Дэдмэн. Сознание или душа?

Какие философские вопросы может поднять персонаж одним своим присутствием? О чём Кодзима рассуждает через героев своих игр? Вновь привожу примеры ответов на эти вопросы с очередным персонажем Death Stranding – Deadman.

Дэдмэн. Сознание или душа?

Дэдмэн один из самых простых персонажей Death Stranding. Его паттерны поведения считываются проще простого.

И имя ему - чудовище Франкенштейна.

Освежим в голове чудесное произведение Мэри Шелли “Франкенштейн, или современный Прометей”:

Сейчас при имени Франкенштейн все представляют чудовище. Но если почитать рассказ, становится очевидным, что Франкенштейн это тот учёный, который оживил монстра. Сам монстр безымянный. Отсутствие имени должно нам показать насколько отвратителен и ужасен этот монстр. Тем же приёмом пользовался и Лавкрафт. Образ необъяснимого ужаса прекрасно работает.. Вы можете до смерти бояться чего-либо, но если вы дадите этому имя, то часть ужаса сразу же исчезнет. Человек боится в первую очередь неизвестности. Так и появились первые религии. Вы можете бояться непонятного света с неба, но стоит назвать это молнией и проявлением бога, как страх заметно утихает. Это обычный механизм выживания. Люди боятся не смерти, а того что будет после неё: неизвестности Так и в данном произведении. Монстр был настолько ужасен, что его создатель сбежал раньше, чем дал ему имя. Внешность, название и прочие атрибуты монстра мы можем только представлять себе. Cознание каждого генерирует того монстра, на какого способно его воображение. У нас была только информация, что он очень сильный и выносливый. Cейчас благодаря телевидению у нас появился чёткий образ этого монстра. Он обрёл узнаваемые черты и лицо. А тогда этого всего не было. Попробуйте представить что-нибудь от чего бы вы убежали, стоило этому только ожить. Думаю, ваши фантазии могут выдать что-нибудь и пострашнее чем режиссеры кинематографа.

Невеста Франкенштейна (1935)
Невеста Франкенштейна (1935)

В рамках книги Шелли наделяет монстра человеческими чертами. Он так же как и человек хочет учиться, любить, развиваться. И здесь уже сам создатель становится монстром, отобравшим все эти возможности. Кто же настоящий монстр в этой истории? На самом деле ответа до сих пор нет. Автор подняла вопрос, который неразрешим до сих пор.

Второе название романа "Современный Прометей" отсылает нас к греческому мифу о Прометее, который подарил людям огонь.

В те времена, когда огня еще не было обрести огонь, значило обрести жизнь. Пламя даёт людям жильё, пищу и безопасность. Практически в любой религии мира есть миф об обретении огня. Это важная часть становления нас как цивилизации. Можно сказать, что огонь - искра жизни. Из этого можно сделать вывод, что Прометей дал человечеству саму жизнь.

Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)
Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)

Здесь возникает интересный вопрос. Так кого же из двух главных героев Мэри Шелли называет Прометеем? Монстра, который ищет в себе искру человечности или учёного, который зажёг жизнь в мёртвом теле? Интересный вопрос. Моё мнение - ученый. Человек, возомнивший себя богом. Мы можем рассуждать насчет человечности по отношению к созданиям, не похожим на обычного человека. Но в то время монстр был монстром и никак иначе. Учёный осмелился переступить запретную черту и сотворить жизнь неестественным способом. Грешник, что нарушил законы, которые ставили ему создатели или создатель, как в случае с чудовищем Франкенштейна. Расплата за эти преступления едина, будь ты чудовище, человек или даже бог. Вопрос права создания живого существа неестественным способом до сих пор остро стоит перед человечеством. А вы за или против?

Вернёмся к DS. Вот Дэдмэн. Его имя в переводе - Мертвец. Мертвый человек. На протяжении всего произведения мы видим заигрывания с вопросом жизни и смерти. Кого действительно можно назвать живым? И что есть жизнь?

Дэдмэн. Сознание или душа?

Дэдмэн называет себя чудовищем Франкенштейна. Он гомункулус, который не был рождён в привычном понимании. Его существование задает вопросы этики жизни и смерти. Можно ли было такому как он давать жизнь? Можно ли вообще назвать жизнью его существование?

Изначально, встречая Дэдмэна мы видим его как идеального сотрудника Бриджес. В книге отмечено, что когда Дэдмэн говорит о своей принадлежности к Бриджес, в его голосе мы слышим гордость. Эта гордость берётся из его личной трагедии. Он не показывает её напрямую, поэтому нам приходится считывать через незначительные обрывки фраз или мелкие реакции(как и всегда в этой игре).

