По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Пока что самое неожиданное переиздание 2020 года.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

История релизов Persona 4 как минимум необычна. Оригинальная игра вышла на PlayStation 2 аж в 2008 году — в самом конце жизненного пути платформы. Долгожданного порта на PS3 (ей на тот момент уже было почти три года) она так не получила и навсегда осталась эксклюзивом устаревшей консоли.

Расширенная версия с припиской Golden вышла в 2012-м только для PlayStation Vita. Фанаты годами просили Atlus портировать Golden сначала на PS3, потом на PS4, а в последние годы — на Nintendo Switch, где ей, вроде бы, самое место. Реакции не последовало — Golden целых 8 лет оставалась эксклюзивом Vita и, пожалуй, одной из главных причин для покупки этой портативной консоли.

Релиз в Steam оказался неожиданным, удивительным и успешным. Порт игры 8-летней давности (а технически — 12-летней) побил онлайновый рекорд для одиночных JRPG в Steam. Количество одновременно играющих пользователей в Steam достигло почти 30 тысяч человек, а продажи всё ещё растут. Аналогичные показатели были только у Final Fantasy XV, но Persona 4 Golden всё равно её обошла.

Откуда такой ажиотаж? Подробно рассказываем всё, что нужно знать о серии, её особенностях, Golden и её переиздании для ПК.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

О главном

Persona — это ответвление серии японских ролевых Shin Megami Tensei. За 35 лет франшиза Megami Tensei проделала путь от научно-фантастических романов за авторством Ая Ниситани до яркой Tokyo Mirage Sessions — кроссовера Shin Megami Tensei с серией тактических-ролевых игр Fire Emblem от Nintendo. Запутаться в списке из более чем 50 игр — проще простого, к тому же среди «МегаТенов» (сокращенное название серии у фанатов) есть не только JRPG, но также стратегии, платформеры и даже ритм-игры.

История франшизы объёмна и для полного рассказа о ней нужен не один лонгрид, но почти все игры серии объединяет одно — демоны. Во многих играх серии Megami Tensei игрок либо ловит их, либо заключает кровный пакт, по которому демон будет ему служить. Демонов также можно комбинировать, чтобы создавать более сильных существ.

Эволюция серии Megami Tensei в одном видео

Всё это уходит корнями в самые ранние части Megami Tensei, где игрок путешествовал по лабиринтам, встречал различных существ, сражался с ними и пытался уговорить их присоединиться к своей партии. Монстров можно было убедить словом, каким-нибудь предметом или деньгами. Этот элемент, кстати, отсутствует в Persona 3 и Persona 4, но есть в Persona, Persona 2 и Persona 5.

Сеттинг различных игр серии Megami Tensei совмещал в себе элементы киберпанка, постапокалипсиса и антиутопии. Часто местом действия становился Токио будущего, а главными героями — ученики старшей школы или студенты, которые объединялись в команду для борьбы со злом. В SMT противниками почти всегда были демоны, которые представляли как главную угрозу для мира, так и для отдельно взятой местности (школы или города).

Демоны из Shin Megami Tensei называются Персонами
Демоны из Shin Megami Tensei называются Персонами

Игры ответвления Persona хоть и придерживаются некоторых старых устоев, но пошли по совершенно иному пути. Во-первых, их события происходят в реалистичном и современном сеттинге. Если раньше игрок в основном проводил время в бесконечных подземельях, то теперь важную роль занимает общение с людьми, распорядок дня и изучение примитивного открытого мира.

Это куда более размеренные игры, в которых сражения занимают пускай и важную, но далёко не главную роль. Тут можно полтора часа реального времени общаться с персонажами, посещать различные места, прокачивать социальные характеристики и только потом вступить в первое сражение.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Самое главное — не обязательно играть в старые Shin Megami Tensei или предыдущие игры серии Persona перед покупкой Golden. Сюжетно все части серии происходят в разных уголках Японии, в нашей вселенной и в хронологическом порядке (1 — 1996, 2 — 1999, 3 — 2009, 4 — 2011).

