Космические пиратки aka X-Piratez

Я потратил около 600 часов на прохождение OpenXcom X-Piratez, чтобы это не пришлось делать вам. Но за время которое я потратил на прохождение, вышло столько обновлений и нового контента, что мне кажется пора начинать всё заново... Так или иначе, в этом лонгриде я расскажу что представляет из себя одна из лучших игр по мотивам X-Com.

Официальный арт
Официальный арт

Как мы оказались в этой точке

Прежде чем перейти к самой игре, нужно сначала сделать небольшой шаг назад и дать немного исторического контекста, что это вообще за OpenXcom, откуда всё это взялось... Если вам историческая справка не нужна, можете смело проматывать.

X-Com (Ufo Defense) как один из прародителей жанра стратегий с пошаговыми тактическими боями появился в 1994 году. В этом же году выходит Jagged Alliance, тогда ещё без циферного обозначения. Вместе, эти игры оказывают значительное влияние на формирование целого жанра, а также пошаговые бои в играх других жанров.

Лично я бы сказал, что это влияние можно проследить в Fallout 1-2, Fallout Tactics, Incubation: Time Is Running Out, Master of Orion 2, Gorky 17, Wasteland 2-3, Underrail, Silent Storm, Warhammer 40000: Mechanicus…

А также порождают целую серию игр реинкарнаций про борьбу с вторжением пришельцам, это и оригинальные продолжение X-Com: Terror From the Deep, X-Com Apocalypse. И многочисленные игры выходящие в 0ых под лейблом Ufo, например UFO: Extraterrestrials.

Сейчас же по большей части на слуху:

  • Xenonauts, как попытку сделать “тот самый X-Com”, где во главу угла встаёт бережный перенос старых механик на новый движок.
  • XCOM: Enemy Unknown & XCOM2 от Firaxis Games. Который можно назвать в меру попсовым переосмысление жанра.
  • Phoenix Point от создателя оригинального X-Com Джулиана Голлопа, в котором он пытается привнести в жанр который сам основал новые механики и свежие идеи.

В общем, если вы любите жанр, и ещё не играли во что-то из вышеперечисленного, кажется в вашем беклоге прибыло.

Однако, игра про которую пойдет речь сегодня выпущена не студией а фанатами. Иначе и быть не могло, ни одна студия никогда не произведёт что-то столь упоротое и обречённое на полный провал в продаж и запреты во всех странах мира, если только они об этом узнают. Но при этом, столь любимое сообществом.

А чтобы подобное творчество стало возможным, фанаты сначала собираются и делают проект OpenXcom. По сути, выдирают из оригинальных игр все ассеты, и пишут движок с нуля как OpenSource. Официальной датой выхода OpenXcom считается 2013.

Но и на этом фанаты не останавливаются, а во-первых, добавляют движку поддержку модов. А во-вторых, разрабатывают фреймворк известный как OpenXcom Extended который значительно расширяет базовые механики оригинала, позволяя использовать их в модах.

Сообщество порождает несколько модов в которых “доводит до ума” оригинальную игру, которые в конечном счёте компилируются в сборку “Final Mod Pack” - https://mod.io/g/openxcom/m/final-mod-pack

А также выпускает три огромных мода “Полной конверсии”, который превращает тот старый и добрый X-Com 94 года в совершенно новые игры. Это

И вот о последнем мы сегодня и поговорим.

Сеттинг

Пытаться описать жанр и сюжет игры можно по разному

Я мог бы надеть маску эстета и сказать нечто вроде:
Перед нами одно из ярчайших постмодернистских произведений искусства человечества в форме компьютерной игры. Сотни различных миров, сеттингов, сюжетов и персонажей сведены и связаны в единый непротиворечивый мир и эпическое повествование, пропитанное сатирой и стёбом в отношение современной повесточки…

Или из роли рядового геймера выдать что-то более приземлённое:
Фанаты намешали в этой игре годнейшую мультиверс в которой обнаженные кошкодевочки могут крошить полчища демонов из Doom, а нацисты из Wolfenstein устраивают рейды на поселения мутантов/гибридов людей и инопланетян.