На протяжении всей жизни Дэдмэн задаёт эти вопросы и себе. Мы встречаем его тогда, когда он ждёт Сэма с нетерпением. "...надо бы тщательно изучить его и понять его сущность; может быть, так пойму связь между мёртвыми и живыми и даже приду к согласию с собой - человеком по прозвищу Дэдмэн..." - такая мысль вертится в его голове, когда он смотрит на монитор с Сэмом. На протяжении всей его жизни он не мог найти ответы на вопросы кто он и какое его место в мире. Человек ли он? В дальнейшем мы узнаём, что Дэдмэн не имеет Берега, в отличии от всех остальных людей. Вернее, как он говорит, он его не может чувствовать.

Не делай такое страшное лицо[, Сэм]. У меня действительно нет Берега. Точнее, я не могу почувствовать. Я не обладаю ДУМ-способностями и этим похож на обычных людей. Но я не смог этого выдержать. Не было ощущения, что я живой. Я завидовал вам.

Ему одиноко и он чувствует тоску. Он не является частью общества. Именно поэтому его принадлежность к Бриджес вызывает в нём чувство гордости. Это возможность хоть как-то чувствовать себя частью социума, из которого он исключён с “рождения”.

Дэдмэн. Сознание или душа?

Здесь стоит вспомнить, что игру делали японцы. Я упоминаю это для того, что несмотря на то, что игра ориентирована на западного игрока, но создатели всё равно заложили некоторые моменты, которые являются для них естественными и неосознанными. Если в западном обществе в центре стоит личность, человек, то в японском обществе центральную позицию занимает само общество, группа. То есть для японца быть выкинутым из общества - смерти подобно. И Дэдмэн как раз тот самый, ктопросто не может принадлежать обществу по определению. Наверное, во всей игре нет более одинокого человека, чем Дэдмэн. У всех остальных есть какие-никакие контакты. Или были. Но они всё равно знают, что значит связь с людьми. Но не Дэдмэн. Человек… даже не человек, гомункул, который не может жить, который даже не знает есть ли у него душа. Наверное, ему было проще если бы он знал точно о присутствии или отсутствии души. Но это его личное пограничное состояние неведения.

Если этот ребёнок - снаряжение, то я просто кукла

- Вот как себя воспринимает Дэдмен.

...я родился не из утробы матери, как все вы. Значит, у меня нет Берега, как и связи с матерью. Нет момента, который я могу назвать своим рождением. Нет души, Ка, поэтому меня и зовут Дэдмэн - мертвец с живым физическим телом.

На что Сэм в своих мыслях говорит

У такого как он есть эмоции, есть способность мыслить, любопытство. У него должна быть душа.(Сэм, ты глуп. Сознание и душа - разные вещи).

Дэдмэн. Сознание или душа?

И вот здесь встают вопросы определения сознания и души.

Ещё со времён Платона ведутся споры о том что есть душа и какое отношение она имеет к телу. В Библии несмотря на большое внимание к душе человека, в конце все всё равно воскресают именно телесно. Всеобщее воскресение из мёртвых — христианский догмат о том, что во Второе пришествие Иисуса Христа все усопшие люди воскреснут телесно, чтобы предстать на Страшный суд перед Ним.

Но при этом не все тела, что могут вести осознанную жизнь, имеют душу. Даже в христианстве понятие сознания и душа сильно разделяются. На протяжении веков люди задаются вопросом может ли существовать душа отдельно от сознания и наоборот. Големы, русалки, вампиры, различные человеко-подобные монстры, в современности этот вопрос часто можно увидеть в таком жанре как киберпанк. Во вселенной Death Stranding этот вопрос чётко очерчен в цитате выше. Просматривая примеры, приведённые выше, можно заметить, что все они являются примерами стагнации человека. Это значит, что у существа не существует восприятия окружающего мира, рефлексии и\или конфликта. Все эти существа будто застыли в моменте. Дэдмэн же в отличии от приведённых примеров имеет достаточно чёткие желания, не привязанные к телу, и рефлексирует. Это даёт мне право предположить, что душа у него всё же присутствует, несмотря на то, что чётко ответ на этот вопрос нам не дают. Это разделение позволяет нам проводить грань между душевным, тем, что вызывает в нас эмоциональную симпатию, и бездуховным, что на уровне подсознания вызывает отвержение. Увидеть это можно чётко на примере Бриджет и Амелии (более подробно я рассказывала о персонаже в этой статье https://dtf.ru/s/playstation/1359127-bridzhet-i-ameliya-dve-storony-odnoy-monety). Бриджет - одно сознание без души и воспринимается нами более сухой и холодной. А Амелия - чистая душа, что должна вызывать у игрока более тёплые чувства. Так как воспринимает их обеих и Сэм. От Бриджет он инстинктивно отталкивается, а вот к Амелии стремится. Но эмоции, способность мыслить и любопытство не являются определяющей характеристикой наличия души, ведь даже Бриджет это присуще, поэтому некое абстрактное существо (скорее всего Амелия) и называет Сэма глупым за эти доводы. Одно лишь сознание не может выйти за пределы имеющегося у человека опыта. Поэтому Бриджет даже на смертном одре продолжает следовать казалось бы уже устаревшей директиве о построении Америки и выходе из этого тупика. Я привожу в пример Бриджет и Амелию как примеры чистого сознания и чистой души. Именно сравнивая с ними двумя проще проследить наличие или отсутствие души.

