Зачем в играх нужна случайность?

Разбираемся в механике на примерах и с мемами

Зачем в играх нужна случайность?

Случайность – это неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря случайности мы находим вторую половинку и любимую работу, создаём шедевры да и просто умудряемся выживать. Но рандом не всегда бывает на стороне человека. Иногда он может сыграть злую шутку и тут уже ничего не попишешь.

Как же это сложное и логически необъяснимое явление реализуют в видеоиграх? Разбираемся в этой статье.

Полное отсутствие случайности

Начнём с игр, где нет места случайности и где царит холодный расчёт. Первыми в голову, разумеется, приходят шахматы.

Зачем в играх нужна случайность?

«В намерения шахматной игры не входит ничего иного, кроме уничтожения противника. Она немилосердно исключает возможность счастливой случайности, иногда помогающей тебе в жизни. Здесь помогают только ошибки противника. Это - игра без пощады, без обаяния, без шутки», – считает немецкий журналист Йозеф фон Вестфален.

И правда, шахматы – это чистая игра разума против разума, побеждает в которой тот, кто способен просчитать больше ходов. Здесь исключена любая случайность, которая может в один момент спутать все карты. Мало кто из новичков захочет играть с гроссмейстером, но играть в нарды гораздо привлекательнее – несколько удачных бросков могут дать шанс любому. То же и с, например, многопользовательскими играми. Если бы там не было доли случайности и побеждал тот, кто провёл в игре больше часов и отточил свой скилл до идеала, разве бы в эту игру массово заходили новые игроки?

Зачем в играх нужна случайность?

Немного другой расклад в одиночных играх. Здесь ты соревнуешься не с человеком, который также способен допускать ошибки, а с компьютером, который рассчитывает стратегию на сотни шагов вперёд. Вся задача игрока – запомнить действия цифрового оппонента и со временем, увеличивая сложность, создать более мощную тактику.

Так, например, происходит в Into the Breach. Здесь игрок может потратить 10, 20 минут просто глядя на статичный экран, выясняя последствия каждого выбора, который может принять. Единственная случайность здесь – это система защиты зданий, где есть очень маленький шанс, что атака противника промахнётся и спасёт от верного поражения.

Зачем в играх нужна случайность?

Ещё один пример – Plants vs Zombies. Здесь мы можем увидеть точный состав и количество наступающих монстров, что позволяет достаточно легко спланировать идеальную защиту.

Зачем в играх нужна случайность?

Тем не менее это может создать плоский и однообразный игровой процесс. Зачастую намного интереснее, когда планы нарушаются из-за неожиданной новой информации. Это заставляет нас реагировать, перестраиваться и придумывать другой план.

Настольные игры и казино

Теперь рассмотрим основы игровой удачи, которые представлены в настольных играх и модернизируются в видеоиграх. Это кости и карты, конечно же.

С костями всё просто. Побеждает тот, кто получил число больше. Вероятность выпадения одной грани – примерно 16%.

Зачем в играх нужна случайность?

Теперь с играми. Вероятность, что компьютер промахнётся, равна 84%. Значит ли это, что из 100 попыток только 16 для игрока будут неудачными? Нет. Вполне возможно, что компьютер ни разу не попадёт или ни разу не промахнётся. Только вот человек уверен, что всё будет не так.

Это происходит из-за того, что человек куда лучше воспринимает что-то осязаемое и понятное. Создание колод, например, радует тем, что физическая манифестация случайности находится в буквальном смысле у нас в руках, и вероятность вытянуть нужную карту интуитивно понятна и оценивается без труда.

Вначале случайность, потом решение

В этом аспекте можем взять генератор карт, который запускается до начала игры, а в самой игре участия уже не принимает. Сюда же относятся случайные события, которые происходят между ходами и требуют какой-то реакции от игроков.

Зачем в играх нужна случайность?

