«Мумия» - лучшее приключение детства
Привет! Вновь на связи молодой подкаст «Популярная культура».
Мы продолжаем поздравлять Брендана Фрейзера с первым «Оскаром» и по случаю вспоминаем один из лучших фэнтези-фильмов конца девяностых. Рассказываем, какой могла быть «Мумия», если бы не Стивен Соммерс, разбираем, как в одном фильме уживаются комедия, приключения и хоррор, и скучаем по детству.
На этот раз основные тезисы мы осветили и в текстовом виде.
«Мумия» от Клайва Баркера
Как и в случае с десятками других культовых картин, в начале своего производственного пути «Мумия» даже близко не была похожа на любимое нами кино.
Работа над ремейком классического хоррора Universal Pictures началась ещё в конце 80-х. Кинокомпания одобрила идею переосмысления, которую предложил продюсер Джеймс Джекс, и согласилась выделить на фильм 10 миллионов вечнозелёных. Снять блокбастер за такие деньги явно не получилось бы, поэтому прицел был сделан на камерный хоррор. Джекс решил обратиться к небезызвестному Клайву Баркеру.
Автор «Восставших из ада» заинтересовался проектом и подготовил для глав Universal небольшую презентацию грядущего фильма.
В центре сюжета должна была оказаться таинственная служительница древнего культа, которая соблазняла и убивала владельцев могущественных артефактов, необходимых ей для ритуала по возрождению ужасающей мощи существ. В итоге оказывалось, что она — сын Ситиса, прошедший операцию по смене пола. Завершиться кино должно было сценой, вобравшей в себя излюбленные мотивы Баркера:
Рик пытается подняться, но не может, так как запеленован по шею. Появляется Кэтрин. Ее груди обнажены. Кэтрин прикладывается губами к груди Мариетты. Мариетта вздрагивает и покрывается потом.
— Я первое земное дитя Ситис.
Из ее нижней части живота появляются щупальца, которые начинают гладить лицо Кэтрин, которая преклоняет колени перед Мариеттой. Рик начинает кричать от ужаса, и камера фокусируется на его лице, где видны тени от Кэтрин и Мариетты.
— Мы распространимся по всему миру как новая нация. Конец человеческого вида начался.
В рот Рика засыпают землю, после чего заматывают его голову бинтами. Наш герой превратился в мумию.
Студийные боссы оказались в ужасе от идей Баркера (особенно их смущал твист со сменой пола главного действующего лица) и отказались от дальнейшего сотрудничества с писателем. До наших дней добрались лишь концепт-арты внешнего вида титульного монстра.
На протяжении нескольких лет разработка ремейка «Мумии» была в тупике. В разное время к нему подступались Джордж Ромеро («Ночь живых мертвецов»), Уэс Крэйвен («Крик») и другие именитые киноделы, однако до реализации их идеи по разным причинам не добрались. На новой «Мумии» можно было ставить крест, однако в конце девяностых на пороге Universal оказался Стивен Соммерс.
Гремучая смесь жанров
Карьера Соммерса на тот момент висела на волоске после оглушительного провала «Подъёма из глубины». Тем не менее, ему удалось убедить студийных боссов, что он - давний фанат оригинальной «Мумии» и с детства мечтает поработать над её переосмыслением.
Он предложил сдобрить готовящийся хоррор экшеном, приключенческими и комедийными элементами, массой компьютерных спецэффектов и романтической веткой в корне сюжета, чтобы на выходе получился полноценный летний блокбастер в духе «Индианы Джонса». Идея продюсерам настолько понравилась, что они одобрили увеличение изначального бюджета аж в 8 раз и дали проекту «зелёный свет».
Соммерсу в конечном итоге удалось уловить выверенный баланс между намешанными в фильме жанрами. При помощи батальной сцены у руин Хамунаптры, в которой мы знакомимся с Риком О’Коннеллом в исполнении Брендана Фрейзера, режиссёр объясняет зрителю правила, по которым это кино будет устроено. В ней есть все стилистически-жанровые элементы, которые в дальнейшем будут получать развитие, поэтому к такой, казалось бы, разношёрстной солянке вопросов не возникает.
Динамика во главе угла
Авторы прекрасно понимали, чего требует зритель того времени от хорошего блокбастера, поэтому нарратив акцентируется не на сложных сюжетных перипетиях или погружении в мифологию Древнего Египта, а на зрелищных эпизодах, которые стремительно сменяют друг друга и ставят героев в диаметрально противоположные положения в разных локациях.
Тут есть и масштабные батальные сцены, и напряжённые саспенс-моменты, и юмор, как диалоговый, так и пластический, и погони, как на автомобиле, так и на самолёте, и много чего ещё! А персонажи здесь — предельно простые и понятные зрителю характерные типажи, на взаимодействии которых и строится большая часть сцен.
«Мумия» воспринимается как аттракцион, затрагивающий практически весь спектр эмоций в максимальной динамике. Формула довольно простая, однако далеко не всегда киноделам удаётся заставить корректно работать каждую её составляющую.
Судьба франшизы
«Мумия» стала кассовым хитом, поэтому уже через 2 года состоялась премьера сиквела. Соммерс не стал изобретать велосипед и просто преумножил все достоинства оригинала в несколько раз, достаточно часто, правда, скатываясь в самоповторы. Тем не менее, и на этом франшиза не закончилась. Она разразилась целой серией спин-оффов про Царя скорпионов, мультсериалом и полноценным триквелом, который и завёл её в тупик.
Нам показалось, что главная проблема «Гробницы императора драконов» в том, что ставил её уже не Соммерс, а поэтому стиль повествования сменил вектор. Глубоко в неё не погружались, но решили, что она однозначно стоит отдельного разговора. Как и проблемный перезапуск с Томом Крузом.
Теперь, когда серия в заморозке, остаётся только надеяться, что на фоне триумфального возвращения Фрейзера в кино и вездесущих продолжений культовых франшиз, кто-нибудь в Universal вспомнит про покрывшуюся пылью «Мумию» и попробует отправить Рика О’Коннелла в новое приключение.
Всё ещё очень благодарны за конструктивную обратную связь по поводу нашей болтовни :3