Мнение: «Одни из нас» — лучшая игровая адаптация?

Мнение: «Одни из нас» — лучшая игровая адаптация?

В известном смысле адаптации сложно оценивать. Если оригинал можно рассмотреть только с точки зрения самого оригинала, то адаптация это всегда и степень соответствия первоисточнику (через удачную или нет передачу сюжета, смыслов, качества исполнения и прочего), так и его состоятельность как самостоятельного произведения.

Сериал «Одни из нас», не так давно завершивший свой первый сезон на HBO Max, наполнен такой двойственностью. Например, среди создателей сериала находится, с одной стороны, геймдизайнер Нил Дракманн, которому мы и обязаны появлению с недавних пор по-настоящему компьютерной игры The Last of Us, а с другой — известный по «Чернобылю» киносценарист Крейг Мейзин, который хоть ранее и работал над адаптациями, но в слегка неожиданной форме — в форме пародии. Его руке принадлежат такие комедии, как «Очень страшное кино» (третья и четвёртая часть) и «Супергеройское кино».

Таким образом, над «Одними из нас» работал непосредственный создатель первоисточника и профессионал в высмеивании первоисточников. Стал ли от этого сериал пародией на оригинал или же взаимодействие этих двух творцов позволило создать достойную экранизацию компьютерной игры, какой её в унисон окрестили и критики, и зрители? И да, и нет. Всё ещё напоминаю, что двойственности в этой статье будет много. Что ж, приступим.

Не знакомые всё лица

— Это очень важно, он… не любит чужаков.

— Ладно.

— Билл нормальный мужик, э-э… просто ему нужно время, чтобы к тебе привыкнуть, вот и всё.

— Джоэл и Элли на пути к Биллу. The Last of Us, глава четвёртая

Первый и самый очевидный вопрос к сериалу — подбор актёров, так что начнём с него, чтобы быстрее перейти к сути. Итак, на главных ролях у нас Белла Рамзи, которая Элли, Педро Паскаль, который Джоэл, а также Анна Торв в роли Тесс и Нико Паркер в роли Сары. Второстепенные герои на то и второстепенные, что находятся на фоне, а потому их вниманием обойдём.

Больше всего претензий было к Рамзи: поклонники игры жаловались, что её внешность не похожа от слова совсем на внешность Элли из оригинала. С многоликостью Элли как персонажа и вовсе забавная история: изначально Naughty Dog почти досконально скопировали внешность героини с актрисы Эллен Пейдж, а когда та вполне справедливо возмутилась, что её лицо используют без её разрешения, разработчики подкорректировали облик Элли так, чтобы убрать сходство и сделать Элли более похожей на свою актрису озвучивания, Эшли Джонсон. Затем подкорректировали ещё раз, во время создания ремастера оригинальной игры, якобы чтобы сделать её более похожей на взрослую версию персонажа из The Last of Us Part II. Оба случая общественность восприняла в штыки (первый чуть менее) и это неудивительно — всё-таки герой должен обладать узнаваемым образом, а когда его облик является предметом постоянных изменений, то узнаваемость страдает. Но это игры, а что кино? А в кино у нас снялась Рамзи, но не Пейдж. И вновь возникает извечный вопрос, что важнее: схожесть визуальная или смысловая?

Подобрать актёра похожего внешне на выдуманного персонажа не всегда просто, даже если у него есть реальный прототип. И даже если получится найти, то далеко не факт, что он будет обладать достаточным мастерством, чтобы достоверно сыграть своего героя. Авторы сериала решили пожертвовать визуальным сходством и сделать ставку на второе. И не прогадали — Рамзи очень хорошо вписалась в образ бойкой девочки бунтарки с тяжёлым прошлым, но сохраняющей оптимизм. Лукавить не буду: на начальном этапе просмотра отсутствие схожести с игровой Элли мешает связать Рамзи с виртуальным прототипом её героини, однако по мере продвижения сюжета всё больше проникаешься ей и перестаёшь замечать эту разницу. Без хорошей актёрской игры этого было бы невозможно добиться. А потому заслуженно хвалим Беллу и идём дальше.

Мнение: «Одни из нас» — лучшая игровая адаптация?

Актёр играющий Джоэла похож чуть больше, но разница всё ещё бросается в глаза. Создатели и тут решили пойти тем же путём, что и с Элли, и пригласили на роль Педро Паскаля, который уже успел вжиться в амплуа одинокого мужчины, который заботится о ребёнке-сироте (привет «Перспектива» и «Мандалорец»). Однако в этом случае частичное соответствие амплуа образу персонажа — это ещё не гарант полноценной его передачи на экран. Так и игра Паскаля моментами провисает, а его мимика не блещет разнообразием.

Об Анне Торв в роли Тесс сложно что-то сказать, но она также неплохо справилась со своей работой, пусть и без чего-то примечательного. Настоящей неожиданностью стала Нико Паркер в роли Сары, дочери Джоэла. Казалось бы, Сара — персонаж эпизодический и исходного материала для отыгрыша не много, но вместе с тем с ней связана одна из самых эмоциональных сцен игры. И Паркер, будучи самой непохожей на своего героя из всего актёрского состава, умудрилась сыграть наиболее близко к оригиналу. Настолько, что кажется, будто ты смотришь на того же самого героя, но из альтернативной реальности. Это вызывает чувство диссонанса, но чувство приятное.

А книга лучше

— Писатель говорил: умираю, но не сдаюсь. Ой, нет, не так читаю, погоди, ещё разик. Писатель говорил: умираю, но не издаюсь. Эх… всё испортила.

— Элли рассказывает анекдоты Джоэлу. The Last of Us, глава пятая

Итак, теперь о самом сериале, о его сюжете и постановке. Вкратце пересказывать историю не стану, а то это и так длинное полотно текста уйдёт в бесконечность. Сосредоточимся на отдельных сценах и общем подходе к экранизации.

Во-первых, местами кадры повторяют таковые из игры — та же композиция, тот же ракурс. Подход «не чини то, что не сломано». И это грамотный выбор. Однако в некоторых моментах идеально работающую в игре постановку меняют, а новая выглядит странно и несуразно. Самый яркий пример: концовка арки с каннибалами. Идеально выверенную сцену решили изменить, но в новом формате она выглядит не так сильно и при этом не привносит ничего уникального. Потому остаётся вопрос, в чём заключался смысл такого изменения. Стоит учитывать, что сцен в сериале с подобным подходом к первоисточнику довольно много.

Широкие обсуждения в сети вызвал третий эпизод, посвящённый персонажу Биллу. В игре Джоэл и Элли пребывают в укреплённый город, единственным жителем которого был выживальщик Билл, довольно замкнутый человек с грубым характером. В сериале же главные герои тоже наведываются к нему в гости, но уже в самом конце эпизода. Большая часть серии рассказывает предысторию Билла, которой не было в игре, и раскрывает подробности его взаимоотношений с Фрэнком, от которого в игре только труп с предсмертной запиской. Если оригинальная The Last of Us только намекала на ориентацию Билла, то сериал исследовал эту тему напрямую, пожертвовав уймой зрелищных сцен из игры, а также постепенным раскрытием персонажей Джоэла и Элли. Стоило ли это того? Скорее всего нет. Да, игровой эпизод не содержал в себе поворотных моментов, которые бы продвигали основной сюжет, а сериал смог раскрыть одного из самых интересных героев «Одних из нас», также дав пару удачных моментов, демонстрирующих страх Джоэла привязываться к людям в мире, где каждый может умереть в любую минуту. Однако не стоит забывать, что основой всего произведения является взаимодействие Элли и Джоэла, которые шаг за шагом начинают привязываться друг к другу. И с такого ракурса решение сделать посвящённый второстепенному герою эпизод-филлер, который, не считая пары сцен, никак не влияет на основной сюжет, выглядит странно. Да, вы показали знакомого персонажа с новой стороны, но от этого пострадали главные герои, за которыми зритель будет наблюдать и дальше, в отличие от Билла, который в конце эпизода погибает.

Мнение: «Одни из нас» — лучшая игровая адаптация?

