Краткая история создания картины "Сталкер"

Краткая история создания картины "Сталкер"

Доброго времени суток, дорогие друзья, с вами Киноград.

Предлагаю остановиться поподробнее на картине Андрея Арсеньевича Тарковского и совершить попытку обозреть историю создания, который по скромному заключению - вне времени.

Бытует мнение, что Стругацким не нравились экранизации своих произведений. Но это не совсем так, у Тарковского с братьями было много общих знакомых. Андрей вообще интересовался хорошей фантастикой, и у Стругацких читал просто все, что выходило. Аркадий и Борис тоже интересовались хорошим кино, понимали в нем толк.

В конечном счете странно, с наличием таких фактов - почему они не познакомились раньше.

Краткая история создания картины "Сталкер"

Человека интересует область чего-то сокровенного и тайного, но при этом пугает. А что если есть тот, кто проведет в то самое сокровенное и тайное? Давайте разберём, кем является сталкер.

Духовный смысл отображает сталкеров проводниками в иной мир, мир духов и неведомого. Таковых вполне можно охарактеризовать как шаманов и колдунов. В картине Тарковского сталкер принимает немного иное понимание. Да, это проводник, в мир иной. Но почему тогда мир цветной и там пахнут цветы, ведь первые сцены в черно-белом цвете?

Краткая история создания картины "Сталкер"

Съёмочная группа безоговорочно доверяла создателю "Андрея Рублёва" и "Зеркала" , более того - готова была чётко выполнять распоряжения, не приставая с вопросами " зачем и почему" . Возможно вопросы и были заданы, но Андрей и сам смутно представлял, что именно хочет снять.

Ключевые актёры подобраны как нельзя лучше. Николай Гринько и Анатолий Солоницын хорошо знали склонность Тарковского к манере Станиславского, в отличии от Александра Кайдановского , который долго ещё не мог смотреть картину, так как вывернут он был наизнанку, человеку вообще не склонно казаться слабым.

При кастинге рассматривалась жена Сталкера : эта роль долго оставалась открытой. На неё пробовались Лариса Тарковская, супруга режиссёра, и Марина Неёлова, но в итоге Тарковский утвердил Алису Фрейндлих , руководствуясь вопросом Рерберга"Андрей, кого ж мы будем снимать - актрису или Ларису?"

Краткая история создания картины "Сталкер"

Перелом трудов произошёл в 1977 году, когда результаты летних натурных съёмок отправились в брак. После проявки оказалось, что плёнка бесповоротно испорчена: «…бурая муть по краям кадра, отсутствие нормальных глубоких чёрных теней, нерезкость», — описывает этот материал Борис Прозоров, оператор и механик съёмочной аппаратуры.

Того насчиталась сумма в 300 000 рублей, что естественно по советским меркам - просто космос. Почему так получилось - неизвестно. Служебное расследование не дало внятных результатов, зато сроки съёмок продлили на год, а картину из односерийной переквалифицировали в двухсерийную.

Тут то у Тарковского и появилась возможность пересобрать сценарий и выстроить немного иную концепцию.

Краткая история создания картины "Сталкер"

На этой стадии появляется тот Сталкер, которого сегодня знает каждый студент киношколы в любой точке мира, — слабый, измученный говорящий надтреснутым голосом.

В первой версии фильма Александр Кайдановский, как вспоминал Аркадий Стругацкий, играл «крутого парня Алана», не чуждого рефлексии, но жёсткого и решительного. Однако после необъяснимой катастрофы с плёнкой этот образ перестал устраивать Тарковского.

Аркадий в письме брату рассказывает, что понадобился "другой Сталкер", не такой негодяй, как Рэдрик Шухарт в “Пикнике на обочине”, а совсем другой. И чтоб цель была другая!».

Краткая история создания картины "Сталкер"

Определившись с мотивом героя, Тарковский вновь приступает к натурным съёмкам «Сталкера» летом 1978 года - не мешает даже перенесённый недавно инфаркт.

По свидетельствам участников команды, основные диалоги остались почти прежними, главные изменения коснулись маршрутов съёмки.

Краткая история создания картины "Сталкер"

"Сталкер" стал последней лентой, снятой Андреем Тарковским в советском пространстве. Миллионы людей в Риме, Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, зрители, которым никогда не пришло бы в голову открыть «Трудно быть богом» или «Пикник на обочине», узнали и запомнили не только имя Тарковского, но и братьев Стругацких.

7777
31 комментарий

Прекрасно понимаю, что я просто не дорос ни до Тарковского, ни до Германа (хоть старшего, хоть младшего), но насколько же увлекательно и легко было в свое время читать Пикник, ТББ (и остальных Стругацких), настолько же мучительно было потом смотреть эти заумные, тягучие и невыносимо высокохудожественные их экранизации.
Я смотрел и постоянно думал о том, что читал, наверно, какую-то совершенно другую книжку)

16
Ответить

Есть еще экранизация Сакурова "Дни затмения", посмотри ее, после него Тарковский с Германом гораздо проще покажутся :)

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

"Андрея Рублева" смотрел?

Ответить

Лему не нравилась экранизация. Он говорил что типа, я писал о космосе, а он снял о России. А Стругацким вроде как все нравилось их заставляли переписывать сценарий по сто раз, не понятно зачем, а они такие ну он же гений ему видней. Мне так помнится, хотя может я чего и попутал.

Ответить

Ну потому что Тарковский брал научную фантастику, вычеркивал её из произведения, а вместо неё генерировал тонны метафизики и библейских сюжетов.

9
Ответить