О события предыдущих частей можно вообще ничего не знать, так как в последующих играх о них практически ничего не говорится. Исключения — небольшие камео в Persona 3 Portable (Винсент из Catherine и маленькая Юкико из Persona 4) и Persona 4 (школа и второстепенные персонажи из Persona 3). Но это всего лишь фансервис для поклонников, который умело вписали в побочные активности.

Юкико из Persona 4 появляется в Persona 3 Portable всего на пару минут

Persona 4 Golden может стать идеальной точкой входа не только в серию, но и в сам жанр японских ролевых игр. У неё простой сюжет и очень гибкая сложность. В переиздание для ПК добавили специальную опцию, в которой можно отрегулировать количество получаемого урона, опыта и даже денег. Это подойдёт игрокам, которые не любят гринд и хотят просто насладиться историей.

Демонстрация опции

Впрочем, даже без этой опции Persona 4 Golden — одна из легчайших игр во франшизе SMT (легче только Persona 5 Royal). На среднем уровне сложности от вас не потребуется по десять раз зачищать одно и тоже подземелье для того, чтобы поднять уровень и продвинуться дальше. Это заметно уже по первому данжену, который вполне реально зачистить за два или максимум за четыре захода.

В случае с Persona 4 гринд даже вреден — если переусердствовать, то до середины игры можно перекачать героев и до самого конца забыть о каком-либо челлендже.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

О темах и месте Persona 4 в серии

Частый вопрос: в какой Persona лучший сюжет? Однозначного ответа на него нет. У каждого фаната серии есть своя любимая часть, и поиграть стоит во все, невзирая на архаичность самых ранних игр.

От ортодоксальных фанатов часто можно услышать критику в адрес последних трёх частей. Якобы с Persona 3 серия вконец «опопсела», ушла от корней SMT, а её сюжеты всё больше напоминают аниме про подростков. Это очень спорное утверждение, потому что отличный сюжет и персонажи есть как в третьей, так и четвёртой части.

Все игры Persona слишком разные, поэтому невозможно возвышать одну над другой. Да, где-то интереснее геймплей, где-то сюжет более мрачный и многослойный (особенно во второй), но на каждое «где-то» либо механики послабее, либо персонажи не такие интересные. Сложно и бессмысленно сравнивать настолько разноплановые проекты.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Если вкратце, то у всех игр серии Persona есть две общие темы — изучение человеческой психологии и поиск своего собственного «я». Сюжетные концепции и отдельные визуальные элементы основаны на юнгианской психологии, а также на религии и мифологии.

Персона — это могущественная душа, воплощение личности её владельца. Её можно вызвать в потустороннем мире и использовать против врагов. Стоит также отметить, что Персона — это адаптированные образы демонов из серии Megami Tensei. Их хоть и называют Персонами, но дизайн существ без изменений перекочевал из основной франшизы.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

У каждой игры есть собственная тема. Первая Persona рассматривает вопросы поиска жизненной силы внутри себя, переплетения вымысла с реальностью, а также то, что в жизни не бывает лёгких путей (даже если вам так кажется).

Persona 2 рассказывает о том, как люди совершают ошибки, а потом расхлебывают тяжёлые последствия. Кроме того, это история про мистическую силу слова (концепция Котодама) — все ваши слова имеют какой-то вес. Любая ложь имеет долю правды, а любой слух может воплотиться в реальность.

Persona 3 — про то, что жить стоит на полную, не тратя отведённое на этом свете время на пустые и бессмысленные вещи. В игре со всех сторон рассматривают тему смерти и того, что нужно делать, чтобы чувствовать себя по-настоящему живым.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Основная тема Persona 4 — противостояние суровой правде как о себе, так и о мире, в которым ты живёшь. О том, что не стоит врать себе и окружающим, и лучше признать свою тёмную сторону души, иначе она будет тобой управлять.

Сеттинг и сюжет Persona 4 можно называть самым размеренным в серии, в чём-то даже расслабляющим. В отличие от прошлых игр, действие P4 происходит не в крупном городе, а в типичной японской глубинке. Безымянный старшеклассник (в побочных играх его зовут Ю Наруками) перевёлся из Токио в маленький сельский городок Инаба. Он поселился у своего дяди, который работает детективом. Отныне главный герой будет ходить в школу, постарается обжиться в новых условиях и завести новых друзей.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Однако не всё так безоблачно. В городе начинают происходить жуткие убийства: тела людей находят в странных позах на электрических проводах и зданиях. Мотивы преступления неизвестны, улик нет. Одновременно с этим в городе распространился слух о том, что если включить телевизор в полночь во время дождя, то можно увидеть свою родственную душу.

