Кошмары кибердетектива | Обзор игры Observer

Статья + видео

Моё знакомство с творчеством небольшой польской команды разработчиков Bloober Team началось с Layers of Fear, на мой взгляд первой сколько-нибудь значимой их игрой (Блуберы, только без обид). Именно она ввела меня в такой жанр как симулятор ходьбы, да ещё и с элементами хоррора, и я остался от неё в восторге, несмотря на минималистичность её игровой механики. Авторы смогли выжать из небольшого бюджета крайне интригующую историю, устроить увлекательный психологический наркотрип в сознание поехавшего художника, и в конце концов сделать такую красивую оболочку для всего этого, несмотря на движок Unity, который я до выхода Layers of Fear рассматривал только как базу для дешёвых неказистых поделок дилетантов (я никогда так не ошибался в своей жизни). Новую игру я ждал с большим нетерпением, и сказать, что она мне просто понравилась – значит не сказать ничего. В этом посте я предлагаю вам вспомнить как была Observer и вдохновить на её прохождение тех, кто этого ещё не сделал.

Всё, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком...

Я когда-то удивился, узнав, что Layers of Fear была далеко не первой игрой Bloober’ов. Основанная двумя польскими Петрами компания начала свою деятельность ещё в 2008 году, однако первые их игры были, скажем так, не очень. Разработчики только набивали руку, пытались как-то о себе заявить, но их дебютные проекты были ничем не примечательными среднячками и в общем-то неудивительно почему все они пролетели мимо. Но, когда разработчики увидели демку кодзимовской Silent Hills, они вдруг поняли, что всё это время занимались не тем, чем нужно. И в 2015-м, после выхода Brawl, они решили взяться за собственную P.T.

Это решение стало довольно неожиданным, ввиду тех проектов, которыми занимались Bloober team до этого. Но несмотря на отсутствие опыта в создании игр подобного жанра, полякам удалось произвести на свет пугающий, красивый и очень необычный симулятор ходьбы. И Layers of Fear наконец-то принесла им успех, на ребят наконец-то пролился крохотный лучик славы, которого они так давно пытались добиться. Теперь необходимо было закрепить успех, и уже через год после выхода «Слоёв Страха», в 2017 году, они явили нам Observer.

Тот дух, коим пропитана игра, можно почувствовать уже в оппенинге

Действие игры переносит нас в Польшу 2084 года, когда кибернетические протезы, чипы и прочие аугментации пережили свой расцвет, миновали годы, когда они стали модными, пока наконец это не стало такой же неотъемлемой частью окружающей действительности, как компьютеры, холодильники или телевизоры (хотя к тому времени, последние уже были не нужны и уже давно вышли из употребления). Вместе с тем, появились и новые болезни, однако объектами заражения выступали уже не живые человеческие ткани и органы, а непосредственно электронная часть человека. Эта зараза, под названием нанофаг, сразила многих, а единственным средством избавления от неё стало уничтожение больного. В результате погибли тысячи…

Политическая обстановка к тому времени сложилась очень шаткая. Страна разделилась на запад и восток, которые схлестнулись в конфликте под названием Великая Децимация. Ни одна из сторон не вышла победителем. Обе из них потерпели поражение и на развалинах бывшего государства поднялась корпорация "Хирон". Вся власть оказалась в её руках и благодаря корпорации была основана Пятая Польская Республика. Разрыв между богатыми и бедными стал ещё шире: первые продолжали богатеть, а вторые загнивались в трущобах. Пытаясь уйти от реальности представители низших слоёв пропадали в виртуальных мирах, выжигающих мозги, или по старинке упарывались наркотиками. Под жёстким контролем диктатуры "Хирона" были ликвидированы любые оппозиционные подвижки, а главным инструментом корпорации в этом деле служило особый корпус полицейских детективов, называемых Наблюдателями (Observers), людей с особенными аугментациями, позволявшими им проникать в сознание жертв и читать их воспоминания, даже если те уже ничего не помнили.

