Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Анархизм исторически получил не самую приятную окраску в умах людей. Мировоззренческая позиция свободы личности, благодаря не добросовестной прессе, аппарату пропаганды и разным другим фактором — редко ассоциируется с чем-то хорошим.

И всё же, мы можем увидеть в массовой культуре героев, которые заключают в себе анархистские убеждения, хоть и не всегда обозначают себя анархистами. Тем не менее, ничто не мешает мне их так интерпретировать. Одним из таких героев является Джонни Сильверхенд из Киберпанк 2077. И если про игру вы ничего не слышали, то уж про Киану Ривза, который подарил Сильверхенду свою внешность, вы точно знаете.

Джонни, получился живым и харизматичным героем, что важнее, он получился противоречивым. Да, хороший персонаж как и все люди — сумма противоречий, и Сильверхенд здесь не исключение.

Генезис персонажа (Для тех, кто не играл)

Роберт Джон Линдер (настоящее имя Сильверхенда) является ветераном Гражданской войны в Никарагуа, спровоцированной коррумпированным американским правительством. На войне Джонни потерял руку, лишился друга и впоследствии стал выброшенным за пределы социума, ненужным ветераном.

Такой опыт безусловно, не мог пройти бесследно. И Сильверхенд решил бросить вызов сильным мира сего в лице корпораций.

Так на свет появился Джонни Сильверхенд, рок-музыкант, бунтарь и террорист (так его называет правительство в игре).

Убеждения и мотивы

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Я видел, как корпы забирают у фермеров воду, а потом и землю. Видел, как они превращают Найт-Сити в машину, которая ломает судьбы, уничтожает надежды и выкачивает деньги. Они давно получили контроль над нашей жизнью, но теперь им нужны наши души! Ви, я объявил им войну не потому, что меня угнетает капитализм, и не потому что у меня ностальгия по старой Америке. Это война людей против системы, которая перестала нам подчиняться. Борьба с бл#дскими силами энтропии.

Мотивы Джонни — очевидны. Он отстаивает интересы пролетариата перед аппаратом корпоративной власти, которая стремится монополизировать ресурсы и инструменты труда, с целью полного порабощения населения и угнетения личности. Джонни хочет нарушить порочную цепь доминации богатых над бедными и преобразить мир.

Он интуитивно следует идее освобождения людей от корпоративного рабства. Если опираться на приведенную выше речь Сильверхенда, то можно сделать вывод, что со времен рабовладения в Америке будущего мало что изменилось. Изменилась лишь механика взаимодействий между имеющим власть и подчиняющимся. Такое изменение точно подчеркнул в своей речи, участник Хеймаркетского восстания Альберт Парсонс:

В системе наемного рабства наемный раб сам выбирает себе господина. Раньше господин выбирал раба: сегодня раб выбирает господина... Он вынужден его искать... Изменение системы производства... затрагивающее вопросы рабства на Юге и так называемой эксплуатации "вольных рабочих" и их заработков... дало бесспорные преимущества бывшим рабовладельцам, которые ни за что бы не променяли новую систему наемного труда на систему труда рабского, поскольку при новых условиях умершим приходилось самим себя хоронить, заболевшим - самим заниматься своим здоровьем, и не было нужды нанимать надсмотрщиков, приглядывающих за ними. Теперь им дают задание - определенный объем работы - и говорят: «Выполни эту работу в такой-то срок, в противном случае... когда в субботу явишься за зарплатой, в конверте вместо денег найдешь уведомление о том, что ты уволен». Теперь... пропитанный рассолом кожаный хлыст, предназначенный для невольника, заменен плетью голода, пустого желудка и сорванной спины наемного раба из числа свободнорожденных американских граждан...

Сам будучи ветераном, Сильверхенд как никто понимает, что обычные люди в руках власти — всегда разменная монета. Из этого следует, что в его системе ценностей, истинный враг человечества — это правительство.

В Мексике я понял, что какую войну ни возьми, побеждают всегда корпорации, а проигрывают обычные люди.

Методы

Сильверхенд начинает свою подрывную деятельность с создания рок-группы и мощных, политических текстов. Влияя на массы рок музыкой и своей искренностью, Джонни старается воздействовать на разум слушателя, призывает его к осознанности. И презирает того, кто слушает его музыку — как просто музыку. (В одной из миссий он буквально, называет фаната своей группы — м*дилой, за кромешное помешательство на старой музыке)

Всё выше описанное присуще анархизму. Анархизм, преследует идеи осознанности и отказа от власти как таковой, полного отречения от государства, а также пропагандирует идею сотрудничества и взаимодействия между людьми.

В своей книге «Никакой власти» американская философка Рут Кинна размышляя о анархизме пишет следующий тезис: Движущая сила анархизма — отдельно взятый человек, индивидуум.

Рекомендую к прочтению, кстати
Рекомендую к прочтению, кстати

И действительно, основным источником энергии анархистского движения является инициатива индивида. Именно таким индивидом, является Джонни Сильверхенд. Он не стремится захватить власть и ценит каждого человека, прежде всего, как личность. Таким образом, мы можем вновь сделать вывод, что анархистские ценности для Джонни не чужды.

Более того, если вспомнить знаменитый пассаж Уильяма Годвина, можно даже уловить явные параллели с идеями Джонни

Общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что главенствующей целью Джонни Сильверхенда является взрыв башни корпорации Арасака. Уничтожение памятника корпоративного колониализма. (Так он зовёт башню в игре)

И должно признать действие это сугубо символическое. Отсюда мне хочется провести ещё одну историческую параллель с анархистским движением и таким явлением как «пропаганда действием».

«Пропаганда действием» — это политический акт действия со стороны несогласных с главенствующим классом людей, призванный поднять революционный дух среди населения. Этакий вдохновляющий призыв не словом, а поступком. Как завещал сам Бакунин: мы должны распространять наши принципы не словами, а делами, ибо это самая популярная, самая сильная и самая непреодолимая форма пропаганды

Подобную «пропаганду действием» практиковали анархисты конца девятнадцатого, и начала двадцатого века.

Сантьяго Сальвадор и взрыв в театре «Лисео» в Барселоне.

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Бомба Огюста Вайяна в палате депутатов Национального собрания Франции.

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Убийство Сади Карно, анархистом Санте Казерио.

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Заговор с целью убийства Императора Мэйдзи, японским анархистом Утиямой Гудо. (К слову он был казнён за одно лишь намерение, не успев даже приступить к реализации)

Утияма Гудо 
Утияма Гудо 

И пожалуй самый плодовитый анархист Эмиль Анри, и его серия взрывов в общественных местах, например взрыв у кафе Terminus неподалеку от вокзала Сен-Лазар в Париже.

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Все эти символические акты насилия, имели строго одну цель — разоблачить миф о всесильности вышестоящих узурпаторов. Я думаю не трудно согласиться, что Джонни Сильверхенд мог бы прекрасно дополнить этот список своим подвигом.

НО! Стоит отметить.

В кругу анархистов, были разногласия касательно таких методов ведения борьбы.

Так, например, известная мыслительница анархизма Луиза Мишель, считала что убийство тиранов — имеет смысл. Когда тиран один и сконцентрировал всю власть в своих руках, она придерживалась практически, макиавеллиевской идеи, что лучше «рискнуть одним человеком», чем отправить «на верную гибель толпу любимых тобой людей».

Нередко в среде европейских анархистов всплывало и мнение, что агрессивные действия анархистов — закономерны, и являются естественной реакцией на насилие со стороны государства. Этакий вопль отчаяния.

Были же и абсолютные, противники таких действий, например Дэвид Николла или Шарлотта Уилсон. И действительно, анархизм имеющий репутацию мягко скажем не самую лучшую, благодаря пропаганде, был подвержен большой опасности отпугнуть от себя пролетариат. Ведь такие радикальные меры, могут дискредитировать политическое движение в глазах людей. К тому же, ненасильственные методы себя тоже хорошо проявляли.

