«Слепой гейминг»

Как играют люди с нарушением зрения.

«Слепой гейминг»

Со школьной скамьи нам говорят о том, что у человека имеются пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Не будем пускаться в долгие и сложные научные дискуссии про истинное их число, и просто ограничимся этой базовой пятеркой.

Весь этот сложнейший механизм из рецепторов, нервных окончаний и органов обеспечивает получение и первичный анализ информации об окружающем мире. Каждый из них отвечает за отдельный кусок информации, но, только работая в комплексе, они могут передавать нам полную картину происходящего вокруг нас.

Благодаря ушам мы можем слышать, что из-за угла к нам движется любитель портативных колонок. А при помощи зрения мы видим, что на светофоре загорелся зелёный, и нам пора перейти дорогу, дабы избежать ненужной встречи.

Потеря любого органа или дефекта самих чувств, по тем или иным обстоятельствам (болезнь, авария, эмоциональное потрясение и пр.), приводит к крайне неприятным последствиям.

Если утрата конечностей резко ограничивает наши функциональные возможности, то потеря хотя бы одного из вышеперечисленной пятерки приводит к ситуациям, чем-то схожим со знаменитой притчей про мудрецов с завязанными глазами и слона. Недополучение информации из внешнего мира сильно искажает само его восприятие.

В современном мире гаджеты одинаково важны и для зрячих, и для слепых
В современном мире гаджеты одинаково важны и для зрячих, и для слепых

Несмотря на важность каждого, зрение всё же стоит особняком. Её важность для нашей жизни сложно переоценить. Ведь не секрет, что большую часть информации об окружающем мире человек получает именно глазами. Цифры называются разные (от 70 до 90 процентов в зависимости от источников и исследований), но в том, что большая ─ факт не оспоримый, и надёжный, прямо как швейцарские часы.

Именно по этой причине, полная или частичная утрата зрительного контакта с окружающим миром, является крайне тяжелым ударом для человека, после которого, введение полноценной жизни становится делом трудным.

Хоть наука делает большие шаги на пути восстановлении утерянного зрения или пересадки глаз в «работающем» состоянии, до нахождения решения данной проблемы всё ещё далеко. Зато технический прогресс в значительной степени облегчил возможность использования гаджетов слепыми и слабовидящими.

Практически во всех современных смартфонах установлено приложение Talk Back, которое вслух озвучивает каждую иконку и действие, позволяя спокойно ориентироваться в интерфейсе и пользоваться заложенными в аппарат возможностями. Можно установить и сторонний софт, с аналогичным функционалом.

Функция «Экранный диктор»
Функция «Экранный диктор»

Аналогичным образом скринридеры помогают в работе с компьютерами. Так, если вы не владеете навыком слепой печати, то вам на помощь придет функция «экранного диктора». Но самой продуманной в этом отношении является программа NonVisual Desktop Access (сокращенно NVDA). Она позволяет полноценно работать на аппарате, просматривать web-страницы (в том числе не только для слепых), и даже создавать электронные таблицы в Excel.

Но это всё моменты рабочие, а как там дела обстоят с видеоиграми? Ведь, при словосочетании «слепой гейминг» возникает резонный вопрос: а как играть то в эти самые игры, если ты даже не видишь то, куда надо идти, и что за противник перед тобой? Если очень кратно, то ответ будет выглядеть следующим образом: а) игр хватает; б) способы есть.

Звук и минимализм

Невозможность получения информации зрительным путём приводит к тому, что игры для слепых и слабовидящих представляют собой довольно специфическое зрелище. Ведь если глухие люди могут обойтись включёнными субтитрами, то для инвалидов по зрению требуется иной подход.

«Слепой гейминг»

Самый очевидный способ поиграть для человека с данным типом недуга ─ это посадить рядом напарника (друга, подругу, жену, мужа, детей и т.д.), который будет инструктировать игрока в прямом режиме. Он возьмёт на себя функции штурмана и будет информировать геймера о том, куда идти, кого и чем бить или стрелять, где закупаться, с кем поболтать, и пальцем укажет на того, чью карьеру авантюриста прекратила стрела в колене. Собственно, некоторые слабовидящие стримеры так и делают, проходя самые обычные игрушки.

Если же данный способ по тем или иным причинам не подходит, то на помощь приходят разработчики, создавшие проекты, специально заточенные для этого круга людей.

Вообще, все игры, предназначенные для слабовидящих или полностью слепых игроков, условно можно разделить на три категории:

  • Проекты специально разработанные для данной категории людей;
  • Аудиоигры;
  • «Модифицированные» обычные игры.

Тут же следует отметить, что чистые представители какого-то одного вида ─ большая редкость. Обычно они представляют собой комбинацию двух разновидностей.

Если хотите опробовать данные игры сами, то лучше воспользоваться наушниками
Если хотите опробовать данные игры сами, то лучше воспользоваться наушниками

По всем понятным причинам, для игр первых двух категорий, на первом месте находится не картинка, а звук. По этой причине внешний вид представляет собой вершину дизайнерского минимализма. Окно, чёрный экран и пара кнопок управления ─ ничего лишнего. Работает всё на основе специальных программ и скриптов.

Самым распространённым жанром на этой нише являются многочисленные текстовые квесты. Правда, в данном случае, весь текст переводится в голосовой режим. Закадровый голос зачитывает игроку происходящее, а на фоне, для большего погружения в атмосферу, можно услышать различные звуки. Например, если по сюжету игры, персонаж гуляет в парке, то будут звучать звуки шагов, пение птичек, шум листьев, колышущих от тёплого летнего ветерочка.

Сами квесты, по геймплею можно разделить на две вариации. В одних, игра предоставляет готовые варианты действий, из которых геймеру предстоит выбрать. В других же, игроку необходимо самостоятельно набирать команды в редакторе.

Во втором случае, обычно предусматривается возможность дополнительной настройки голосового чтения, чтобы знать, на какую кнопку вы нажали (если навык слепой печати до этого покорён не был). Минусом такого метода является то, что редактор «понимает» лишь определённое число команд, и некоторые, очевидные на ваш взгляд версии, он просто будет не принимать.

Некоторые умельцы делают игры-аудиокниги. Правда механика реализации ничего нового не несёт. Звуковая озвучка сюжета, и предоставляемый в нужные моменты выбор развилок, после чего, игрок перемещается на соответствующую страницу.

«Слепой гейминг»

Другим столпом являются т.н. аудиоигры. Само название этого поджанра говорит о том, насколько здесь важна роль звука. Звук является мощным средством, умелой манипуляцией которого можно передавать огромный объем информации.

И здесь очень главным становится умение человека правильно анализировать услышанное и делать верные выводы из такой информации. Некоторые игры полностью озвучиваются живыми актёрами, для других же ограничиваются речевым синтезатором.

Например, в гоночных симуляторах, в начале игры, игрок выбирает тип гонки, трассу и машину. Любое нажатие на кнопку на данной стадии сопровождается звуковым комментарием, помогая геймеру сориентироваться, и понять то, сколько кругов по итогу ему предстоит проехать и на каком автомобиле он это сделает.

Сами гонки также можно разделить на две вариации. В одной, игра продолжает давать голосовые подсказки игроку во время игрового процесса, говоря, когда и куда надо поворачивать. В других же проектах, всё немного сложнее. Во время самого заезда подобные подсказки пропадают.

Понять, то, как обстоят дела на трассе, можно только вслушиваясь в происходящее. Если тихий рёв мотора сменился неприятным каскадным звуком, значит, игрок выехал за обочину, и ему необходимо вернуться на асфальтированную поверхность.

Если же машина въехала в соперника или врезалась в какое-нибудь препятствие, то игрока любезно оповестят об этом соответствующим звуковым эффектом. Практически идентичным образом работают и авиасимуляторы, за исключением добавления взлёта и посадки.

«Слепой гейминг»

Такая геймплейная начинка позволяет создавать игры во множестве жанров: RPG, аркады, файтинги, MMORPG, бродилки и даже стрелялки. При этом данные проекты в достаточной степени требовательны к игроку, к его навыкам, умению вовремя среагировать на малейшее изменение в звуке.

Особенно это касается различных экшенов, где подобных деталей особенно много. Например, когда в помещении игрок приближается к стене, то звуки шагов начинают звучать чуть более глухо (тут конечно всё зависит от конкретной случая, но общая фабула одинакова).

Другой чертой, объединяющие подобные творения индустрии, является минималистичное управление. Весь игровой процесс заточен на трёх-четырёх кнопках, чего оказывается более чем достаточно, чтобы не переусложнить.

