Про "Атаку Титанов"

Много букав про аниме.

Про "Атаку Титанов"

На хайпе от выхода завершения популярного аниме тайтла, начало появляться довольно много постов с признанием в любви к этому *кхм* произведению.

"Атаку Титанов" любят почти все: анимешники с сотней просмотренных тайтлов, новички, которые начали вкатываться с самого популярного, и даже те залётные, которые, по их собственному признанию, вообще ценителями японских мультиков не являются.

Но для меня это всеобщее признание "Титанов" показалось странным ещё тогда, когда я с ними познакомился. Было это лет шесть назад - после просмотра двух сезонов, это аниме запомнилась мне как очередной слабый, но хайповый сёнен, наподобие всяких "Мастеров меча" и "Токийских Гулей" с типичными для жанра проблемами в виде обилия клиффхэнгеров, медленного темпа развития сюжета, слабо прописанных персонажей, ну и так далее по списку. Иронично, но любители "Атаки" не просто не видели минусов, а, наоборот, нахваливали каждый из вышеперечисленных аспектов, умудряясь даже противопоставлять великолепную "Атаку" серой массе другого анемца.

И вот, после очередной коммент баталии, я подумал: "А что, если мой давний вердикт стоит переосмыслить?". Мысоль показалась мне хорошей, поэтому я решил пересмотреть "Атаку Титанов". А сейчас я решил выкатить об этом пост.

Про "Атаку Титанов"

А с остальными, думаю, можно продолжать.

В этом посте вы найдёте:

1) Мой экспертный анализ "Атаки Титанов" на основе 13-ти серий первого сезона

2) Превентивные ответы на некоторые возможные контраргументы и вопросы

Итак,

Мой экспертный анализ "Атаки Титанов" на основе 13-ти серий первого сезона

Почему 13? - За это время нам представляют вселенную, основных действующих лиц и даже закрывают одну сюжетную арку. То есть 13-ти серий вполне достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы о качестве сценария и целесообразности дальнейшего просмотра. К тому же, дольше 13-ти серий я бы уже не вытерпел.

Для тех, кто вообще с другой планеты, поясню, что "Атака Титанов" это аниме в заманчивом фэнтезийном полусерьёзном жестоком сеттинге про то, как люди выживают в стенах древнего города, спасаясь от титанов. Сами титаны как зомби, но намного больше. После столетнего периода затишья, на город нападает титан особо крупных размеров, ломая стену и существенно сокращая человеческую жилплощадь. Основные лица всего действия - изначально дети, беженцы из поражённой титанами области, записываются в кадеты и учатся несколько лет, чтобы сопротивляться угрозе.

Персонажи

В первую очередь, в глаза бросаются слабые личности персонажей: Буквально у каждого из них на личность имеется по одной черте характера, причём, довольно скоро становится ясно, что в любой ситуации они будут действовать исключительно в рамках своих архетипов. Смотрите сами:

Арен - центральный персонаж всей истории. Основная (и единственная) его черта как персонажа это *нереально* сильная мотивация вступить в разведотряд и когда-нибудь обеспечить человечеству жизнь вне стен. Забавно, но несмотря на его громкие речи о том, как он хочет победить всех титанов, он теряет голову при любой трудности, что заставляет его унижаться или поступать иррационально.

Вот это он говорит обычно:

Про "Атаку Титанов"

А вот это он говорит после того, как у него не получается освоить привод (штуку, на которой летают солдаты, цепляясь за стены тросами):

Персонаж справа - тот, кого Арен презирает, если что.
Персонаж справа - тот, кого Арен презирает, если что.

Или вот во время нападения титанов, когда он увидел, как погиб человек из его отряда:

Про "Атаку Титанов"

И после этого он ринулся в бой, что де факто убило всю его команду и чуть не убило его самого напару с Армином:

Про "Атаку Титанов"

Его спасло только то, что он обладает внезапной супер силой превращаться в титана, роднящей его с главным героем почти любого сёнена. Не понятно только, как он в лучшие солдаты попал при такой импульсивности.

Дикая целеустремлённость Арена никак не способствует развитию его личности. Он как будто бы просто хочет умереть, но случайности и другие персонажи ему этого не позволяют, что противоречит его словам насчёт своей мотивации. Это делает персонажа не только слабо прописанным, но и даже в какой-то мере отталкивающим.

Микаса - сводная сестра Арена. Она... ну, сильная. Всё. Её невероятные ультимативные способности не обусловлены ничем, кроме таланта. Мотивация её лишь в том, чтобы защищать Арена, потому что он, как рассказывается через флешбек, спас её в детстве, а затем стал кем-то вроде брата.

Про "Атаку Титанов"

Всё бы ничего, но связь Микасы и Арена продемонстрирована таким образом, будто всё, что их когда-либо объединяло это тот самый эпизод в детстве, потому что даже устремления в жизни у них разные.

Армин - общий друг Арена и Микасы. Он представлен как слабый и трусливый, но умный. В любой боевой ситуации он впадает в ступор, но зато может предложить планы, до которых не додумалась вся масса остальных персонажей.

Ступор:

Про "Атаку Титанов"

А это 90% эмоционального состояния Армина в сериале:

Про "Атаку Титанов"

Хотя, ради справедливости стоит сказать, что состояние глубокого aхуя, визуально отображённого как вертикальные полосы над глазами персонажей, тут само по-себе чересчур частое явление.

У Армина и Арена есть одна мечта, но вот Микаса просто ходит за Ареном как личный телохранитель. Из-за отсутствия точек пересечения мотиваций и весьма малого количества социальных взаимодействий, химии между персонажами не чувствуется. Причём, всё то, что их связывает, было показано исключительно во флэшбеках, о которых речь пойдёт чуть далее.

Как видите, многого о главных героях не скажешь: Даже несмотря на тонны рефлексии, которую вываливают на зрителя авторы аниме, за персонажами не чувствуется мировоззрения и философии, которые в некоторой степени определяли бы их поведение - вместо этого мы видим простенькие архетипы и действия в их узких рамках.

Но со второстепенными персонажами ситуация ещё хуже. Это не было бы большим недостатком, если бы они вызывали интерес динамикой взаимодействий и яркостью своих персон (как персонажи во "Вратах Штейна", к примеру), но в "Титанах" этого нет, ведь большая часть героев второго плана ограничивается простыми описаниями типа "это простодушный малый" или "это человек - потанцевал".

Верим?
Верим?

То есть отличие второстепенных героев от главных лишь в наличии обозначенной предыстории, но не в глубине характеров. О типах личностях некоторых героев мы узнаём только из описания их действий на экране фоновым голосом, а не из каких-либо ситуаций с их участием. Если что, это считается плохим тоном в повествовании.

Хотя, некоторые персонажи выгодно выделяются на фоне других как-раз за счёт яркости образов, например Леви или Зое.

Оборона Троста

Наиболее интересной для анализа мне показалась часть с 5-ой по 13-ю серию, потому что всё это - одна сюжетная арка с обороной города Троста, когда огромный титан ломает стену вновь. Тут "Атака Титанов" раскрывается "в полную мосч".

На город нападают гигантские титаны, жители бегут в панике, отряды солдат вступают в свой первый бой, из которого многие не вернутся, а показывают нам... Флэшбеки. флэшбеки и пространные рефлексии персонажей. Атмосфера событий как бы не подразумевает то, что зрителя стоит отвлекать от битвы героев с титанами флэшбечными картинками с жёлтым фильтром, но сценарист так не думает.

Знаете, сколько флэшбеков я насчитал за 8 серий?

Одиннадцать! За 8 боевых серий в сериале показывают одиннадцать флэшбеков, Карл! Некоторые из них касаются того, что мы уже видели, некоторые содержат предысторию персонажей, а один флэшбек Микасы длится целых 15 минут при том, что в начале той же 6-ой серии есть флэшбек Армина. Почему это показано посреди боя, а не в каком-нибудь другом месте - мне решительно неясно.

Например, в самом начале боя в 5-ой серии есть затянутый флэшбек про то, как кадетов обучали слабым местам титанов и рассказывали про самих титанов. Почему эта информация является флэшбеком, а не вплетена в арку с обучением солдат?