Такой вид случайности не может перечеркнуть стратегию, но в той или иной степени заставит игрока подстраиваться под ситуацию и менять планы. Тем не менее случайность до принятия решения может сделать ход бессмысленным, если игрок будет поставлен в нечестные условия. Например, генератор карт окружил противника плодородными равнинами, а вас — бесплодной тундрой и болотами. Какое-нибудь решение здесь точно найдётся и можно даже пытаться выравнивать силы, но сделать это будет очень непросто, так как соперник уже имеет фору.

Но это, разумеется, утрированный пример и подобное происходит редко. Как в настольных, так и в компьютерных играх баланс соблюдается в большинстве случаев. Хороший пример – это комбинации «способность + раса» в Smallworld: игрокам предоставляется достаточно времени, чтобы среагировать на появляющиеся внешние факторы и рассчитать перспективу выбора.

Генератор псевдослучайных чисел

В играх же для соблюдения баланса работает генератор псевдослучайных чисел. Дело в том, что компьютер неспособен сгенерировать действительно случайное число. Тем не менее широко используется множество алгоритмов (те же кости), позволяющих компьютерам выдавать число, которое технически не случайно, но достаточно близко к таковому.

Зачем в играх нужна случайность?

Псевдослучайные числа и физические носители хорошо совмещены в Armageddon Empires, где бой основывается на бросках костей, которые показываются прямо на экране.

Зачем в играх нужна случайность?

«Предоставление игрокам возможности заглянуть в расчеты игры повышает их уровень комфорта, что делает шанс для игрока инструментом, а не загадкой», – считает ведущий дизайнер Civilization IV Сорен Джонсон.

Кстати, в Civilization IV, работает схожая схема. В игре есть режим помощи, который показывает точную вероятность успеха в бою. Сорен Джонсон признаётся, что это повысило удовлетворенность игроков базовой механикой, поскольку людям очень трудно точно оценить вероятность.

Зачем в играх нужна случайность?

Вначале решение, потом случайность

Подобная механика требует от игрока грамотной оценки рисков и действий в условиях неопределённости. Здесь нужно как следует подготовиться к ходу и рассчитать вероятности.

Хороший пример – Eclipse, где нужно снаряжать корабли в соответствии с характеристиками потенциального противника.

Зачем в играх нужна случайность?

Плохой пример – казино (слоты, рулетки). Сделал ставку и посмотрел, что выпало. Здесь чисто технически невозможно выстроить хоть какую-то стратегию, но оно того и не требует.

Частичным исключением является покер, но это уже можно связать с карточными играми. Например, в Magic: The Gathering или Dominion, вероятность выдвигается на первый план, поскольку игровой процесс сосредоточен на вытягивании карт из тщательно составленной игроком колоды. Здесь выигрывают игроки, которые понимают правильное соотношение редких и обычных карт, зная, что каждая будет вытягиваться из колоды только один раз.

Зачем в играх нужна случайность?

То же с лутбоксами. У тебя, конечно, есть перечень возможных призов, но на действиях это никак не сказывается. Оно лишь одно – заплати и жди. Скорее всего, тебе попадётся какая-нибудь шляпа, но не отчаивайся, в следующий раз обязательно повезёт.

Такие вещи работают как алкоголь. Вспомним начало главы и допустим, что шанс выпадения редкого ножа в КС – 3%. Человек купил 98 лутбоксов и считает, что именно в одном из них его точно ждёт редкий приз. Но работает это не так. Геймер может не достигнуть желаемого и за 500 прокруток, а возможно ему выпадут ножи на первых.

Зачем в играх нужна случайность?

Видеоигры

Теперь перенесём информацию со случайностями в игровой мир. Здесь два типа рандома, о которых я рассказал, называются «Входной» и «Выходной» случайностями.

Здесь в целом применяется та же схема. При «входной случайности» событие происходит до принятия решения. Наиболее очевидный пример – это генерируемые уровни в roguelike-играх вроде Spelunky, где ящики с лутом совершенно непредсказуемы.

