Что такое Warhammer 40,000? Объясняю максимально просто
Заметка для новичков в вопросах и ответах. Каждый пункт можно читать отдельно, они написаны как самостоятельные.
— «Эй, слушай, а зачем мне интересоваться вахой?»
Там мужики 2,5 метра ростом. У них 2 сердца и 3 лёгких. И они дерутся на войне, которая идёт 10 000 лет.
— Раз война идёт десять тыщ лет, а у нас Warhammer 40,000, выходит, был когда-то Warhammer 30,000?
Warhammer 30,000 называется Horus Heresy, то есть «Ересь Хоруса». Он живёт и развивается паралельно с сороковником: как книжный цикл, сеттинг и настолка.
— Насколько вселенная Warhammer 40,000 большая?
Миллион миров, на каждом происходит что-то своё: фэнтези, твёрдый сай-фай, средневековье, киберпанк, соцреализм, бондиана. Средний вайб по палате — готическое технофэнтези.
— Как всё это не превращается в кашу? И есть ли у вселенной какое-то сердце, костяк, стержень, который удерживает всё вместе?
Есть наш мир, а есть мир эмоций — варп. Разумные расы чувствовали чувства и родили бабаек. Теперь бабайки хотят, чтобы люди мучались.
В 30-м тысячелетии один мужик решил, что пора отключить людей от мира эмоций. Трабл в том, что через варп люди летают по космосу. Ну он начал потихоньку пилить проект перевода всех на аналоговые путешествия.
Для этого мужик создал себе 20 сыновей. Каждый по 3.5 метра ростом. И придумал им 2.5-метровых подчинённых — каждому сыну дал по 100-250 тысяч таких 2,5-метровых мужиков. Они должны были обеспечить отключение человечества от варпа.
Но половина сыновей перешла на сторону монстров и устроила геноцид людей. Люди победили, но батю смертельно ранили. Его усадили на Золотой Трон жизнеобеспечения.
Батя 10 000 лет висит на грани между жизнью и смертью. Своей силой воли он питает варп-маяк, который является единственным способом навигации в варпе.
Люди сражаются за жизнь против бабаек из варпа и враждебных инопланетян.
— То есть пока люди продолжают испытывать эмоции, монстры в варпе продолжат появляться и нападать на людей, которые будут испытывать эмоции, создавать в варпе монстров, которые нападут на людей, которые будут испытывать эмоции?…
Да.
— А под «людьми» имеются в виду все расы не из варпа? Орки могут испытывать эмоции и порождать зло?
Люди — это все, что пошло от нас. Орки тоже гадят в варп эмоциями.
Практически все в Вархаммере связаны с варпом — считаются «психически активными». Каждый 24/7 загрязняет варп своими чувствованиями — голодом, скукой, злостью, радостью и т. д. Бабайки от этого становятся лишь сильнее.
Бардак в варпе происходит миллионы лет циклически: одна раса поднимается, гадит в варп, схлопывается, на её место приходит другая раса. На людях это достигло такого масштаба, что вслед за ними схлопнется вся Галактика. Но это не точно.
— А как вот прямо сейчас понять, что канон, что нет? Какие события из книг или ещё откуда всё ещё входят в мифологию вселенной, а какую логику переписали, и она начала работать как-то по новому?
«Канон» или «не канон» чаще всего касается мелких деталей в духе«кто где пукнул».
База про варп, батю, войну с бабайками — неизменна
— Кстати, кто такой Хорус и какую ересь он натворил?
Любимый сын бати. Батя дал ему рулить армиями, а сам ушел в гараж мастерить Золотой Трон.
Хорус послушал бабаек, которые сказали что батя не любит Хоруса.
Хорус обиделся и полетел «раз на раз, как нормальные мужики». То, что было дальше, я описывал уже: батя ранен, завис между жизнью и смертью, 10 000 лет войны с бабайками.
— Вот ты говоришь про расы, глобальные события. А есть в этом мире, где все — будто расходные материалы — личности? Персонажи, к которым можно прикипеть? Мне вот проще погрузиться в мир, в котором есть кто-то, с кем у меня связь есть какая-то.
Есть бэковые персонажи. На них завязаны фракции. Таких в расход не пускают. Один раз пустили: орку Газкуллу отрезали голову. Очень важный бэковый персонаж. В следующий месяц уже обратно пришили. Персонаж жив.
В книжных циклах, не завязанных на бэке, бывает всякое. Убивают тех, к кому люди прикипели.
— Получается, даже в безжалостном мире бесконечной войны у героев есть сценарная броня?
Да, потому что миниатюры продавать нужно.
— Warhammer 40,000 может когда-нибудь закончиться?
Пока приносит деньги — нет.
— Но ведь Фэнтезийная ваха закончилась Концом времён, но из её пепла родился новый сеттинг — Age of Sigmar. В вахе 40 000 есть легенды о конце мира, «Рана Дандра». Когда-нибудь, когда пластиковые космодесантники будут продаваться совсем плохо, Games Workshop убьет ваху, чтобы перезапустить.
А потом оказалось, что у Fantasy Battles есть фанбаза, и однажды его тоже перезапустят в формате «Ереси Хоруса», как рассказ о сражениях давно минувших дней — Old World.
— Какие произведения — маст-хэв для входа во вселенную?
Сборник рассказов «Владыки и тираны». Есть истории про основные фракции. Рассказы хорошие.
Есть сборник «Звено». Создан как стартер для читающих. Даже на обложке написано «начни отсюда». Там рассказы не такие бодрые, но фракций больше.
— А ты пришёл к сороковнику? Что стало первым камушком в фундаменте любви к вахе?
У меня друзья с очень большим энтузиазмом рассказывали про мир и про «Ересь Хоруса». Я заинтересовался.
В следующем году будет 10 лет как я в фэндоме.
Первый камешек — сколько красиво было в тексте показано насилие. В рассказе, что меня зацепил первым, мужик 3.5 метра резал двумя цепными топорами мужиков 2.5 метра.
— А что именно рассказывали такого интересного про Ересь? Что зацепило?
«Ну там кароче такое! Это история ещё когда император САМ воевал, а не на троне Золотом сидел»
— А можно в мир вахи влететь не с книжек или настолок, а, например, с компьютерных игр? Я вот геймер. Я играть сначала хочу, а потом уже читать.
Основной прирост в ваха-комьюнити дал первый и второй Dawn of War. В целом неплохим можно считать шутер от третьего лица Space Marine.
— А из более-менее новых игр что-то так же срабатывало? А то та же Dawn of War 2 вышла-то в 2009-м.
Проводили пару лет назад опрос среди российского Ваха-сообщества. Ответили 2000 человек. Около 50-60% пришли в сороковник благодаря играть серии Dawn of War.
В последние годы заметный прирост в Ваху был связан с выходом игр Vermintide и Total War: Warhammer по фэнтези-вселенной версии сеттинга. Секрет хорошей игры по вселенной Warhammer: это должна быть хорошая игра сама по себе вне контекста Вахи.
Самое актуальное сейчас — кооперативный шутер Darktide от авторов Vermintide.
Есть большие ожидания от шутера Space Marine 2, который должен выйти в 2023 году.
— Есть ли что-то, что можно посмотреть?
Есть сборник короткометражных мультфильмов Hammer & Bolter, можно начать с них. Каждая история — самостоятельная, в ней появляются представители разных фракций.
Резюме: в далёком будущем мужики 2,5 метра ростом сражаются с другими мужиками 2,5 ростом и всякими инопланетянами, которые мешают жить людям. В параллельной реальности, состоящей из эмоций, живут демоны, которые хотят поглотить души всех людей. Человечество находится в постоянной битве за выживание. Про это есть игры, мультфильмы и книги. Пока люди покупают пластиковые миниатюры солдатиков всех враждующих сторон, контент по вселенной будет продолжать выходить.
Спасибо Никите Васильеву, который натолкнул меня на создание этого материала