Если вокруг эпизода с Биллом ещё можно строить дискуссии относительно его удачности, то эксперимент с эпизодом побега из Питтсбурга (в сериале — Канзас-сити) с большей уверенностью можно назвать посредственным. Авторы вновь пожертвовали раскрытием Элли с Джоэлом и зрелищными сценами из игры в угоду чему-то новому. Только это что-то новое — крайне поверхностная история во главе с совершенно картонным персонажем в лице Кэтлин. Создатели взяли момент, где Генри, с которым объединяются Элли и Джоэл в попытках сбежать из города, предаёт своих спутников и оставляет их на погибель. В сериале же Генри предаёт брата Кэтлин, и, более того, это происходит за кадром. При этом новая сюжетная линия не предлагает ничего интересного, только парочку новых персонажей с абсолютным отсутствием хоть сколь-нибудь адекватной логики действий, из-за чего им просто невозможно сопереживать. Что обиднее, так это то, что из-за этого вырезали сцену предательства конкретно Джоэла, одну из лучших в игре. Она работала на развитие героя, который страдает из-за сложностей с доверием в условиях пост-апокалипсиса. Джоэл изначально относился к Генри с предубеждением, ибо Джоэл не только был предан, но и предавал сам. Он хорошо знает, что дабы выжить, люди будут идти на всевозможные ухищрения, в том числе ложь и манипуляции. И сцена из игры хорошо работала на развитие персонажа и показывала, как он укореняется в своих убеждениях, которые сыграют не последнюю роль в финале истории. Но сериал отказывается от этих удачных наработок, вновь жертвуя развитием главных персонажей в угоду второстепенным.

Также вопросы вызывают изменения в младшем брате Генри, Сэме. В сериале Сэм — глухонемой мальчик, с которым Генри общается с помощью языка жестов, при этом Сэм также страдает лейкемией. В игре Сэм не обладал ограниченными возможностями. Мне в этом видится забавная игра с одной из фраз Сэма из первоисточника:

— А чего ты боишься?

— Например… Например, скорпионов. Э-э… Одиночества. Боюсь остаться одна. Ну а ты?

— Всех этих тварей. А что, если внутри них люди? Пленники в теле, которое перестало их слушаться? Вдруг так будет со мной?

— разговор Сэма и Элли. The Last of Us, глава шестая

Создатели решили исполнить кошмар Сэма и сделать его «пленником в теле, которое перестало его слушаться». И в инклюзивности нет ничего плохого, однако грустно наблюдать, что её никак не обыграли и не завязали на сюжете, хотя потенциал был немаленький. Каково жить человеку без слуха среди монстров и тварей со слухом идеальным? Когда каждый шорох, который ты даже не услышишь и, как следствие, даже не осознаешь, может привлечь твоего потенциального убийцу? Всего этого в сериале нет. Может таким образом авторы хотели объяснить паранойю Генри по защите брата, мол, он без него не выживет, однако как по мне это и так хорошо объяснялось тем, что Сэм, во-первых, ребёнок и, во-вторых, брат Генри, не говоря уже о самом характере Генри как таковом.

Но неужели все нововведения сериала так плохи? Отнюдь. В первых двух эпизодах было решено добавить несколько сцен, раскрывающих подробности начала кордицепсовой пандемии, и это выглядело невероятно интересно. К сожалению, в дальнейших сериях эта идея не получила своего развития, так и оставшись затравкой. И такие решения выглядят странно. Авторы как-будто устали от истории Элли и Джоэла и хотят привнести в мир The Last of Us что-то кардинально новое, но основная сюжетная линия держит их в заложниках и им вечно приходится возвращаться к протагонистам, вместо того, чтобы раскрыть как устроены общины выживших, как люди в условиях погибшей цивилизации пытаются устроить личную жизнь и всё в таком духе. Подобные попытки были и в игре, но ключевое отличие в том, что там в центре истории всегда находились Элли и Джоэл, а не Билл или Генри, и такие фоновые исследования на те или иные темы смотрелись органично, ибо работали в том числе и на основную сюжетную линию. В сериале же это откровенно отвлекает и не даёт сосредоточиться на главном, оттого страдает как основная история, так и раскрытие подобных сцен.

