагу копьём. Чем выше навык "разрушение", тем чаще у тебя получается использовать заклинание соответствующей школы. Может звучать муторно, но это та же система, которая используется в большинстве старых диаблоидов а так же в НРИ, т.е. в родоначальнике жанра RPG.

Последнее, что стоит отметить - это то, как выглядит и ощущается подобная система в ARPG от первого лица. Да, в принципе, нормально. Это буквально дело привычки, а привыкнуть к этому очень просто, если вы хоть немного знакомы с НРИ или старыми RPG, основанными на системах из НРИ (тот же Baldur's Gate). Но, конечно, новым игрокам (и мне неделю назад) было бы куда спокойнее, если бы в игре существовал звук, обозначающий промах, будь то лязг металла о металл (враг отбил твоё оружие) или звук "кувырка" (враг уклонился от атаки).

МАГИЯ

Давайте я просто скажу, что всё, что связано с магией (в том числе алхимия), в этой игре сломано? Ну правда, нет лучшей игры для любителей магии, нежели Morrowind. Вы можете создавать свои заклинания, можете зачаровывать предметы, и эти предметы будут позволять вам использовать заклинания, можете создавать всевозможные зелья, а чиз через алхимию и зачарование из Skyrim в море делается при помощи единственного рецепта зелья интеллекта.

Конечно, "сломать" магию у новичка без гайдов не получится, но опытные игроки вытворяют такие штуки, что впору задуматься о запрете геймеров у власти. Не дай бог эти поехавшие получат доступ к ядерному чемоданчику...

Но если говорить о магии в целом, а не как о взломе игры, то она крутая. Очень много возможностей, которыми ты будешь пользоваться, ибо это удобно и законом не запрещено. Я, к примеру, постоянно ношу в рюкзаке набор всевозможных склянок и свитков, дабы быть готовым к непредвиденной ситуации, а о заклинаниях пометки и возврата даже говорить не стоит - их должен знать каждый приключенец.

Интересный свиток, который облачает персонажа в призванную броню и даёт в руки секиру. По сути, это костюм железного человека, и это очень круто и фаново.
Интересный свиток, который облачает персонажа в призванную броню и даёт в руки секиру. По сути, это костюм железного человека, и это очень круто и фаново.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Morrowind поощряет исследования. Разработчики очень хотят, чтобы вы изучали мир, потому щедро распихивают вкусный лут по всяким закоулкам. Что интересно, в этой игре не встречается ситуация, когда, прорываясь сквозь толпы хайлвл мобов, ты в конце получаешь немного септимов и драгоценный камень. Будь уверен: коли тебе встретились низшие даэдра и атронахи, то жди щедрого лута.

Часть самой мощной брони в игре просто валяется на камне в пещере.
Часть самой мощной брони в игре просто валяется на камне в пещере.

И, раз уж тема зашла про лут, не могу не отметить и его. Лут сочный. Предметы полезные. В какой-то момент, гуляя по миру и зайдя в стрёмный даэдрический храм (или что это было, я не знаю), я нашёл волшебный посох, который дарует мне левитацию на 120 секунд. Это ли не счастье?

Если предмет тяжело добывался, то он будет мощным. Это не касается предметов, которые необходимо найти по квесту, но всех остальных - вполне. И если ты не исследуешь локации в том числе с зельем левитации, то упустишь множество крутых штук, которые конкретно тебе вроде бы и не нужны, но положить их в ящик и иногда любоваться всегда приятно.

ЖУРНАЛ

Нельзя не упомянуть журнал - камень преткновения многих споров и срачей. Это буквально журнал, где протагонист записывает все события, с ним произошедшие. Там же мы отслеживаем взятые задания и, в случае чего, туда мы заглядываем, дабы вспомнить, куда вообще идти и что делать. В целом, на данный момент с журналом нет никаких проблем. Почти всегда НПС описывают расположение нужных локаций или предметов более-менее подробно. Изредка приходится повозиться с поисками, но не то чтобы слишком. Я часто тупил и не мог понять, куда идти, пока не додумался в диалогах с НПС нажимать на весь синий текст, который существует. Этот синий текст буквально является ссылками, темами разговора. Стоит тебе нажать на него, как НПС тут же выдаёт тебе информацию по интересующей теме. И, пока ты не нажмёшь на темы, они не отобразятся у тебя в журнале. Т.е. ты, конечно, молодец, что взял задание на убийство пещерных крыс, но... Где ты собрался их искать? Правильно, нигде, ибо нужно задавать вопросы, а не брать задание и бежать по маркеру.

