В поисках вдохновения: по следам известных художников

Рассказываем, как Дали вдохновлялся необычным способом сна, Уильям Тернер ради творчества рисковал жизнью и здоровьем, а Иван Айвазовский просто очень много работал.

«Лунная ночь на Босфоре» (1894) Иван Айвазовский
«Лунная ночь на Босфоре» (1894) Иван Айвазовский

Вдохновение — явление, без которого сложно представить настоящее творчество. Словарь Ожегова определяет его как «творческий подъем, прилив творческих сил». У каждого творца свои источники. По верному замечанию японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки, «вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды». Делимся секретами знаменитых художников и заранее предупреждаем, что как минимум один подвиг во имя искусства из перечисленных здесь лучше не повторять.

Уильям Блейк и видения

Британского художника и поэта Уильяма Блейка современники не понимали и считали безумцем. Лишь потомки сумели по достоинству оценить его наследие. Генри Крабб Робинсон, журналист и автор известных дневников и воспоминаний, писал, что в четырехлетнем возрасте Уильям узрел в окне голову Бога, а затем пророка Иезекииля в полях и дерево с ангелами. По утверждению Робинсона, Блейк говорил о своих видениях обычным безэмоциональным тоном, которым люди рассуждают о тривиальных вопросах. Художник полагал, что видения изначально есть у всех, но если способность к ним не развивать, то она исчезает. В конце 1780-х Уильям потерял брата Роберта, скончавшегося от туберкулеза. Когда тот умер, Блейк увидел, как его дух возносится к небесам и хлопает в ладоши от радости. Впоследствии художник говорил, что ежедневно и ежечасно общается с призраком Роберта.

В 1818 году Блейк познакомился с астрологом Джоном Варли — одним из немногих, кто не считал Уильяма сумасшедшим. Вместе они провели серию спиритических сеансов, в рамках которых вызывали духов различных исторических лиц и мифологических персонажей. Перед Блейком стояла задача запечатлеть образы, представшие перед ним. Результатом сотрудничества художника и астролога стала серия рисунков, получившая название «Головы призраков». Пожалуй, самая известная работа из этого цикла — «Призрак блохи». Блейк изобразил насекомое в виде ужасающего монстра с миской крови.

Есть мнение, что при создании «Призрака блохи» Блейк вдохновлялся не только видениями, но и иллюстрациями из «Микрографии» естествоиспытателя Роберта Гука
Есть мнение, что при создании «Призрака блохи» Блейк вдохновлялся не только видениями, но и иллюстрациями из «Микрографии» естествоиспытателя Роберта Гука

Жоан Миро и голод

Родившийся в Барселоне Жоан Миро в начале 1920-х перебрался в Париж. Несколькими годами ранее состоялась его первая персональная выставка в родном городе, которая не просто не принесла ему славы и денег, но и была высмеяна. По воспоминаниям Эрнеста Хемингуэя, во французской столице Миро приходилось нелегко. Молодому художнику катастрофически не хватало средств к существованию. Нормальный обед он мог позволить себе лишь раз в неделю. Все остальное время ему приходилось питаться только финиками. Впоследствии на вопросы журналистов об источниках вдохновения для ранних работ Жоан отвечал:

Откуда я брал идеи своих рисунков? Ну, я приходил вечером в свою парижскую студию на Рю Бломе, ложился спать, иногда я не ужинал. У меня были видения, которые я зарисовывал в блокноте. Я видел образы на потолке

Жоан Миро, испанский художник, скульптор и график.

Фактически голод выступал в качестве причины галлюцинаций.

На протяжении девяти месяцев, часть из которых художник провел на семейной ферме, а часть — в Париже, Миро писал картину «Ферма» (1921-22). Полотно купил Эрнест Хемингуэй за внушительную для него сумму в 5000 франков
На протяжении девяти месяцев, часть из которых художник провел на семейной ферме, а часть — в Париже, Миро писал картину «Ферма» (1921-22). Полотно купил Эрнест Хемингуэй за внушительную для него сумму в 5000 франков

Уильям Тернер и разбушевавшаяся стихия

Английский художник-романтик Уильям Тернер всегда испытывал особый интерес к изображению разгулявшейся и крайне опасной стихии. В числе его полотен, посвященных буйству природы, — «Снежная буря. Пароход у входа в гавань» (1842). С этой работой связана интересная легенда, которая рассказана в частности в книге Михаила Бокемюля «Дж. М. У. Тернер. Мир света и цвета». О правдивости истории по сей день спорят исследователи и поклонники творчества художника. В полном названии картины указано, что ее автор был свидетелем бури в ту ночь, когда «Ариэль» отчалил из Хариджа. Если верить Тернеру, то он попросил матросов привязать его к мачте во время шторма. В таком положении Уильям провел четыре часа, как бы изнутри наблюдая за стихией. Подвиг художника кажется еще более удивительным, когда вспоминаешь, что на момент его совершения Тернеру было под 70.