Как вам такой кроссовер?
Как вам такой кроссовер?

Упорото? Боже, да! В этих строках не передать и десятой доли всего того, что есть в игре. Но давайте попробуем разобраться в ситуации чуть более последовательно.

Как вы уже поняли, действие игры разворачивается на земле. На дворе 2600 год, прошло более 500 лет с момента, как наша планета после более полувековой борьбы была оккупирована, добровольно присоединилась к галактической империи состоящей из множества рас с самых отдаленных частей галактики.

Игра подаёт нам ЛОР контент через статьи в Хабаропедии, которые открываются через оригинальную механику исследования. Всего их около 4000. Именно с ознакомления с ней и стоит начать игру. Так что, я имею полное право утверждать, что читая этот лонг - вы УЖЕ начали играть. Итак, на старте, или почти сразу после него, нам будут доступны следующие статьи.

Если вам лень читать, то вот краткая выжимка. Мы мутанты, причём, только девушки. Местные правительства, готовы платить нам деньги, за то, что мы будет заниматься подрывной деятельность в отношение оккупантов, звездных богов и работающих на их цели фракций, а также защищать обездоленных.

Мы сбежали из застенок “Академии”, где над нами ставили эксперименты в попытке создать новую “супер расу”, чей метаболизм основан на хеллерии, редком ядерном топливе “изотопе-511”, за счёт которого мы сильнее, быстрее, ловчее и возможно умнее, всех известных рас во вселенной. Сбежав, нам удалось найти древнюю покинутую военную базу какой-то организации и превратить её в своё убежище.

Почти все фракции одной картинкой
Почти все фракции одной картинкой

С точки зрения игровой механики, здесь всё точно также как в оригинальном X-Com. За счёт выполнения миссий или их профукивания, сбития нужных кораблей и проведение исследований мы формируем рейтинг по итогам месяца. Если он положительный, мы получаем повышение финансирования от стран, а если отрицательный, высок риск, что та или страна прекратит с нами сотрудничество. Если сотрудничество прекратят половина или 2/3 стран - game over.

Однако, начитавшись книжек про пиратов, наша команда решает быть не просто очередным кланом рейдеров, а вольными флибустьерами, имеющие свои представления о должном.

А вот и первая цензура подъехала. Хабаропедия полна подобных артов...
А вот и первая цензура подъехала. Хабаропедия полна подобных артов...

Собственно именно по этому, X-Piratez. Ну что кэп, отдать швартовы!

Тактическое пекло

Игра, прямо скажем, не просто не церемонится над игроками, она сразу отправляет их в настоящее тактическое пекло и адок. Например, в первый же игровой месяц велика вероятность встретить во время миссии по защите мирняка вражескую БМП. Да, с голой грудью и шашкой наперевес против, мать его, БМП со спаренными пулеметами, способными скашивать девочек через пол карты. Это ли не адок?

В подсказках в Хабаропедии можно найти целую статью, в которой разработчики призывают игроков, думать головой и если голова говорит, что тут не победить и пахнет жареным - сбегать с поля боя захватив как можно больше трофеев. И попав в такую ситуацию, правильней будет поступить именно так.

НО! Проведя за этой игрой несколько сотен часов, начинаешь понимать, что нет непобедимого противника… Даже на самом старте игры. Есть неподходящая против него тактика и неготовность жертвовать. Однако, даже в самом начале, есть всё необходимое, чтобы справиться с теми вызовами, которые игра вам бросает.

И тут мы плавно подходим к основным тактическим механикам.

Виды урона, сопротивляемости и броня.

Каждое оружие в игре имеет урон относящийся к определённому типу, а также различные особенности, вроде бронебойности, оглушения, урона статам и т.д.

Каждый противник в свою очередь имеет броню и различные сопротивляемости к тому или иному виду урона. Рассмотрим на примере пресловутой БМП.