Зачем в играх нужна случайность?

Да, чаще всего вам выпадет что-то простое, но может быть и так, что в самом начале игры в инвентаре окажутся дробовик или реактивный ранец, которые сократят этап «вхождения». Также можно вновь вспомнить карточные игры, где колода раздаётся до начала хода. Или те же кости и выбор того, как потратить ходы в Dicey Dungeons.

«Выходная» случайность вводится после принятия решения. Говорите солдату в XCOM куда стрелять и он выпускает очередь. И даже если до противника всего пара шагов и пуля прошла прямо через его голову, вам всё равно могут засчитать промах.

Зачем в играх нужна случайность?

«Я нахожу это различие между входной и выходной случайностью весьма ценным. Я считаю, что это фундаментальное отличие между случайностью, которая поддерживает стратегию, и случайностью, которая подрывает стратегию» – Джефф Энгельштейн

«Выходная» случайность и правда куда больше подрывает пуканы, так как может лишить игрока контроля над ситуацией и разрушить все планы даже при грамотной стратегии. Но это вовсе не значит, что «входная» случайность – хорошо, а «выходная» – плохо. Это два инструмента, которы при правильном использовании будут делать игру куда интереснее.

Зачем в играх нужна случайность?

Если ваши юниты никогда не промахивались, то это будет выглядеть нереалистично. В Phoenix Point от дизайнера оригинальной XCOM каждая выпущенная пуля моделируется с помощью баллистической системы, поэтому вы можете заметить, что некоторые выстрелы попали, а некоторые нет. Это точно менее раздражительно, чем абсолютно карающие промахи в том же XCOM.

Драма в играх и «информационный горизонт»

Драма – вот что делает любое произведение более захватывающим, а в основе драмы лежит случайность. В фильме вы редко увидите, что герои придумывают какой-нибудь план, чётко ему следуют и всё получается. Всегда из-за определённых обстоятельств что-то идёт не так и персонажам приходиться выкручиваться, создавая попутно для зрителей интересное приключение. При этом сами киногерои не знают, что на пути у них появятся препятствия и план придётся менять на ходу.

Зачем в играх нужна случайность?

В играх это называется «информационным горизонтом». Дизайнер Кит Бургун объясняет этот термин как «расстояние между текущим состоянием и точкой, в которой информация становится известной игроку».

Самый яркий пример – «туман войны», который скрывает участки карты и вместе с тем действия противников. Невозможно получить идеальный план, не зная об одной из его составляющих. В этом случае о поведении и планах соперников.

Зачем в играх нужна случайность?

Когда скрытая информация ещё и случайна (например, оружие, которое наносит неизвестный урон), есть вероятность, что игрок будет сбит с толку и раздосадован. Если от геймеров скрыты все системы, то задача по пониманию игры сильно усложняется. Геймдизайнеры с большой осторожностью включают скрытые элементы, чтобы не вызвать у пользователя сильных негативных эмоций, которые будут направлены уже не на соперника, а на создателей самой игры.

Зачем вообще нужна случайность в играх?

  • Случайность работает как алкоголь. Игроки рассчитывают, что каждое повторное действие увеличивает их шансы на скорый успех, но это вовсе не так очевидно, как может показаться.