Первые критики отнеслись к картине преимущественно отрицательно. Например, один из них назвал произведение Тернера «мыльной пеной и побелкой»
Первые критики отнеслись к картине преимущественно отрицательно. Например, один из них назвал произведение Тернера «мыльной пеной и побелкой»

Сальвадор Дали и «секундная сиеста»

Великий испанский сюрреалист известен не только благодаря картинам, но и за счет эпатажного поведения. В свою жизнь Дали старался добавить как можно больше экстравагантных решений. Это относится и к его способу искать вдохновение, который он назвал «послеполуденный отдых с ключом» или «секундная сиеста». Метод прост как все гениальное. Дали садился в кресло, зажав между пальцами руки большой медный ключ. Рядом с собой на пол он ставил перевернутую металлическую миску. В таком положении художник пытался заснуть. Как только Дали достигал цели, ключ падал, раздавался звон, и следовало пробуждение.

Гала — главная муза Сальвадора Дали, неиссякаемый источник его вдохновения. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — одна из самых известных картин мастера среди тех, на которых запечатлена Елена Дьяконова
Гала — главная муза Сальвадора Дали, неиссякаемый источник его вдохновения. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — одна из самых известных картин мастера среди тех, на которых запечатлена Елена Дьяконова

Согласно легенде, подобным образом искал варианты решения сложных задач изобретатель Томас Эдисон. Только он вместо ключа держал в руке подшипник. В книге профессора инженерного дела в Оклендском университете Барбары Энн Оакли «Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее» объясняется, почему работает этот способ. Существуют два типа мышления — сфокусированное и рассеянное. У большинства переключение между ними происходит автоматически. Для этого достаточно лишь на некоторое время забыть о задаче, над которой ведется работа. Например, сходить прогуляться или заняться уборкой. Главное — отвлечь мозг, пока требующая решения проблема не уйдет из головы. Эдисон и Дали, расслабляясь, по сути переводили мысли в рассеянное состояние.

Пауль Клее и музыка

Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее родился в творческой семье. Его мать была певицей, а отец музыкантом и преподавателем. Изначально Клее пошел по стопам родителей. В семилетнем возрасте он начал играть на скрипке. Среди его любимых композиторов значились Бах и Моцарт. У Клее были неплохие перспективы в качестве скрипача, но в итоге он решил отказаться от музыкальной карьеры. Впрочем, старое увлечение по-прежнему продолжало играть важную роль в его жизни и творчестве. Сам художник утверждал, что рисовал с музыкой в глазах.

Связь между двумя искусствами проявлялась в работах Клее на разных уровнях. Например, у него есть картина «В стиле Баха», написанная в 1919 году. Она обладает явным сходством с музыкальной партитурой. Линейность и ритмичность полотна напоминают о том, что Бах был мастером контрапункта.

«В стиле Баха» — <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmymodernmet.com%2Fpaul-klee-art-and-music%2F&postId=177087" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">переосмысление</a> музыкальной партитуры в качестве композиции графических символов, таких как полумесяц, звезда, листва
«В стиле Баха» — переосмысление музыкальной партитуры в качестве композиции графических символов, таких как полумесяц, звезда, листва

В 1914 году Клее посетил Тунис. Это поездка оказала серьезное влияние на его творчество. В дневнике он сделал примечательную запись:

Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины. Я — художник.

Пауль Клее, немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.

Вдохновленный полученным в Тунисе откровением Клее создал собственную теорию цвета во время работы в Баухаузе с 1922 по 1931 год. В ее основу легла радуга из шести частей в форме цветового круга.

Совмещение своего подхода к цвету с музыкальным прошлым помогло Клее обрести неповторимый стиль. В некоторых работах художника присутствуют прямые обращения и к цветовой теории, и к музыке. В их числе — «Гармония в синем и оранжевом», датированная 1923 годом. В ней комплементарные цвета сочетаются так, как если бы они были музыкальными нотами. При этом нередко Клее демонстрировал гармоничный подход к цветовой теории и способность «свободно импровизировать на клавиатуре цветов», избегая конкретных ссылок.