Дэдмэн. Сознание или душа?

Есть теория, что в древней Греции огонь как символ жизни также олицетворял собой душу человека. Огонь, который украл Прометей у богов для человека, на самом деле и есть та субстанция, благодаря которой люди могут взаимодействовать. Обожгли эти тела, такие как наши, поместили туда то, что мы называем огнем, со всех сторон запаяли, чтоб ниоткуда не вытекала эта душа, этот огонь. Две линзочки только сделали. И человек, заглянувший в эти линзочки, в глаза другого человека или животного, видит там подобную своей душу. Это некий общий котел, который существует где-то на небесах, которым пользуется Гефест, чтобы что-то создать. Боги пользуются этим огнем, умеют им пользоваться, это тонкое пламя. И этим тонким пламенем оказались наделены люди. Как вывод из этого можно как раз сказать, что Прометей наделил людей душами. Ранее я приводила параллель между Прометеем и Франкенштейном. Следовательно, также как и Прометей, Франкенштейн даровал своему монстру душу. Несмотря на достаточно плачевный конец произведения, мы сможем отследить, что монстр развивался и рефлексировал. Плохой конец обеспечило ему то, что именно создатель поломал его и довёл до решения совершать плохие поступки. Так как Дэдмэн это скорее как раз монстр Франкенштейна, следовательно душа у него есть и также как и его образ под конец он идёт против своего создателя, что не смог разглядеть в нём наличие души, - Бриджес.

Несмотря на всё кажущееся веселье Дэдмэна есть только один момент, когда он действительно говорит о том, что он не чувствует тоски.

Удивительно, но когда мы были на том поле боя, я не чувствовал тоски. Впервые в своей жизни. Я был соединён с ним, с Лу, а через него и с тобой.

Дэдмэн. Сознание или душа?

Это был единственный момент, когда монстр Франкенштейна смог осознать себя, ведь чаще всего наше познание себя идёт через других. Только в этот момент он смог почувствовать какую-никакую связь. Просто представьте насколько он был одинок всю свою жизнь!

Именно поэтому мы встречаем его как забавного учёного, которому всё интересно в этом мире. Он не может примкнуть ни к одному углу и не может ни за что зацепиться, поэтому ему и остаётся вести себя, как будто всё хорошо и совать свой нос в любое место, до куда он может дотянуться. Это его роднит с Лу, с ББ. Дэдмэн по сути ребёнок во взрослом теле, он ещё только познаёт окружающий его мир. Да, его интересы ни разу не детские, но паттерны поведения по всем своим признакам схожи с ребёнком. Он ближе к Лу, чем все остальные персонажи.

В начале я писала, что Дэдмен, самый простой персонаж ДС. Но сейчас пройдя весь этот путь могу ли я сказать так? Кем для вас стал Дэдмэн? Лично я его вижу как ту самую искру жизни Прометея. Ребёнка, который зажигает наши сердца и поддерживает желание идти вперёд. Учёный, для которого истина и познание важнее приказов и смирения.

172172
27 комментариев

Игра не для всех, но я лично кайфую от неё. Помогает отвлечься от земных забот.
Наиграл 100 часов только и сижу на 8 главе. Хочу получить платину в этом шедевре

25
Ответить

Я проходил в момент выхода, в тех жизненных обстоятельствах что я оказался, она была как бальзам на душу. Да и сейчас саундтрек в моём плэйлисте, одна из лучших игр Кодзимы.

16
Ответить

У меня дважды достигнутая платина. Более 1000 часов, несколько прохождений (на 6 прохождении я сбилась со счёта) и трижды прочтённые книги... хе-хе

13
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

А тебе и по кайфу, да?)

4
Ответить

замечательная статья! очень люблю ваши работы, всегда интересно читать подобное и понимать, насколько глубже некоторые вещи оказываются

(а еще там опечатка, вдруг еще можно исправить: "Есть теория, что в древней Uреции...")

5
Ответить

Исправила. Спасибо за наводку)
И большое спасибо за тёплые слова)))

1
Ответить