Правильный выбор процессора для игр

Почему нет смысла считать количество ядер, почему процент использования процессора в мониторинге – бесполезный показатель, почему нет смысла брать старшие модели процессора с запасом на будущее и почему «8 ядер в консолях, значит, игры будут требовать 8 ядер на ПК» - полный бред.

Постоянно вижу, как людям, неразбирающимся в комплектующих дают советы сомнительного качества относительно выбора процессора, поэтому я решил подробно разъяснить некоторые вопросы на эту тему.

Начнем с самого очевидного – иногда люди даже не указывают архитектуру и платформу при упоминании количества ядер, тут и так все понятно. Теперь менее очевидные вопросы – общий процент загрузки процессора в мониторинге, боттнеки, оптимизация игр под многопоток, 8 ядер в консолях и покупка процессора «на вырост».

О мониторинге использования ресурсов процессора.

Показатель утилизации процессора в принципе можно даже не включать, он показывает только общее потребление ресурсов и не может указывать на множество других возможных боттлеков: кэш, пропускная способность памяти, межъядерная задержка и т.д. Если хотите узнать, если ли у вас боттнек, смотрите на процент использования видеокарты. Меньше 90-95% - у вас боттлнек со стороны процессора.

Оптимизация под многопоток и 8 консольных ядер.

Касательно оптимизации под многопоток и 8 консольных ядер - игра может быть заточена под определенное количество ядер и потоков. Это значит, что она не будет эффективно использовать их избыток для повышения общей производительности или уменьшения количества статтеров; это НЕ значит, что игра плохо оптимизирована под многопоток, разработчики просто не могут приоритизировать небольшой процент пользователей с >8 ядрами. Сейчас выходят AAA игры, которые делались с расчетом на эффективное использование 12 потоков. Средний цикл разработки таких игр составляет около 4 лет, собственно, примерно тогда люди и начали массово пересаживаться на R5 3600, но при этом эти игры замечательно работают на i3 12100 из-за индивидуальной мощности ядер. Сейчас также находятся в разработке и скоро начнут выходить игры, делающиеся с расчетом на производительность «урезанного» R7 3700X, который стоит в консолях. Это НЕ значит, что для комфортной игры в эти тайтлы на ПК вам понадобятся 16 потоков, это значит, что вам понадобится процессор с одноядерной производительностью как минимум равной R7 3700X и схожей многоядерной производительностью или даже немного меньшей, так как в консолях 1 ядро зарезервировано для работы операционной системы и не используется в играх. В общем, i5 12400 или R5 5600X будут эквивалетны консольному 3700X в многопотоке и значительно быстрее в однопотоке, а значит, их спокойно хватит для игры в тайтлы, сделанные эксклюзивно для нового поколения консолей.

Больше ядер дают больше фпс?

Все наверняка знают, что процессоры с большим количеством ядер имеют более высокую производительность в играх (в основном относится к интел), но почему? Я ведь только что сказал, что игры не используют избыточные ядра. Дело в том, что у интел с ростом ядер растет и объем кэша. В старших моделях его больше, а с ростом объема кэша уменьшается зависимость от пропускной способности памяти. У амд дела обстоят немного иначе – во-первых, они дают одинаковый объем кэша каждому чиплету (см. R5 5600X и R7 5700X; R5 7600X и R7 7700X), во-вторых, кэш из второго чиплета по понятным причинам не может использоваться ядрами из первого чиплета. В итоге у амд разница между младшими и старшими моделями практически отсутствует.

Не покупайте процессор с запасом.

Теперь о том, почему не стоит покупать процессор с запасом на будущее. Ответ очень простой – к тому моменту, когда игры начнут требовать производительность текущих >8-ядерников для комфортной игры, выйдут 6-ядерники, которые просто уничтожат текущие 12-ядерники в однопотоке и будут даже конкурировать с ними в многопотоке. Есть ли смысл тратить сейчас сотни баксов на то, что вы не сможете эффективно использовать до момента X, когда на рынке будут лучшие и более дешевые решения? Думаю, вы сами сможете ответить на данный вопрос.

3535
260 комментариев

Комментарий недоступен

21
Ответить

i7-2600 (даже не K) с 2011 года полёт нормальный.

Впрочем, я не графодрочер. Хоть и стоит RTX 3600, но чаще всего играю во что-то плоское. Но это с оговоркой на FullHD. Текущий конфиг не мешает радоваться тому как кораблики делают пыщ-пыщ в Endless Space 2, роботцы - ра-та-та-та в Mechwarrior 5, и зверушки пук-пук в No man`s sky. Ну и в Elden Ring вполне комфортно страдать было.

Хотя, я до 2011 сидел на Athlon XP, так что, к 2026 можно и обновиться в честь юбилея)

P.S.: ну и Windows 11 считает что мой CPU недостоин её. BTW i use Arch

10
Ответить

То есть опять не покупать процессор сейчас, а ждать будущего мифического уничтожителя текущих флагманов?Нет. Покупать сейчас 7600x за 250$ и через несколько лет 9600x за 250$. Покупать сейчас 7900X за 500$ и через 5 лет радоваться, что процессор наконец "раскрылся", это неразумно.

4
Ответить

Какая то чсвшная писанина.

19
Ответить

Проецируем.

1
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Попытка засчитана

В реальности вместо того, чтобы объяснять нешарящим юзерам как и что им брать, надо просто давить авторитетом. "Чел, я целыми днями компы собираю - я знаю, что для тебя лучше", даже если это пиздёж. Вступать в полемику на железные темы - свое время не уважать.

8
Ответить