Главный герой вместе с одноклассниками Ёске Ханамурой и Тие Сатонакой решают проверить этот слух и случайно попадают в потусторонний туманный мир внутри телевизора. В нём они обнаруживают монстров Теней и странное разумное существо Тедди, которое похоже на плюшевую игрушку.

Тедди ничего не помнит о себе, но много знает об особенностях потустороннего измерения. Во время исследования Полуночного канала (именно так называется мир) они натыкаются на своих зловещих Теневых двойников и пробуждают в себе способность призыва Персон.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Вскоре команда выясняет, что все таинственные убийства связаны с телевизором — кто-то намеренно кидает людей в этот потусторонний мир, в которой жертва погибает по истечению определённого количества дней. Старшеклассники дают обещание прервать череду убийств, сражаться с Тенями и во что бы то ни стало поймать преступника.

В чём главное очарование игры

Со слов кажется, что в Golden игрока ждёт захватывающая драма и интересный детектив. Местами это так, но по большему счёту Persona 4 — это симулятор жизни японского старшеклассника. Первые две части серии геймплейно больше тяготели к SMT, но всё поменялось с выходом Persona 3. Как уже говорилось ранее, главная тема игры — живи сейчас, не трать отведённое время на пустые и бессмысленные вещи.

В Persona 3 у игрока всегда был выбор, как он проживёт внутриигровой день — пойдёт ли на свидание или проведёт целый день за учебой. Посидит с больным человеком в парке или поможет старикам в книжной лавке. За день можно сделать до четырёх действий, а потом отправиться спать. В Persona 4 эти механики перенесли без изменений.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Развитие отношений с персонажами называются «Социальными связями». Чем больше вы проводите время с определённым человеком, тем сильнее прокачивается отдельные арканы, которые отвечает за различные виды Персон, а также их способности. При общении с людьми или посещении некоторых мест можно также улучшить пять характеристик: храбрость, знания, выразительность, понимание и усердность.

Порой для развития взаимоотношений с некоторыми персонажами нужно больше учиться или стать храбрее. То есть, чем больше вы развиваетесь в реальном мире, тем проще вам будет сражаться в потустороннем.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

В общем, Persona — это социальный симулятор с элементами детектива, в котором время от времени нужно посещать данжены. Игроку отведён всего один учебный год. За первое прохождение и без гайда очень сложно прокачать отношения со всеми персонажами и пройти все побочные квесты. Теоретически это возможно, но постоянное подглядывание в руководство только испортит впечатление от игры.

Попробуйте играть честно. Выбирайте школьные клубы по душе, интуитивно отвечайте на вопросы учителей, выбирайте интересную подработку, дружите с теми персонажами, которые вам симпатичны. В этом и есть квинтэссенция любой Persona: есть герой, есть год из его жизни, а как и с кем провести это время — зависит только от игрока.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Конечно, всё это отражается на социальных связях, а не на основном сюжете — его изменить нельзя. Впрочем, в игре есть семь концовок — четыре негативных, одна нормальная, одна истинная и одна эксклюзивная для Golden. Получение той или иной концовки зависит от выбранных фраз ближе к концу игры. Отдельные варианты потребуют от игрока полную прокачку некоторых социальных связей.