Цветовая теория Клее возникла под влиянием труда Гете «К теории цвета», в котором оранжевый относится к положительным цветам, а синий — к отрицательным. 
Цветовая теория Клее возникла под влиянием труда Гете «К теории цвета», в котором оранжевый относится к положительным цветам, а синий — к отрицательным. 

Анри Матисс и путешествия

В жизни основателя фовизма Анри Матисса путешествия занимали очень важное место. Именно они не в последнюю очередь оказали влияние на узнаваемый стиль художника. Матиссу, прожившему 84 года, посчастливилось проехать почти полсвета. Среди стран, в которых ему удалось побывать, — Россия, США, Германия, Испания. Особый отпечаток на его творчество наложили визиты в Северную Африку.

В Алжире и Марокко на художника повлияли не только пейзажи, но и местный образ жизни, сильно отличавшийся от парижского. В частности, речь идет о пестрых коврах, узких улочках, полихромной мозаике, орнаментах. Плюс из-за ослепительного солнца освещение в африканских городах было не таким, как во французской столице. За счет него контрастность казалась выше, а цвета — ярче.

Благодаря поездкам в Марокко, совершенным в начале 1910-х годов, изменилась колористика работ Матисса. Кроме того, знакомство с арабским Востоком помогло художнику выйти за рамки фовизма и «вновь обрести более тесную связь с природой».

«Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер» — попытка Матисса «<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpushkinmuseum.art%2Fdata%2Ffonds%2Feurope_and_america%2Fj%2F2001_3000%2Fzh_3395%2Findex.php%3Flang%3Dru&postId=177087" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">уловить</a> атмосферу созерцательной и нетороп­ливой, почти сказочной жизни арабского мира»
«Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер» — попытка Матисса «уловить атмосферу созерцательной и нетороп­ливой, почти сказочной жизни арабского мира»

Вдохновение можно искать по-разному и находить в различных жизненных аспектах. При этом не стоит забывать, что неотъемлемая составляющая успеха — изнурительный труд. Пабло Пикассо считал, что вдохновение существует, но оно приходит во время работы. Подобное мнение высказывал и Илья Репин. Автор «Запорожцев» называл вдохновение наградой за каторжный труд. Иван Айвазовский отличался поразительной работоспособностью. Его творческое наследие насчитывает порядка шести тысяч картин. Он мог написать миниатюру за 20 минут, а большое полотно — за день. На масштабную работу Айвазовский тратил не более десяти дней.

В общем главный, пусть и банальный, совет — не стоит просто сидеть и ждать, когда на вас снизойдет вдохновение, лучше это время потратить на рисование.

Автор: Букалова Мария специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Для читателей DTF у нас есть специальные скидки

182182
14 комментариев

По поводу Дали
Когда проходил его в художественной школе, говорили, что он писал картины для того, чтобы смеяться над критиками, которые пытались найти смысл и посыл в картинах и находили его, хотя ни того, ни другого он не закладывал от слова совсем
Да из школы художественной, где он учился, его выгнали тк рисовал лучше учителя
Черт - одним словом)

25
Ответить

Понятно почему он такой охуенный

12
Ответить

Ещё и годно снимался в рекламе

3
Ответить

К сожалению, как и многое из жизни художника, это мифы (которые он и сам не против был культивировать). Он учился в академии, куда его приняли за высокое худ. мастерство, а выгнали за поведение.
Сами же работы работы Дали следуют движению сюрреализма, а это про иррациональность, деконструкцию реальности, выражение бессознательного и самого способа функционирования мысли. Поэтому камни растекаются, парят и тд. Это разрушение, но не мнений критиков. :)

3
Ответить

Ну хз, мне довелось быть в его музее в Фегарасе. Там экскурсоводы рассказывали, как он окончил художественную школу. На выпускном экзамене он вместо рисования карандашом по бумаге, целиком закрасил лист, а потом бритвой вырезал рисунок. И якобы учитель узрел в нем будущего гения.

А вот из академии его реально выгнали - на экзамене по истории искусства он заявил, что не будет сдавать предмет тем, кто знает его хуже чем он сам. За такую дерзость преподы его и выгнали.
Потом он три года просидел на чердаке, не спускаясь - отрабатывал технику рисования. А родители поднимали ему туда на системе из грузов еду, бумагу и прочие расходники. Кстати, в музее много черновиков из того периода. В основном они выполнены карандашами или тушью. И на них очень много членов.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить