Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

Новое дополнение Tours and Tournaments отправило меня в новое путешествие по игре. При всём том, что мне понравилось, это не решает основную проблему Crusader Kings 3. После трёх сессий с уже новым DLC, я хочу поделиться своими эмоциями, соображениями и мнением. Разумеется, субъективно)

Удивительно большой аддон приносит с собой множество нововведений, и, как это обычно бывает с играми Paradox, одновременно был выпущен патч с номером версии 1.9. Я попробую донести до читателя в этой статье, почему Crusader Kings 3, с одной стороны, доставил мне массу удовольствия, а с другой — выглядел как большая стройка, где нет ничего доделанного. И какое это имеет отношение к балансу между двумя жанрами — RPG и стратегии.

Неожиданный наследник

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

Судьба иногда выбирает странные пути. Особенно в Crusader Kings. Например, в моей последней игре маленький Деметриус фон Пассау унаследовал от своего отца герцогство Австрийское.

Деметриусу не следовало править, особенно в таком возрасте. Его отец Эрнст принял власть в Пассау в очень молодом возрасте, и поэтому ему было суждено долго править. Такая судьба должна была настигнуть и сына. Но когда Эрнст отправился на свой первый большой турнир, он сломал себе шею в возрасте 29 лет... так что Деметриус унаследовал трон в свои восемь лет.

Мой малолетний правитель впервые в жизни развлекался играми с другими знатными детьми Баварского королевства. Став мужчиной, он женился на византийской принцессе Евгении сыграв помпезную свадьбу и сделал с ней девять!!! детей. Однако наследника престола ему пришлось ждать долго, потому что первые семеро детей были девочками (и девятая тоже). Только Отто, восьмой сын, сохранил мужскую линию.

В конце концов, Деметрий воспользовался ожиданием, потому что между турнирами, паломничествами и турами по своей империи, он принял королевский титул Баварии, расширил империю, включив в нее Великую Моравию и часть Венгрии, а в конце своего 60-летия завоевал императорскую корону Византии, земли которой он объединил со своими.

Неиспользованный потенциал

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

В дополнении присутствовало множество нового контента, которое значительно меняет и улучшает повседневный игровой процесс правителя, потому что теперь я развиваю гораздо более тесную связь со своим королевством, особенно с моими вассалами и городами, которыми я правлю.

Тем не менее, я вижу и слабые места, которые не использует свой потенциал. Вдобавок ко всему мне не нравится базовый баланс и направление игры, которое все больше и больше фокусируется на ролевой игре и все меньше и меньше на глобальной стратегии.

Важные пункты дополнения:

  • DLC привносит элемент никогда не встречавшийся в Crusader Kings: ваш персонаж будет бродить по карте лично и в виде трехмерной фигуры всякий раз, когда он захочет посетить какое-либо событие, будь то турнир, охота или даже просто визит к своему сюзерену. Вы решаете до последней детали, по какому маршруту следует идти вашему правителю. Например, вы можете избегать гор, опасных лесов или неспокойных провинций. Вы также сможете нанимать гидов и решать, насколько большой должна быть ваша свита
  • В ваше отсутствие назначенный вами регент управляет судьбой всей империи, но даже в поездке вы управляете страной точно так же, как и раньше. Единственная разница в том, что регент может накапливать власть и принимать своеобразные решения в свою пользу. Если он станет слишком могущественным в ваше отсутствие, он может не захотеть отказываться от власти, а когда вы вернетесь — начнется гражданская война. Идея великолепна! Но, к сожалению, внутри страны эта система регентства не имеет никакого значения. Ведь вы тоже можете стать регентом своего сюзерена и таким образом завладеть его королевством. Праздник для ролевиков! Однако для стратегии это менее актуально. Обычно есть более простые способы получить титул короля. В любом случае, это основная проблема этого DLC и в принципе всей игры с момента ее выпуска. Многие, действительно хорошо продуманные ролевые взаимодействия в Crusader Kings 3, не имеют отношения к игровому процессу, потому что простое завоевание намного быстрее и проще. Подробнее об этом чуть позже
  • Что действительно работает, так это пересмотр деятельности: придворные забавы для детей или соколиная охота, паломничества и турниры. У каждого из них теперь есть собственный набор взаимодействий с собственной графикой и специальными событиями. Например, вы можете устроить соколиную охоту в районе, где недавно были замечены редкие животные. Или вы можете присоединиться к охоте другого лорда (за дополнительную плату). В этих цепочках событий вы встретите других правителей или своих вассалов и установите с ними гораздо более тесную связь просто потому, что вы будете видеть их гораздо чаще, чем раньше!

Мои Вассалы

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

Теперь я встречаюсь со своими вассалами чаще, чем раньше, и выстраиваю с ними отношения. Например, я еще хорошо помню епископа Карла из Зальцбурга, который первым делом вызвал меня на партию в шахматы с хитрым выражением лица и предложил ставку в качестве рычага давления. Старик явно пытался что-то вытянуть из меня. Его несчастье в том, что мой правитель был весьма интеллектуальным и выиграл партию. Прощаясь, он отказал мне в официальном почтении. Так, Карл попал в мой список «обезглавленных людей». Что его и погубило)

Второй большой бонус погружения заключается в том, что я, наконец, могу по-настоящему взаимодействовать с локациями в моем мире, как на карте, так и в событиях. Мой правитель был родом из Нижней Баварии и он гораздо лучше чувствует себя в роли эдакого джентльмена, путешествующего по стране. Случайные события рассказывают мне, например, о языческих обычаях во Фронтенхаузене. Или восхваляет великолепие Регенсбурга и обращает мое внимание на бедственное положение фермеров в Куфштайне. Королевство в Crusader Kings еще никогда не было таким живым! Это также помогает мне узнать больше о том, какие вассалы правят какими территориями. В моём случае хитрого правителя-интриганта, это было очень кстати.

Проблемы с балансом

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

Проблемы баланса в игре никуда не делись. Потому что геймплей предлагает много вариантов, что бы снизить стресс, накопить престиж и улучшить отношения с вассалами. С одной стороны, в этом есть смысл. С другой стороны, разработчикам надо бы покрутить винтик баланса. Например, должны быть реальные последствия отсутствия правителя при дворе. На деле же всё это не имеет большого веса и всё это приводит к тому, что игра становится еще проще.

Однако разработчики не поняли или игнорировали эту фундаментальную проблему с момента выпуска: глобальная стратегическая игра должна быть сложной хотя бы! Ну или хотя бы иметь опцию выбора этой сложности. Мне нужно настоящее сопротивление, а в этой игре ИИ чрезвычайно пассивен и на самом деле никогда не делает серьёзных шагов. Проиграть можно только лишь совсем не вникая в происходящее и жмякая кнопки наобум.

Какой смысл в огромной системе интриг, когда я единственный в мире, у кого есть хоть какой-то серьезный план? И какой смысл планировать затяжную интригу, если я могу просто вложить все это золото в кучку наемников, чтобы завоевать титул военным путем?

Турниры

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

Турниры теперь имеют собственную систему мини-игр. Как и в случае с другими мероприятиями, вы едете на место проведения (или принимаете его самостоятельно). Затем у вас будет немного времени, чтобы осмотреться. Если вы посещаете зону войск, вы знакомитесь с другими участниками и можете манипулировать ими, например, чтобы увеличить свои шансы.

В церкви вы получаете благословение, в таверне улучшается настроение, а на турнирной площадке вы повышаете свою пригодность дополнительными упражнениями для участия в турнире в качестве бойца, а не только в качестве зрителя. Потому что, как и в случае с путешествиями, ваш персонаж получает опыт в бою пешком, верхом на лошади или в стрельбе из лука. Чем выше уровень, тем больше бонусов. Сам турнир представляет собой серию событий с красивой графикой и противостояниями с другими персонажами.

Все сделано хорошо, хотя у меня есть парочку пожеланий: Во-первых, сами турниры для меня слишком короткие. Я хотел бы, чтобы сюжетная линия для больших событий была более разветвленной (мировые события могли бы приостановиться, чтобы я ничего не пропустил). Турнирный триллер, как в «Игре престолов»…

Настоящая проблема тут снова в балансе! И сами турниры, будь то дуэли, командные бои, борьба... мой персонаж слишком легко побеждает, даже если он обладает посредственными навыками в конкретной дисциплине. Это убивает всю атмосферу турниров.

Мне нужна система, в которой я могу выиграть, только победив чрезвычайно талантливого рыцаря или правителя, или искусно обманув его. Это не весело, когда игра просто дает мне победу в двух турнирах из трех, когда моё умение на уровне «любителя».

Деньги и Власть

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

И снова этот баланс… он повсюду. Например, некоторые действия дают вам возможность особенно интенсивно взаимодействовать с отдельными персонажами, будь то дружба с ними или убийство. Конечно, это забавный способ взаимодействия. Однако в игре он почти никогда не является решающим, потому что, как я уже говорил, есть более простые способы.