ЗАДАНИЯ

Напоследок стоит отметить задания. Они здесь самые разнообразные. До так называемых "radiant-квестов" ещё не додумались, потому все задания в Morrowind прописаны вручную. Иногда они просты и банальны, а иногда невероятно интересны.

Кулстори. Взял задание в Гильдии Бойцов на убийство какого-то бандита. С пятого-шестого раза нашёл пещеру, ибо Нереварин делает заметки в журнале кратко, нужно тыкать на ссылки и читать подробный монолог НПС, чтобы быть в теме. Иду по пещере, вижу - записка. В ней написано что-то типа "будь на страже, возьми оружие и охраняй вход". Иду дальше. Никого. Вообще. Пустая пещера. Иду-иду-иду, прихожу к двери. Открываю. Оказываюсь в родовой гробнице. Первая мысль: "какого хрена?" Ну, быть может бандит засел в родовой гробнице. Убиваю вылетевшего призрака, поворачиваю налево и встречаю мага, который одним заклинанием сносит мне поллица. У меня призванное копье, т.е. по сути дэдрическое, лучшее копьё в игре, но даже так я снимаю магу лишь 1/10 здоровья. Он ещё, падла такая, регенится. Тогда я не был раскачанным и попадал в одном случае из трех, потому в первый раз умер. Во второй раз я раскрыл весь свой потенциал, высвободил банкай и заколупал мага, что было сложно - я израсходовал почти весь запас зелий. Думаю "ну, это явно был босс, потому можно сдавать задание". Смотрю - задание на обновилось. Нихера не понимаю. Пещера та, что нужно. Иду обратно, осматриваю стены. Подхожу обратно ко входу и понимаю, что в этом месте потолок пещеры устремляется ввысь и там находится какое-то отверстие. Никакой лестницы, никаких знаков. Выглядит просто как выступ, но будто бы и не выступ. Решил проверить. Взял зелье левитации, полетел и нашёл всю эту бандитскую шайку под потолком пещеры. Всех перебил, залутал много сокровищ и зелий левитации. Возле главаря на столе лежала записка, говорящая что-то вроде "ахаха, классное место для базы, лохи будут проходить мимо и идти к злобному магу, который их прижучит, а за это маг не будет нас трогать".

Залутал крайне "вкусное" колечко с постоянным эффектом. Всё же, убийство мага того стоило.
Залутал крайне "вкусное" колечко с постоянным эффектом. Всё же, убийство мага того стоило.

Т.е. как таковое, данное задание не было каким-то продуманным, но подобный подход к различным уловкам заставляет напрягать мозги и развивать наблюдательность, ибо без этого часто можно пропустить, к примеру, чашу шестого дома или чертову двемерскую головоломку, которую 9 из 10 новичков пропускают, ибо не осматривают полки на наличие "вкусностей".

ИТОГ

А итог всё тот же - мне нравится эта игра. Я получаю тонну удовольствия, играя в неё. В какой-то момент она начала мне сниться. Я всегда мечтал играть за копейщика, и я получил эту возможность. Я всегда мечтал получать больше пользы от свитков и зелий, нежели в Skyrim, и я получил уберполезные свитки и зелья. Я хотел видеть рост персонажа, и я вижу его благодаря ограничениям, накладываемым низкими навыками. Я хотел изучать интересные локации и находить ништяки, и я делаю это, чёрт возьми. Я люблю эту игру и пою оды в её честь. Никогда бы не подумал, что Morrowind вызовет во мне те же ощущения, что и Skyrim 10 лет назад. Учитывая, что между этими играми как раз почти 10 лет разницы, через 6-7 лет буду писать посты про Daggerfall.

127127
91 комментарий

Спасибо за отличный ламповый текст. Я как будто в родном городе проездом побывал.

11
Ответить

в те времена еще пытались делать игры..

8
Ответить

Да и сейчас делают, просто не всегда на западе )

2
Ответить

Так я не понял, ты забрал алебастровое блюдечко или нет?
И кстати, раз уж ты копейщик, советую пойти в Солцхейм ) но это лишь мой совет
А как снять слепоту, я могу сказать что это необязательно должен быть артефакт )

6
Ответить

Вот такие советы я уважаю. Вместо точного порядка действий и спойлеров всего и вся просто сказал "иди на Солстхейм", и все всё поняли. Респект!

7
Ответить

В каналах Вивека тоже отличное копьё, только надо будет пощекотать

3
Ответить

Более того, слепоту от сапог не обязательно снимать. Можно сделать так, что этот эффект просто не сработает ;) И снимать будет нечего

1
Ответить