  • Случайность используется для обеспечения разнообразия. Хорошо продуманные алгоритмы могут создавать практически бесконечные настройки, уровни, персонажей и проблемы. Конечно, процедурно-сгенерированный уровень почти никогда не бывает так же хорош, как сделанный вручную, но очевидным преимуществом является разнообразие и количество.
  • Крестики-нолики перестают быть интересными довольно быстро, так как очень легко объясняются. Как только игрок понимает игру, она перестаёт быть игрой. пропадают непредсказуемый результат и борьба за достижение целей. Это не значит, что объяснимые игры по определению плохи. Те же шахматы объяснимы, но поле вероятностей настолько обширно, что игра продолжает интриговать. Но, согласитесь, с компьютером сложно конкурировать по части выстраивания стратегий. Да и сами стратегии выстраивать хотят далеко не все игроки.
  • У всех есть возможность преуспеть в играх со случайностью. За счёт этой механики шансы новичков и профессионалов относительно уравниваются. Разумеется, не полностью, ведь тогда смысла продолжать игру и вовсе не будет. Элемент случайности, периодически позволяющий менее опытному игроку выигрывать (или хотя бы получать преимущество) делает игру интересной на более длительное время сразу двумя способами. Во-первых, всегда есть шанс на победу. Во-вторых, поражение не так обидно, ведь игрок может всё свалить на своё невезение.
  • Когда исход игры зависит не от навыков игрока, а от случая, это может создать сильное напряжение. Уровень волнения, созданный неопределённостью, возрастает прямо пропорционально тому, насколько вы зависите от результата.
  • Суть многих игр заключается в решениях, которые принимаются игроками. Когда все переменные известны, некоторые решения не особо интересно принимать. Когда в игру входит элемент случайности, появляются ходы, на которых высок риск неудачи, но в тоже время возрастает и возможная выгода.

Одним словом, случайность используется для огромного количества игровых аспектов. Многие я наверняка не упомянул, но для это есть комментарии. Я дал лишь пищу для размышлений.

Вывод же такой: на самом деле случайность ничем не хуже (и не лучше) чистой стратегии. Как и любой инструмент, надо уметь правильно её применять, освоить сильные и слабые стороны, разобраться, зачем она нужна, в чём помогает и чем мешает…а дальше уже – как повезёт.

108108
40 комментариев

Игроки не любят случайность.
Наиболее рационально использовать не чистый рандом, а принцип мешочка лотто, с изьятием выпавшего варианта, при последующеи броске.

То есть при кидке кубика d6 . При выпадении одной цифры, он становится на следующий раунд кубиком d5, d4, d3 и т д. А потом после d1 становится d6.

Таким образом комбинации в стиле 6 5 4 3 2 1, 6 1 5 2 4 3 , 6 2 5 1 3 4, будут восприниматься игроком как более честные чем броски d6 , где будет выпадать 1 2 1 1 1 3.

Еще один вариант не получить хейт игроков , это подкручивать вероятность при невыпадении успешного варианта .
Наприме шанс на крит 15% , но при не выпадении, на следующий удар становится 20%, 30, 45, и т д.

10
Ответить

Игроки не любят случайность

Если б игроки в основной своей массе её не любили, её б выпилили из всяких там РПГ и пошаговых тактик\стратежек еще десятилетия назад - но нет же, она практически везде, и всегда будет пользоваться популярностью. Ну а в условно современных настолках случайность вообще как правило во главе всего процесса.

14
Ответить

хуйня в том, что после выброса максимального или минимального значения все остальное уже значения иметь не будет никакого, так как ты обрел либо потерял решающее преимущество.
Еще один вариант не получить хейт игроков , это подкручивать вероятность при невыпадении успешного варианта . Наприме шанс на крит 15% , но при не выпадении, на следующий удар становится 20%, 30, 45, и т д.получишь хейт игроков, которым не по нраву настолько извращенная и искусственная система. в доте так рандом работает и игроки научились его абузить - когда на лайне долго бьют крипов и видят, что крит все не выпадает, то резко переключаются на героя и прописывают ему несколько критов подряд. охуенно, да?

4
Ответить

Могу привести пример из доты - псевдорандом. Герой с шансом 30% ударом станит противника, с каким ударом шанс повышается. Так для 1го удара шанс 30%, для 2го - 40%, для 3го - 60% и тп. В таком случае почти никогда не будет ситуации когда стан не выпадает в 10 ударах или выпадает с первого.

Ответить

Я и какой-то казах

4
Ответить

Ты фальшивый Тодд
@sauvi надо с ним разобраться

1
Ответить

Засылаем лайки. Хорошая статья 🌝

2
Ответить