История игрушек Bandai. Часть №2: Восхождение моделей Gunpla

Всем привет! Прежде чем продолжить рассказ о последующих игрушках компании Bandai, я сделаю ответвление к моделям Gunpla, которые принесли известность как аниме сериалу, так и самой компании. Но сначала расскажу, какие компании пытались реализовать потенциал этой франшизы.

Как я уже упоминал в «Части 0 по Истории серии Gundam», Clover компания по производству игрушек выступала спонсором по анимационным произведениям для студии Nippon Sunrise. Финальной работой в их совместном сотрудничестве стал MS Gundam. Изначально Clover выпускала только версии Чогокин, но когда рейтинг аниме начал пикировать вниз, то компания решила продавать и другие наборы, такие как:

  • Пластиковые фигурки доспехов, у которых половина тела как будто просвечивала, и можно было видеть внутренности доспехов;
  • Металлические мини фигурки с отсоединяемым вооружением;
  • Коллекционные модели с использованием метода литья под давлением;
  • 80-миллиметровые бронзовые фигурки;

В какой-то момент, перед тем как Bandai стала выпускать Gunpla, временную лицензию на продукцию по Гандаму приобрела компания Orion, которая являлась дочерней компанией Takara. В течение короткого промежутка времени она выпускала серию серебряных и золотых фигурок, которые можно было разбирать и собирать.

Параллельно в продажу поступила другая серия моделей доспехов, которая больше походила на первоначальный черновой вариант Gunboy. Фигурки не разбирались, но могли оснащаться съемными предметами, а также, в отличие от соседней серии, были раскрашены.

После потери лицензии Орионом в игру вступила компания «Космос», которая специализировалась на гача автоматах и каким-то образом приобрела печатные формы Clover. На рынке появилась пиратская серия «Космический воин Дунган». Первые модели изготавливались из металла и очень походили на оригинал 80 мм фигурок.

Затем в капсулах стали продавать 30 мм плоские модели основных доспехов из первого сезона. Они были настолько ровными, что могли стоять на гладкой поверхности и не падать. Ассортимент был представлен и 30 мм фигурками обычной ширины. Среди них были обычные металлические доспехи без краски, уже разукрашенные модельки, а также ультра редкие с золотым оформлением. В одной из металлической коллекции можно было найти два высоких доспеха YMS-15 Gyan и RX-78-2. Последняя серия включала в себя металлические мини доспехи, тело которых было одного цвета, а конечности — другого.

Затем в гача аппаратах стали появляться ластики, похожие на выпускаемую серию Clover, но назывались общим словом G-series. Как и оригинальная серия, они также были наполовину «просвечиваемые».

Фанаты Гандама коллекционировали фигурки и пытались сделать похожие из подручных материалов. Впервые по этой вселенной воссоздавались мини диорамы с применением мехов ластиков из гача аппарата. Термин «диорама» обозначает масштабную модель, воссоздающую определенные события, природные сцены или пейзажи для образования и развлечения. Журналы Hobby Japan и Model Graphix стали публиковать первые фанатские модели, а также выпустили «скретч-сборку» Zaku II от Акито Ивасе.

Прошлый выпуск «Истории игрушек» я закончил на том, что Bandai необходимо было укрепить свое положение на рынке игрушек. Фанаты Gundam стали просить компанию, чтобы они выпускали подобные наборы, как по аниме «Космический линкор Ямато». Bandai решила воспользоваться моментом и приобрела права на франшизу в декабре 1979 года.

Скажу пару слов о дизайнерах моделей Gunpla. Сатору Мацумото начал работать в Bandai в 1970 году. Он выполнял планирование и дизайн фигурок по аниме «Космический линкор «Ямато». В то время он являлся старшим исполнительным менеджером отдела хобби и руководителем фабрики в Сидзуоке. Он взял на себя руководство по развитию серии Gunpla, но ответственность за разработку и дизайн решил предоставить Масатоши Мурамацу.

В одном из интервью Мурамацу говорил, что процесс создания модели был очень тяжелым. Вид спереди и сбоку не совпадали на чертеже, поэтому было трудно совместить их вместе. Много проблем было с ногами, а именно с лодыжками. Если крепления были бы жесткими, то подвижность терялась, а если слишком слабыми, то отпадали. Возникали сложности и с цветовой основой. В аниме Гандам белого цвета, но модель получалась с темными примесями.

Каталог моделей Bandai на момент 1980 года имел два типа обозначений: «Большой» и «Маленький». Мурамацу почувствовал необходимость в обозначениях масштаба. Завершенный чертеж измерялся снова, и было выявлено, что масштаб составляет почти 1/144, что и стало новым обозначением.

Параллельно пытались разработать модель RX-78-2 в масштабе 1/100, но выходило 1/97, а внешний вид был слишком похож на игрушки чогокин от Clover. В планах было сделать разборную модель, у которой нижняя и верхняя части тела скреплялись с помощью истребителя core fighter. Но к истребителю не удавалось прикрепить фюзеляж, а ракетная установка не крепилась на плече Гандама. И если с истребителем проблема разрешилась, то от ракетной установки пришлось отказаться. В конечной версии она была заменена на базуку, которая могла размещаться в руке и содержала пружинный механизм.

В Bandai впервые начались рассуждения о принятии решения по изображению пилотов из аниме на лицевой стороне коробки. Изначально от таких подробностей отказывались, чтобы люди не могли жаловаться на то, что комплект не полный, так как отсутствует модель персонажа. В итоге было решено рискнуть с моделью масштаба 1/144 и выпустить с необычной для компании обложкой.

Компания анализирует выпускаемое аниме или другую продукцию и прислушивается к фанатам. Затем составляется план по реализации модели Gunpla, который требует как изучения аниме, так и воспроизведения реалистичной механической динамики. Иногда дизайнеры обращаются за советом к сторонним экспертам. В итоге получается некая смесь фантастики с реальностью.

Следом создаются чертежи с разными ракурсами, которые затем используются для создания трехмерной модели на компьютере. Пластиковые модели не могут быть использованы, если части не будут правильно объединены. Поэтому точный дизайн является важной частью при разработке модели.

Затем чертежи распечатываются и передаются для создания пробной копии. Поначалу приходилось делать черновой вариант в полноценных формах. Сейчас этот процесс стал в разы проще, так как для испытательных моделей используют 3D принтер с минимальными затратами, а уже только потом переходят к формам.

Параллельно с чертежами моделей изготавливаются пресс-формы, которые используются для создания деталей. Первые пресс-формы были из дерева, каждая из них соответствовала своей детали, и если возникали какие-то дефекты, то корректировать их было очень тяжело. Тонкие настройки и отделка выполнялись мастерами вручную, так что было невозможно изготовить одинаковые формы.

В будущем завод перейдет на металлические шаблоны, которые будут создавать с помощью высокоточных лазерных станков. Некоторые новые формы весят более 1 тонны. Они поднимаются краном из складского помещения под полом и доставляются на формовочные машины. Из всех форм, когда-либо использованных в производстве, была выброшена только одна. Эти формы по сути являются скрытыми активами, которые продолжают приносить прибыль.

Несмотря на то что сейчас применяется высокоточная аппаратура для расчетов при создании форм, от человеческой корректировки никто не отказался. Со временем формы приходят в негодность, так как расплавленный пластик застревает на поверхности и мешает при производстве. Для этого есть специальный отдел из инженеров, которые вручную восстанавливают формы для дальнейшего применения. Через микроскоп они ищут даже самые крошечные недочеты и с помощью специальных инструментов избавляются от них.

Затем формы проходят тестирование, где операторы подтверждают, что пластик достиг всех углов и сформировал ожидаемую форму. Инженеры вносят бесчисленные тонкие корректировки температуры и времени, чтобы приблизить продукты к совершенству. Процесс повторяется снова и снова, чтобы все было правильно.