Космические пиратки aka X-Piratez

Всего в игре порядка 20 видов урона и сопротивляемостей. И при встрече того или иного противника ваша задача, подобрать нужное сочетание из бойца, его характеристик и выданного ему оружия, чтобы получить результативную атаку.

Как видите на скриншоте у БМП более слабая задняя броня, 20 единиц в начале игры - это огромная цифра. Так что бить его нужно сзади, а не в лоб. Всё стрелковое “бронебойное” оружие на старте имеет урон не более 40, по этому пытаться его расстрелять смысла нет, пули будут отскакивать не нанеся никакого урона. Царапать бмп сабелькой тоже как вы понимаете затея бессмысленная.

Мощного лазерного и плазменного оружия на старте игры у нас нет. Но есть мощное контузящее, чей урон превышает размер тыловой брони, вон оно то нам и поможет.

Здесь сразу нужно проговорить, что часть важнейшей информации прячется от внимания игрока на отдельной странички “аналитика”. Там например можно узнать, что урон от удары кувалды имеет бонус равный силе персонажа, и на старте хотя бы 1 персонаж будет иметь значение силы ~50, итого, от удара кувалды можно рассчитывать на в среднем 110 урона.

Вот к этому значению мы сначала применяем сопротивляемость, 65% означает, что будет нанесено лишь 65% урона. Это порядка 71 единицы, и вот это значение уменьшаем на броню. Итого остаётся 31. Таким образом, за пару ударов кувалдой по тыловой части самым сильным персонажем можно сложить БМП. А вот если бить в лоб, наносится будет порядка 11 урона, и ударов понадобится сильно больше.

Остается самое сложное, дойти до противника.

Разведка и видимость

В игре очень важно создавать ситуации, в которых вы видите противника, а он вас нет. Потому что вражины будут стрелять по вам, только когда они вас видят. По этому, пресловутые Hit&Run, и стрельба вслепую по противнику, который был обнаружен разведывательным юнитом, это то, что позволит вам выжить и добиться победы с минимальными потерями.

Разумеется, всегда доступна тактика “выйти из за угла, выстрелить и зайти обратно за угол”, однако игра радует огромным количеством других механик.

Питомцы в качестве разведки

Попугая не жалко, его не прокачать и легко приобрести нового. При этом, он умеет летать и обозревать поле боя с высоты. А ещё он может отвлекать на себя внимание, что может быть критически важно в отдельно взятый ход. Дополнительная атака противника по нему, это минус атака по кому-то из членов команды.

Кошки прекрасные ночные разведчики.Большинство противников практически не в состоянии их заметить ночью даже в упор. Они же видят противника так хорошо, как наши бойцы получат возможность только ближе к концу игры в хайтековых костюмах с мощными системами ночного видения.

Песики имеют очень высокую реакцию и больно кусают небронированные цели, так что они первейшие кандидаты на то, чтобы открыть дверь и войти в помещение, в котором может быть противник.

Стрельба вслепую

В отличие от оригинала у подавляющего большинства оружия шанс попадания по противнику не в поле зрения имеет штраф в половину. А также, шанс на попадание снижается по мере увеличения расстояния до цели.

По этому выбор оружия, из которого можно стрелять по целе, которую ты не видишь сильно ограничивается. Все возможные пистолеты, дробовики и так далее мгновенно отпадают, это оружие для атаки видимых целей на коротких дистанциях. А вот винтовки, особенно снайперские в этой ситуации сильно выручают. Безумные цифры в 200-300% шанс на попадание прицельным выстрелом, которые они могут дать нужны как раз для того, чтобы попадать по цели, которую не видно и находиться она далеко. Так как после всех штрафов, это превратится в 70-90% шансы на попадание.

Космические пиратки aka X-Piratez

Навесная траектория

Важнейшая особенность, что ряд оружия, особенного примитивного, такого как камни, луки и метательные копья, и современного, такого как гранатомёты и миномёты - стреляют не прямой наводкой, а по навесной траектории. Что позволяет использовать особенности ландшафта и свой собственный корабль как отличное укрытие от противников, использующих стрелковое оружие.