Другой пример: Вместо колоссально пышной свадьбы со своими собственными событиями, игра позволяет при определенных условиях превратить свадьбу в кровавую бойню. Это отличная идея, но опять же она связана с реальностью игры. Это может иметь смысл для ролевой игры.

Что по-настоящему важно в игре:

  • Золото, которого почти всегда не хватает, потому что любые действия и события съедают почти все финансы
  • Численность войск, которую можно увеличить наемниками, т.е. золотом
  • Мнение моих вассалов

Все три пункта в конечном счете зависят от мнения вассалов. Верные вассалы дают больше золота, больше войск и не подведут в случае чего. С другой стороны, если я устрою Кровавую свадьбу, я могу приблизиться к наследованию титула или избавлюсь от ненавистного соперника. После этого меня все возненавидят, что гораздо серьезнее.

Парочку улучшений

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

И последнее, но не менее важное: теперь есть специальные награды, которые вы даете избранным рыцарям. Они дают вам и вашей армии дополнительные бонусы и повышают эффективность, чем дольше и успешнее рыцарь удерживает титул. Тем не менее, все это мало связано с остальной частью игры и, как и многие почетные титулы при вашем дворе, иногда больше раздражает, чем приносит реальную пользу, потому что вы постоянно получаете сообщения о том, что титул может быть получен.

А вот графические улучшения мне понравились больше. Да например тот же внешний вид доспехов ваших персонажей меняется вместе с оружейной технологией, что уже приятно.

Итог

Сами по себе идеи великолепны, особенно потому, что они заставляют меня больше инвестировать в свою империю. Страна оживает благодаря мероприятиям, событиям и путешествиям. Мои вассалы тоже явно набирают вес.

Глупость только в том, что DLC, как и Royal Court, плохо вписывается в лежащую в основе глобальную стратегию. В своем дизайне игра попрощалась с безумными мемами своего предшественника в пользу более «реалистичного» игрового процесса. При этом она все больше развивается в направлении ролевой игры, игнорируя требования стратегической игры, на которой она основана.

Не поймите меня неправильно, это DLC очень весёлое! Долгосрочная мотивация отсутствует из-за ИИ (который, к сожалению, не очень умен в Crusader Kings 3, но стал лучше управлять войсками), и из-за того, что мне практически дарят каждый мой успех.

Crusader Kings 3 стала для меня скорее ролевой игрой, чем стратегией. Я могу принять это и даже думать, что это хорошо. Но тогда основная игра также должна быть скорректирована и подогнана под шаблон. Тогда множество систем, связанных с отношениями и интригами, могли бы проявить себя гораздо лучше и придать значение развитию игрового процесса, выходящего за рамки простой ролевой игры.

Можно сказать, что моя основная критика направлена не против этого DLC, а против основного направления игры.

Crusader Kings 3: новое DLC и старые проблемы

А я желаю всем играть только в те игры, которые нравятся лично вам не слушать чужое мнение!

4646
33 комментария

все больше и больше фокусируется на ролевой игре и все меньше и меньше на глобальной стратегии.Так это фишка крусадеров. Зачем их превращать в EU4?

39

Именно, я как раз наоборот испытываю дикий восторг от того что игра "все больше и больше фокусируется на ролевой игре и все меньше и меньше на глобальной стратегии". И судя по отзывам в стиме я такой далеко не один.

28

Какой смысл в огромной системе интриг, когда я единственный в мире, у кого есть хоть какой-то серьезный план? И какой смысл планировать затяжную интригу, если я могу просто вложить все это золото в кучку наемников, чтобы завоевать титул военным путем?

Забавно это слышать, когда буквально вчера при игре в мультиплеер ИИ-шка начала резать династию одного из игроков. В результате игрок потерял все значимые владения и был вынужден начать заново за мелкое графство.

8

Я опираюсь ТОЛЬКО на свой опыт. У других может быть что угодно в игре, меня это в принципе не интересует.

Я сегодня решил погонять, не вдвплил что нужно много денег на свадьбу и помолвился с дочкой короля Франции и в срок не успел накопить и сразу минус честь + минус отношения 100 с королём и в итоге каждый месяц на меня совершались покушения и в итоге убили. Сука просто ахуенно. При том если раньше это было не постоянно, но частенько, то здесь каждую секунду выкидывался ивент что меня хочет убить какое то чудо из франции

все больше и больше фокусируется на ролевой игре и все меньше и меньше на глобальной стратегии.Так крестоносцы всегда были больше рпг чем стратегией.

8

Ого, в стиме у дополнения очень положительные отзывы, давно такого не было в параходовых длс. Неужто что-то очень годное выкатили

4