Мои впечатления от Dark Souls

Я прошёл Dark Souls. Это заняло всего девять лет.

Мои впечатления от Dark Souls

Это не обзор Dark Souls (кому он нужен?), это нудная подборка личных впечатлений и переживаний без скриншотов и видео (чего вы там не видели?) Тут полно спойлеров, я предупредил.

Впервые я попробовал Dark Souls в 2014 году в Стиме, это был Prepare to Die Edition с ещё не отвязанным Games for Windows Live. Порт был наикривейший и требовал допилки dsfix’ом. Это было ужасно, я не смог, я бросил где-то после демона-тельца.

Второй заход я совершил в 2017 году, и это была уже более основательная попытка. dsfix уже не требовался, но играть я всё равно не умел, это было больно, это было страшно. За пятьдесят часов я с огромными муками открыл Анор Лондо, убежал оттуда в ужасе, чтобы окончательно выгореть на волке Сифе. Эта тварь стала финальной точкой.

В прошлом году я приобрёл себе дисковую Dark Souls Trilogy на PS4 и наконец в этом февраля взялся за прохождение основательно. И вот, в очередной раз сгорев на Сифе и даже раз удалив игру, тридцать один час спустя я эффектным рипостом отправил Гвина на респаун и возжёг пламя. Это ужасная игра. Но мне, кажется, понравилось.

О жанре сосаликов

Прежде всего, мне показалось, что «соулслайковость» Dark Souls заключается не в перекатах, кострах и сложных боссах. Индустрия позаимствовала именно эти поверхностные черты, но наиболее существенные отличия игры, кажется, лежат куда глубже.

Для меня на первый план вышли примерно такие черты:

  • Манера повествования, когда ты не знаешь, что именно делаешь, но постфактум складываешь какую-то историю.
  • Мир, который живёт словно сам по себе, помимо тебя, по своим собственным законам, которые ты по большей части не понимаешь. Вот в святилище появляется дама с двумя рыцарями. Она не рассказывает, кто она и куда идёт. Пока ты бегаешь туда-сюда, они исчезают. Спустя много часов ты встретишь её глубоко в гробнице Древних, оба её рыцаря погибли и стали живыми мертвецами, а сама она сидит под камнем и горюет о своей судьбе. И таких историй там полно.
  • Большая, сложная и снова неочевидная система прокачки оружия и брони. Множество разных путей и вознесений, доступных для одного оружия, но недоступных для другого.
  • Постоянное давление на игрока, когда всё должно достигаться сверхусилием, но когда наконец достаётся, это закрепляется и радикально меняет восприятие игры. Локации, которые казались сверхсложными и непроходимыми, очень скоро оказываются банальными и даже уютно-безопасными. Боссы, казавшиеся страшными чудовищами, после прохождения предстают не такими уж сложными. А уж на NG их развалить ещё проще. Оружие, тяжело доставшееся и с огромными усилиями прокачанное, становится надёжным другом и тащит тебя через всю игру.
  • Пройдя игру до конца, понимаешь, что видел процентов двадцать игры, а понял ещё меньше.

Первых боссов мне помог развалить Drake Sword, заточенный на +2, а когда я стал посильнее и смог поднять Black Knight Sword, вот тогда-то пошёл совсем другой коленкор, и демоны начали разлетаться на куски. Капра-демоны, рядком стоящие в Руинах Демонов, прежде вызывавшие ужас и раздражение («ЗОЧЕМ ТАК ДЕЛАТЬ?»), стали отлетать, как щенята, от ударов заточенного меча чёрного рыцаря, а броня Хавела спокойно переносила их попытки что-то мне противопоставить. Не говоря уж о демонах-тельцах, умирающих с двух ударов. Чудный меч протащил меня через всю игру.

Боссы

Прохождение затянулось бы в два раза дольше, если бы я не смотрел гайды и тактики на боссов, многие из которых оказались не такими уж страшными. Я пропустил многих опциональных боссов просто потому что мог.

Выбесивший меня Сиф был в крысу расстрелян отравленными стрелами из-за тумана (я просто пришёл посмотреть на шпили).

Орнстейн и Смоуг были самым тяжёлым испытанием прежде всего из-за рандома. При прохождении через туман Орнстейн случайно мог с бешеной скоростью налететь на меня и застанлочить насмерть. Каждый раз, возрождаясь у костра в Анор Лондо, я думал, что хранительница огня, стоящая у стены, насмехается надо мной под своим забралом. Но фантом прекрасно справился, отвлекая Смоуга, и мы с Орнстейном мило поговорили. Он в основном молчал, уже не выходя из станлока.

Лысая ящерица отняла много времени и успела меня проклясть, но в целом не показалась такой уж сложной.

Взбесившийся энт оказался одновременно и сложным, и простым. Если играть по правилам, это очень сложный босс. Если проявить фантазию (и воспользоваться Ютубом), это самый лёгкий босс в игре.

Огромный и страшный Нито оказался почти безобидным, куда больше докучала его возрождающаяся скелетная челядь. Оказывается, если к нему прижаться, он почти ничего не может сделать и позорно умирает от пиромантии.

Печальный и бешеный Гвин ещё вчера казался сложным и неуловимым боссом, я гуглил на него глитчи. Но оказалось, мне неплохо удаются репосты, и надев Hornet Ring я буквально за четыре репоста закончил игру.

И тут я хочу упомянуть свою главную претензию к Dark Souls, которую я не могу оправдать уже никак. Это долбанутые рандауны.

В игре есть всего несколько боссов, к которым не нужно бежать через тридевять земель от ближайшего костра. И это преимущественно самые лёгкие боссы. Ближе всего костёр стоит, кажется, у огненной многоножки, которая позорно умерла со второй попытки.

Иногда костёр вообще в другой локации. К ящерице нужно бежать из замка через пещеру с кристаллами мимо злобных големов, по воздуху, уворачиваясь от взбесившихся моллюсков. И это ещё не самый сложный рандаун.

Чтобы попасть к Нито прямым путём, придётся минут пять сражаться с огромными злобными собаками-скелетами. Или воспользоваться срезкой и добраться до него за минуту, уворачиваясь от этих же собак.

Но самая бредовая ситуация была с Четырьмя Королями — у меня умерла хранительница огня в святилище, и костёр погас. И чтобы попасть в Бездну даже через срезку, мне приходилось возрождаться у Андре, варпаться в святилище, оттуда несколько минут бежать в Новое Лондо, уворачиваясь от рыцарей и призраков (которые, внезапно, проходят сквозь туманную дверь!) Пожалуйста, не надо так больше.

В общем и целом это кошмарная игра, но я рад, что смог её пройти, пусть даже обвешавшись с ног до головы гайдами. Она полна противоречий. С одной стороны, у игры огромный и сложный лор, а с другой, сюжет можно описать одним предложением: «Это игра о том, как дочурка заказала поехавшего батю и его подельников». Опасность на каждом шагу, но в редкой игре я порой испытывал такое спокойствие и умиротворение, когда понимаешь: «Я знаю, как работает вот это конкретное место, я могу быть в нём уверенным». Прямо как в Death Stranding.

P.S. Мне одному кажется, что Кодзима позаимствовал свою последнюю локацию Edge Knot City прямиком из Kiln of the First Flame? Практически идентичные по ощущениям виды.

26
46 комментариев