Файтинги довольно популярный жанр среди инвалидов по зрению
Файтинги довольно популярный жанр среди инвалидов по зрению

Что касается адаптированных проектов, то они представляют собой обычные, хорошо знакомые всем игры, чьё управление и игровая механика были «модернизированы» для соответствующих нужд. Основной пласт таких творений составляют множество небольших логических головоломок, по типу «Сапёра», «Быки и коровы», судоку, «2048», морского боя. Иногда здесь можно встретить и неплохие Tower Defense, и даже аудиоверсию Flappy Bird.

На этом поприще особо сильнее чувствуется старание народных умельцев, что в большинстве случаев работают на голом энтузиазме, да на чашечке «спасибо». Различные моды и трейнеры добавляют в геймплей (или видоизменяет его) те вещи, без которых слабовидящим, увы, играть невозможно ─ звуковое сопровождение, и озвучку всех текстов. Главное чтобы управление понятное было, да эффекты хорошо подобраны. Потому и осваиваются они игроками на раз-два.

Отдельно, хотелось бы отметить крупные игровые тайтлы, которые, при помощи тех же модов, были адаптированы под слепых и слабовидящих геймеров.

Модификация NFS: Hot Pursuit значительно упрощает физическую модель повреждений автомобилей, и делает поведение искусственного интеллекта более «примитивным». Кроме того, из игры, по очевидным причинам, вырезаны режим карьеры и тюнинг. Так что покататься по вымышленным трассам можно в свое удовольствие.

Need For Speed: Hot Pursuit
Need For Speed: Hot Pursuit

Схожий экспириенс можно испытать от мода, устанавливаемого на GTA: San Andreas. История приключений Карла Джонсона и (спойлер) предательства Биг Смоука пока остается недоступной для инвалидов по зрению. Зато игрок может свободно побегать по городу, полетать на вертолете, протестировать имеющийся под рукой арсенал и попытаться устроить собственный ад и Израиль.

Grand Theft Accessibility Mod, предназначенный для пятой части «Великого автоугонщика» добавляет возможность телепортироваться в разные уголки карты, собирать информацию о ближайших объектах, получать сведения о своем местоположении, автодрайвинг, и конечно же звуковые сигналы.

Примерно схожим образом действует модификация для третьей части Saints Row. Адаптированная Duck Hunt позволяет поохотиться на птиц сразу в нескольких режимах.

А если вы увидите человека, который что-то отбивает на клавиатуре при черном экране, а из колонок раздаются странные звуки, то вполне может быть, что он играет в Half-Life 2 с модом для слепых. Для Doom 1993 г. была создана небольшая локация, по которой игрок может спокойно перемещаться и заниматься старым добрым ультранасилием по отношению к адским созданиям.

В старый-добрый Duck Hunt также можно поиграть
В старый-добрый Duck Hunt также можно поиграть

Гораздо шире представлены файтинги, ибо они, пожалуй, наиболее просты для соответствующей адаптации. Неудивительно, что здесь список представлен и Mortal Kombat, и Injustice, и Tekken. Более того, в них даже сюжетную кампанию можно пройти. Достигается это при помощи «встраиваемых» программ-ридеров, которые быстро комментировать происходящее на экране, благодаря чему геймер понимает, что происходит на арене.

В целом можно отметить, что такие моды на крупные и известные тайтлы «корректируют» сам игровой процесс, делая его доступнее. Но при этом, на такие аспекты, как озвучиваемое меню, они практически не оказывает влияния. К тому же, даже такие «усовершенствования» не позволяют пройти указанные игры от начала до конца (кроме файтингов).

И другим, фактически обязательным элементом, являются читы. В обычном гейминге к ним можно относится как угодно, но здесь это необходимость. Обычно применяются лишь самые простые (на бессмертие, бесконечный арсенал и т.д.).

Мобильная игра А Blind Legends
Мобильная игра А Blind Legends

Не обошел стороной инвалидов по зрению и мобильный гейминг, который также представлен множеством проектов самого разного жанра. Работают они по вышеперечисленным лекалам, методом озвучки и голосовых подсказок.

Некоторые разработчики комбинируют эти методы. То есть часть игры может быть выполнена в виде текстовых описаний, а сами игровые активности, направления движения, объекты, с которыми можно и нужно взаимодействовать, выполнены в виде отдельных ссылок.

Более того, в некоторых проектах, имеется своеобразная система обратной связи. Геймеры вносят свои предложения, после чего проводится голосование. Лучшие из них отправляются разработчикам, которые добавляют этот дополнительный контент. Это могут как просто новые виды достижений, так и дополнительные квесты и локации.

По своему наполнению есть проекты для начального уровня, простые в освоении, так и более сложные, предназначенные для тех, кто уже усвоил азы слепого гейминга, и желает немного хардкора.

В A Blind Legends, для большей аутентичности, игроку предстоит играть слепым рыцарем. Поэтому, весь экран застилает непроглядный туман, сквозь который предстоит пробраться, и найти похищенных родных. Несмотря на недуг, герой может спокойно перемещаться, сражаться и выполнять комбо (которые никто не увидит).

Для удобства, звук был записан в биноуральном режиме, учитывая анатомическое строение головы и ушей. На тех же принципах работает аудиохоррор BlindSide и две части Papa Sangre (которая правда имеет визуальное оформление).

Вторая часть игры Papa Sangre
Вторая часть игры Papa Sangre

Однако большая часть подобных игр не лишена своих недостатков. Значительное число подобных проектов страдает от плохой технической реализации (слишком маленькие иконки, неработающие игровые элементы, которые должны, но не делают этого). Другие разработчики грешат чрезмерной загруженностью интерфейса.

Дело в том, что подобное решение приводит к увеличению информации, которую надо озвучить. И как вы понимаете, подобное зачастую сливается в какафонию звуков, из-за чего зачастую игрокам крайне сложно понять, что надо делать и как в это играть. А для просто слабовидящих людей, подобный визуальный «перегруз» никак не помогает сконцентрироваться на чём-то конкретном.

И вишенкой на торте всего этого выступает низкое качество озвучки, которое практически сводит на нет возможность приятно провести свободное время. К тому, при просмотре ряда браузерок, было замечено, что некоторые кнопки управления не были озвучены, что также является большой промашкой.

Кроме того, такие проекты страдают от тех же болячек, что и многие другие мобильные игры. Игровой процесс зачастую оказывается однообразным, что быстро приводит к надоеданию и забрасыванию. Некоторых подводит очень кривой баланс и постоянные намёки на донат.

Так, в ряде проектов, например в примерно схожих «Генералах» и «Лордах», необходимые для прокачки ресурсы предоставляются крайне неохотно, зато любезно предлагается приобрести за горсть кровных шекелей.

Адам Дженсен со своими глазными имплантатами чувствует себя отлично. В нашем мире до такого ещё очень далеко
Адам Дженсен со своими глазными имплантатами чувствует себя отлично. В нашем мире до такого ещё очень далеко

Игры для слепых и слабовидящих людей выполняют не только развлекательную, но и обучающую функции. При их помощи, можно развивать навыки, которые будут крайне полезными в повседневной жизни, причем как для тех, у кого данный недуг врождённый, так и для тех, кого данное несчастье настигло позже.

Огромное число различных адаптированных творений, направленны на развитие общей эрудиции, логического мышления и работу с системой координат. Наиболее удачными примерами здесь являются озвученные версии шахмат, «сапёра», «О, счастливчик» и некоторые карточные игры, например «дурак» или «пасьянс».

Довольно сильно распространены различные голосовые головоломки, помогающие развить реакцию, прокачать внимательность и умение вслушиваться в звук. Например, очень много проектов, требующих за некоторое время разместить в нескольких рядах объекты, что звучат одинаково.

Или же игра, в которой за определённое число ходов, игрок, действуя в таблице 25 на 25, должен загнать кота на дерево, не позволив выскочить на забор.

Как вы понимаете, ориентироваться нужно только на звук. Различные спортивные симуляторы (в особенности настольный теннис) плодотворно влияют на улучшение скорости реакции.

«Слепой гейминг»

Различные гонки, или RPG со стрелялками, вместе со специально разработанными бродилками-лабиринтами (без Тесея и минотавра) и прочими симуляторами, требующие запоминания маршрута, отлично подходят для прокачки памяти, и навыка ориентирования в пространстве, чтобы понимать, где вы находитесь. В Grizzly Gulch Western Extravaganza важна не только реакция. Вы можете на слух разложить покерную партию, и ваше умение запоминать карты очень поможет.

Нельзя пройти мимо и такого момента. Как уже говорилось, специальные игры, в качестве обучающего материала можно использовать вне зависимости от возраста, в том числе и для детей, чтобы с раннего возраста развить необходимые качества.

Однако тут есть этическая сторона. Ведь не просто так существуют возрастные рейтинги, которые касаются не только визуального содержания, но и звукового. От звуков стрельбы, взрывов, убийства врага желательно огородить неокрепшие умы до определённого момента. Потому, зачастую разработчикам приходится делать две версии одной игры, с различными звуковыми эффектами, соответствующему детскому возрасту.

Во вселенной комиксов от Marvel и DC или в мире победившего киберпанка, людям с теми или иными недугами, мешающими в повседневной жизни, относительно повезло.

Какой-нибудь гений, миллиардер, плейбой и филантроп может запросто в перерыве между спасением мира и вечеринками с супер-моделями взять и сконструировать для вас супернавороченный протез. А усовершенствование тела аугментациями или замена потерянных (или повреждённых) конечностей и органов биомеханическими имплантатами в подобных произведениях — такая же обыденность, как снег зимой в Сибири.

Искусственные глаза Бато немало помогли оперативнику в переделках (аниме «Призрак в доспехах»)
Искусственные глаза Бато немало помогли оперативнику в переделках (аниме «Призрак в доспехах»)

Но в нашей с вами реальности до подобных успехов медицины ещё шагать и шагать. Несмотря на все последние достижения технического прогресса, который вливается в нашу повседневную жизнь семимильными шагами, до подобного уровня заменяемости и восстанавливаемости повреждённых участков и органов тела нам всё ещё очень-очень далеко.

Да, упорный труд множества учёных, врачей, кибернетиков позволил достичь значительных результатов на данном поприще. Появилось множество сложных протезов, обладающие максимально возможной функциональностью, подчас не уступающие и «оригинальным» рукам, ногам или глазам.

Однако до их полноценного вливания в нашу жизнь пока еще не дошло. И речь идет не только о таких сложных аппаратах, как замена глаза, но и об обычных протезах. Большинство «прокаченных» вариантов протезов всё ещё достаточно громоздки и неудобны в использовании.

К тому же, приличные модели требуют большого числа цветных бумажек с циферками, что делает их недоступными для среднестатистического члена общества.

Да, если индустрия сохранит набранный темп, то вполне возможно, что через какие-нибудь 4-6 лет они будут стоить как телефоны или ноутбуки, что значительно повысило бы их доступность для огромного числа людей, нуждающихся в этих приспособлениях.

Материал Антона Паули про геймпады, предназначенные для людей с ограниченными физическими возможностями

Иногда крупные разработчики добавляют в свои игры возможность дополнительных настроек для игроков, страдающих данным недугом. В The Last of Us Part 2 имеется более 60 опций для людей с ограниченными возможностями, касающиеся звука, изображения и сложности.

Станет ли пример Naughty Dog заразительным, или будет явлением точечным, покажет только время.

170170
61 комментарий

Небольшая лайв стори, которая в статье смотрелась бы неуместно. Как то по молодости, после аниме феста, к нам прицепились «чёткие пацаны». После словесной перепалки дело перешло в драку, в ходе которой мне розочкой прилетело в лицо. И хоть больших травм не было, в глаз попал маленький кусочек стекла. Вытащили его спустя пару часов, а на утро я проснулся незрячим на один глаз (его починили после операции). И настолько дискомфортно мне не было никогда. Это ужасное чувство, подкреплявшееся чувством паники. И я не представляю, насколько надо быть сильным, и какую силу воли надо иметь, чтобы вести полноценную жизнь с данным недугом. 

115
Ответить

пиздец, надеюсь, уёбков засудили? 

4
Ответить

вывод:  аниме фесты калечат жизни

4
Ответить

мне после премьеры Венома тоже зарядили в лицо, разбили очки. Было трудно пару дней, зрение -5.

2
Ответить

Ну тут дело такое, если это с рождения, то другого человек и не знал и он воспринимает, как норму это. 

Ответить

Когда технологии шагнут вперёд, и ты доживёшь до этого времени... Что бы ты выбрал: один глаз как у сокола (сверх крутой и все видящий на расстояние многих километров), или два обычных человеческих глаза (стереоэффект)?

Ответить

Как играют люди с нарушением зрения... и почему матчмейкинг всегда подсовывает их в мою команду.

Не удержался, простите

42
Ответить