<b>Рутгер Хауэр, сыгравший Роя Батти в «Бегущем по Лезвию», снова в деле. 35 лет прошло, и актёр заметно постарел, и всё же… Киберпанк без него — не киберпанк</b>
Рутгер Хауэр, сыгравший Роя Батти в «Бегущем по Лезвию», снова в деле. 35 лет прошло, и актёр заметно постарел, и всё же… Киберпанк без него — не киберпанк

Таким наблюдателем выступает главный герой игры Дэниел Лазарски, прибывший в район трущоб для обычной проверки, которая обернулась новым расследованием, изменившим жизнь героя навсегда. Посреди брифинга с Дэниелом связывается его сын Адам, которого тот не видел и не слышал уже очень давно. Но вместо чего-то конкретного сынуля нёс какую-то околесицу, и в какой-то момент связь с ним обрывается. Наблюдатель решает отыскать его, однако, вычислив адрес и прибыв на место, он обнаруживает обезглавленный труп, а вскоре выясняется, что в том доме злодействует какая-то неведомая тварь. И нам предстоит разыскать убийцу, найти сына и выжить, погружаясь в кошмары в головах жертв монстра.

Начало очень интригующее, как, впрочем, и вся история в целом, однако одна из ключевых сюжетных линий, связанная с отношениями отца и сына, оказалась для меня не особо впечатляющей. Уже в первой трети игры об их взаимоотношениях и причинах разлада всё становится предельно ясно, не потому что это тебе раскрывают разработчики, а просто это было очень легко предугадать. Когда ты, извиняюсь за каламбур, наблюдаешь то, как тебе позднее разъясняют суть проблемы создатели игры, ты не чувствуешь никакого откровения, и более того история семьи Лазарски кажется вполне заурядной. Да и вообще в целом эта тема не сопровождается достаточным эмоциональным воздействием, а потому персонажи меня не зацепили. Но это только мои личные впечатления. В целом история, крутящаяся вокруг самого расследования мне понравилась, а уж концовка у игры была истинно киберпанковская, причём она представляется в двух вариантах, и это не хорошая и плохая концовки, а два тяжёлых выбора, которые в конце концов не приведут ни к чему хорошему…

Детектив твоих кошмаров

Основу геймплея составляют три простейшие вещи: иди, смотри и слушай. То есть атрибуты типичного симулятора ходьбы. Но я повторю, это только основа. В Observer мы так же должны вести простейшие диалоги, в которых поочерёдно выбираем все варианты реплик, выслушиваем ответы собеседника и затем продолжаем путь, то есть варианты, которые мы выбираем ни на что ровным счётом не влияют. Разве что только, иногда выбрав скриптовую реплику, мы могли закрыть диалог раньше времени и не получить какую-то дополнительную информацию (открыть тот же диалог снова было нельзя). Самих контактов с людьми в игре практически нет, пожалуй, с одним только консьержем Янусом нам доведётся поговорить вживую. Со всеми же остальными мы беседуем исключительно через, так скажем, персональный футуристический домофон.

Также нам предстоит и исследовать место преступления: для этого у героя есть два дополнительных режима зрения – биологический сканер и электронный. При помощи первого мы рассматриваем кровь, кишки, раны и следы, оставленные когтями, а благодаря второму Дэниель может проанализировать чипы, импланты и в общем всё что связано с электроникой.

Казалось бы, благодаря такому нововведению, разумеется по сравнению с предыдущей игрой, можно было бы вывести Observer на новый уровень, превратить его из симулятора ходьбы в нечто большее, сделать из обычного сканирования что-то вроде головоломок или квеста, в котором нам предстояло бы сопоставлять улики и приходить к определённому выводу… причём не обязательно делать это слишком сложным (а-ля The Darkness Within), достаточно было бы заставить игрока хотя бы немного пошевелить мозгами. Но, нет. Ты просто сканируешь тот или иной подсвеченный элемент, Лазарски как-то это прокомментирует, сделает пометку в журнале и всё, двигай дальше по сюжету. Причём необязательно даже осматривать квартиру, в которой произошло убийство полностью. Вот так странный детективчик… И всё же задачки в игре есть, правда их мало, и они очень простые, если только ты не будешь сильно отвлекаться.

И наконец редкие, но меткие игры в прятки с чудовищами из местных кошмаров. Встречаются такие фрагменты не часто, их мало и, в общем-то этого достаточно, чтобы слегка всколыхнуть нервишки и не заставить возненавидеть игру за такой затасканный приём.

