Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Положительные, отрицательные, смешанные — мнения зрителей, которые учитывают крупнейшие киностудии мира.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

На съёмки фильма уходят недели и месяцы работы, за это время создатели кино настолько погружены во все детали и нюансы, что им требуется мнение со стороны. Поэтому тестовые показы уже давно стали необходимостью — так режиссёры получают обратную связь от зрителей ещё до проката.

Рассказываем, как студии проводят предварительные показы и делимся самыми интересными изменениями, на которые режиссёров подтолкнула публика. Например, по просьбам зрителей режиссёру «Трои» пришлось уволить композитора, а создателям «Глубокого синего моря» — убить главную героиню.

Кто и зачем набирает зрителей на тестовый прогон

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Практика предварительных показов началась в США ещё в конце 1920-х, но первым заметным примером стал фильм «Волшебник страны Оз», вышедший в 1939 году. Прежде чем выпустить картину на большой экран, создатели показали её трижды в разных городах.

После одного такого показа исполнительный директор MGM Луис Майер решил вырезать из фильма заглавную песню «Над радугой» (Over the Rainbow), которую поёт главная героиня Дороти. Аудитория сочла, что песня слишком затянута и не поверила, что девочка может напевать её в хлеву.

Продюсеры фильма вместе с музыкантами долго доказывали Майеру, что сингл нужно оставить. С большим трудом им удалось отстоять песню, правда, она прозвучала только единожды, хотя планировалась для нескольких эпизодов. Позже баллада получила «Оскар» как лучшая оригинальная песня, а несколько лет назад и вовсе была названа лучшей песней кино и возглавила топ-лист песен XX века. Аудитория на предварительном показе оказалась неправа — тем не менее практика тестировать кино на зрителях продолжилась.

Чаще всего на предварительном просмотре создатели фильма проверяют альтернативные концовки или оставляют в фильме неоднозначные реплики и спорные кадры, чтобы увидеть, как отреагирует публика.

Ежегодно киностудии тратят миллионы долларов на то, чтобы «обкатать» фильмы. Они нанимают сторонние фирмы, которые при помощи рекламных акций в местных кинотеатрах или торговых центрах привлекают аудиторию. Обычно зрителями становятся люди от 18 до 34 лет.

Предварительные просмотры — самое тяжёлое и напряжённое время на моей работе. Мы обычно не спим всю ночь, собирая вариант для показа.

Джек Робертс , ассистент монтажёра, работающий в Голливуде

После того, как предварительная версия картины готова, несколько человек идут на прогон в кинотеатр, чтобы проверить, что технически всё работает как надо. Непосредственно перед показом модератор представляет фильм и объясняет зрителям, что звуковые и визуальные эффекты могут быть ещё доработаны, поэтому на них не следует акцентировать внимание.

Реакция зала записывается, чтобы позже съёмочная группа могла отследить, где публика не смеялась над шуткой, где заскучала, где напряглась и, конечно, если такое случилось, то на каком моменте зрители стали покидать зал.

Дальше всем присутствующим раздают анкеты с вопросами про сюжет, про смешные и грустные моменты, про концовку, а также про то, что понравилось или возмутило. Главный вопрос такого опросника — «Рекомендовали бы вы этот фильм друзьям?».

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Несмотря на множество маркетинговых средств продвижения фильма, студии уделяют большое внимание сарафанному радио. Отзывы в социальных сетях, на сайтах кинотеатров и просто разговоры могут сделать кассу даже фильму, на раскрутку которого было потрачено минимум средств (например, российское кино «Неадекватные люди»: бюджет 100 тысяч долларов, сборы 621 тысяча). И наоборот — «утопить» картину, в которую вложены огромные деньги («Обитаемый остров»: бюджет 36,6 млн долларов, сборы 27 млн).

Если 90 человек из 100 рекомендуют фильм другу, то картина получает 90 баллов. Хотя каждый фильм и студия разные, в среднем 80 баллов означают, что фильм готов к широкому показу.

Джек Робертс

После тестового просмотра, фирма может организовать целевой показ, куда уже приглашается аудитория, на которую непосредственно рассчитан фильм. Формируются маленькие фокус-группы, и люди имеют возможность после просмотра подробно поделиться своими впечатлениями о фильме.

Ни режиссёры, ни актёры, ни продюсеры не должны появляться на тестовых прогонах. Однажды Том Круз нарушил это правило и пришёл на предварительный показ фильма «Миссия невыполнима 2». Актёр фотографировался со зрителями, пожимал им руки, а позже пожелал приятного просмотра и уехал. Студия тогда просто спустила деньги в трубу: публика дала фильму высочайшие оценки, потому что смогла на предпоказе встретить суперзвезду — к реальному качеству фильма это всё не имело отношения.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Ещё до предпоказа режиссёр определяет моменты, которые хочет протестировать на публике. Получив обратную связь, он в первую очередь смотрит на реакцию зала на спорные сцены. Мнения, которые зрители высказывают о других эпизодах — уже второстепенны, им уделяют куда меньше внимания. Однако есть и интересные примеры, когда создатели приняли такие отзывы к сведению и не прогадали.

Так, после предварительного просмотра «Свадьбы моего лучшего друга» зрители писали в анкетах, что у их любимчика — актёра Руперта Эверетта — было мало экранного времени. Режиссёр прислушался к пожеланиям публики и специально доснял с ним дополнительные кадры, чтобы сделать персонажа Эверетта более заметным, и тем самым приумножил армию поклонников фильма.

Несмотря на то, что студии не просто так тратят деньги и стараются прислушиваться к аудитории, есть и примеры того, как съёмочная группа игнорирует обратную связь. Тут можно вспомнить два показательных случая — с фильмом «Семь» и «Ангелы Чарли 2». Реакция зрителей на обе картины была неоднозначной, авторы отказались что-либо менять — а результаты получились очень разными.

Триллер «Семь» не понравился зрителям своей мрачной концовкой, в которой погибла девушка главного героя (её сыграла Гвинет Пэлтроу). Публика просила дать ей шанс остаться в живых. Однако режиссёр Дэвид Финчер и исполнители главных ролей — Брэд Питт и Морган Фримен — наотрез отказались менять страшный финал. В итоге студия пошла навстречу съёмочной группе и оставила всё как есть.

Фильму «Ангелы Чарли 2: Только вперёд» досталось от публики ещё больше. Зрители были уверены, что кино получилось глупым, а авторы даже не потрудились придумать толковый сюжет. Всё свелось к эксплуатации полюбившихся образов, которые воплотили голливудские актрисы Кэмерон Диаз, Дрю Бэрримор и Люси Лью. Возможно, создатели понимали, что если пойти на поводу у аудитории, придётся слишком многое поменять, поэтому оставили всё как есть.

В итоге фильм «Семь» побил рекорды по сборам, а продолжение «Ангелов Чарли» не вернуло вложенных средств и принесло авторам семь номинаций на «Золотую малину», в том числе за худший фильм, худшую актрису (в которую попали и Диаз, и Бэрримор) и худший сценарий.

«Славные парни», у которых зрители попросили убавить жестокости

Криминальная драма Мартина Скорсезе «Славные парни» имеет славу жёсткого гангстерского фильма. Но если бы не предварительный показ, картина была бы ещё более кровавой. Первые посмотревшие были в ужасе от того, как режиссёр расправлялся с главными героями. Одним из таких моментов стало убийство гангстера Билли Баттса в исполнении Фрэнка Винсента.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

По сюжету, Томми ДеВито (Джо Пеши) жестоко убивал Билли, нанося ему удары большим кухонным ножом. Это и был один из моментов, который тестировался на публике. Уже на кадре, где Томми только доставал нож, зрители начинали возмущаться.

Когда он стал наносить удары Билли Баттсу в машине, после первых двух люди начали покидать зал. Он ударил ножом в третий раз — и ещё больше людей ушло. И тогда я спросил помощника: «Сколько у нас ударов»? А он ответил: «Семь». Хорошо, но нам не надо, чтобы они совсем ушли, так ведь? Достаточно того, что мы видим нож и понимаем, что будет дальше.

В итоговую версию вошло четыре удара, а ещё три остались за кадром — вместо этого была показана реакция героя, которого играл Роберт Де Ниро. Сцена убийства в багажнике автомобиля стала одной из ключевых в фильме о гангстерском насилии.

Ещё один эпизод был уже почти вырезан по просьбе студии Warner Brothers. Эта была сцена с матерью режиссёра — Катрин Скорсезе, которая играла маму Томми. Представители студии настаивали, что эпизод слишком долгий и затягивает сюжет.

Затем они прочли заполненные опросники с предпоказа. Людям могла не нравиться картина, но все были в восторге от сцены с моей мамой. Так что мы оставили её. Вот почему я так благодарен тестовым просмотрам.

Мартин Скорсезе, режиссёр

При бюджете в 25 миллионов долларов, фильм собрал почти 47 миллионов и множество номинаций и наград, в том числе «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Сегодня «Славные парни» считаются классикой гангстерского кино, наряду с «Крёстным отцом» и «Однажды в Америке».

«Красотка», грустный финал которой зрители попросили заменить

Сценарист Джонатан Лоутон едва сводил концы с концами, когда в конце 1980-х писал сценарий мрачной драмы. Вряд ли он мог когда-то предположить, что из этого в итоге получится романтическая комедия «Красотка». По его словам, он пытался создать что-то необычное, что действительно заинтересовало бы публику.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Одной из задумок сценариста было показать, как реагирует на богатую жизнь тот, у кого никогда такого опыта не было. Так родилась история про отношения между богатым финансистом и девушкой легкого поведения. В сценарии было несколько отсылок к этой теме, которые позже попали в окончательную версию фильма — опера «Травиата», поход по магазинам, ужин в дорогом ресторане.

Оригинальный сценарий «Красотки» не предполагал хеппи-энда, это была драма, в которой Эдвард (Ричард Гир) и Вивьен (Джулия Робертс) расстаются. Один из вариантов выглядел так: после недели, проведённой вместе, девушка получает обещанные три тысячи долларов и с подругой уезжает в Диснейленд.

Альтернативной версией стало более мрачное окончание фильма — финансовый магнат выбрасывает проститутку из машины, кидая ей вслед три тысячи долларов. Автомобиль уезжает, а девушка остаётся лежать на грязной улице в окружении купюр.

Существовала и последняя, самая жёсткая концовка фильма — по сюжету, Вивьен была наркоманка, и картина могла закончиться смертью главной героини от передозировки. Все эти варианты вполне подходили задумке Лоутона, которая никак не предполагала хорошей развязки.

Однако проектом заинтересовалась студия Disney, и стало понятно, что ни одна из версий финала не подойдёт. Сценаристов попросили дописать ещё одну — сказочную, про то, как «принц на белом коне» спасает заблудившуюся в жизни девушку. Они полюбили друг друга и стали жить долго и счастливо. Лоутон был против, но положение не позволяло ему спорить с киностудией.

Представители Disney, чтобы не обидеть автора, предложили протестировать все концовки — и ту, за которую проголосуют зрители, вставить в конечный вариант. Конечно, победил счастливый финал. Кроме того, создателям пришлось поменять название фильма. Зрители посчитали, что сказочная история не может называться «3000» (сумма за неделю, на которую Эдвард договорился с Вивьен). Так в широкий прокат вышла «Красотка».

Несмотря на то, что замысел Лоутона и режиссёра Гарри Маршалла, который поддерживал сценариста, провалился, фильм собрал кассу. При бюджете в 14 миллионов долларов, студия получила обратно 463 миллиона.

«Блондинка в законе» и её дописанная речь в финале

Предварительный показ фильма «Блондинка в законе» прошёл, без преувеличения, успешно. Однако, судя по отзывам, в конце зрители остались немного разочарованы. В оригинальной версии Элли (Риз Уизерспун), будучи студенткой первого курса, выигрывает дело в суде и принимает поздравления от друзей — в том числе, поцелуй от Эммета (Люк Уилсон). Публике такая развязка не понравилась.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Зрители на предпоказе посчитали, что это недостаточно впечатляющая концовка, с точки зрения того, чего героиня в итоге добилась. Этот поцелуй выглядел, как будто это была романтическая комедия. Но они знали, что это было кино не о том, как девушка ищет отношений.

Карен МакКалах, сценарист

Сразу после полученных отзывов в лобби кинотеатра сценарная команда села обсуждать возможные варианты пересъёмок. Было решено доснять сцену, в которой Элли будет произносить речь на церемонии вручения дипломов. Интересно, что сценарий писался в течение двух лет, а новая концовка была создана за несколько дней.

Проблема заключалась в том, что Риз Уизерспун и Люк Уилсон уже были заняты в других проектах. Уизерспун снималась в фильме «Как важно быть серьёзным» по Оскару Уайлду и была уже давно не блондинка. Съёмки проходили в Англии, поэтому группе «Блондинки в законе» пришлось ехать доснимать эпизод в Лондон.

На финальных кадрах особо внимательный зритель сможет разглядеть разницу в цвете кадра и в том, как выглядят парики главных героев. Но для авторов это было уже не так важно — всё же концовка понравилась публике. При бюджете в 18 миллионов долларов, сборы составили почти 142 миллиона. Кроме того, после успеха картины, создатели решили снимать продолжение.

«Звёздный десант» и ненужная романтика в фильме

Обычно любовная линия в фильме находит отклик у широкой аудитории, но не в случае со «Звёздным десантом» Пола Верховена. В оригинальной версии сценария, одна из героинь — Кармен (Дениз Ричардс) — разрывает отношения с возлюбленным Рико (Каспер ван Дин), когда им приходится расстаться на время военной подготовки.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

То, что девушка предпочла карьеру отношениям, уже вызвало возмущение у аудитории. Но дальше по сюжету у неё назревал роман с командиром Зандером (Патрик Малдун). Несмотря на то, что история про любовь между боссом и подчинённым не нова, зрителям не понравилась романтическая связь между разными по званию героями.

Многие отметили, что девушка не может так быстро влюбиться после только что закончившихся отношений. Созданный сценаристами любовный треугольник аудитория не одобрила. Окончательно разочаровала публику смерть новой возлюбленной Рико — Диззи (Дина Мейер). Тестовая аудитория была уверена, что умереть должна была именно Кармен.

Режиссёру пришлось потрудиться, чтобы исправить ситуацию. Для начала он убрал всю романтику между Кармен и командиром, чтобы вызвать симпатию у зрителей к героине, которая последовательно выбирала карьеру, а не отношения.

Согласно первоначальному сценарию, после смерти командира был запланирован финальный поцелуй между Кармен и Рико, что давало намёк на возобновление отношений. Его Верховен также вырезал, чтобы показать — решение расстаться было взвешенным и окончательным. Кроме того, из фильма, тоже по желанию зрителей, были вырезаны некоторые сцены с обнажёнкой, что привело в недоумение самого режиссёра.

Американцев больше расстраивает нагота, чем насилие. Я постоянно удивляюсь этому. Я имею в виду, что все сексуальные сцены, что я видел в американском кино, весьма скучны. Голая грудь гораздо тяжелее проходит цензуру, чем тело, изрешечённое пулями.

Пол Верховен, режиссёр

После всех внесённых правок, аудитория поменяла мнение и приняла сюжетную линию Кармен. Фильм хорошо прошёл в прокате, хотя никаких кассовых высот не достиг.

«Лицензия на убийство» и предыдущее название, которое не поняла публика

В конце 80-х годов к релизу готовилась очередная часть бондианы. Предпоказ в Англии прошёл удачно, а вот в США появились трудности. Проблема оказалась в названии фильма, которое первоначально звучало как «Лицензия аннулирована».

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

По сюжету имелось в виду, что лицензия на убийство Джеймса Бонда была аннулирована. Англичане использовали слово revoked, которое переводится как «отменён», «аннулирован». Но у американцев это слово не в ходу. Студия MGM, выпускавшая фильм, предупредила режиссёра, что название может вызвать непонимание, но на свой страх и риск авторы его оставили.

Тестовый просмотр показал, что студия была права. Мало того, что слово revoked вызвало вопросы, так ещё и «лицензия» в США используется в речи, в основном, когда говорят о водительском удостоверении. Поэтому зрители и недоумевали, почему у Бонда отняли права на управление автомобилем.

Несмотря на то, что уже был запущен выпуск билбордов и рекламной продукции, американский рынок оказался важнее. Создатели фильма отозвали прежнее название и исправили его на «Лицензия на убийство».

«Титаник» и лишние 45 минут, которые утомили зрителей

Окончательный хронометраж «Титаника» Джеймса Кэмерона составил 3 часа и 14 минут. Однако если бы не предварительные показы, картина могла бы длиться на 45 минут дольше. Сейчас даже создатели не вспомнят все сцены, которые пришлось вырезать, но это явно не помешало фильму стать культовым и собрать рекордное количество наград (только премии «Оскар» «Титаник» был удостоен 11 раз).

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Но про один вырезанный эпизод широкой аудитории стало известно. После того, как Роуз (Кейт Уинслет) спасла Джека (Леонардо Ди Каприо) из кабинета, где он был прикован наручниками к трубе, на их пути возник охранник Каледона (Билли Зейн). Между ним и Джеком завязалась драка. Этот момент не только затормозил действие, но, по мнению публики, выглядел абсурдно. Никто не мог поверить, что видя, как корабль идёт ко дну, кто-то затеет драку, теряя драгоценное время. Режиссёр без сожаления вырезал эту сцену.

В остальном создателям «Титаника» беспокоиться было не о чем. Первый тестовый просмотр, который провела Национальная исследовательская группа в Миннеаполисе, показал беспрецедентные рейтинги одобрения зрителей. Особенно всем понравился Ди Каприо. В дальнейшем создатели использовали этот факт, задействовав будущую голливудской звезду почти во всех своих рекламных кампаниях.

Ещё одним открытием для съёмочной группы стало то, что публика отметила дорогие съёмки фильма — 200 млн долларов. Зрители говорили, что им было интересно посмотреть, на что была потрачена такая огромная сумма.

В рамках продвижения фильма, рекордно высокий для того времени бюджет озвучивался почти в каждом интервью режиссёра и актёров. Тогда даже нецелевая аудитория была готова посмотреть «Титаник», только чтобы вынести собственное мнение — стоила ли картина затраченных средств. В общей сложности фильм собрал почти 2 миллиарда и 200 миллионов долларов. Сейчас это третий результат в истории кинематографа — выше только «Аватар» того же Кэмерона, а также финальные «Мстители».

«Русалочка» и песня, которой могло и не быть

Песня «Часть твоего мира» из мультфильма «Русалочка» могла улететь в корзину после тестового просмотра, устроенного в 1989 году для маленьких зрителей.

Песня должна была быть вырезана, потому что дети начинали на ней скучать и кидаться попкорном. […] Но нам нужно было, чтобы она осталась. Не могу представить себе [«Русалочку»] без этой песни.

Джоди Бенсон, актриса, озвучившая Ариэль

Сингл был написан в традиционном диснеевском стиле песен «Я хочу», в которых главный герой мультфильма поёт о своих мечтах. Обычно эта композиция идёт в самом начале и становится ключевой для понимания сюжета.

Например, такая песня была в легендарной «Белоснежке»: там героиня пела «Когда-нибудь мой принц придет». Об этом создатели «Русалочки» напомнили студии, уговаривая сохранить «Часть твоего мира».

Песня стала гимном надежды и мечты Русалочки, с которой и начинается её история. Сейчас сложно представить, как маленькие зрители могли бы обойтись без неё и понять замысел мультфильма.

«Гравитация» и спецэффекты, которые ждала аудитория

Тестовый показ фильма «Гравитация» привёл режиссёра Альфонсо Куарона в ужас. «Почему там не было инопланетян?», «Я бы хотел, чтобы там был монстр», — такими ответами были заполнены анкеты зрителей после предварительного просмотра. Куарон считал, что публика не поняла его замысла, а представители студии задумались, стоит ли вообще выпускать кино в таком виде.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Даже путь к тестовому показу у фильма был непростой. «Гравитация» успела пережить многочисленные отказы актёров. Так, роль Райан Стоун (Сандра Буллок) могли сыграть Анджелина Джоли, Натали Портман, Скарлетт Йоханссон — но все они отказались. Мэттом Ковальски мог стать не Джордж Клуни, а Бред Питт, Уилл Смит или Том Хэнкс. Кроме того, сценарий долго ходил по студиям, пока им не заинтересовалась Warner Bros.

В такой ситуации смешанные оценки зрителей могли просто добить фильм. В том, что публика не приняла «Гравитацию», Куарон винил «сырой» вариант, который был на предпоказе — режиссёр считал, что картине не хватает компьютерной графики. Возможно поэтому фильм и не впечатлил аудиторию, получив эпитеты «громоздкий» и «скучный».

Тем не менее режиссёр наотрез отказался вводить монстров и инопланетян по заказу зрителей. Сюжет остался лаконичным — двое в космосе. Но Куарон был согласен, что над спецэффектами нужно было работать. В итоге, 60% событий на экране создано при помощи компьютерной графики.

Следующей проверкой «Гравитации» стал Comic-Con в Сан-Диего. И вот там отзывы публики были восторженными. Картина стала одним из основных претендентов на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в 2014 году. Бюджет составил 100 миллионов долларов, а сборы — 723 миллиона.

«Спуск» и его главная героиня, которая по просьбам зрителей осталась жива

У британского фильма «Спуск» есть две версии финала — и всё благодаря зрителям. По сюжету шестеро подруг отправляются в пещеры в поисках острых ощущений, и там сталкиваются с подземными существами, которые охотятся на людей. Пять девушек погибают в пещерах, и только Саре (Шона Макдональд) удаётся спастись. Она выбирается наружу и садится в автомобиль, но позже оказывается, что это был сон — героиня по-прежнему находится под землёй.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Когда оригинальный вариант показали британским зрителям, они приняли его с пониманием — всё же это фильм ужасов. Картина уже вышла в Великобритании, когда её решили протестировать на американской аудитории перед запуском в США.

И вот там зрителям не понравился безнадёжный финал, они посчитали гибель всех персонажей фильма слишком жестокой и остались недовольны «Спуском». Режиссёр Нил Маршалл придерживался оригинальной версии, но согласился пойти на уступку. Он обрезал последний эпизод, в котором Сара очнулась ото сна в пещере. Таким образом, по версии для американских зрителей, героине удалось спастись. Хотя, как заметил сам режиссёр, ещё неизвестно, что страшнее — смерть или жизнь, в которой героиню будут вечно преследовать кошмары.

«Челюсти» и Спилберг, который сам решил поправить фильм после предпоказа

В 1975 году участники тестового показа увидели фильм Стивена Спилберга «Челюсти». По словам одного из создателей, на протяжении всей картины зрители кричали от страха, не останавливаясь. Фильм вызвал восторг и положительные отзывы — однако по реакции людей режиссёр сам отметил недостатки, которые захотел устранить.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Несмотря на то, что в те годы для многих «Челюсти» стал самым страшным фильмом, который надолго отбил желание входить в воду, Спилберг считал, что даже в таком кино нужны смешные моменты. Режиссёр был уверен, что зрители не могут находиться в постоянном напряжении, им нужна разрядка — смех. И тогда смотреть дальше будет ещё страшнее.

Таким моментом должен был стать эпизод, где офицер полиции Мартин Броуди (Рой Шайдер) спасается от огромной белой акулы, после чего охотник Квинт (Роберт Шоу) говорит: «Тебе понадобится лодка побольше». Во время предпоказа в зале стояли крики и возгласы, а потому шутка «утонула» в шуме. Тогда Спилберг специально продлил этот момент, чтобы дать публике расслышать реплику и посмеяться.

В то же время Спилберг посчитал, что и криков было тоже недостаточно. Режиссёр решил переснять момент, в котором эксперт-океанолог Мэтт Хупер (Ричард Дрейфус) обнаружил тело Бена Гарднера (Карл Готтлиб). Спилберг так и сказал студии, что хочет сделать фильм ещё страшнее, на что получил отказ. Режиссёр все равно переснял сцену, только за свои личные деньги, потратив три тысячи долларов — и только тогда остался доволен полученным результатом.

Студия была неправа, пожалев деньги Спилбергу — при бюджете в 9 миллионов долларов, фильм принес 470 миллионов и заработал культовый статус, заодно начав эпоху киноблокбастеров.

«Инопланетянин» и счастливый финал, который выпросили зрители

Стивен Спилберг всегда ценил тестовые просмотры, а потому в 1982-м с интересом ждал, что же аудитория скажет про его новый фильм «Инопланетянин». В финале предпоказа зрители в зале плакали, а после ругали концовку. В оригинальной версии инопланетянин умирает в плену у правительства — это показалось аудитории слишком мрачным финалом.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Режиссёр прислушался и решил полностью изменить концовку, оставив инопланетянина в живых. По сюжету он прощается с другом, которого приобрел на Земле и возвращается к своей семье. Легендарный кадр летящего велосипеда на фоне луны позже стал логотипом компании Спилберга Amblin Entertainment.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Последние минуты «Инопланетянина» стали одними из самых сентиментальных моментов всего фильма. По воспоминаниям самого Спилберга, на одном из предпоказов, которые он устраивал для знаменитостей, присутствовал принц Чарльз и принцесса Диана. В конце фильма всех поспешно попросили выйти из зала — Диана расплакалась и ей нужно было время привести себя в порядок.

Режиссёр был доволен и благодарен публике. На последующие 11 лет «Инопланетянин» стал самым кассовым фильмом — при затратах в 10,5 миллиона долларов, картина принесла почти 793 миллиона. В 1993 году рекорд побил другой фильм Спилберга — «Парк Юрского периода».

«Ведьма из Блэр», которая, по велению публики, стала короче почти в два раза

За восемь дней создателям проекта «Ведьма из Блэр» удалось снять более 20 часов материала, ещё восемь месяцев ушло на монтаж — оригинальная версия длилась около 2,5 часов.

Тестовый просмотр проходил в Орландо: фильму удалось держать в напряжении публику, но в середине некоторые зрители стали покидать зал. Большинство из тех, кто остался, отметили, что хронометраж убивает всё действие.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

На том самом просмотре оказался продюсер Кевин Фокс — он согласился помочь сократить фильм, но с условием, что съёмочная группа не будет бороться за каждый кадр. Окончательная версия составила 81 минуту. В итоге «Ведьма из Блэр» не просто стал одним из самых страшных фильмов 90-х и при бюджете в 60 тысяч долларов принёс своим создателям 248 миллионов, но и фактически дал начало жанру мокьюментари и низкобюджетным хоррорам в целом. Подробнее об этой истории можно прочесть в нашем большом материале.

«Побег из Шоушенка» и счастливое воссоединение героев, о котором так просили зрители

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Самая созидательная ночь в твоей жизни — тестовый показ. Предварительные просмотры ужасны и неприятны, но они всегда учат тебя тому, что тебе действительно нужно знать о твоем фильме.

Фрэнк Дарабонт, режиссёр «Побег из Шоушенка»

В начале 90-х годов Дарабонт приобрёл у Стивена Кинга права на экранизацию его повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» за символическую тысячу долларов. Писатель согласился на сделку с условием, что вернёт режиссёру деньги, если фильм провалится в прокате.

Картина была далека от провала, но король ужасов так никогда и не обналичил чек. Он даже вставил его в рамку и прислал Дарабонту с надписью: «Просто на случай, если тебе когда-либо понадобятся деньги. С любовью, Стив».

Оценки зрителей после предварительного показа фильма «Побег из Шоушенка» были высокими, однако публика хотела счастливый финал. Дарабонт планировал оставить концовку открытой, как это и было в книге Кинга. Ясно было только то, что Ред (Морган Фримен) хочет нарушить правила условно-досрочного освобождения и покинуть США. Но встретится ли он после этого с другом Энди (Тим Роббинс) — можно было только догадываться.

Аудитория же настаивала на конкретном финале: зрителям было важно увидеть воссоединение друзей на экране. Дарабонт согласился и доснял эпизод, где Ред и Энди встречаются на пляже в Мексике. Такой яркий и счастливый конец в драматичной картине запомнился зрителям. Фильм был признан одним из величайших кинопроизведений XX века.

Но есть и эпизод, который режиссёр вырезал именно после тестового прогона. В середине фильма Ред изображал паническую атаку, чтобы получить условно-досрочное освобождение — но эмоциональный срыв тогда уже был показан другим персонажем фильма. Зрители, уже видевшие этот трюк немного ранее, не поняли замысел режиссёра и были раздражены повтором. Дарабонт немедленно вырезал этот пятиминутный эпизод, так как и сам сомневался в его целесообразности.

При том, что сборы едва превысили затраты (28 миллионов при бюджете в 25), фильм был представлен ко множеству наград. В том числе картина попала в семь номинаций на «Оскар».

«Чёрный котёл», который напугал детей и отпугнул взрослых

Самый дорогой и самый провальный мультфильм студии Disney «Чёрный котёл» едва не обанкротил знаменитую студию. Интересно, что критикам кино понравилось, но вот зрители были в бешенстве.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

В 1984 году был организован предварительный показ, который обернулся полным провалом. Дети, рыдая, убегали из зала, родители в гневе ругали создателей. Они говорили, что шли за очередным диснеевским мультфильмом, а получили мрачную и страшную историю. Рогатый король, ведьмы, армия мертвецов, злые силы — для одного детского мультфильма был явный перебор с негативом.

Студия пыталась спасти положение и попросила режиссёра убрать самые ужасные сцены, но авторы наотрез отказались. Тогда представитель Disney сам отправился на монтаж, а премьера была передвинута с рождественских каникул 1984 года на июль 1985 года.

В итоге из мультфильма было вырезано 12 минут, но это не исправило ситуацию — фильм провалился в прокате. Дети не стали смотреть «Чёрный котёл», потому что им было страшно. Взрослые, наоборот, не видели в нём ничего ужасного, а потому просто проигнорировали. Было неясно, для кого же эта картина вообще сделана.

После столь неудачного выхода в прокат последовали увольнения — работу потерял один из создателей и продюсеров мультфильма Ричард Рич. Из-за коммерческого провала студия даже не выпустила «Чёрный котёл» на видеоносителях. Только в 1998 году он появился на VHS в США и Канаде. До сих пор «Чёрный котёл» называют «мультфильмом, который почти убил Disney». При бюджете в 44 миллиона, он не вернул студии и половину этой суммы.

«Глубокое синее море» и публика, требующая смерти главной героини

После предварительного показа фильма «Глубокое синее море» аудитория была недовольна, ведь главная героиня — доктор Сьюзен Макалистер (Саффрон Берроуз) — осталась жива. По мнению зрителей, именно она была виновата в гибели стольких людей, это была её идея увеличить акулам мозг, после чего те смогли обхитрить людей и вырваться на свободу.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Для режиссёра картины Ренни Харлин это оказалось полным сюрпризом. На протяжении всего фильма зал был в напряжении, переживая за героев, но последние семь минут зрители негодовали. Харлин признался, что по задумке авторов Сьюзен была героем, а для публики — стала отрицательным персонажем, который заслуживает смерти.

Я помню, как мы все сидели и говорили: «Чёрт, у нас проблемы. Как нам это исправить?». Это была моя идея, я сказал: «Окей, у нас нет времени на большую пересъёмку, но у меня есть идея. Когда Сьюзен падает в воду — что если она не выживет? Её съедят акулы, а L.L. Cool J — герой. Всем он понравился, как и Томас Джейн (актёры, сыгравшие других персонажей — DTF)».

Мы пересняли всё за один день в аквариуме на Universal. Это было реально просто, но полностью изменило конец истории. [...] Публика получила то, что хотела. Это лишний раз доказало, что какими бы умными мы себя не считали, зрители скажут, как на самом деле всё должно быть.

Ренни Харлин, режиссёр

«Роллербол» и критические замечания зрителей, которые не спасли фильм

Премьера фантастического боевика «Роллербол» — ремейка оригинального фильма 1975 года, была отложена почти на год, потому что зрители на предпоказе дали фильму плохие оценки.

Авторы делали упор на экшен, которого аудитории в итоге и не хватило. Сюжет показался им скучным и затянутым. Первая версия, снятая несколько десятилетий назад, выглядела даже более динамичной и интересной. Более того, согласно отзывам, публика вообще не поняла, зачем нужно было делать ремейк. Спасение проделанной работы создатели видели в изменении рейтинга картины на «13+».

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Для того, чтобы тинейджеры могли увидеть кино, в течение двух недель команде пришлось доснимать дополнительные эпизоды, чтобы прояснить некоторые сюжетные линии, в том числе и финал фильма. Под нож пошли все сцены с обнажёнкой, в первую очередь с участием исполнительницы роли Авроры Ребекки Ромейн. Кадры с насилием были либо отредактированы, либо пересняты.

Первая версия «Роллербола» длилась более 2 часов, что тоже не понравилось аудитории. В итоге фильм был сокращен почти до 98 минут.

Впрочем, все принятые меры не спасли картину от провала. При бюджете в 70 миллионов долларов, фильм собрал чуть более 25 миллионов. В данном случае публика и критики оказались единодушны, назвав «Роллербол» одной из худших кинокартин начала 2000-х. Так что сейчас и его название уже мало кто помнит.

«Милые кости» и публика, жаждущая крови

Драма Питера Джексона «Милые кости», снятая по одноимённому роману, мало кого из зрителей оставила равнодушным. Трагическая история о том, как зверски убитая 14-летняя Сюзи (Сирша Ронан) наблюдает с небес за своими родными, пытающимися найти её, вызвала положительные оценки у тестовой аудитории. За исключением одного — публика была разочарована финалом.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

По сюжету, Харви (Стэнли Туччи) — сосед Сюзи, заманивает девочку в своё убежище под предлогом показать «домик под землей», построенный для игр. Там он насилует Сюзи, а потом убивает ее. Как выясняется позже, девочка не была единственной жертвой маньяка. В оригинальной версии убийца понёс наказание, сорвавшись с обрыва. Но зрители посчитали это слишком милосердным концом.

Многие люди говорили нам, что разочарованы сценой смерти, так как они хотели видеть, как страдает персонаж. Мы должны были создать жестокую сцену его гибели, чтобы удовлетворить людей, дать им то, в чём они нуждались.

Питер Джексон, режиссёр

Режиссёр расширил эпизод смерти Харви — на убийцу, который высматривает новую жертву, падает сосулька, после чего он теряет равновесие и летит с обрыва. Камера в подробностях показывает, как маньяк ударяется о каменные выступы и падает на снег. Джексон дал зрителям несколько дополнительных секунд, чтобы убедиться, что Харви мёртв — и насладиться свершившимся возмездием.

Несмотря на то, что в фильме «Милые кости» прибавилось сцен насилия, рейтинг ему оставили «13+». Картина была высоко оценена критиками и получила номинации на такие престижные премии, как «Золотой глобус» и «Оскар».

«Могучий Куин» и поцелуй, который не понравился аудитории

К необычному решению пришёл режиссёр Карл Шенкель после тестового показа боевика «Могучий Куинн» в 1989 году. Он вырезал любовную сцену между Куинном (Дензел Вашингтон) и Хейдли (Мими Роджерс). Зрители не оценили поцелуй между персонажами.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Как позже выяснилось, на предварительный просмотр были приглашены представители разных рас. Лучше всего ситуацию описал комментарий самого Дензела Вашингтона.

Чёрные женщины возненавидели эту сцену. Белые мужчины возненавидели эту сцену.

Дензел Вашингтон, актёр

Интересно, как всего за три года изменилось мнение публики. В 1992 году на экраны вышел фильм «Телохранитель» с Уитни Хьюстон и Кевином Костнером в главных ролях. На романе между героями был выстроен весь сюжет — и зрители восприняли картину восторженно.

«Троя» и музыка, которая мешала смотреть фильм

Порой реакция зрителей на фильм может быть совсем уж неожиданной. Крупномасштабные съёмки, грандиозные костюмы, звёзды Голливуда в главных ролях, но публика призналась, что смотреть фильм «Троя», им мешала... музыка.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Саундтрек композитора Габриэля Яреда назвали «громоздким» и «старомодным», больше подходящим для какого-нибудь фильма про Геркулеса, снятого в 50-х. Зрители откровенно смеялись на вполне серьёзных моментах, в чём и обвинили саундтрек, который якобы сбивал с настроя. Яреда сразу же заменили на другого композитора — Джеймса Хорнера, музыка которого и вошла в окончательную версию.

В течение 24 часов вся моя работа была полностью отвергнута режиссёром и студией, и сотрудничество, длившееся целый год, было завершено. Но что шокировало меня больше всего — мне даже не дали шанса изменить что-то или ответить на вопросы или обвинения в адрес моей работы.

Габриэль Яред, композитор

Позже Хорнер признался, что в первый раз слышал, чтобы тестовой аудитории не понравилась музыка, а зрители вообще заметили в кино звуковое сопровождение и так резко отреагировали на него.

Либо Яреду так сильно не повезло с залом на предварительном просмотре, либо его музыка оказалась настолько плоха, что обратила на себя внимание публики. Хорнер за свою музыку получил премию ASCAP Award.

Бонус: «Грязные танцы» и зрители с предпоказа, которым вообще не понравилось кино

Фильм «Грязные танцы» считается одним из ярчайших примеров, когда мнение тестовой аудитории не совпало с широкой публикой. Картина провалила предварительный показ и получила крайне отрицательные отзывы. Зрители чувствовали себя неуютно, наблюдая за сексуальными танцами на экране. А сюжетная линия, связанная с абортом одной из героинь, вызвала раздражение и негатив.

Зрительское вето: как тестовая аудитория решает судьбы кинофильмов

Студия попыталась вмешаться, но автор сценария Элинор Бергстин категорически отказалась что-то менять. Изначально фильм должен был выйти только на видеоносителях, но в последний момент студия рискнула и выпустила «Грязные танцы» в прокат. При бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в 35 раз больше. Также картина получила несколько номинаций на «Золотой глобус» и взяла «Оскар» за лучшую песню.

321321
64 комментария

Вы меня конечно простите, но Шоушенк не получал Оскары и в том году победил «Форрест Гамм» в номинации лучший фильм. Автор живет в другой вселенной. 

35
Ответить

Спасибо Вам большое, что заметили ошибку! Автор, видимо, так хотел, чтобы фильм получил «Оскар», так и написал...Спасибо, что внимательно читаете!

29
Ответить

Концовка "красотки" всегда казалась надуманной и рушащей весь фильм. Что ж, оказывается режиссер тоже так думал.

26
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Концовка красотки |>— это вообще пушка. Воспринимать ее как данность — это просто невозможно. И даже если она не будет объяснять, то всё равно не поймёт мотивацию героя, который был в этом самом ужасном сюжете.

3
Ответить

я изза концовки подумал - штош, обычный фильм про принцессу, но на современный лад. Но мб в то время подобных фильмов не было, так что ладно

Ну и, прочитав статью, конечно, удивился:)

2
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить