О том, как Фандорина в Царь-Панк перенесли. "Фандорин. Азазель"
Никогда бы не подумал, что Акунина можно будет прочитать так. Он в Лондоне, скорей всего, тоже в шоке.
Пока мои ровесники зачитывались книгами про Гарри Поттера и Властелином Колец, моей любимой серией романов лет с одиннадцати до тринадцати - четырнадцати, была серия о приключениях Эраста Фандорина.
Во-первых потому, что люблю детективы;
Во-вторых потому, что сам сеттинг середины и конца 19-го начала 20-го века был мне интересен;
В-третьих потому, что каждый новый роман удивлял именно тем, что являлся всегда разным детективом.
"Левиафан" - герметичный, ограниченный одной локацией корабля. "Турецкий Гамбит" - шпионский, детектив, разворачивающийся на фоне русскотурецкой войны. "Декоратор" - ужасы про русского Джека Потрошителя из Москвы, а "Статский Советник" и вовсе политический боевик. К тому же, далеко не во всех романах, повестях и рассказах Акунина, повествование велось от лица именно Фандорина. Очень часто автор давал наблюдать за героем через призму его помощников, женщин, а иногда и вовсе тех, кто ему противостоит. Потому каждая новая книга удивляла и темой, и главными героями: от провинциальной поэтессы, что приехала в Москву к возлюбленному в кружок символистов в начале двадцатого века, до бескомпромиссного и растчетливого террориста Грина, или молодого и не очень уверенного в себе помощника Анисия.
А с начала нулевых, самые главные книги в этой серии с переменным успехом наши кинематографисты пытались перенести на маленькие и большие экраны страны.
Первым экранизацию получил самый первый роман Акунина - "Азазель". Его производством занималась студия Три-Тэ Михалкова, а за режиссёрское кресло тогда сел Александр Адабашьян, который очень бережно упаковал первоисточник в четыре серии мини-сериала и снял его с только-только восходящими тогда молодыми звёздами, вроде Сергея Безрукова и Марины Александровой, и заслуженными артистами, в лицах Олега Басилашвили и Марии Нефёдовой. В общем-то после той экранизации в 2002-м году я первую книжку про Фандорина и открыл, но сейчас рекомендовать к просмотру этот всё же очень бюджетный сериал думаю не стоит, разве что на молодую Марину Александрову посмотреть, да поразиться тому, за какие операторские ухищрения тогда давали "Теффи".
Уже через три года после вышел многобюджетный фильм "Турецкий гамбит", являющийся прямым продолжением сериала, и, надо сказать, сценарная работа там уже была проделана намного значительней и лично Борисом Акуниным в соавторстве с режиссером, а потому из местами довольно скучного шпионского детектива, с одной батальной сценой где-то посередине книги, получился увлекательный приключенческий боевик, с баталиями, огромным количеством отечественных звезд на главных ролях, неожиданным финалом для тех, кто читал книгу, и, конечно, с компьютерной графикой, что используется в фильме режиссера Джаника Файзиева и к месту, и вообще непонятно зачем.
Последним же большим фильмом про Фандорина стал "Статский Советник", вышедший в том же 2005-ом году в кинотеатрах, но который лучше смотреть именно в телевизионной версии и сериалом. Писал его лично Борис Акунин, продюсировал и художественно руководил всем процессом Никита Михалков, режиссировал Филипп Янковский, а звезд в ролях самой первой величины там было ещё больше. Михалков, Меньшиков, Хабенский, Бондарчук - такое ощущение, что все видные актеры, что не попали в Турецкий Гамбит, были вовлечены сюда и... Российские актеры видимо просто закончились, потому никто других более менее заметных фильмов про Фандорина больше и не снимал.
Но сама картина получилась, наверное, самой лучшей из всех трёх, и именно на ней серия фильмов и сериалов закончилась, уйдя на пике.
Впрочем, не только поэтому. Михалков забесогонился, Акунин встал государственному режиму в оппозицию и свалил из страны, так что было много причин для того, чтобы к приключениям Эраста Петровича больше никогда не возвращаться. И так уж слишком популярным герой получился, чтобы его ещё больше популяризировать.
В общем-то так история с экранизациями Акунина и закончилась бы, если бы не КиноПоиск, студия Один плюс Один, и Лунапарк, которые неожиданно для меня, да и наверное для всех, сняли новый сериал с новым прочтением приключений этого известного сыщика. Об этом сериале сегодня я немного и расскажу.
Вы находитесь в Блоге Марвина. Сегодня я тут немного поведаю о том, чем удивил меня новый Фандорин, чем порадовал, а чем и огорчил, а так же отвечу на вопрос, стоит ли эту экранизацию вообще смотреть.
На дворе альтернативный 2023 год. За окном Российская Империя успешно подавившая массовые протесты 1917-го, с роботами-городовыми, патрулирующими улицы городов и сёл, социальными сетями, оформленными старыми шрифтами с давно неиспользуемыми буквами типа "i" и "ъ" при написании постов и статей, и, конечно, с процветающей конституционной монархией, царь во главе которой до сих пор играет ведущую роль в принятии какого-либо важного политического решения. Да, готовые решения выносят на обсуждение царю-батюшке ключевые представители двух правящих партий: Монархической и Демократической, а царю лишь нужно принять то, что ему кажется правильным в сложившихся обстоятельствах, но принимает всё же решения он.
