Кражи, яхты, часовые механизмы и бесконечные суды: как на свет рождался Snowrunner

Более 10 миллионов человек объединяет любовь к снегобегу-глиномесу. Некоторые даже играли в Spintires и Mudrunner, считают, что это должна была быть одна игра. Заварите чайку, включите ненавязчивое кантри, мы отправляемся в долгий рейс по дороге истории. В этой детективной истории расскажу, как небольшое хобби одного человека переросло в серию игр, почему три игры — на самом деле одна, и куда пропала Spintires.

Самые внимательные могли уже встретить этот пост на другой площадке вчера, оставить мне несколько отзывов, в частности "а почему ты не более живописные фотки сноураннера, а почему ты не добавил кадры из демки 2009 года". Я скажу так: "мужик должен провести черту где-то, вот такие вот скрины, вот такая вот черта". А по поводу другой площадки ещё скажу пару слов в конце.

И кстати, сегодня день рождения Snowrunner - ровно три года с даты выхода 28.04.2020!

Выезд. Старый гараж.

Начало серии было положено первой демо-версией Spintires, которая вышла в 2009 году. Это был проект одного парня по имени Павел Загребельный. На тот момент Павел официально работал в Saber Interactive (тогда "Saber 3D"). Помимо основной работы у Павла были увлечения: DirectX9, пляжные виды спорта и красивые женщины. Но одно увлечение тянулось с самого детства — игры с грузовичками. Вспоминая детское увлечение, Павел в свободное время вот уже несколько лет в одиночку разрабатывал игру Spintires.

Павел представил первую демо-версию Spintires на конкурсе Intel Level Up и сразу выиграл приз за лучшие показатели производительности на многоядерных процессорах и приз за лучшую оптимизацию под графику Intel. Игру хвалили за уникальную физику деформации грязи.

Автопарк в первой демке состоял всего из двух грузовиков: Краз 255 и КамАЗ 6460. Оба грузовика были точными копиями своих реальных прототипов и даже имели настоящие логотипы на решётке радиатора.

Логотип компании
Логотип компании

Такой неожиданный успех привлёк внимание Oovee — маленькой независимой компании без имени из Соединённого королевства. Oovee появилась только за год до конкурса и всё это время выпускала дополнения для серии Train Simulator. Представители компании остались под впечатлением от первой "демо-спинки" и предложили опубликовать её на своём сайте. Павел принял предложение.

Опубликованная на сайте версия была востребована, и в 2011 году Пашу попросили принять участие в разработке полноценного релиза. Парень стал работать на Oovee в качестве консультанта, одновременно будучи устроенным в Saber. В том же году вышла очередная версия игры. На этот раз элементы итогового интерфейса были немного переработаны, а грузовиков стало уже пять: КРАЗ 255 6x6, КамАЗ 5460 4x2 тягач, КамАЗ 6460 6x4 тягач, КамАЗ 6522 тягач в трёх вариантах и КамАЗ 65228 8x8 тягач. Это была всё ещё технодемка, но включала сразу 7 карт.

Взаимовыгодное сотрудничество продолжалось несколько лет, пока в 2013 студия не решила вывести игру на кикстартер, собрав без малого 61 тысячу евро (в разных источниках встречал разные суммы, но в любом случае игра собрала больше запланированного). В этой версии была только одна машина — МАЗ 535. Дифференциал и полный привод подключались отдельно по команде. В игре появился цикл дня и ночи и более красивая графика. Чуть позже был добавлен маленький скаут — УАЗ 469 и возвращён КРАЗ 255. Примерно тогда же Загребельный решил уйти из Сабер, чтобы сосредоточиться всеми силами на своём проекте. На следующий год Spintires официально вышла в Стим. Это был феноменальный успех.

КрАЗ, МАЗ и Урал - три богатыря Spintires | <a href="https://dtf.ru/s/590544-snowrunner/1775646-skriny-spintires-est-a-esli-vezhlivo-poproshu?comment=24662440&amp;from=copylink&amp;type=quick" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Автор: Deckard</a>
КрАЗ, МАЗ и Урал - три богатыря Spintires | Автор: Deckard

Спинка на время стала самой продаваемой игрой на платформе — 100 000 копий было продано только за первые 18 дней. Автопарк состоял из 6 грузовиков: КамАЗ 6522 6x6 (вместо КамАЗа 6x4), УАЗ 469 (редизайн), МАЗ 537 (вместо 535), ЗИЛ 130 (новый), Урал 432010 (новый), МАЗ 7310 (новый огромный 8x8). Для грузовиков добавлены разнообразные модули и возможности "тюнинга", например возможность поставить обтекатель. Это уже частично было в предыдущих версиях, но в релизе выбор стал гораздо богаче. Появились разные колёса с разными характеристиками и несколько полноценных карт, а также лебёдка и шанс перевернуть грузовик (до этого они не переворачивались).