Если говорить об атмосфере и аутентичности, то в Persona 4 очень точно передана японская глубинка, её быт, типичная застройка и обычаи. В маленькой Инабе все друг друга знают, а слухи расходятся с молниеносной скоростью. Этот мир хочется исследовать, общаться со всеми NPC и чётко планировать все внутриигровые дела на неделю вперёд.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Конечно, в P4 нет обширного открытого мира — лишь несколько локаций в разных районах города. Но это не значит, что в игре мало контента или она не может удивить. Интересных мелочей в ней хватит как минимум на два, а то и три прохождения. Например, к середине игры можно случайно узнать, что в дождливые дни местная раменная готовит специальную лапшу, которая увеличивает все характеристики. Или, например, что встречаться с несколькими девушками сразу — ну очень плохая идея.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Проработка персонажей в Persona глубже многих известных JRPG (вроде Final Fantasy, Dragon Quest и серии Tales of) и сравнима с серией The Legend of Heroes. В концу игры вы будете знать почти всё даже о второстепенных NPC (у которых есть социальные связи). Какое у них хобби, что их беспокоит, какие невзгоды они испытывали в прошлом и что хотят от жизни сейчас. В эту историю очень быстро погружаешься — во многом благодаря живым персонажам и повседневным юмористическим сценкам.

А ещё поражает то, как разработчики из Atlus подошли к нарративу. Persona 4 Golden вызывает невероятное чувство уюта во время прохождения. Особенно, если чётко распланировать свой досуг помимо походов в данжи. Вот эти спокойные островки между сражениями и развитием основного сюжета — лучшее, что дарит P4. Это же одна из причин, почему после прохождения игру хочется начать по второму кругу — и в этот раз уж точно найти пропущенные социальные связи, собрать все достижения и вступить в другие школьные клубы.

Саундтрек — отдельная тема для похвалы. За 100 часов игры музыка не надоедает, а некоторые песни настолько цепляющие и позитивные, что ещё долго не выйдут из головы.

После длительных игровых сессий ночью композиции Heartbeat, Heartbreak и Like a Dream Come True звучали в нескольких моих снах. Сложно не прокручивать их в голове или даже напевать во время игры.

Отличная подборка с избранными композициями из саундтрека

Конечно, размеренный темп Persona 4 и большая продолжительность понравятся далеко не всем. В какой-то момент может надоесть либо социальная рутина, либо дни, в которых нужно проходить данжены. Тут лучше немного отдохнуть от игры или начинать экспериментировать.

Например, пойти зачищать данжен с персонажами, которых вы пока не брали в команду, экспериментировать со скрещиванием Персон у Игоря (загадочный персонаж, который знает всё о Персонах и появляется в каждой игре) и развивать забытые социальные связи.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Боевая система может вызвать некоторые вопросы. Например, в отдельных сражениях лучше самому контролировать каждого персонажа, чем отдавать его в руки искусственного интеллекта. Особенно это важно на высоких уровнях сложности.

В целом, все сражения ближе к середине игры будут сведены до одной простой тактики: вступаем в бой, ищем слабость противника, выбираем подходящую Персону, спамим стихийной магией, добиваем. И так по кругу.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Это несколько рушит глубину боевой системы, но ведь никто не заставляет придерживаться одной тактики, правда? Тем более, что сражения в Полуночном канале часто непредсказуемы. Все этажи в данженах процедурно генерируются, так что каждое посещение будет уникальным. Никогда не знаешь, что тебе подвернётся этажом выше — это может быть хорошее оружие, редкая Персона или Тень, победа над которой принесёт много опыта.

Чем Golden отличается от обычной Persona 4

Если в лоб сравнить обе версии, то Golden ощущается как самый настоящий ремастер. Почти все текстуры были обновлены, на локациях появилось больше деталей, а некоторые модели прибавили в полигонах. Играла стала выглядеть живее, не потеряв ни капли своей атмосферы.

Сравнение картинки двух игр

Но графика — самая незначительная часть изменений. В обновлённой версии произошёл тотальный ребаланс боевой системы. Появились новые уровни сложности, концовка, социальные связи (новый персонаж — девушка Мари из Бархатной комнаты), Персоны, музыка и аниме катсцены.

Старшеклассники во время каникул теперь могут посещать горнолыжный курорт или пляж, кататься на скутерах и изучать соседний город (раньше его показывали лишь в роликах). Появились и более спокойные активности: можно ухаживать за садом вместе с кузиной, рыбачить и ловить жуков (почти как в Animal Crossing).

Поэтому играть в оригинальную Persona 4 уже нет особого смысла. Только если вы специально хотите сравнить обе версии и почувствовать разницу.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Vita против ПК

Перед написанием этого материала я провёл 20 часов в Golden на ПК и ещё 70 часов на PlayStation Vita. Почти во всём эти версии идентичны, но в некоторых аспектах переиздание на ПК можно назвать ультимативным.