Для моделей используются пластиковые гранулы из различных материалов, включая полистирол, акрил, АБС-пластик и многие другие виды. Некоторые пластики были разработаны исключительно для Gunpla. Пластиковые гранулы расплавляются при температуре выше 200 градусов по Цельсию и впрыскиваются в формы под давлением 150 тонн. Сейчас одну пластинку из комплекта деталей делают за 15-20 секунд. Даже сейчас сотрудники работают в три смены, чтобы обеспечить круглосуточную работу завода в течение всего года. Все они носят униформу Земной Федерации, а также используют звания для разделения полномочий.

Помимо одежды, внутренняя обстановка тоже соответствует духу вселенной Гандам. Формовочные машины окрашены под цвет доспехов, автоматические двери и туалеты сделаны под структуру корабля, а для перевозки крупногабаритных предметов используются автономные роботы, которые имеют дизайн зеонских доспехов.

19 июля 1980 года Rx-78-2 в масштабе 1/144 продавался за 300 иен и был дешевле по сравнению с серией «Чогокин». В этом же месяце, но немного позже, удалось выпустить Rx-78-2 в другом масштабе 1/100.

К августу было решено разнообразить серию доспехов с помощью добавления моделей космических кораблей. Для этого было решено использовать чертежи уже выпущенных моделей «Космического линкора Ямато» для создания крейсеров от Земной Федерации «Белая база» и «Мусаи» от Княжества Зеон. Первым всё же стал продаваться «Мусаи» с масштабом 1/1200, а «Белая база» вышла в декабре.

После Зеонского корабля в разработку ушли новые модели зеонских доспехов. В сентябре компанию Гандаму составил MS-06S Char's Zaku II в масштабе 1/144. Чтобы не тратить время на производство, у этой модели коленный сустав был подвижным, а лодыжки зафиксированы.

Ноябрь пополнился одной моделью масштаба 1/144 MS-07 Gouf и доспехом MS-09 Dom из линейки 1/100. Первый имел подвижные плечевые суставы, и теперь можно было держать оружие обеими руками. Вторая модель не обладала уникальной разборностью. Даже, наоборот, впервые решили слепить запястье с оружием, чтобы не пришлось вставлять, например, базуку в кулак с отверстием.

Пока продавались новые модели, было решено исправлять первые. Например, у доспеха RX-78-2 масштаба 1/144 было только две части лучевой сабли. Если модельер хотел запихать их в ранец, как в анимационной версии, то приходилось разрезать саблю и укорачивать ее. В результате в центре обслуживания клиентов Bandai выросло количество запросов на дополнительные запчасти. Поэтому со временем Bandai добавила ещё одну лучевую саблю.

В декабре 1980 года, наряду с доспехом MSM-07 Z'Gok масштаба 1/144, были выпущены три модели масштаба 1/60:

  • RX-78-2 Gundam;
  • MS-06S Char's Zaku II;
  • MS-06F Zaku II.

В отличие от прошлых деталей, которые соединялись только с применением клея, новые части содержали поли-колпачок для бесшовного соединения. Кроме этого, у доспеха Чара были батарейки, от которых работал моноглаз. Все три набора содержали пилотов, хотя на обложке они не были нарисованы.

Изначально все эти выпущенные наборы не имели общего класса, но со временем их будут называть Non Grade или First Grade, чтобы люди безошибочно могли отличать от новых переизданий.

И на этом я пока что закончу рассказ о моделях Gunpla. В следующих выпусках история создания новых моделей будет продолжена.

3737
16 комментариев

Always upvote gunpla

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Начни с этого Mobile Suit Gundam: The Origin а дальше сам решишь что смотреть.

3
Ответить

Месье, который посоветовал Origin прав) Это точка захода в Универсальный век. А если не хочется смотреть дальше в большом объеме, то лучше посмотреть Gundam SEED, который уже по другой временной линии.
P.s. Разбор по полной хронологии просмотра до конца 2020 я тоже делал)

1
Ответить

Коль такое дело, похвастаюсь своей небольшой коллекцией)

1
Ответить

Eva прям в тылу врага=) 

1
Ответить

Стоит такой дома, собирали с огромным удовольствием, учитывая кол-во деталей это достаточно интересно, лично для меня, но это из последних наборов как я понял. Он не большой особо, есть модели намного больше

1
Ответить