Но чем выше ты взбираешься, тем больнее падать. Неожиданный успех Spintires с 2014 по 2016 привлёк внимание, которое до сих пор давит весом пачки металлических балок на будущее серии.

В лужу грязи на повышенной

До релиза Spintires Oovee стоила примерно 14 000 долларов. Через год после релиза компания стала стоить почти 1,4 миллиона долларов, а следующий год был ещё лучше. Основатель компании, Зэйн Сакстон, на радостях купил себе Мерседес за 165 тысяч баксов (который ему через две недели облили растворителем) и открыл несколько бизнес-предприятий.

Примерно в это же время, 2014-2016, золотой разработчик начал жаловаться в своих соцсетях на то, что работодатель платит вообще-то не всю оговоренную долю с продаж.

Павел писал у себя на странице ВКонтакте, что закончил редактор модов и новый бесплатный DLC для игры, но англичанин (Сакстон) из Oovee пропал вместе с деньгами, закрыв доступ в Стим. Павел выпустил редактор карт для текущей версии и назвал это концом Spintires.

Но сколько вообще студия должна была отдавать разработчику? Ровно половину доходов с продаж! Минус налоги и прочие расходы. Точных свидетельств о том, сколько получал Павел нет, как нет и точного дохода от продаж "Спинки", но деньги едва ли можно назвать маленькими. Сама студия отрицала все обвинения, говоря, что платили разработчику в полном объёме.

Игроки не знали, что происходит за занавесом, вместо этого молча следили за закатом игры: через год после запуска обновления постепенно замедлились, а потом и прекратились вовсе. Игра осталась с множеством неисправленных багов и разными желанными, но нереализованными функциями.

Какой-то Камаз | <a href="https://dtf.ru/u/689145-yuriy-evgenevich" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Автор: Юрий Евгеньевич</a>, спасибо человеку большое за кадры!
Какой-то Камаз | Автор: Юрий Евгеньевич, спасибо человеку большое за кадры!

Но за время активной разработки игра всё же успела получить несколько маленьких исправлений и полноценных DLC. Первое большое обновление принесло в игру новую карту "Наводнение" и несколько грузовиков: КамАЗ 6520 (он вернулся), ЗИЛ 131, Кировец К700 (ещё отзовётся эхом в Snowrunner), Урал 4320, МАЗ 535 (вместо 537, который только на релизе появился; серьёзно, зачем было их так тасовать?).

Другое большое обновление в районе 2015 добавило в игру 1 новый грузовик: ГАЗ 66 и удалило два старых: Урал 432010 и совсем недавно появившийся ЗИЛ 131. Все остальные грузовики получили обновленные модельки: лучшая детализация, анимация водителя, анимированные механизмы карданных валов и т.д. Это было то самое обновление, которое, по словам Павла, должно было символизировать конец Spintires, именно с этим обновлением в игре появилась поддержка модов. Кроме того появилась система, позволявшая выбирать грузовики перед началом карты в зависимости от доступных очков баланса. Общее число доступных на карту очков было ограничено: добавление более проходимых машин стоило больше, чем добавление более слабых. Игроку приходилось выбирать с умом, как он хочет страдать — сильно или не очень.

Я знаю, как срезать (всю игру)

В 2016 на игру начали поступать многочисленные жалобы, игроки сообщали о критическом баге, превращавшем игру в тыкву. Так называемый "часовой механизм" в коде игры через определённое время выводил её из строя. Кто-то считал, что сам Загребельный добавил вредоносный код в игру, но в ответ на обвинения Павел и студия в один голос твердили "это всего лишь меры борьбы с пиратством вышли боком".