Например, в финальном эпизоде добавили момент рождения Элли, свидетелем которого стала Марлин. Возможно, таким образом авторы хотели показать, насколько Марлин было нелегко принять решение об убийстве Элли ради разработки вакцины, однако Марлин лишь второстепенный персонаж. Если бы она была главным антагонистом всей истории, то это имело бы смысл, однако она появляется лишь в начале и конце как игры, так и сериала, а потому её мотивация исключительно номинальное противопоставление мотивации Джоэла — коллективизм против индивидуализма. На борьбу их идеологий можно посмотреть по разному, однако факт остаётся фактом: Марлин существует лишь как противопоставление моральным убеждениям Джоэла чисто поверхностно, как аргумент в противовес решению, которое он делает в финале. А потому дополнительно раскрывать её в заданном контексте — пустая трата хронометража, уводящая от основного конфликта истории. Нечто подобное хорошо смотрелось бы в формате спин-оффа.

Итог

— И как? Это то, чего ты ожидала?

— Ну, есть плюсы и минусы, но… по-крайней мере тут красиво.

— Джоэл и Элли на пути к Цикадам. The Last of Us, глава десятая

На что стоит ответить сразу: нет, «Одни из нас» не идеальная экранизация игры. Игры в целом сложно экранизировать, ибо по своему набору средств художественной выразительности они очень похожи на кино, и, потому, с некоторыми оговорками, экранизировать игру это почти также, как снять хороший ремейк успешного фильма. Пока что лучшей игровой экранизацией остаётся «Аркейн» по «Лиге легенд» и то только по той причине, что материала для адаптации в оригинале было не так много, а значит можно было смело экспериментировать, не боясь выйти за рамки канона. А в случае The Last of Us, где исходного материала было более, чем достаточно, пришлось бы очень сильно постараться. Но постарались, к сожалению, лишь наполовину. Хотя стоит признать, что даже если бы «Одни из нас» чаще выходили за рамки канона, они всё ещё могли сделать это удачно, однако вышло что вышло.

С учётом этого, а также многих скандалов, связанных с экранизацией, мне было бы трудно посоветовать этот сериал поклонникам франшизы, но вот новым зрителям, не знакомым с первоисточником, можно смело рекомендовать. Сам по себе сериал, если воспринимать его вне контекста The Last of Us и не брать во внимание некоторые неудачные эпизоды, вышел неплохим. Актёры справились на отлично, взаимоотношения Элли и Джоэла переданы хорошо, им сопереживаешь и радуешься их постепенному переходу от неприкрытой неприязни, до тёплых отношений как у отца и дочери. Но попытка одновременно удачно передать историю оригинала, при этом добавив новые сцены, увенчалась провалом. Не сокрушительным, но достаточным, чтобы держать планку качества чуть выше, чем её поставили себе создатели сериала.

Не так давно, ожидаемо, был анонсирован второй сезон сериала, который начнут снимать уже в этом году. И судя по восторженным отзывам, а также рекордам по просмотрам на HBO Max, у команды сериала нет существенных поводов менять свой подход к написанию сценария. А потому, как итог, все эти проблемы с большей долей вероятности перекочуют и в сиквел. Плохо ли это? Для поклонников оригинала — скорее всего, но давайте находить во всём плюсы. Сериал однозначно привлёк внимание общественности к игровым экранизациям, а также самой The Last of Us, а потому будем надеяться, что правильные люди сделают правильные выводы и возможно у нас появится больше адаптаций видеоигр в сфере кинематографа. Главное, чтобы их подход отличался большей грамотностью, чем у создателей «Одних из нас».

В свободное время я веду канал в Телеграме, куда выкладываю новости, интервью, статьи, а также рассказываю о вещах, которые мне интересны: игры, фильмы, музыка, литература, комиксы, дубляж и многое другое (@thehamachi).

1010
40 комментариев

Жаль в сериале не было этой сцены…

17

Жаль что эта сцена - постанова. :)

однако по мере продвижения сюжета всё больше проникаешься ей и перестаёшь замечать эту разницу. Без хорошей актёрской игры этого было бы невозможно добиться. А потому заслуженно хвалим Беллу и идём дальше.Хз, но так и не смог привыкнуть. Как выглядела инородным телом в первом эпизоде, такой же осталась и в последнем. Её лицо...даже не знаю, будто высечено из камня или с картин средневековых художников. Нет никаких сомнений, что снимай этот сериал лет 10 назад, то актрису с подобной внешностью бы не взяли.

11

Комментарий недоступен

4

она просто толстая и некрасивая.
И это рушит все в сериале.

2

Комментарий удалён модератором

Вот когда смотрел, нравилось, а сейчас вспоминая его и понимаю, что он вообще нахрен не был нужен.