Во-первых, тут есть тонкие настройки сложности, которые можно подкрутить на своё усмотрение. Хотите больше хардкора? Злых противников, мало опыта и денег? Всё это есть в специальном меню — настраивайте как душе угодно.

Во-вторых, появился выбор между английской и японской озвучкой. Ранее выбрать связку «английский текст + японская озвучка» можно было лишь на прошитой консоли. Сейчас это проблема решается одним нажатием кнопки в меню. Только не забудьте включить субтитры в аниме-роликах (по умолчанию они выключены).

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Что касается графической составляющей, то все текстуры и модели остались без изменений. Новичкам придётся свыкнуться с отсутствием лицевой анимации, плоскими фонами и мыльными спрайтовыми деревьями — наследие PS2 даёт о себе знать.

По сравнению с Vita, на ПК улучшены тени, появилась поддержка полноэкранного сглаживания и 4К-разрешения. Теперь можно разглядеть рисунки на коробках с едой и прочие мелкие детали, которые были незаметны на экране портативки.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Интересный факт: после ПК-переиздания фанаты решили проблему с низким разрешением на Vita. Оригинальная версия игры работала в 720x408, которое апскейнули до нативных 960x544. Но с помощью специального плагина на Vita можно играть в разрешениях 720p и даже 1080p (для последнего варианта нужен разгон процессора консоли). К сожалению, это доступно только обладателям взломанной консоли или PS TV.

Главный вопрос: где удобнее играть? Если вы любите долгие игровые сессии (более трёх часов) и гринд, то лучше на Vita. Сам жанр к этому располагает. Тем более, что в игре огромное количество текстовых диалогов, а такое легче переваривать именно в портативном формате. То же самое с визуальными новеллами, которые удобнее читать лёжа на диване, а не сидя за компьютером. Впрочем, всё это индивидуально.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Переиздание в Steam получилось хорошим. Некоторые пользователи жалуются на редкие вылеты и проблемы со звуком (пропадает музыка), но за 20 часов я не заметил ни одной проблемы. Хочется верить, что Golden теперь портируют на PS4 и Switch. Последняя просто идеально подходит под формат игры. И да, всё ещё непонятно, почему для такого проекта Atlus выбрала именно ПК.

Озвучка и языковой барьер

Споры о том, какая озвучка лучше — японская или английская — до сих пор не утихают в фанатских кругах. Однозначного ответа на него нет. Например, в английском дабе просто великолепный Кандзи Тацуми от Троя Бейкера, а Тедди (Кума в японской версии) ничем не уступает своему японскому аналогу. Увы, но от озвучки Тие и Юкико уши сворачиваются в трубочку.

В японском дабе некоторых игроков может сильно раздражать Тедди, но это если вы не привыкли к типичным голосам милых существ из аниме. В остальном она идеальна. В японской игре про японскую глубинку хочется слышать японский язык, а не актёров озвучки с акцентом, типичным для юга США. Однако если не беспокоит культурный диссонанс, то можно спокойно играть с английской озвучкой.

К сожалению, как и многие игры жанра JRPG, у Persona 4 Golden нет официальной локализации на русский. На данный момент в работе находятся два фанатских перевода — для обычной Persona 4 и Persona 4 Golden. Перевод P4 уже завершен, идёт медленная редактура и сверка с японской версией, а перевод Golden ещё в процессе. Так что его мы увидим не раньше 2021 года.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Для тех, кто не хочет ждать: общий уровень английского в игре заметно проще, чем в Persona 5. Если вы без проблем и частых подглядываний в словарь прошли пятую часть, то справитесь и с Golden. В JRPG редко бывает сложный английский, часто хватает уровня Intermediate. Единственное заметное исключение — Final Fantasy XIV. Там нужно разбираться в диалектах языка и хотя бы понимать «шекспировский» английский.

Что дальше

Если вам понравился Golden, то можете попробовать любую другую Persona. Как классические, так и Persona 5 Royal. А если чётвертой части покажется мало, то y неё есть несколько ответвлений и две аниме-экранизации — по обычной P4 и Golden.

Сериалы лучше смотреть только после прохождения игры. Адаптации неплохие, но они в очень сжатой форме пересказывают сюжет игры, практически игнорируя все ответвления и побочные социальные связи. Сериал по Golden так и вовсе сконцентрирован только на контенте обновлённой версии. Кроме того, в обе адаптации добавили одну героиню и слегка откорректировали характеры персонажей. Понять это можно лишь после прохождения игры.

У аниме замечательные заставки и песни, которые так и просятся в игру

На PS3 и Xbox вышли два сиквела в виде дилогии файтингов — Persona 4 Arena и Persona 4 Arena Ultimax. Над сюжетом и дизайном персонажей вновь трудилась Atlus, а за геймплейную часть отвечала студия Arc System Works, авторы серии Guilty Gear и Blazblue. Обе игры продолжают сюжетную линию и рассказывают о загадочном боевом турнире, который стартовал в измерении Полуночного канала.

Сюжетный режим в Persona 4 Arena сложно назвать обычным файтингом. По факту это визуальная новелла, повествование которые изредка прерывается сражениями. Играть в обе части Arena лучше после прохождения Persona 3, так как в сюжете принимают участие почти все её основные герои.

По ту сторону телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

Ну и для совсем больших фанатов — Persona Q: Shadow of the Labyrinth и Persona 4: Dancing All Night. Первая — ещё один кроссовер-проект с персонажами Persona 3 и Persona 4 в жанре dungeon crawler. Она вышла эксклюзивно для 3DS.

Вторая — танцевальная ритм-игра, которая продолжает сюжет Persona 4 Golden и имеет сюжетную кампанию. История ответвления снова подаётся в виде аниме-катсцен и визуальной новеллы. Поиграть в неё можно как на Vita, так и на PS4 в составе сборника Persona: Dancing Endless Night Collection.

Persona 4 — великолепная игра, которая выдержала проверку временем и не требует никаких «скидок за возраст». Можно критиковать её устаревшую графику и неспешный геймплей, но в этом нет особого смысла. Это та игра, про которую думаешь «посижу часик другой и пойду спать», а на деле — вылезаешь в четыре часа ночи, потому что захотел спасти любимую Рисе, прокачать социальную связь с лисой из храма и наконец-то добить этот июнь. И теперь всё это доступно ещё и ПК-игрокам — пускай и пришлось подождать.

448448
290 комментариев

Комментарий недоступен

59
Ответить

Ща придут люди и скажут
Ряяяч английский ето легко, ряяяч не знать английский в 2020 бог накажет

57
Ответить

Инглишу научите1) Берешь игру\мангу\комикс\хуемикс в одну руку. Гугл транслейт\аббуу лингво в другую. Переводишь пословно, пытаясь понять и запомнить что эта хуйня значила в контексте. Просто зазубривать слова списком - выкидывать время в мусорку. Зубреж - ничто, контекст - все.
2) Кинцо, серилы смотришь в английской озвучке с субтитрами (для начала русскими) - привыкаешть воспринимать речь на слух. Бонусом осознаешь, что в 9 случаев из 10 дубляж - халтура ебаная.
3) Смотришь вот этот курс и с лицом епифанцева делаешь что дяденька говорит https://www.youtube.com/watch?v=8sNV6NvgAgY
4) Берешь на телефон приложения по изучению аглицкого, и каждый день, без фанатизма, делаешь задания по грамматике. (Многие нахваливают дуолингво, мне не очень зашло).

Испытано на себе.
Я потом еще и на курсы ходил (для работы надо было), и выебывался наработанным словарным запасом. Вплоть до B2-С1 хватало.

Залог успеха, надо реально хотеть поиграть в игру\почитать мангу\книгу етц что бы была мотивация перетошнить начальный период, пока нарабатывается базовый словарь.
У меня началось с того что очень хотелось поиграть в Dwarf Fortress, а русскоязычной вики еще не было нормальной, и мангу одну хотелось почитать, а русский перевод сильно отставал от аглицкого.

34
Ответить

Это же jrpg, тут японский учить нужно.

9
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

тот момент, когда выучила инглиш во многом по играм :D

2
Ответить