В сочетание с тем, что наши героини за счёт большей силы и ловкости имеют очень приятные бонусы к урону и меткости такими примитивным оружием мы буквально начинаем управлять отрядом “амазонок” расправляющимися с “высокоразвитыми” противниками самыми варварскими способами.

Таким образом, ваш попка может взлететь из-за укрытия, высмотреть где располагаются противники. Все ваши девчата вооруженные луками дают пару залпов стремясь добиться следующего эффекта для противника

После чего попка опускается обратно за укрытие, а противнику в его ход остаётся гадать, откуда велась стрельба. Ещё одной важной особенностью использования луков, копий и вот этого всего является тот факт, что они не создают вспышек и не выдают ваши позиции в ночном бою.

Действуем напролом

По мере развития технологий, в том числе в меру примитивных у вас появиться возможность явно разделять роли в команде, выделяя танков и штурмовиков, снайперов и поддержку и так далее. Многие ваши противники будут не готовы например к появлению на поле боя девчат в полных латных доспехов, которые будет не брать подавляющее большинство вражеского оружия.

И пока они действуют открыто и оттягивают на себя всё внимание противника, остальные члены команды могут действовать с меньшей угрозой для своего здоровья. А в долгосрочной перспективе на место тяжелой пехоты приходят собственные бронированные и роботизированные машины.

По мере появления таких “инструментов” в ваших руках, бои становятся чуть более скучными и типовыми. Но даже на поздних этапах игры у вас будут находиться достойные противники, которые заставят вас попотеть.

Нетипичные условия

Далеко не все бои будут проходить “под открытым небом”, где вам будет доступен полный спектр всех возможных вооружений. Вы столкнетесь с:

  • Боями под водой. Где нужно иметь кислородные баллоны или специальные экзо-костюмы. Для подводных сражений нет техники и там не работает 90% стрелкового оружия.
  • Столкновениям в открытом космосе. Для них подойдут лишь самые высокотехнологичные скафандры и вооружение. Хотя огреть битой по голове, можно и в космосе.
  • Миссиями глубоко под землёй. Здесь ограничения не только по костюмам и технике, но часто и по расам. На некоторые миссии могут попасть только низкорослые бойцы и питомцы.
  • Схватками в иных измерениях. Сюда можно протащить лишь отдельные “магические” шмотки.
  • Миссии с ограничениями. Сюда относятся всевозможные стелс миссии и особые задания на которых доступно только ношение “не боевых” костюмов, оружие скрытного ношения и т.п.

Прокачка персонажей

Все персонажи имеют строгие физические ограничения, по характеристикам, которых они могут достигнуть путём тренировок вне боя и получения обычного боевого опыта, без каких либо достижений. Таким образом, каждый тип боёв имеет свои явные сильные и слабые стороны.

Но во-первых, эти характеристики могут быть увеличены за счёт получения боевых достижений. А во-вторых, большая часть костюмов оказывает не только предоставляет защиту и сопротивляемости, но также влияет на характеристики персонажей.

Таким образам, игра подталкивает вас к тому, чтобы вы не просто побеждали своих противников, а делали это определённым образом. Также, некоторые достижения имеют не только плюсы, но и минусы к характеристикам. В связи с чем стоит задуматься над тем, чтобы выбирать персонажам своего рода “специализацию”.

Тактические бои, итого

Подытоживая часть про тактические бои, нужно сказать, что ни ни одна другая игра не заставляла меня попотеть так сильно, как пираты. Только если может XCOM2 Long War of Chosen, где на мой взгляд как раз был лютый дисбаланс (по крайней мере в момент выхода мода) и просто отдельные миссии были непроходимы.

Только ближе к концу игры, когда в арсенале появляются ховертанки и силовая броня с щитами начинаешь меньше парится. Но до этого, у вас всегда будут противники, готовые задать жару.

Хватает и разнообразия, вплоть до самого финала вы постоянно будете встречаться с чем-то новым. Новыми врагами, новыми условиями и новыми тактическими возможностями.