А почему флэшбек Арена про то, как они с Армином мечтали выбраться во внешний мир происходит в тот момент, когда Арен сидит во рту у титана всё в той же 5-ой серии нельзя было сделать частью экспозиции, а не флэшбеком?

Так они ещё и рефлексируют!

Да, персонажи всё время что-то про себя озвучивают. Что-то весьма далёкое от реалий и невнятное. Вот можете ли вы вспомнить хоть один монолог, прослушанный вами за эти восемь серий сражения?

Про "Атаку Титанов"
Про "Атаку Титанов"

Я уверен, что нет, потому что такие монологи не живут в памяти дольше пары часов. И я даже знаю, почему: Ни одна из рефлексий не была осмыслением полученного опыта, а была просто пустой реакцией на какие-то события. Ни одно размышление ни одного персонажа не заставило пересмотреть его свои действия. Попробовал ли Армин побороть страх после того, как Арена на его глазах съел титан? - Нет. Какой вывод для себя сделала Микаса после того, как подумала, что Арен мёртв? - А вот никакой.

Зато, я уверен, вы вспомните диалог между Гатсом и Каской после роковой битвы с сотней воинов из моего любимого "Берсерка". Почему? Потому что Гатс выражает словами всё то, к чему он мысленно пришёл за то время, которое пробыл в чвк "Сокол" и озвучивает решение, определившее его дальнейшие действия.

Про "Атаку Титанов"

Но вернёмся к нашим Титанам. Из-за бесконечного потока флэшбеков и рефлексии один бой "Атаки Титанов" идёт целых восемь серий - это очень плохо. Все эти флэшбеки и монологи не усиливают драматический эффект, задуманный автором, а просто жёстко растягивают хронометраж таким образом, что за одну двадцатиминутную серию происходит примерно два-три действия, движущих сюжет вперёд (ЧСХ, одно из них - это всегда клиффэнгер в конце), так что динамика повествования провалилась полностью.

Кроме всего этого, ворлдбилдинг в сериале весьма странный.

Цель ворлдбилдинга - показать правила и историю мира, в котором разворачивается действие произведения. Политический строй, общественные настроения, уровень технологического развития - в общем, сделать так, чтобы зритель получал ответы на свои вопросы. Но сцены, призванные раскрыть мир в "Атаке Титанов", не отвечают на вопросы зрителя, а заставляют задаваться ещё большими, но обращёнными не к истории мира, а к логике происходящего. Например:

В первой серии представлен разведотряд. Мать одного из солдат подходит к вернувшемуся всаднику и спрашивает, где её сын. Всадник передаёт ей оторванную руку. Она спрашивает, не зря ли умер её сын? На что получает такой ответ:

"Мы ничего не достигли за всё время наших походов."
"Мы ничего не достигли за всё время наших походов."

Это вот так работает монархия в условиях дефицита ресурсов и ограниченного пространства? - Открытое заявление о бесцельной смерти людей вместо парты героя в школе? Сами как думаете, это реалистично?

Если без шуток, то почему о таких вещах официальными представителями армии заявляется во всеуслышание, если очевидно, что подобные эпизоды влекут за собой только нарастание общественного недовольства в сторону правительства?

"На что они тратят наши деньги!?" - прозвучало в тот момент в толпе. Власть не может допускать поводов для образования таких настроений.

В общем, смотрится это неестественно.

В сюжете "Атаки Титанов" разбросано много крючков для вовлечения зрителя: Откуда взялись титаны, кто построил стены, какие опыты проводил в подвале отец Арена и кто этот огромный титан, жаждущий уничтожения человечества? Но из-за запоротой подачи информации, пластиковых персонажей и слабого ворлдбилдинга всё это желание быстро пропадает, а нагнетаемая интрига становится дешёвой (cheap), то есть теряет всю ценность.

Поэтому сюжет "Атаки Титанов" сложно назвать интересным, а смысл дальнейшего просмотра пропадает. А что может быть в аниме дальше? Очередные многосерийные эпизоды про бои? Рояли в кустах? Новые "интригующие" вопросы, ответы на которые ещё более отсрочены? Сори, но если автор не пытается дать чего-то кроме интриги, то этой интриге грош цена. Было пройдено уже много раз во всяких САО, Гулях, Клинках и прочих низкосортных продуктах масскульта.

