Разбор 1-й серии «Карателя»

Спустя 6 лет после выхода первого сезона, я наконец-то добрался до «Карателя». Захотелось совместить приятное с полезным, поэтому я стал подмечать интересные кадры и решения. Самое время поделиться всем этим с вами.

Разбор 1-й серии «Карателя»

Речь будет идти непосредственно о кадрах из 1-й серии сериала.

Будьте осторожны, в посте имеются спойлеры и сцены насилия.

Контраст

Сериал начинается с чередования кадров минувших и нынешних дней. Перед главным героем, Фрэнком Каслом, то и дело возникают флешбэки, связанные с его семьей.

Разница между прошлым и настоящим построена на контрасте разных компонентов:

1. Цвет. Прошлое окрашено в теплые тона, а настоящее в холодные.

2. Свет. Воспоминания запечатлены в дневное время суток, свет полностью освещает комнату. Реальность же представлена ночью.

3. Динамика. В момент флешбэка все движения в кадре спокойные, легкие. Смена кадров осуществляется плавно за счет применения такого приема, как «наплыв». В реальности движения в кадре резкие, импульсивные. В основе переходов между кадрами лежит прямая склейка.

4. Продолжительность. Крупные планы минувшего события длятся дольше, в отличие от текущего.

5. Звуковые эффекты. Обратите внимание на то, как меняется звуковое сопровождение к середине видео. Звуковые эффекты в совокупности с игрой актера усиливают общее напряжение, создавая ощущение страха и беспокойства.

Все кадры выглядят весьма размыто, благодаря малой глубине резкости. Данный прием призван усилить драматичность происходящего.

При этом в глаза бросается намеренное смещение фокуса. Главный объект в кадре, привлекающий внимание зрителя, часто оказывается вне фокуса, что делает всё происходящее похожим на транс или сон.

Отчужденность

Общий план, в котором Фрэнк сидит на кровати с гитарой, отождествляется с одиночеством и замкнутостью. Но не только потому, что персонаж тоскливо сидит один в комнате.

На то есть три причины:

1. Баланс в композиции намеренно смещен вправо, т.к. Фрэнк располагается слишком близко к правой границе кадра.

2. Камера находится в статике, а движение в самом кадре практически отсутствует. Будто всё вокруг замерло.

3. В кадре присутствует сильная виньетка, скрывающая большую часть деталей фона. Такой прием призван сместить баланс в соотношении позитивного и негативного пространств.

Небольшое пояснение:

Позитивное пространство — главный объект в кадре, то есть Фрэнк с гитарой.

Негативное пространство — всё, что окружает объект интереса.

Из-за затемнения негатив становится более очевидным, что делает контраст между пространствами более явным. В результате возникает ощущение, что главного героя поместили в изоляцию.

Управление вниманием зрителя

Обыденная особенность человеческого восприятия заключается в том, что зритель всегда старается найти в кадре лицо и считать с него информацию.

В данном случае речь идет о взгляде коллеги Фрэнка, который после разворота смотрит на рубец в области груди. Таким образом, небольшой шрам, который практически сливается с кожей, благодаря направлению взгляда обращает на себя внимание.

Флешбэк и звуковое сопровождение

Перед вами достаточно распространенный художественный прием, использующийся в кино на протяжении долгих лет. Этот прием, построенный в данном случае на звуке, предвещает показ событий из прошлого. Особенность такого подхода заключается в подготовке и погружении.

Обратите внимание, как плавно звук, похожий на сирену, выходит на первый план, тогда как громкость речи второстепенного персонажа неторопливо впадает в тишину.

Стоит отдать должное звукорежиссерам — звук ассоциируется с беспокойством, паникой и трагедией, что четко описывает внутренний мир персонажа.

Между тем ракурс не меняется. Кадр практически застывает, а Фрэнк растерянно всматривается в одну точку, нервозно потрагивая свою бороду. На протяжении примерно 15 секунд зрителя готовят к тому самому моменту.

К слову, ровно столько же времени уделяется и на то, чтобы выйти из тревожного состояния.

Сам флешбэк длится всего 1.5 секунды экранного времени. Длительность воспоминания, по сравнению с предыдущим и следующим кадрами, сильно отличается. Такой контраст призван подчеркнуть и тяжесть душевного состояния главного героя, и напряженность ситуации, в результате которой меняется характер взаимоотношений между персонажами.

