«Мумия» - лучшее приключение детства

Привет! Вновь на связи молодой подкаст «Популярная культура».

Мы продолжаем поздравлять Брендана Фрейзера с первым «Оскаром» и по случаю вспоминаем один из лучших фэнтези-фильмов конца девяностых. Рассказываем, какой могла быть «Мумия», если бы не Стивен Соммерс, разбираем, как в одном фильме уживаются комедия, приключения и хоррор, и скучаем по детству.

На этот раз основные тезисы мы осветили и в текстовом виде.

«Мумия» от Клайва Баркера

Как и в случае с десятками других культовых картин, в начале своего производственного пути «Мумия» даже близко не была похожа на любимое нами кино.

«Мумия» - лучшее приключение детства

Работа над ремейком классического хоррора Universal Pictures началась ещё в конце 80-х. Кинокомпания одобрила идею переосмысления, которую предложил продюсер Джеймс Джекс, и согласилась выделить на фильм 10 миллионов вечнозелёных. Снять блокбастер за такие деньги явно не получилось бы, поэтому прицел был сделан на камерный хоррор. Джекс решил обратиться к небезызвестному Клайву Баркеру.

Автор «Восставших из ада» заинтересовался проектом и подготовил для глав Universal небольшую презентацию грядущего фильма.

Возможно, именно с такой экспрессией он и описывал свои придумки
Возможно, именно с такой экспрессией он и описывал свои придумки

В центре сюжета должна была оказаться таинственная служительница древнего культа, которая соблазняла и убивала владельцев могущественных артефактов, необходимых ей для ритуала по возрождению ужасающей мощи существ. В итоге оказывалось, что она — сын Ситиса, прошедший операцию по смене пола. Завершиться кино должно было сценой, вобравшей в себя излюбленные мотивы Баркера:

Рик пытается подняться, но не может, так как запеленован по шею. Появляется Кэтрин. Ее груди обнажены. Кэтрин прикладывается губами к груди Мариетты. Мариетта вздрагивает и покрывается потом.

— Я первое земное дитя Ситис.

Из ее нижней части живота появляются щупальца, которые начинают гладить лицо Кэтрин, которая преклоняет колени перед Мариеттой. Рик начинает кричать от ужаса, и камера фокусируется на его лице, где видны тени от Кэтрин и Мариетты.

— Мы распространимся по всему миру как новая нация. Конец человеческого вида начался.

В рот Рика засыпают землю, после чего заматывают его голову бинтами. Наш герой превратился в мумию.

Фрагмент из тритмента «Мумии»

Студийные боссы оказались в ужасе от идей Баркера (особенно их смущал твист со сменой пола главного действующего лица) и отказались от дальнейшего сотрудничества с писателем. До наших дней добрались лишь концепт-арты внешнего вида титульного монстра.

«Мумия» - лучшее приключение детства
Работы художника Стива Джонсона
Работы художника Стива Джонсона

На протяжении нескольких лет разработка ремейка «Мумии» была в тупике. В разное время к нему подступались Джордж Ромеро («Ночь живых мертвецов»), Уэс Крэйвен («Крик») и другие именитые киноделы, однако до реализации их идеи по разным причинам не добрались. На новой «Мумии» можно было ставить крест, однако в конце девяностых на пороге Universal оказался Стивен Соммерс.

«Мумия» - лучшее приключение детства

Гремучая смесь жанров

Карьера Соммерса на тот момент висела на волоске после оглушительного провала «Подъёма из глубины». Тем не менее, ему удалось убедить студийных боссов, что он - давний фанат оригинальной «Мумии» и с детства мечтает поработать над её переосмыслением.

«Мумия» - лучшее приключение детства

Он предложил сдобрить готовящийся хоррор экшеном, приключенческими и комедийными элементами, массой компьютерных спецэффектов и романтической веткой в корне сюжета, чтобы на выходе получился полноценный летний блокбастер в духе «Индианы Джонса». Идея продюсерам настолько понравилась, что они одобрили увеличение изначального бюджета аж в 8 раз и дали проекту «зелёный свет».

«Мумия» - лучшее приключение детства

Соммерсу в конечном итоге удалось уловить выверенный баланс между намешанными в фильме жанрами. При помощи батальной сцены у руин Хамунаптры, в которой мы знакомимся с Риком О’Коннеллом в исполнении Брендана Фрейзера, режиссёр объясняет зрителю правила, по которым это кино будет устроено. В ней есть все стилистически-жанровые элементы, которые в дальнейшем будут получать развитие, поэтому к такой, казалось бы, разношёрстной солянке вопросов не возникает.

«Мумия» - лучшее приключение детства

Динамика во главе угла

Авторы прекрасно понимали, чего требует зритель того времени от хорошего блокбастера, поэтому нарратив акцентируется не на сложных сюжетных перипетиях или погружении в мифологию Древнего Египта, а на зрелищных эпизодах, которые стремительно сменяют друг друга и ставят героев в диаметрально противоположные положения в разных локациях.

«Мумия» - лучшее приключение детства

Тут есть и масштабные батальные сцены, и напряжённые саспенс-моменты, и юмор, как диалоговый, так и пластический, и погони, как на автомобиле, так и на самолёте, и много чего ещё! А персонажи здесь — предельно простые и понятные зрителю характерные типажи, на взаимодействии которых и строится большая часть сцен.

«Мумия» - лучшее приключение детства

«Мумия» воспринимается как аттракцион, затрагивающий практически весь спектр эмоций в максимальной динамике. Формула довольно простая, однако далеко не всегда киноделам удаётся заставить корректно работать каждую её составляющую.

Вот такие чудеса фантазии и акробатики пришлось проявить Фрейзеру на съёмках

Судьба франшизы

«Мумия» стала кассовым хитом, поэтому уже через 2 года состоялась премьера сиквела. Соммерс не стал изобретать велосипед и просто преумножил все достоинства оригинала в несколько раз, достаточно часто, правда, скатываясь в самоповторы. Тем не менее, и на этом франшиза не закончилась. Она разразилась целой серией спин-оффов про Царя скорпионов, мультсериалом и полноценным триквелом, который и завёл её в тупик.

«Мумия» - лучшее приключение детства

Нам показалось, что главная проблема «Гробницы императора драконов» в том, что ставил её уже не Соммерс, а поэтому стиль повествования сменил вектор. Глубоко в неё не погружались, но решили, что она однозначно стоит отдельного разговора. Как и проблемный перезапуск с Томом Крузом.

Теперь, когда серия в заморозке, остаётся только надеяться, что на фоне триумфального возвращения Фрейзера в кино и вездесущих продолжений культовых франшиз, кто-нибудь в Universal вспомнит про покрывшуюся пылью «Мумию» и попробует отправить Рика О’Коннелла в новое приключение.

Всё ещё очень благодарны за конструктивную обратную связь по поводу нашей болтовни :3

2828
20 комментариев

"Мумия" Соммерса - шедевр на все времена, тот случай, когда всё совпало и попало. Считаю, есть три великих приключенческих фильма нашей эпохи - "Индиана Джонс и последний Крестовый поход" в 80-х, "Мумия" в 90-х и "Пираты Карибского моря" в нулевых. Новое время пока ничего достойного не родило.

6
Ответить

"Хоббит" очень старался в десятых, но получилось спорно. В целом, к сожалению, все приключения как будто бы переехали на рельсы супергероики, что вот уже несколько лет как загнало жанр в тупик.

3
Ответить

Может новый "Индиана Джонс" запустит ренессанс...

Ответить

Почему некоторые посты грузятся по 20 секунд? Что нужно сделать с оформлением, чтобы так было?

1
Ответить

Это Дтф , просто расслабься и получай "удовольствие"

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Фильмы отличные, горячо любимые и бесспорно революционные, но в контексте авантюрных приключений "Мумия" всё-таки стоит особняком на наш взгляд.

1
Ответить