Превентивные ответы на некоторые возможные контраргументы и вопросы

Каждый раз, при оспаривании мною художественной ценности "Атаки Титанов", людей пробивает на типовые аргументы, которые, на самом деле, не являются аргументами. Не исключено, что такие аргументы кому-то стали напрашиваться уже во время прочтения основной аналитической части моего поста. Тут постараюсь на них ответить.

Ты не дал сериалу времени, чтобы раскрыться. За 13 серий-то? Большинство аниме за это время уже закончится успевают, потому что не растягивают хронометраж. Так что держи в курсе.

Ты не смотрел аниме полностью. Вот досмотрел бы до 4-го сезона - все твои претензии отпали бы полностью, а так как ты вообще можешь что-то анализировать? На такое у меня появляется встречный вопрос: А почему я должен смотреть чуть ли не весь тайтл, если мой опытный глаз не увидел качественного интересного сценария изначально? Сами-то вы тоже до 4-го сезона без удовольствия смотрели? Я не думаю, что проблемы с рефлексиями и флэшбеками решаются дальше. Я придерживаюсь мнения, что если сценарий проблемный изначально, то исправиться он уже не может. Хотя, за 5к я могу посмотреть "Атаку Титанов" полностью и выкатить детальную аналитику на весь тайтл.

А покажи ка мне другой сериал, который лучше. Под этим аргументом, скорее всего, имеется ввиду не то, что я должен притащить сёнен, который бы был лучше (потому что такие есть, взять хоть бы "Стальной Алхимик" 2003), а то, что не существует лучшего сериала про людей, живущих за стенами и отбивающихся от Титанов. Справедливо ли это? - Не совсем. Понимаете, есть масса концепций, которые звучат увлекательно, но должным образом не реализованы. Концепция у "Атаки Титанов" действительно интересная, но её реализация хромает на обе ноги - так зачем хвалить? То, что в каком-то произведении представлена увлекательная концепция, не делает это произведение автоматически хорошим и стоящим, в отличие от реализации этой концепции. Иными словами, если я хочу колбасы, но на полках в магазине только соевая, то я не буду покупать эту колбасу.

А зачем ты смотрел, если тебе не нравится? 1)Я хотел критически осмыслить своё отношение к данному аниме и освежить его в памяти. 2) Мне не понравилась "Атака Титанов", но считать флэшбеки было весело. 3) Мне на дэтээфе порекомендовали:

Про "Атаку Титанов"

Пожалуй, на этом у меня всё. За внимание - спасибо!

4747
182 комментария

на основе 13-ти серий первого сезонаНу я пару абзацев прочитал, хуйня, лови минус.

75
Ответить

13 серий

Без обид, но пришлось скачать твою «аналитику». В следующий раз не парься, а критикуй на основе вступительных титров — времени меньше, а толку столько же

44
Ответить

На DTF в течении недели выбирают лучшую статью и вручают 5000 рублей.
Я же предлагаю редакции DTF вести такую же рубрику, но полностью противоположную, а призом будет то, что Автор статьи вручает 5000 рублей уже DTF на моральное и психологическое лечение, ну и на лечение глаз от просмотренного.
Перед Вами явный фаворит недели, буду болеть за тебя чел.

21
Ответить

За 13 серий можно сделать отличный сезон с хорошими персонажами и несколькими сюжетными арками. Если тебе нужно терпеть 100500 серий, чтобы "вот потом начнется, щас-щас, ты только подожди, не уходи, там правда круто, мамой клянусь" - это НЕ хорошее произведение.

14
Ответить

Боюсь представить, как критиковать наруто или ванпис, где 700+ серий. Видимо тоже нельзя

5
Ответить

Получается что-то вроде: "ты не можешь судить one piece пока не посмотришь все 2000 серий". А если посмотришь все аниме, то кто-нибудь обязательно напишет: "ахах, а если тебе не нравилось - зачем ты смотрел все это время".

5
Ответить

Атака Титанов задумывалась как Сёнэн и именно поэтому он такой, какой есть. Но отличается тем, что герой постепенно превращается в антигероя и противопостовляется каноничным путям становления гг.

Писать аналитический пост на основе 13-ти серий. Чел, ты...

47
Ответить