Баг в итоге исправили, но с тех пор прошло много времени, и теперь Oovee абсолютно точно утверждает, что это и правда Павел добавил часовой механизм с целью отмщения. Более того, они обвиняют разработчика в "исправлении" ключевых функций: удаление из игры динамических кусков и мелких частичек грязи и воды, волн на воде, следов колёс на грунте и прочих отличительных черт игры.

И вот любительская технодемка уже на грани краха. Крайним в скандале между разработчиком и студией оказалось сообщество, теряющее любимую игру.

Но самая глубокая грязь ещё впереди, потому что тут на сцену вышел Saber. Как будто у игры и так было мало проблем.

Лого Saber образца 2003–2022
Лого Saber образца 2003–2022

Здравствуй, Паша, я твой Сабер

В 2015 вдруг объявился Saber Interactive:

  • А вы знаете, что ваша игра на самом деле принадлежит нам?
  • Это почему?
  • Потому что Павел разрабатывал Spintires, официально работая у нас, он использовал наши технологии и наш код без нашего разрешения. А ещё у него контракт, который гласит, что "Покуда Загребельный работает на Сабер, любой разработанный им игровой материал принадлежит Сабер".

Чтобы окончательно измазаться в глине, компании подали друг против друга множество судебных исков. Мнение Павла никто не уточнял, но спустя некоторое время после начала споров о правах на игру, Загребельный сам вернулся под крыло Сабер. Как? Почему? Его простили? Никто не знает.

Через годик, в августе 2016 компании немного уладили свои тёрки и пришли к соглашению: Saber не будет преследовать Oovee в суде из-за предположительно украденных ассетов и собственности, а Oovee оставит себе права на первую оригинальную версию Spintires, всю текущую и будущую прибыль с продажи игры. В ответ Saber ожидает право на публикацию консольных версий игры и любых "улучшений" для оригинальной игры, а также право получать с них прибыль, если будет делиться долей доходов с Oovee. Павла опять никто не спросил.

Одна из миссий в Mudrunner | <a href="https://dtf.ru/s/590544-snowrunner/1768113-kratko-o-rybalke" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Автор: Yohohori-san</a>
Одна из миссий в Mudrunner | Автор: Yohohori-san

На какое-то время соглашение помогло. Сабер принялись за разработку тех самых улучшений и в 2017 году выпустили "Spintires: Mudrunner". Хоть для игроков "Spintires: Mudrunner" выглядела как новая игра, на бумаге и по коду это было всего лишь улучшение оригинальной "Спинки". Едва ли кто-то понял, что произошло и почему вдруг вышла вторая часть, которая по сути первая, но только улучшенная.

И тем не менее это был самый разумный выход из ситуации, позволявший избежать лишних неприятностей и новых скрытых часовых механизмов в коде. Игра официально вышла на ПК, Playstation и Xbox в октябре 2017, получив смешанные отзывы. Но, несмотря на все перипетии, фанаты серии были в восторге. И Сабер тоже. Ведь продажи шли очень хорошо: за год было продано более миллиона копий, а ещё через год, в 2018 было объявлено о сиквеле.

Крути колёсами: грязебег

"Грязебег" по сравнению с "крути колёсами" получил улучшенную графику и эффекты, а также впервые применил чудеса косметической хирургии на автомобилях. На грузовики впервые установили фейковые решетки радиатора, чтобы избежать проблем с лицензированием. Такой недостаток решили компенсировать количеством: вернули все когда-либо появлявшиеся в игре грузовики и добавили новые: КрАЗ 256, КрАЗ 260, КамАЗ 4310, Урал 375, КамАЗ 65115 (вместо 6520), ЗАЗ 968М, УАЗ 3141.

Блокпост пропустил внедорожник. | <a href="https://dtf.ru/u/701448-yohohori-san" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Автор: Yohohori-san</a>
Блокпост пропустил внедорожник. | Автор: Yohohori-san

И не только грузовики! Кроме транспорта игра получила новые механики: блокпосты, которые не дают проезжать гружёному грузовику, возможность призвать скаут из любой точки, централизованная камера и вид из кабины. Но это было только начало, к выпуску планировалось ещё несколько дополнений с новыми картами и транспортом. А 27 ноября 2018 игра со всеми DLC вышла на Nintendo Switch.

Oovee, разумеется, не порадовал успех Mudrunner. Релиз "грязебега" подлил масла в огонь спора, породив новую череду судебных исков, многие из которых не разрешены по сей день. Британская студия взяла пример с Паши, заявив, что "саблезубые" торчат им отчисления. Они даже запросили отчёт по выплатам, но получили шиш.