Должен признать, лично я достаточно ленив, выбирая конкретные тактики и стараясь их придерживаться. По этому в игре остаётся масса оружия и тактик, которые к концу игры я даже не попробовал.

Развитие сюжета

Как вы могли понять, игра на свой лад адаптирует механику из цивилизации с развитием от каменного века и вплоть до полётов в космос. Одна из возможных концовок аналогична оригинальному X-Com, долететь до Кидонии на Марсе и уничтожить супермозг который управляет силами пришельцев в солнечной системе.

Но во-первых, это только одна из возможных концовок. Я нашёл как минимум ещё две. А во-вторых, в процессе игры мы периодически будем сталкиваться с возможным выбором развития сюжета. Всё наше развитие реализовано на механике исследований и исследовав одну технологию / ветку, мы потеряем возможность исследовать другую. С помощью этих же исследований происходит “запуск” новых миссий и событий и убираются миссии и события которые становятся для нас совсем уж скучными.

Космические пиратки aka X-Piratez
Космические пиратки aka X-Piratez

В итоге, такие выборы создают некоторую долю реиграбельности. Например, я решился проходить игру повторно спустя порядка 5 лет. Впервые я брался за неё где-то в 2017-2018 годах. Сейчас же я делал другие выборы, чтобы посмотреть на немного иное развитие сюжета.

Кстати говоря, за эти 5 лет, контента в игре сильно прибавилось, боёв в иных измерениях, кошкодевочек и много чего ещё раньше попросту не было.

Через исследование мы учимся пользоваться новыми вооружениями, разрабатываем новые виды брони, узнаём мир в котором существуем, получаем ЛОРную информацию, сюжетную и так далее.

Все исследования не только зависят от массы других исследований, но также могут иметь и некий пререквизит. Например одну информацию можно получить только если мы добыли некий артефакт, на котором эта информация записана, а другое исследование можно получить только путём допроса пленником.

Таким образом, все бои и миссии являются инструментом получения нужных нам объектов для изучения, а сами исследования становятся второй основной механикой игры к которой приковано внимание игрока.

Среди статей Хабаропедии встречаются как откровенные школьные кеки так и прекраснейшие полные сарказма и иронии заметки, приведу самые запомнившиеся.

Стратегическая часть

А что там насчёт базы, производства, воздушных боёв, менеджмента? Не переживайте, всё на месте и тоже получило должное развитие.

В воздушных боях теперь могут участвовать до четырех ваших кораблей. И прямо скажем, в отношение целого ряда противников, без этого никак.

Сбивает "Вестника Апокалипсиса", демона который перевозит ещё кучу демонов из Doom
Сбивает "Вестника Апокалипсиса", демона который перевозит ещё кучу демонов из Doom

Производство различных вещей теперь требует специальных построек, например у вас не получится гнать Икс-Грог на продажу без построенного на базе спиртзавода. Я уж молчу о том, сколько сооружений нужно иметь, чтобы производить высокотехнологичные костюмы, оружие и бортовые пушки. Планируйте под промышленность отдельную базу.

Без производства также невозможно двигаться по исследованиям. Да и в целом, без него не выжить.Так что придется уделять ему должное внимание.

Слева список вещей которые не могу произвести на главной базе, по тому что нет нужных построек, справа.
Слева список вещей которые не могу произвести на главной базе, по тому что нет нужных построек, справа.

Базы. Доступных к постройке сооружений становится так много, что по сути, базы со временем начинают иметь специализацию. У меня явно выделились основная (с ударной прокаченной командой), промышленная, научная, сельская, казино и склад.

При этом, между постройками также появляются зависимости. Невозможно построить суперкомпьютер, если нет электростанции, а без суперкомпьютера нельзя личные лаборатории, а без них…

Заниматься должным планированием также приходиться и для того, чтобы оптимальным образом производить оборону базы. На скриншоте ниже белыми отмечены сооружения, для которых не соблюдены условия, чтобы их можно было построить на этой базе.

Космические пиратки aka X-Piratez

Но есть подвох

Да, всё выше описанное, особенно если вы не играли в OpenXcom X-Files, это огого какой прогресс! Многие механики и тактические ситуации запросто дают прикурить не только оригиналу, но и современным играм в жанре от крупных студий.

