Лучший FPS на 16-битных консолях — Zero Tolerance

Термин «консольный шутер» почти всегда подразумевает если не пренебрежение, то хотя бы некоторую снисходительность. Оно и понятно: с жанром FPS на игровых приставках всегда были нелады, ведь геймпад попросту не предназначен для точного прицеливания и прочих трюков, которые возможны на клавомыши. Все это, а также другие консольные ограничения (например, более слабое железо) и породило собственный поджанр, хотя и довольно условный.

Но в истории игровой индустрии есть примеры, показывающие, что и на консолях могут быть отличные FPS. На ум сразу приходят такие культовые игры для Nintendo 64, как GoldenEye 007 и Perfect Dark от студии Rare (они же разработали Battletoads). Но по-настоящему закрепила успех и параллельно стала одной из основных франшиз Microsoft — Halo: Combat Evolved. А все дело в том, что разработчики понимали и учитывали особенности консолей при разработке.

Однако все это было уже в нулевые, в то время как в эпоху SEGA MD и Super Nintendo консольные FPS, которые можно было пересчитать по пальцам одной руки, не так уж сильно отличались от своих старших собратьев (разумеется, с поправкой на графику и производительность). Удивительно, но то, без чего сегодня невозможно представить ни один шутер — полноценный обзор и прицеливание мышью — в те времена и не было. Даже главный герой DOOM мог всего лишь водить стволом влево и вправо — при таком управлении и мышь была не нужна.

В детстве игра казалась довольно криповой. Немаловажную роль в этом играла музыка и высокая сложность игры, а также мрачный визуальный ряд

На этом фоне Zero Tolerance, которая вышла в 1994 году для SEGA MD, не выглядела бедным родственником. Игра не была первым консольным FPS, хотя официальный сайт сообщает об обратном. Это достижение принадлежит порту Wolfenstein 3D для SNES, но, в отличие от последнего, Zero Tolerance — полноценный эксклюзив SEGA MD, а не урезанный порт с PC.

Стоит отметить, уже в том же 1994 году появляется игра, в которой реализован полноценный обзор мышью. Небезызвестная студия Bungie выпустила на Mac шутер Marathon (в него можно без проблем поиграть и сейчас). К слову, позднее их выкупила Microsoft, и они сделали Halo для Xbox, но это уже совсем другая история. На DOS впервые полноценный обзор мышью появился в Terminator: Future Shock, вышедшей в 1995 году.

<i>Без миникарты было бы сложно ориентироваться на уровнях</i>
Без миникарты было бы сложно ориентироваться на уровнях

Но вернемся к Zero Tolerance. Действие игры происходит в будущем, где человечество колонизировало космос. Игроку предстоит провести элитный отряд «Нулевая терпимость» (именно так и переводится Zero Tolerance) через 40 уровней, кишащих враждебными пришельцами. В начале игры можно выбрать одного из 5 персонажей и, если тот погибнет, придется переключаться на другого. Таким интересным образом реализована система продолжений.

Разумеется, ни о какой трехмерной графике речи тогда не шло. Чудо, что консоль могла отображать хотя бы псевдотрехмерную картинку. Видимо, из-за этого большую часть экрана занимали карта, интерфейс и бесполезные штуки вроде карточки бойца и декоративных элементов. Для основного обзора оставалась лишь небольшой участок по центру экрана.

<i>Источник изображения: Reddit</i>
Источник изображения: Reddit

А еще в Zero Tolerance можно было поиграть вдвоем. Но это был не сплит-скрин (да и вряд ли бы SEGA его потянула). Для игры с другом требовался специальный кабель, которым соединялись две консоли. В девяностых и нулевых провернуть такое могли лишь избранные, но узнать о мультиплеере можно было хотя бы из книжки с кодами.

178178
77 комментариев

Помню вообще охуел от этой игры, шутер от первого лица - некстген прям)

41
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да, это верно. Их там хоть бы штук 10 набралось на SNES и MD, но тем не менее.

Ответить

Ну кстати да, мы тогда и не видел подобных этой игр

Ответить

В Зеро Толеранс мне очень не нравились первая часть игры (в биолабораториях в космосе) и третья часть - подвалы. Но просто балдел от второй части (небоскреб).
По поводу Бладшот. Был забавный случай, когда был ребенком. Ранняя весна, суббота, я прихожу со школы и иду менять картридж в свой любимый магазин, где меня уже наизусть знают, на Бладшот, т.к. начитался уже про эту игру в "Крутом Геймере" (приложение к журналу "Великий Дракон"). Стою рядом с витриной с картриджами, продавец обслуживает другого пацана, который немного старше меня. И он, сцука, после демонстрации продавцом геймплея забирает его !! Бладшот был естественно один, у меня от обиды сразу слёзы наворачиваются, я бегу домой весь в расстройствах, сажусь на кровать и просто заливаюсь истерикой. Мать спрашивает типа "что случилось?", рассказываю и говорю : "Чтоб он сдох!!". Мама говорит что-то типа : "Женя, разве можно из-за игры желать человеку смерти?". Спустя время я ,разумеется, поиграл в него, кампания вообще не зашла, а вот детматч с другом мы играли постоянно. Особенно нравилось палить в его часть экрана и мочить из piercer-а через стену. Это считался высший пилотаж.

10
Ответить

Молодой был, болел и в это время вышла ваха40к давн оф вар. Мать пошла в магаз, сказал ей купить мне эту игру. Мать принесла диск fire of warrior 😭 Ну, что поделать, пришлось за Тау выгребать...

4
Ответить