В общем однозначного мнения касательно таких действий в анархистской среде не было. И не может быть по сей день, ведь подобные действия явно граничат с таким явлением как терроризм. В терроризме — хорошего мало.

Противоречия

Стоит сказать, что нету и однозначного мнения о мотивах Легенды Найти Сити. Несмотря на то, что Джонни всё время говорит о узурпации со стороны корпораций, в одном из диалогов в игре он бросает следующие слова

Ты когда-нибудь задумывалась, зачем мы это делали? Зачем ставили хром, покупали пушки и воевали с корпорациями? Мы сражались за красоту. Мы не понимали, что хорошо и что плохо, кто прав, кто виноват. Только красота имела значение.

А во время миссии где нам нужно, совершить тот самый подвиг уничтожения памятника колониального капитализма, мы и вовсе выясняем, что Джонни всё это затеял с целью добраться до своей возлюбленной.

Если вглядываться в персону Сильверхенда с такого ракурса, можно сделать вывод, что он скорее бездумный панк-террорист, которому только и нужно что адреналин, разврат и убийства.

Но всё же Джонни всё время заботится о людях и их чувствах, это можно понять по его отношению к участникам его группы, просьбе включить оповещение об эвакуации во время нападения на башню, да и в желании спасти второго главного героя игры, Ви.

Так Сильверхенд анархист или нет?

Анархизм в массовой культуре: Джонни Сильверхенд и «пропаганда действием»

Что же мы имеем?

Джонни Сильверхенд всё-таки не является политически осознанным анархистом, он нигде напрямую не обращается к идеям анархизма. Не обозначает себя как политическую единицу, его действия скорее интуитивные и импульсивные, но их вполне себе резонно интерпретировать, как анархистские. Джонни явно сопереживает людям и действительно, искренне борется с властью корпораций, жертвуя самим собой. Тем не менее, и обычная человеческая глупость, непонимание и амбивалентность ему присущи, потому-что как я уже писал в начале, человек — это сумма противоречий.

Можно ли назвать Джонни Сильверхенда анархистом? Я склоняюсь ответить — да, можно. Можно ли назвать его представителем, современного анархизма? Точно нет. Современный анархизм давно признал насилие — недейственным способом борьбы за свои права. Так выходит, Джонни это очередной очерняющий анархизм ход со стороны медиа? Я думаю, что нет. Всё-таки Сильверхенд — это художественный вымысел, который может очаровать и располагать к себе, но уж точно не призвать к теракту, а вот вызвать интерес к изучению анархизма, и побыть хорошим примером для анализа вполне себе!

На этом всё!

в следующий раз я обращусь к представителям анархизма в игре Bioshock Infinite. Посмотрим что нам предложит Кен Левин и его «Глас Народа» из вознесенной к небесам Колумбии.

8181
40 комментариев

Сельверхенд (по крайней мере в игре от СД прожект) мыслит как малолетний долбоёб. Всю игру бесил этот персонаж. Инфантил с 12ти летними мозгами. Апогей его дебилизма - устроить террористический акт в штабе-квартире корпы просто потому что.
В детстве, вероятно, я бы симпотизировал этому персонажу, но по факту это просто клоун, который не повзрослел.

19

Инфантил с 12ти летними мозгами.

Это всё что нужно знать об анархистах.

13

Комментарий недоступен

3

С одной стороны да, а с другой стороны в выдуманном мире киберпанка и победивших корп его романтический протест имеет смысл. Именно в выдуманном мире.

2

Как я понял, он во время мексиканской войны плотно ебанулся и от этого всего все абсурдные действия идут.

Апогей его дебилизма - устроить террористический акт в штабе-квартире корпы просто потому что.

В статье написано ж зачем и какова цель радикального анархизма. Другое дело, что история показала неэффективность метода, но вряд ли Сильверхенд изучал историю.

Я читал с серьёзным лицом, пока не добрался до феминитива "философка".

17