Грамотное использование звукового сопровождения

Первая серия во многом характеризуется закрытостью главного персонажа от внешнего мира. Герой предпочитает изолироваться от общества, скрывая свои мысли и эмоции внутри себя.

На протяжении всей 1-й серии задиры то и дело досаждают Фрэнку. В данной сцене героя явно пытаются вывести на конфликт. Он же пытается абстрагироваться от возникшей ситуации.

Звуковое сопровождение, возникающее после толчка в грудь, позволяет ощутить степень нарастающего напряжения. Зритель чувствует, что вероятность срыва очень велика.

В основе лежит звук сердцебиения. Примечательно, что пульс с течением времени не учащается. Он спокойный и размеренный. Это отображает уверенность и непоколебимость Фрэнка в данной ситуации.

При этом чем дольше длится действие, тем отчетливее слышно бит и прочие скрипучие звуки, что говорит о приближающейся потере контроля.

В момент кульминации вместо всплеска эмоций на рабочей площадке происходит непредвиденный случай, который разряжает накалившуюся ситуацию.

Ради эксперимента попробуйте посмотреть данную сцену без звука. Да, актерская игра скажет вам о том, что герой испытывает напряжение. Например, это считывается в явном отводе взгляда от провокатора.

Но со звуком сцена воспринимается иначе. С его помощью мы как будто бы проникаем во внутренний мир персонажа и понимаем, что и как он чувствует.

Ещё один пример лаконичного использования флешбэка

Непримечательная на первый взгляд особенность данной сцены заключается в том, что зритель не слышит стук кувалды в моменты появление на экране кадров из прошлого.

Сделано это для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть состояние главного героя. Никакие внешние обстоятельства и звуки не способны заглушить боль утраты.

На протяжении всей 1-й серии работа на строительной площадке преподносится как средство, помогающее Фрэнку пережить свалившееся на него бремя. Помимо прочего, демонтаж старого здания – своего рода символизм. Касл целыми днями работает на стройке в попытке сломать крепкие бетонные стены прошлого, чтобы жить обычной жизнью.

Постоянные переработки были призваны абстрагироваться от минувшей трагедии, но как можно догадаться, особого результата это не принесло.

Рефрен

Каждый раз, когда Фрэнк засыпает, ему снится один и тот сон с женой.
В первый раз зрителю показывают начало этого сна, которое можно охарактеризовать как идеальное утреннее общение двух любящих друг друга людей.

Во второй раз зритель видит ту же самую сцену, но на этот раз она проигрывается до конца. На экране появляется новая информация, меняющая тон повествования. Зритель понимает, что всё это время Каслу снилось то самое трагичное утро.

Рефрен – прием в монтаже, который подразумевает под собой повторение некоторого отрывка. Здесь он используется для усиления контраста: мы дважды видим неторопливое и нежное утра персонажа, которое за счет внезапного выстрела превращается в сущий ад.

Ореолы вокруг света

Переломный момент происходит в тот момент, когда Фрэнк снова решается на убийство. Выплеск агрессии проявляется в появлении ореолов вокруг источников света.

Возникает ощущение, что Фрэнк находится в трансе. Он становится слеп перед насилием. Его ад снова вырывается наружу.

Об этом же (и не только) говорят слова в музыке Тома Уэйтса под названием "Hell Broke Luce".

Думаю, важно отметить, что это мой взгляд на художественное произведение. Я не стал расписывать всю серию по кадрам, но наверняка вам могло запомниться что-то ещё. И если это так, то делиться об этом в комментариях!

Если вам интересен подобный контент, то приходите ко мне в телеграм-канал. Там я пишу о моушн-дизайне, монтаже и разных приемах визуального повествования. Буду рад всех видеть!

2727
9 комментариев

блять, ну и клоунаду ты устроил

4
Ответить

Кончатель

3
Ответить

Первый сезон шикарен, одно из лучших и последних достоинств современного Марвела.

2
Ответить

Согласен, его можно поставить в один ряд с Сорвиголовой. Лучше у Марвел пока не выходило

Ответить

Современного...

Ответить