PC Engine GT / TurboExpress. Мощно. Компактно. Дорого
Конкуренцию Game Boy пытались составить многие. Все портативные консоли четвертого поколения можно разделить на две группы: игроки поменьше пытались выпускать дешевые клоны Game Boy, а крупные производители делали ставку на производительное железо и цветной экран с подсветкой. Я уже писал про Atari Lynx и Sega Game Gear. Свою портативную консоль выпустила также компания NEC. Что же в ней было примечательного?..
Танки грязи не боятся
PC Engine 1987 года выпуска был очень амбициозным продуктом. Как-никак, первая 16-битная консоль в истории! На деле ЦПУ был восьмибитным, а разрядность 16 бит имели два видеочипа. Похожую архитектуру использовали в будущем для Atari Lynx. Более того, название было выбрано не просто так - консоль должна была стать центром модульного персонального компьютера, и несколько модулей действительно вышли: два CD-аддона и Arcade Card, расширявшая оперативную память устройства аж до 2 Мб. Американское продвижение было скромнее, библиотека игр была небольшой, идею модульности экспортировать не стали, поэтому упор сделали исключительно на разрядности - консоль назвали TurboGrafX-16.
Игры для PC Engine выходили на картриджах под названием HuCard. Они не предусматривали распайку дополнительного оборудования, зато были дешевы в производстве. Первые HuCard имели емкость 2 Мбит, но впоследствии доросли до 8 Мбит. Исключением является картридж Street Fighter II - он имел емкость аж 20 Мбит. Под Street Fighter II выпустили даже специальный шестикнопочный контроллер! К слову, использовал его всего десяток игр. Остальные в шестикнопочном режиме начинают глючить, поэтому все подобные контроллеры умеют переключаться в двухкнопочный режим.
Зачем я тут рассказываю про стационарную консоль? Все просто. Если, например, Game Gear использовала переработанное железо Master System, то вышедшая в декабре 1990 года PC Engine GT пошла еще дальше. Она и была PC Engine! GT означает Game Tank, это было кодовое название портативки во время разработки. Версию для американского рынка, отличающуюся только слотом для картриджей, назвали TurboExpress.
Дорогая, я уменьшил консоль!
Выпуск уменьшенной версии PC Engine позволил сэкономить на проектировании новой консоли, обеспечить на старте огромную библиотеку игр, а также послать своей аудитории мощный месседж: "Мы даем вам то же, что и конкуренты, но намного круче!"
Даже разрешением экрана не пожертвовали. В GT поставили передовую на тот момент матрицу разрешением 400*270 пикселей и диагональю 2.6".
Цена PC Engine GT в Японии была высокой - 44800 йен. Американская версия также была недешева - $299 на старте, потом цену скинули до $249. Это была самая дорогая портативная консоль своего поколения! Также с первого дня продаж можно было за $100 докупить ТВ-тюнер TurboVision, по функциональности полностью дублирующий сеговский The TV Tuner.
Второй контроллер к GT подключить было нельзя. Для поддержки мультиплеера выпустили кабель COM Link Cable. Он позволял, уже стандартно для 4-го поколения, соединить две консоли. Однако, нельзя было просто подключить вторую GT и играть с нее вторым игроком. Поддержку мультиплеера по кабелю необходимо было реализовывать отдельно. Итог плачевен - за всю историю вышло только шесть таких игр, три из которых - разные версии Bomberman.
Внутренней памяти для сохранений также не было (у обычной PC Engine для этого надо было докупать отдельный модуль), поэтому оставалось надеяться только на систему паролей. Плюс, из-за малого размера экрана, зачастую было невозможно разобрать текст, что особенно сильно мешало проходить РПГ.
Помимо этого, TurboExpress имел и недостатки, присущие Lynx и Game Gear. Он требовал шесть пальчиковых батареек и работал от них всего три часа. Ну а экраны, хоть и передовые для конца 1980-х, были склонны к поломкам из-за невысокого качества используемых конденсаторов.
Несмотря на обилие хвалебных отзывов в прессе, было продано всего 1.5 млн консолей. Продажи были прекращены в 1994 году, вместе с оригинальной PC Engine
А оно того стоило?
Можно ли назвать PC Engine GT провальной консолью? Я считаю, нет. PC Engine GT и не должен был захватить мир - продукт имиджевый, эдакий Айфон от мира портативных консолей начала 1990х. Он позволил продлить жизнь стареющей PC Engine, компания NEC подтвердила статус инновационного бренда, а опыт разработки явно учли в вышедшем годом позже лэптопе PC Engine LT. Он намного крупнее, питается только от сети, зато совместим с модулями PC Engine и позволяет подключать внешние контроллеры. Сейчас, к слову, неработающий LT стоит около $2000 (работающие сильно дороже, но смысла их покупать нет - все равно конденсаторы придется менять).
Что же до эмуляции, возьмите любой хороший эмулятор PC Engine/TG16. Если же хочется воспроизвести именно TurboExpress - это к Retroarch. Нам потребуется немного повозиться, установив набор пресетов от Duimon, и это позволит сэмулировать экран TurboExpress. Если качество картинки вам покажется слишком хорошим, его всегда можно ухудшить - настроек у шейдера вагон и куча тележек. Рамки с логотипом PC Engine GT в комплекте нет.
Больше длинных статей и коротких заметок о старых консолях и играх в телеграм-канале «Ретрогейминг на балконе». Заходите на балкон!