Процесс сканирования

У Bloober Team после Layers of Fear выработался собственный специфический стиль и, играя в Observer, ты сразу понимаешь, кто эту игру создавал. За что я главным образом полюбил их предыдущее творение так это за постоянно изменяющуюся вокруг игрока обстановку: вот вы входите в одну комнату, проходите вперёд, оборачиваетесь – а дверь исчезла, или на её месте возник коридор, или жуткая картина или вообще что-то невообразимо сюрреальное. Так вот и в Observer такое случается не редко, особенно во второй половине игры. У меня даже в какой-то момент сложилось впечатление, что это тот же Layers of Fear, только с аугментациями.

В игре есть эпизод, в котором Дэниель попадает в роскошные апартаменты, внешне очень напоминающие убранство особняка – места действия предыдущей игры Bloober’ов, и когда ты исследуешь эти помещения и вдруг обнаруживаешь мольберт с кистями и красками неподалёку, невольно думаешь, «а не отсылочка ли это?». Если помните в Layers of fear много внимания уделялось картинам, развешанным по всему особняку, и изображённые на них сюжеты, оригинальные или искажённые авторами игры, являлись неотъемлемой частью игровой эстетики. Картины есть и в Observer, но здесь они изображают уже иного рода вещи, и встречаются они значительно реже.

<b>И в этот момент у меня появилось чувство дежа вю...</b>
И в этот момент у меня появилось чувство дежа вю...

Главного героя игры рисовали с одного из любимых актёров моего детства. Хотя тогда я и смотрел всего один фильм с ним, но не важно, всё равно «Слепой ярости» мне с лихвой хватило, чтобы полюбить Рутгера Хауэра и начать махать в доме деревянной саблей с закрытыми глазами… Слышать его постаревший голос было хоть и грустно, но всё же безумно приятно, в этом нет никаких сомнений, однако, судя по всему, Рутгер не считал игровую индустрию чем-то серьёзным, либо разрабы просто не хотели лишний раз дёргать дедушку во время работы, или ему просто мало заплатили… В общем, озвучен главгерой был честно говоря так себе. Голос актёра великолепен, спору нет, но на протяжении почти всей игры, за исключением редких моментов, он тупо читает все тексты с бумажки, почти не проявляя какой-либо экспрессии, а там, где он пытается в эмоции, хотя пытается ли он вообще… выходит у него очень неубедительно. Хотя местами его монотонный голос был очень в тему и дополнял атмосферу.

Ужасы польской коммуналки

А она в Observer бесподобна. Не многие игры способны погрузить игроков в столь гнетущее, мрачное настроение далеко не светлого и совсем не прекрасного будущего. Пожалуй, это единственный известный мне игровой хоррор-киберпанк. Казалось бы, как можно совместить два этих жанра? Не скажу, что Bloober’ам удалось сделать это идеально, и всё-таки работу они проделали сложную, а результаты пришлись по нраву как мне, так и, я думаю, всем остальным, кто оценил эту игру положительно.

И для офисного планктона здесь нашёлся свой кошмар

Темнота – неотъемлемой атрибут любой хоррор-игры. Но я вынужден признать, что местами разрабы с этим явно перегнули. Вместо того, чтобы угнетать тебя, накалять нервы и готовить к тому, чтобы ты обделался как в последний раз, эта непроглядная тьма откровенно бесит: ты тупо не видишь куда двигаться, спотыкаешься о предметы, застреваешь и не понимаешь почему. Темноты в Observer очень много, и далеко не всегда она способствует хоррор-составляющей, уступая место раздражению. У Лазарски в качестве ещё одной имплантированной плюшки есть прибор ночного видения… да вот только, находясь в кошмарах, пользоваться нельзя ни им, ни сканерами, так что и на ПНВ тут не понадеешься.

Сами же ужасы представляют психоделический ад, сюрреалистическую вакханалию и кошмар эпилептика. В некоторые моменты я даже начинал думать, что вот-вот и меня прихватит, хотя я от этого недуга не страдаю. Читать воспоминания не так-то просто. Проникая в чужие нейронные связи Дэниел оказывается сначала как бы в параллельной реальности, в которой вроде бы всё такое же, как есть на самом деле, а затем постепенно окружение начинает меняться на глазах, искажаться, телепортироваться, и вообще на лицо полный набор приколюх из Layers of Fear только на максималках. Наблюдать всю ту дичь, что мелькает, вспыхивает и гаснет на экране, не то чтобы страшно, но жутко, аж волосы дыбом встают. Есть в этом комплексе звуков и картинах, что предстают перед глазами, что-то первобытное, и именно это заставляет ощущать некое подобие страха, но не сам страх. Есть также и стандартные скримеры, но благо их в игре не так много. При повторном прохождении смотришь на них с каменным лицом, но вот неподготовленного игрока они заставят дефецировать на месте.

Но вообще, будь то вакхические кошмары или суровая мрачная реальность или их гибрид, который не будет давать покоя герою во второй половине игры, на всё это не устаёшь любоваться. Да местами картинка бывает слишком резкой, местами мыльной, но это совсем редко, а модели персонажей, наверное, все за исключением консьержа, оставляют желать лучшего – игра всё равно цепляет своим визуалом. Разумеется, большая заслуга в этом стиля и антуража – и тот и другой, выдержаны на нужном уровне. Однако каких-то видов, пейсажей, открытых пространств в Observer нет от слова совсем. На протяжении всего расследования мы слоняемся по коридорам, комнатам, подвалам, коллекторам и так далее, короче говоря, очень душно. Это играет на руку атмосфере, но в то же время можно ведь было хоть иногда, хотя бы несколько раз за игру дать нам полюбоваться Краковым будущего, это было бы и глазам на радость и создало бы необходимый контраст с тесными лабиринтами коммуналки. Пару минут можно позалипать, глядя на вид, открывающийся со двора, но и тут «вид» этот достаточно ограничен.

Мозг. Душа. Машина

Observer интересно изучать, искать детали, без этого игра может показаться проходнячком на пару раз. При всей камерности и тесноте игры, она скрывает в себе гораздо больше, но всё это по традиции скрыто в текстовых файлах в компьютерах, предметах окружения и необязательных диалогах с жильцами дома. Отсюда вы узнаете и про разделение общества на страты, и про рабочую классификацию, про Великую Децимацию, про программу интеграции в общество ветеранов, которые прошли через войну, и про то, как этих ветеранов выбрасывают на помойку. К примеру, тот же консьерж Янус: ветеран, прошёл войну, участвовал в программе помощи и реабилитации, но в конце концов, правительство отказало ему в обслуживании аугментаций, в результате чего протезы, коих у Януса было не мало, начали лишать его рассудка – в нём буквально борются человек и машина, причём первый явно уступает второй… Где-то можно встретить мужика, который настолько привык находиться в виртуальном мире, что при возвращении в реальность, он не выходит из роли капитана космического корабля. Вообще все жильцы дома представляют собой какие пороки общества из-за чего складывается очень нелицеприятная картинка, в подробности вдаваться не стану, а то вам не захочется самим всё это искать.

<b>То самое единственное место, откуда можно полюбоваться частичкой мрачного Кракова</b>
То самое единственное место, откуда можно полюбоваться частичкой мрачного Кракова

Любителей прощупать каждую щёлочку в поисках чего-либо, порадует возможность сбора коллекции карточек местных рецидивистов с лицами самих разработчиков. Чуть не забыл рассказать вам о капсулах синхрозина, которые так же можно обнаружить то тут, то там. Синхрозин — это что-то вроде целебной пилюли, которая необходима Лазарски после каждого глубокого погружения в чужие мозги. Покидая воспоминания потерпевших его начинает очень сильно плющить, так что необходимо всякий раз вводить препарат. Кроме того, со временем, если прямо очень долго ходить, искать, читать, сканировать и т.д. Дэниелу также может понадобиться лекарство, и чем дольше вы тянете, тем сильнее становятся искажения и рябь на экране, то есть в глазах героя. Но за всю игру лично мне приходилось закидываться синхрозином всего несколько раз, опять же только после исследования памяти, а таблеток этих раскидано столько, что хватило бы часов на 40 прохождения. То есть это ещё одна не вполне понятно зачем введённая механика, которая вполне могла бы выполняться чисто на автомате.

Внутри Observer есть еще одна игра, называется она Огнем и мечом: Пауки, причем она настолько популярна в Неокракове, что ее можно найти любом доступном игроку компьютере. Правда пройти ее всю разом не получится: на каждом из компьютеров доступны только определенное количество уровней, и чем дальше ты идешь по сюжету Observer, тем дальше сможешь пройти и игру внутри игры. Но не рассчитывайте на что-то грандиозное, это всего лишь простенькая аркада в духе игровых автоматов или приставок вроде SEGA и Dendy, в которой необходимо собрать все монетки и спасти принцессу, при этом, не напоровшись на пауков. Супротив этих нехристей в игре есть огненные мечи, но использовать один меч можно только на один удар, так что порой приходиться исхищряться и заставлять пауков сплестись в клубок на одной клетке, и тогда поразить их всех разом. И с каждым новым уровнем становилось всё сложнее, но игра действительно затягивала.

<b>Чаще всего в игре мне встречался Рембрандт, но также и Босх с Уильямом Блейком, правда всего единожды...</b>
Чаще всего в игре мне встречался Рембрандт, но также и Босх с Уильямом Блейком, правда всего единожды...

На последок, есть в Observer и некоторые отсылочки: роман «1984» Оруэла служит паролем к одному из замков, простите за спойлер, а некоторые дизайнерские решения и арты, изображённые на рекламных щитах, отсылают к культуре научной фантастики 80-х годов, когда киберпанк только становился популярным. Я уже говорил о картинах, так вот вам «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта, которая в киберпанке является чуть ли не обязательной (вспомнить, например Deus Ex: Human Revolution). Наверняка были и другие отсылки, особенно если покопаться в скульптурах и архитектуре, но я парень ленивый, так что и этого будет достаточно :)

* * *

Observer это всё тот же симулятор ходьбы каковым была и Layers of Fear, хотя и с некоторыми добавками в составе общего расследования. Однако все эти нововведения остаются в зачаточном состоянии. По первости они могут показаться глотком свежего воздуха, но вскоре ты обнаруживаешь отсутствие в них какой-либо глубины и слегка разочаровываешься. Но для данного жанра уже такое разнообразие идёт в плюс. Но зато глубиной может похвастаться атмосфера Observer, столь мрачная, гнетущая и неуютная. Сюжет в игре добротный и заставляет внимательно следить за развитием событий, а неоднозначность обеих концовок оставляет приятное послевкусие. В остальном же это ещё более дикий, сюрреалистичный и в каком-то смысле даже бешеный хоррор, чем он был в предыдущей игре разработчиков. Насколько он страшный – вопрос спорный и сугубо индивидуальный, но жути он нагнать определённо способен.

Кошмары кибердетектива | Обзор игры Observer

Вы наверняка слышали, как внезапно Bloober’ы объявили о разработке ремастера… Уж не знаю на кой чёрт им сдался ремастер, игра ещё совсем свежая, для таких дел, как по мне. Я бы больше обрадовался анонсу сиквела. Однако разработчики обещали дополнить историю, и вот это уже интересно. Вот только как бы это не оказался троянский конёк, которого хитрые поляки решили протащить в наши кошельки… Пишите в комментариях, ждёте ли вы расширенный Observer и готовы ли заплатить за ту же игру ещё раз.

Памяти Рутгера Хауэра

Покойся с миром, дядя Ник...

Кошмары кибердетектива | Обзор игры Observer
6060
14 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

я бы даже не сравнивал с сомой, слишком сильно она проигрывает

1
Ответить

Именно сюжетно меня вот SOMA впечатлила гораздо сильней, чем Observer, зато Observer нравится своим стилем, ведь это киберпанк в восточноевропейских декорациях!

1
Ответить

без layers of fear-сегментов - абсолютно выбивающих из киберпанк атмосферы как по мне - игра бы вышла лучше. ну и без традиционной для блубер тим "семейной трагедии" (тм) тоже. от души надеюсь что под руководством майков ребята смогут от шаблона отойти, сценаристов нормальных нанять там. художники у них уже отличные

в ремастере обещают пару новых квестов... надеюсь они будут в стиле той орущей в подвале свиномашины, а не опять "посмотрите еще 15 минут сюрреализма от нашего арт-директора"

4
Ответить

ну со свино-машиной так себе квест, на меня даже большее впечатление произвел диалог, с одним из жителей, который находился в виртуальной реальности примерно лет 5-7 и из за блокировки отключился от неё.

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

но ведь в обсервере ровно ноль бади-хоррора кроме свиньи в подвале и концовки (которая происходила в уехавшей кукухе главного героя)

Ответить