Так как за основу взят самый первый роман, то Эраст Петрович Фандорин здесь ещё очень молодой писарь при полицейском управлении, который только хочет стать сыщиком, и так же, как и в первоисточнике, его первое дело полностью перенесено в сериал из книги, но очень существенно дополненно.
Всё так же почему-то застрелился на глазах у изумленной публики в многолюдном парке осиротевший сын богатейшего магната. Только теперь последний нажил своё состояние на продаже природных ресурсов, а ресурсы эти сыграют свою ключевую роль в сюжете.
Все так же за этим самоубийством стоит безответная любовь к безумно популярной певице. Но теперь за певицей ухаживает ещё и сам царь, который внезапно стал играть чуть ли не главную роль во всей истории, хотя в первоисточнике его, как действующего лица, не было вообще.
Ну и конечно, в целом, вся старая история претерпела очень значительные изменения. Нам раскроют не только мотивы террористической организации Азазель, но так же прошлое Фандорина, добавят дворцовые любовные конфликты и предательства, встроят в повествование сразу несколько футуристических гаджетов, типа системы для предсказания убийств, гугл-гласс 2.0, стиратель памяти сконструированный девочкой-вундеркиндом, ну и другие, более привычные нам технологии, вписанные в сеттинг эдакого альтернативного русского Царь-Панка.
Да, можно тут конечно и подушнить про будничные иномарки, и на костюмы и форму офицеров прямиком из начала двадцатого века, перенесенные сюда без особых изменений, и на довольно странное поведение элит, но в целом делать этого мне совершенно не хочется. Более того, идею показать альтернативную реальность без красных годов российской истории, где Ульянов(он же Ленин), захоронен по лору сериала где-то в Аргентине (видимо, чтобы рьяным коммунистам подорвать и без того раскаленные пердаки от осознания того факта, что в Аргентину и фашисты после поражения свалили), я лично считаю достаточно интересной и занимательной, даже не смотря на контекст, в который создатели его выпустили (нам ведь нужно очень стыдится имперскости и всеми силами её искоренять, не так ли?).
Но и тут создатели сериала делают сразу несколько значительных шагов по усовершенствованию первоисточника, как раз за счет линии царя, что является просто слабейшим её правителем. Слабейшим в то время, когда Российская Империя в сериале стоит на перепутье выбора: ввязываться ли в военный конфликт на территории Турции или нет(что плавно подводит нас и к Турецкому Гамбиту), а ввязавшись в него, независимые СМИ осуждают его деятельность и клеймят убийцей, в то время как желтуха вовсю обмусоливает интрижку с певицей при живой жене и ставит под удар его репутацию.
В финале же история и вовсе выходит за рамки камерной шпионской истории, перетекая в масштабный политический заговор, потому я не могу данную художественную экранизацию даже ругать по мелочам, уж слишком хорошо она написана и заканчивается ровно так, как и должна. Финал вообще отличный и независимо от занимаемых позиций или убеждений зрителя, сериал именно из-за финала стоит посмотреть всем, независимо от его убеждений. И, если уж совсем честно, очень интересно будет узнать, как авторы продолжат эту историю, и продолжат ли её вообще.
К тому же радуют и актерские работы. Фандорин в исполнении Владислава Тирона будто бы сошел со страниц книжки и воплощён на экране актером просто идеально. Насколько умный, настолько же и наивный, он разматывает клубок неимоверно запутаннее, чем был для него сплетён Акуниным, а распутывая её, терпит не одну неудачу на своем пути. Бриллинг в исполнении Сергея Горошко хоть и не дотягивает харизмой до молодого Безрукова (да и времени ему уделили много меньше) всё же неплох, а то, как он рассказывает и ведёт себя все свои недолгие минуты экранного времени все равно заставляют героем проникнуться, а Мила Ершова достойно воплотила образ первой любви Фандорина.
А вот образ Николая третьего, роль которого исполняет любитель мужчин в форме Максим Матвеев, стал для меня самым неоднозначным. Его герой по большей части всё экранное время бесит и своим характером, и своими поступками, и, скажем прямо, ублюдским гримом, где накладной лоб уж слишком выпирает. Но, хоть ни жалости, ни сочувствия к нему у меня не было на протяжении всего сериала, в финале все встает на свои места и к царю и его характеру у меня лично претензий после финала не возникает совершенно.
Вывод.
По итогу, начавшаяся как какой-то странный троллинг всех без исключения смотрящих коммунистов, потому что их вычеркнули из истории, провластных, ведь "предатель" Акунин получил выплату по авторским от создателей сериала и рекламу книги, оголтелых либеральных личностей, что горят с прославления в картине имперскости и неуместности самой идеи альтернативной Российской Империи в нынешних реалиях - к концу сериал делает настолько крутой поворот, что в принципе может как снова наполнить праведной яростью, так и очень удивить практически всех, при чём по разным причинам.
Меня же лично весь этот эксперимент Кинопоиска скорее порадовал. Я получил расширенную версию хорошего детективного романа, с переносом действия в альтернативное настоящее, которая удивляла и моментами забавляла на протяжении всего просмотра. А так как теперь хочу второй сезон с экранизацией Турецкого Гамбита и с тем же актером в роли Фандорина - то настоятельно рекомендую с этим сериалом ознакомиться и вам, при чём желательно именно купив подписку Кинопоиска.
А то, знаете, как-то хочется уже чтобы все истории про Фандорина экранизировали, а не только опять то, что экранизировать смогли.
Вы читали Блог Марвина. Самого депрессивного робота на ДТФ, который, впрочем, иногда рекомендует к просмотру то, что было интересно посмотреть ему.