"Нет отчислений, нет контракта": Oovee решили продолжить обновлять оригинальную версию. Ситуация приобрела абсурдный характер: Saber отвечает за разработку Mudrunner и грядущего сиквела, одновременно конкурируя со Spintires, которая является частью серии, но принадлежит другой студии.

Блокпост не пускает грузовик. | <a href="https://dtf.ru/u/701448-yohohori-san" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Автор: Yohohori-san</a>
Блокпост не пускает грузовик. | Автор: Yohohori-san

В этот период Spintires чувствовала себя так-сяк. Игру то убирали из Steam, то снова возвращали. Но с 2019 года "крути колёса" получила сразу несколько обновлений. Во-первых, изменилось название и появилось новое лого. Вместо "Spintires" игра стала называться "Spintires The Original Game". Также добавили пару грузовиков: новый КАМАЗ 4310, старый ЗИЛ 131, новый ЗИЛ 130. Во-вторых, улучшилась графика, появился дождь, изменилась физика грязи.В августе 2019 выпустили обновление Canyons DLC с новой картой и новым ЗИЛом Е-167 6x6. В октябре вышло первое платное обновление Aftermath DLC, включавшее в себя новую карту и два грузовика: ЗИЛ 133 Дизель 6x4 и ЗИЛ 133 Бензин 6x4.Декабрь принёс ещё одно обновление — "Чернобыль" с картой и двумя грузовиками: МАЗ 505 4x4 и ЗИЛ 157 6x6, и новой механикой — зонами радиации. Когда игрок проезжал через зоны радиации, его грузовик получал повреждение.Спустя примерно полгода после выхода "Чернобыля", в игру добавили набор новых грузовиков. Затем вышло обновление с Шерпом — первым лицензированным автомобилем. С этим обновлением игра получила систему подкачки шин, которой нет сейчас ни в одной игре серии.

ЗИЛ Е-167 | <a href="https://dtf.ru/s/590544-snowrunner/1778476-kanony-i-uaz-spintires" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">DonnerTech</a>
ЗИЛ Е-167 | DonnerTech

Ответный ход от Saber не заставил себя ждать. Они кинули претензию, и Spintires была удалена из магазина. Комментировать ситуацию отказываются как компании, так и сам Павел. То есть Павла вообще уже нет на арене, он залёг на дно и, может даже, уже не работает в Saber.

Только один человек смог пролить свет на ситуацию — бывший сотрудник Oovee и продюсер Spintires — Рис Болтон. Рассказ Болтона ещё интереснее, чем всё, что было до сих пор.

Море грязи

Рис Болтон пришёл в Oovee вскоре после основания компании. Он занимался мелкими проектами, а также добровольно исполнял обязанности PR. В январе 2014 ему поручили создать внутреннюю команду разработчиков, а через несколько месяцев предложили в довесок стать продюсером Spintires.

Болтон плотно сотрудничал с Павлом при сознании игры и подтверждает версию о том, что студия не выплачивала весь причитающийся разработчику гонорар. По крайней мере так было до 2017, в апреле 2017 он ушёл из компании.

Болтон говорит, что нечестный бизнес и беспомощность перед юрлицом заставили Загребельного добавить часовой механизм в код игры. По версии продюсера, Павел мог использовать механизмы для борьбы с пиратством во вред с целью вымогательства денег.

Продюсер также заявляет, что основатель компании, Зэйн Сакстон не стремился инвестировать в новые разработки, а пустился во все тяжкие. В список покупок Сакстона попали: дом, две яхты, более 10 машин, включая несколько AMG, Ленд Роверов и пикапов Dodge SRT. Он также приобрёл ярмарочную карусель и транспортную компанию. По словам Болтона, основатель компании положил на все долги, включая долги перед Павлом, и перевёл доход с продаж игры на счёт левой компании, чтобы скрыть следы.

Примерно такую карусель предположительно приобрёл Зэйн Сакстон
Примерно такую карусель предположительно приобрёл Зэйн Сакстон

Болтон подкидывает грязи в спор с Saber, утверждая, что Oovee не имела собственного штата разработчиков. Дескать, студия разрешила Паше самому выбрать несколько помощников, почти все помощники работали в Сабер. Если это правда, то претензии о том, что Spintires использует код Saber без разрешения очень даже обоснованы.

