«Fly Corp»: авиаменеджер преодолевает границы

Kishmish Games, российская студия-разработчик, готовит к выпуску обновленную версию своей самой успешной игры «Fly Corp» — стратегии, пользующейся популярностью на международном рынке.

В ней игроки, управляющие постоянно развивающейся авиакомпанией, должны строить маршруты, соединять города, покупать самолеты и модернизировать аэропорты, чтобы справляться с пассажиропотоком. Обновленная версия «Fly Corp» уже находится в раннем доступе.

«Fly Corp»: авиаменеджер преодолевает границы

В этой статье я попытаюсь разобрать, что сделало «Fly Corp» таким хитом за рубежом, и проанализировать на примере игры, как пассажирские авиаперевозки изображаются в популярной культуре.

Залипательная география

Ещё в школе я не испытывал особого энтузиазма по поводу контурных карт. По какой-то причине мне казалось более увлекательным читать и слушать на уроках географии о различных типах почвы, климатических зонах и разновидностях ландшафта по всему миру — что-то о простейших вещах, из которых устроен мир. А раскрашивать однотонные карты — не самое крутое занятие. Вот и сейчас я представляю, как сижу на уроке, слушаю географа, рассказывающего о чем-то географическом, и гляжу краем глаза на бело-серо-голубую карту Европы. Давайте возьмем для примера Германию и посмотрим, сможем ли мы правильно указать, где у неё столица. Вот он — Берлин! А что там еще есть? Ну, например Франкфурт-на-Майне с его крутым сложным названием (позже я узнаю, что здесь проходит всемирно известная книжная ярмарка, но до этого ещё далеко). Отметим и его тоже! Теперь, когда у нас есть два города на карте, проведём между ними пунктирную линию — как будто они соединены самолётным маршрутом!

<p>Те самые контурные карты</p>

Те самые контурные карты

<p>Обучение в «Fly Corp»</p>

Обучение в «Fly Corp»

Словом, работа с контурными картами становилась увлекательной, если для неё придумывалась история. Сразу вспоминаются уроки географии в игре «Bully», великолепной GTA, где малолетний отморозок учится в академии для трудных подростков. По какой-то причине мне постоянно хотелось превратить подконтрольного хулигана в хулигана-отличника (сам в реальной школе я не был ни тем, ни другим). Как будто он мог потом, спустя много лет стать панком-интеллектуалом, способным сделать что-то значительное для человечества. Создать всемирную сеть пассажирских авиаперевозок — вот подходящая миссия для моего безбашенного героя.

Geography Classes - Bully: Scholarship Edition

Управляемый мной дерзкий парняга смотрит на атлас мира и придумывает, что бы такого с этим миром сотворить. Он готов даровать всем людям планеты свободу с помощью великолепной, геометричной сети воздушных путей.

Самолёты не то, чем они кажутся

Классический советский триллер «Экипаж», как и его современный ремейк, вызывает у зрителя чувство ужаса и трепета. Ещё в детстве, когда я смотрел оригинальную ленту, мне стало ясно, почему так происходит. Создатели фильма взяли обстановку, в которой удивительным образом сочетаются чувства комфорта и максимальной уязвимости, — и воплотили подспудные страхи пассажиров любого рейса. Персонажи на борту самолета изображены бессильными, не контролирующими ни происходящее, ни собственную безопасность. По ходу того, как самолёт ТУ-154Б летит навстречу гибели, зрители испытывают всё больший ужас.

<p>«Экипаж» (1979), реж. Александр Митта</p>

«Экипаж» (1979), реж. Александр Митта

<p>Ремейк 2016 года, реж. Николай Лебедев</p>

Ремейк 2016 года, реж. Николай Лебедев

Полёт в самолете должен быть обычным, комфортным, упорядоченным и неинтересным. Мы жертвуем радостью ярких ощущений (за исключением вида из иллюминатора) в обмен на чувство безопасности. О сосредоточенности на собственном комфорте в самолёте со свойственным точным юмором говорил как-то Луи Си Кей.

Луи Си Кей. Всё великолепно, но никто не счастлив

Фильм Джейсона Райтмана «Мне бы в небо» очень точно, на мой взгляд, раскрывает идею серого однообразия и «отфильтрованности» самолетов. Фильм в своё время вызвал множество негативных откликов у зрителей: унылую жизнь главного героя многие отождествили с унылостью постановки. Я считаю, что именно эта «сглаженность» и делает его таким точным: самолеты являются символами обыденности, не более того. Поэтому тему пассажирских авиаперевозок так легко изобразить с помощью безликих карт из школьного атласа.

Разработчики «Fly Corp» из Kishmish Games выкрутили эту идею на максимум и довели визуальное оформление до абсолютного минимализма: все города обозначены небольшими точками, столицы обведены кружком — и всё. Этот минималистический подход распространяется на весь пользовательский интерфейс. Исключение составляют игровые события, которые сопровождаются условными изображениями.

<p>Получается, Илья Варламов — архетип и универсальный символ урбаниста</p>

Получается, Илья Варламов — архетип и универсальный символ урбаниста

В новом оформлении игра стала ещё сильнее напоминать контурные карты: цвета стали нейтральнее, а всплывающий текст — меньше. Эти изменения позволяют каждому, кто играет в «Fly Corp», ни на что не отвлекаться, прокладывая маршруты и закупая самолёты.

<p>Раньше игра выглядела так</p>

Раньше игра выглядела так

«Fly Corp»: авиаменеджер преодолевает границы
«Fly Corp»: авиаменеджер преодолевает границы

Свобода в сдержанности

В «Fly Corp» есть рейтинговая система, позволяющая игрокам сравнивать результаты в каждом режиме. Основным мерилом успеха является игровая валюта, собранная на момент геймовера или выполнения миссии. Однако лично для меня деньги оказались не главным — мне было интереснее создавать сложную и разветвленную транспортную сеть.

<p>Одно из дневных испытаний в «Fly Corp»</p>

Одно из дневных испытаний в «Fly Corp»

Например, во время одного из ежедневных заданий нужно было построить в Бразилии транспортную систему, которая бы поспевала за буйно растущим пассажиропотоком и постоянно появляющимися на карте городами. Целью являлось заработать как можно больше денег за отведенный промежуток времени. Однако я не успокоился, пока не соединил все города максимальным количеством маршрутов, а значки самолётов и аэропортов окончательно не позеленели (что в интерфейсе игры означает минимальную загрузку пассажирами). Только в последние секунды я удовлетворённо смотрел на свою контурную карту, глядя, как круто невидимые человечки могут перемещаться по стране в больших просторных самолётах и с минимумом пересадок. Построение эффективной и хорошо связанной сети требует стратегического мышления и изобретательности, но в конечном итоге дает захватывающее чувство достижения. Мой отмороженный подросток из «Bully» гордился бы мной.

Разработчики, похоже, ожидают притока смелых гениев в игру. На это недвусмысленно намекает включённый в меню режим «Пользовательские сценарии». Пока там почти пусто, но будем надеяться, что появятся оторвы, которые из минималистичного интерфейса игры смогут создать по-настоящему увлекательные истории.

<p>Сценарии в «Fly Corp»</p>

Сценарии в «Fly Corp»

Простота понимания, понимание простоты

Здесь нам нужно ненадолго отвлечься и для наглядности перевести своё внимание на другое минималистичное эстетическое явление — на стиль модернизм. Модернизм в архитектуре — это глобальный феномен с отчетливым узнаваемым стилем. Его успех уже больше полувека наблюдается во всем мире, поскольку он может быть адаптирован для всех стран, независимо от их местоположения или культуры. Это делает модернизм одновременно визуально отличительным и универсально совместимым, создавая знаковый визуальный язык, который преодолевает границы. Именно скромность выразительных средств, минималистичность сделали модернизм универсальным международным стилем.

<p>Masters’ Houses. Дессау, Германия</p>

Masters’ Houses. Дессау, Германия

<p>Музей Гуггенхайма. Нью-Йорк, США</p>

Музей Гуггенхайма. Нью-Йорк, США

<p>Олимпийский комплекс. Токио, Япония</p>

Олимпийский комплекс. Токио, Япония

<p>Здание Ганди Бхава. Чандигарх, Индия</p>

Здание Ганди Бхава. Чандигарх, Индия

<p>Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР. Тбилиси, Грузия</p>

Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР. Тбилиси, Грузия

Теперь вернёмся к «Fly Corp» и сравним её с другими проектами KishMish Games — «Bus World» и «Metro Simulator». В этих играх ставка во многом делалась на эффект узнавания, и она работала — правда, только для тех, кто был близко знаком с культурным контекстом. (О том, как это действовало, я говорил здесь и здесь.) Разработчики признаются, что именно «Fly Corp» сумела найти отклик у игроков в развитых странах. Это видно и по отзывам в Steam: из 1200 меньше 70-ти русскоязычных. Так что минимализм действительно преодолевает границы, вне зависимости от направления творчества. Сдержанность в оформлении самолётов и аэропортов вкупе со стилем игры — живое тому доказательство.

***

Итак, в случае с «Fly Corp» мы имеем казуальную авиастратегию на контурных картах с условными обозначениями реальных городов, минималистичным дизайном и весьма динамичным темпом, усиливающимся случайными событиями. Добавляем к этому условно-сюжетные миссии и редактор испытаний, плюс рейтинговую таблицу. Оказывается, для того чтобы увлечь и погрузить игроков из разных стран и культурных контекстов, этого вполне достаточно. Похоже, массовый потребитель действительно тоскует по простоте, дающей одновременно лёгкость восприятия вместе с простором для фантазии и самовыражения. И похоже, именно это нужно для контакта с собеседниками по всему миру: простота, доступность, азарт и предусмотренная возможность высказаться в ответ. Международный рейс отправляется.

99
8 комментариев

Я так понимаю, это счастливое совпадение, что все три статьи автора - обзоры игр одной и той же студии?

1
Ответить

Слишком уж слащаво расписано, а по факту всё с игрой куда проще. И игра прямо хит за рубежом? Исходя из каких цифр? 100 человек в онлайне по steamdb?!

Ответить

там авторы мутные, удалили из стима старые игры и выпустили "новые". такое чувство что под vkplay специально запилили на скорую руку, а в вк пишут удаляют комменты.

а так пост типичная реклама (дешманская, к слову). ну тут модерации нет так что 90% реклама/шиптпост с картинкой
вот пример один
https://vk.com/wall-170092171_12812?reply=12873

1
Ответить

так это рекламный пост. Уже не первый и вроде даже не второй раз вижу его тут, и выглядит +- так же как и в прошлый раз за исключением "новых фич" которые успевают накодить за Х месяцев между постами

Ответить

Бесит что в свободной игре полмира укутаешь самолётами начинает тормозить, при том не древнем железе.

Ответить