Но конечно не всё так гладко как хотелось бы, у игры есть и шероховатости.

Незаконченность. Поскольку это постоянно развивающийся проект, значительная часть сюжетных линий и веток находятся в состоянии Work In Progress, и пройти их до конца невозможно. Странно жаловаться, когда контента на 4к страниц и 600 часов геймплея, но да, немного обидно…

Интерфейс. Кол-во сущностей и их характеристик такое, что оригинального интерфейса родом из 94ого решительно не хватает, чтобы удобно управлять списками и получать легко всю нужную информацию. Например не хватает динамических фильтров и сортировки. Списков избранного. Более подробных описаний оружия на Хабаропедии, чтобы просто не было необходимости лезть на отдельную страницу “аналитика”. Поиск по вхождению есть в древе технологий, но оно не представлено как древо. и так далее. Игре очень тесно в этих рамках, а часть решений просто кажутся реализованными через технические костыли.

Оптимизация. Игра совершенно внезапно тормозит на современной техники в космических миссиях от не оптимизированного процесса рендера карты с огромным кол-вом этажей. (но это скорее претензия к движку)

Старые миссии. А ещё иногда бывает очень западло проходить ставшими уже простыми миссии, они начинают воспринимать не как способ прокачать команду, а как откровенная рутина. Далеко не все старые миссии можно "отменить" через исследования.

Но по сравнению с тем, сколько всего игра даёт, это конечно сущие мелочи.

Заключение

Итак, если вы любитель жанра пошаговых тактических боёв

Вы готовы раскошелиться на асбестовую кошму для того чтобы не спалить свой геймерский трон горящим пердаком

У вас есть куча свободного времени на то, что погрузиться в эту пучину безумия

Вы толерантны к огромным объёмам нюдисов и NSFW контента

Заценили уровень юмора и сатиры в приведённых выше скриншотах и он вам как раз

Вас не пугает графоний из далекого 1994ого

То чего вы ещё ждёте? Качайте!

Полезные ссылки

Наиболее последняю версию мода стоит искать именно на ModDB - https://www.moddb.com/mods/x-piratez

На других ресурсах могут находиться более старые версии.

Сообщество вконтакте, можно задать вопрос, следить за обновлениями, посмотреть на тематические арты и т.п. - https://vk.com/xpiratez

Online Хабаропедия, иногда искать что-то на ней может быть удобней за счёт наличия минимальной фильтрации - https://xpedia.netlify.app/

3232
16 комментариев

Инструментарий Беседки, конечно, хорош, но ничто не сравнится с фанатами, получившими доступ к коду игры.
Не подозревал о наличии настолько масштабных модификаций, хотя уже встречался с подобным глобальным проектом для другой олдовой и уже бесплатной игры MechCommander - Darkest Hours (https://www.moddb.com/mods/mechcommander-gold-hi-res/downloads/mcg-darkest-hours-fullversion).

1
Ответить

Ну, я знаю достаточно много глобальных переделок, как на старые, так и вполне новые игры, вот списочек, если что заинтересует пишите:
- Doom 1&2
- Heroes of might and magic 3
- Jagged Alliance 2
- X-Wing Alliance
- Eador
- Faster than light
- BattleTech
- RimWorld
- XCOM & XCOM2
- Red Alert 2
- Civilization 4
- Xenonauts

2
Ответить

Эх, "пиратки" обожаю их, как в детстве играл в оригинал так и сейчас играю и постоянно переигрываю в пираток, время от времени "обижаюсь" на игру из за смерти нелепых смертей галок и забрасываю, до новой версии. Сейчас начал новую стратегию со старта стремясь сразу уйти под воду и вытащит оттуда осцилятор

1
Ответить

Осциллятор не панацея, против ниндзя лучше ракеты

Ответить

Какой же у людей сложный способ подрочить

Ответить

Моя жена тоже недовольна)

Ответить

ну и жесть

Ответить