По словам Риса, Сабер предоставили фрагмент своего закрытого движка, чтобы сравнить его код с кодом Spintires, и после сравнения код совпал на 100%.

При этом второй человек в Oovee, Девин Милсом, утверждал, что Сабер предъявляли претензии на пустом месте и не смогли предоставить никаких доказательств.

Так или иначе, ясно одно — Сабер не собирались закрывать Oovee, они хотели урегулировать всё мирным путём: Сабер делают консольные версии и получают прибыль, платят процент, Oovee оставляют все наработки и полученные деньги — по сути, так и произошло.

Сакстон был рад мирному урегулированию, потому что такое разрешение позволяло оставить все деньги, чтобы продолжать роскошную жизнь и не платить по счетам (всё предположительно, со слов других людей).

Ещё более жирный наброс от бывшего продюсера гласил, что Oovee ещё до заключения сделки с Saber передала публикационные права на консольные версии франшизы европейскому агентству IMGN.pro, забыв об этом упомянуть. После выхода Mudrunner Саблезубые получили дополнительную головную боль со стороны IMGN. Это предположение косвенно подтверждается недавними исками Saber и их утверждениями о том, что контакт был нарушен в 2018, ещё до его подписания.

Ещё старый логотип
Ещё старый логотип

Тогда Сабер поступили проще: удали префикс "Spintires:" из названия "Mudrunner" и отказались платить "алименты".

Тогда же Болтон ушёл из компании, назвавшись жертвой финансовых махинаций студии, которые могли или не могли иметь место. Он объяснил, что в Oovee награждали его разными премиями, а потом попросили оформить с них нехилый налоговый вычет. В Британии такие схемы считаются за полулегальную бухгалтерию.

Сорваться с обрыва

До этого момента след более-менее прослеживался, были какие-то свидетели, а вот дальше… осталось только следить за судебными исками двух компаний и строить догадки, потому что ни один из исков не даёт ответов на самые важные вопросы жизни и вселенной грязи. Почему Павел вернулся в Сабер? Почему Сабер его приняли? Почему Сабер совсем ничего не заплатили Oovee? И что же такое Oovee — финансовая пирамида или студия по разработке игр, попавшая в трудную ситуацию?

Embracer Group Приобрела Saber Interctive
Embracer Group Приобрела Saber Interctive

Многое могли бы прояснить сами Saber, но они отказываются от комментариев. Мол, всё ерунда, мы никому ничего не должны. И это даже правда. Отчасти. В 2020 "Saber 3D" стали частью компании "Embracer" и переименовались в "Saber Interactive". Так что формально "Saber Interactive" или "Embracer" никому ничего не должны в отличие от "Saber 3D". Но все всё понимают. Название компании сменилось, а люди остались те же, плюс "Saber Interactive" подают собственные иски к Oovee.

Saber не до комментариев, они заняты, они разрабатывают сиквел для Мадраннера.

Снежный бегун

28 апреля 2020 года вышел Snowrunner. Рабочая версия названия — Mudrunner 2, но игру переименовали в "Снегобегуна", выпустив на ПК, PS4, и Xbox One. Павел Загребельный участвовал в разработке как консультант.

Только за первый месяц игра разошлась тиражом в 1 миллион копий! Игрокам понравился внушительный автопарк из североамериканских лицензированных грузовиков (а вот отечественные остались нелицензированными). Snowrunner позволяет "прокачивать" машины разными апгрейдами, которые либо открываются на новом уровне водителя, либо находятся в открытом мире. Теперь одна карта по размеру больше чем вместе взятые карты двух предыдущих игр. Внешний вид грузовиков можно менять, что, впрочем, не влияет на их ходовые качества.

Snowrunner, карта Имандра
Snowrunner, карта Имандра

Появились новые типы поверхности: снег и лёд. Также полностью изменилась графика: где-то лучше — детализация грузовиков, погода, рабочие датчики и зеркала в кабине, а где-то хуже — грязь не липнет к колёсам как раньше. Зато есть некоторое подобие сюжета, прогрессии и огромное разнообразие грузов (в Mudrunner и оригинальной Spintires были только брёвна).

Игра уже три года получает пачки новых карт, грузовиков и прочих нововведений. Только по коду это всё ещё улучшение Spintires. Добавить что-то по-настоящему новое и масштабное не позволяют ограничения движка и судебные разборки.

А в декабре 2020 выходит неожиданное обновление Spintires — "China Adventure". Новый азиатский регион с азиатскими автомобилями. Интересное разнообразие, которого нет ни в одной игре серии. Вскоре после выхода дополнения игру убрали из каталога Steam и до сих пор не вернули.

Колёсики-то крутятся

Чем закончится история, пока сказать сложно. Сабер отказывается от комментариев, Павла никто не может найти ни по одному каналу связи, основатель Oovee, Зэйн Сакстон, затих где-то с августа 2018. Единственная публичная личность в студии сейчас — это директор по инвестициям Дэвин Милсом. Эту должность он совмещает с YouTube каналом, где рассказывает об инвестициях в серебро, а также пишет книгу об инвестициях в криптовалюту.

Ещё Имандра
Ещё Имандра

Oovee, в целом, стоит на грани. Никто из сотрудников или нанятых адвокатов не даёт никаких комментариев, сайт не работает как минимум с 2021. Компания уволила весь штат разработчиков, прекратила всякую активность, кроме судебной и существует за счёт остаточных средств от продажи единственной игры. Ну, то есть как существует, суммарный долг компании превышает миллион фунтов стерлингов, Spintires — их единственная игра и её новые копии больше не продаются.

Почему на обложке Кировцы? Потому что они - краеугольный камень всей франшизы, разумеется.
Почему на обложке Кировцы? Потому что они - краеугольный камень всей франшизы, разумеется.

В сентябре 2021 года Saber подали в суд на Oovee за незаконное использование трактора Кировец К-700. Они утверждают, что являются эксклюзивным владельцем прав на использование этого трактора в видеоиграх. Компания подписала контракт с производителем 29 декабря 2020 года. Но Oovee использовала Кировец в Spintires с 2015 и не удалила его из игрыв 2020, соответственно, торчит денег. После долгих и нудных разбирательств суд постановил, что Сабер неправы и хотят слишком многого. Также компании ведут споры о том, кому же принадлежит музыка в Spintires и о других вопросах.

Так или иначе, однажды судебные процессы завершатся, но ни одна сторона не сможет назвать себя победителем, потому что все уже порядком измотаны. Юристы стоят денег, которые можно было бы вложить в разработку новых более качественных игр. Лучшим исходом будет частная договорённость, которая устроит обе стороны, говорит эксперт по праву, Микаэла Мантегна из Berkman Klein Center Harvard Affiliate.

Суровый Северный Щит
Суровый Северный Щит

А пока Saber вполне успешно продаёт Mudrunner, который вышел также на мобильных устройствах и Snowrunner с мешком платных DLC-карт и грузовиков (и не меньшим мешком багов). Сперва Snowrunner эксклюзивно вышел в Epic Game Store, но через год добрался до Стим и Nintendo Switch, получил Next Gen patch, а сейчас идёт третий год обновлений и дополнений (которые нередко ломают то, что раньше работало). В Snowrunner играет уже более 10 миллионов человек, скоро планируется добавить поддержку кросс-сейвов на всех платформах и другие улучшения. Да, улучшения для улучшения оригинальной игры.

Такова история скромного хобби-проекта, родившегося из любви одного человека к грузовичкам в грязи. Случайность, породившая целую франшизу, которая едва ли сделала разработчика счастливым. Такое ощущение, что в истории выиграли юристы, а игроки, как всегда, остались крайними.

Материал основан на большой статье с сайта IGN.com, видео от nprovince, maxpower5205 и SD1ONE, а также личных наблюдениях.

Пара слов о другой площадке. Я опубликовал на ixbt этот лонг вчера, потому что собираю на новый компьютер, а там есть партнёрская программа, которая даёт мне немного деньжат за каждый просмотр. Я всё ещё принимаю донаты здесь или на карту, потому что сбор - это процесс долгий. Собрал чуть больше 17 тысяч в общей сложности из 68 желаемых.

Ну, и подписывайтесь на мой телеграм, там я часто материал выходит ещё раньше, чем публикуется где-либо, а бывает так и остаётся в телеграме.

432432
204 комментария
2500 ₽

Небольшой вклад в новую видюху) Новый комп ради любимой игры цель благородная
Статья кайфовая!

31
1000 ₽

Комментарий недоступен

41