Чем обусловлены такие большие размеры PS5. Небольшой технический анализ

Чем обусловлены такие большие размеры PS5. Небольшой технический анализ

Сегодня я попытаюсь выяснить, почему PS5 имеет такие внушительные размеры по сравнению с другими консолями (в т.ч от Sony). Будут обсуждаться довольно непростые технические аспекты, но я изложу их языком обывателя. Так что этот пост будет полезен и технически не подкованной аудитории. Остальные же могут внести свою лепту :)

Эта статья оригинальная и написана мною, так что ограничивается лишь моими техническими познаниями. Также, я позаботился о вашем психическом здоровье и добавил теги. Погнали!

Частотный потенциал архитектуры процессоров и нелинейность энергопотребления

Если вы хотя бы раз в жизни занимались (или интересовались) разгоном железа, вы наверняка знаете, что помимо банального повышения частоты, необходимо повышать как минимум и напряжение, подаваемое на кристалл. В противном случае, просто ничего не сработает. Если, конечно, речь не идет о 100-200 МГц.

Наверняка, вы также слышали и о том, что это самое напряжение не стоит задирать слышком высоко, ведь высока вероятность, что что-то пойдет не так. Однако, при повышении напряжения, растет и энергопотребление процессора. Причем, что самое интересное, зависимость энергопотребления от повышения напряжения нелинейна. Дальше я буду ссылаться на статью от Gamer's Nexus.

Чем обусловлены такие большие размеры PS5. Небольшой технический анализ

Например, для того, чтобы Ryzen R7 1700 работал на частоте 3.5 GHz, ему достаточно напряжения в 1.07 В и итоговое энергопотребление = 86 Ватт. Для достижения 3.9 GHz необходимо уже 1.287 В, а "жрать" процессор уже будет неприлично много - 144 Ватта(!). Заметьте, мы повысили частоту процессор всего лишь на 400 МГц, но при этом цена весьма высока.

Вы можете возразить, причем здесь 1-е поколение Ryzen? Однако, это правило распространяется вообще на все процессоры (будь то CPU, GPU или память DDR) и архитектуры. Меняются лишь переменные в виде напряжения, частот и энергопотребления. Если вы не говорите на эльфийском, есть русскоязычная статься от Overclockers. Именно поэтому в разгоне до экстремальных частот профессиональные оверклокеры используют жидкий азот и невероятно высокое напряжение на кристалл.

Но есть и не менее важный важный параметр, именуемый частотным потенциалом архитектуры процессоров. Рассмотрим его далее.

Почему так происходит и причем здесь PS5

К сожалению, дальше без отсылок и сравнений с конкурентом не обойтись. В своем интервью с одним из инженеров AMD, Pro Hi-Tech задали довольно интересный вопрос касательно рассматриваемого мной вопроса. Смотрим видео с 1:25

Для тех, кто не может открыть видео, приведу прямую цитату из интервью:

Для увеличения частот нам нужно повышать напряжение, что повышает тепловыделение и потребление энергии. И при росте частот рост энергопотребления нелинейный, он квадратичный... Мы работаем над улучшением наших CPU, частоты будут выше. А нагрев, на самом деле, не основной момент, мешающий увеличению частоты. Все упирается в возможность ядра оперировать на высоких значениях напряжения. Т.е в какой-то момент повышение напряжения и частот становится просто бессмысленным.

Сэм Наффцигер, Инженер AMD

Далее рассмотрим и сравним основные характеристики будущих консолей. Поскольку у них приктические идиентичные частоты CPU и незначительно отличается частота памяти, сравним лишь видеоподсистему.

Чем обусловлены такие большие размеры PS5. Небольшой технический анализ

Xbox Series X - 52 блока процессоров, работают на частоте 1.825 Ghz

PlayStation 5 - 36 блоков, работают на частоте 2.23 GHz

Разница по частотам - около 400 MHz. К сожалению, не зная разгонного потенциала будущих видеочипов Radeon, сложно судить насколько именно высок частотный потенциал рассматриваемой архитектуры. Однако, совершенно точно PS5 подобралась к нему гораздо ближе, а разницу в 400 МГц сложно назвать незначительной.

Вычислительных блоков в PlayStation значительно меньше, однако такая внушительная разница по частотам может нивелировать этот момент. И даже привести к тому, что меньшее кол-во блоков будут в итоге выделять больше тепла. Более точную информацию, пожалуй, сейчас найти невозможно.

Но это еще не все!

Звук не только хорошо звучит, но и неплохо греется.

Даже если предположить, что видеоподсистемы в будущих консолях одинаково горячи (или холодны, если хотите), это не единственно возможный виновник выделения тепла и раздутых габаритов.

С своем незабываемом выступлении на GDC Марк Церни (архитектор PS5) отметил впечатляющую звуковую подсистему консоли. И даже отметил, что одна лишь она по мощности сопоставима с PS4. Этот момент нам и интересен. Текущее пиковое энергопотрбление PS4 Slim, согласно обзору Digital Foundry, составляет 86 Ватт.

Безусловно, сам чип внутри консоли совершенно точно, кушает меньше всей системы целиком. Но, даже если предположить, что ест он меньше, а в PS5 будет новая, более эффективная архитектура, такой звуковой чип все равно будет выделять некоторое кол-во тепла. И, по меркам современных звуковых чипов (как правило встроеных на плате, если речь о ПК), эта цифра может быть довольно существенной. И ее совершенно точно не стоит игнорировать при подсчете общего тепловыделения консоли.

Немного об SSD

Наврядли твердотельный накопитель впринципе способен выделять огромное кол-во тепла. Из того, что я нашел в сети, современные M.2 SSD в среднем выделяют 5-6 Ватт. Но дело в том, что в PlayStastion 5 действительно уникальный случай, ибо их SSD сейчас впринципе не с чем сравнивать и все возможные предположения - не более, чем гадание на кофейной гуще.

Тут я вижу либо 2 варианта: либо Sony смогла разработать или найти тех, кто разработает инновационную архитектуру, либо это небольшие твики текущей с задранными частотами. И вот тут уже тепловыделение вполне себе может быть ощутимым. Даже если речь пойдет оптимистично о 15-20 Вт, это уже вполне ощутимо.

Турбинное охлаждение

Пожалуй, мало с чем можно спутать звук взлетающей PS4 в Uncharted. Судя по всему, Sony все же осталась верна использованию турбинного охлаждения. И, понятное дело, чтобы охладить все то, что я описал выше, простенькой маленькой турбинки будет нехватать.

С турбинами все просто: ты либо увеличиваешь ее размеры, тем самым увеличивая воздушный поток и габариты консоли, либо раскручиваешь ее до неприличных значений и крутейщий звуковой чип просто становится бесполезным, ибо игрок попросту перестает что-либо слышать. На мой личный взляд, правда будет где-то посередине.

Итоги

Все эти моменты могут показаться не столь значительными, однако в купе приводят к немалому итоговому энергопотреблению и тепловыделению, а соотвественно и к немалым габаритам. К тому же, для этого нужно еще и выделить блок питания побольше. Очень сомневаюсь, что Sony просто решила сделать большую консоль, тем самым загородив ваш Xbox или PS4 Pro, заставив про них забыть.

Спасибо, если вы до конца дочитали, я потратил на это почти 2 часа. И если вам есть что добавить, обязательно пишите.

317317
258 комментариев

Комментарий недоступен

122
Ответить
267
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Каждый день одно и то же - почему PS5 такая большая? Давайте проведем углубленный анализ. Вам не надоело?

59
Ответить

Я подобных постов еще не встречал. Поэтому собственно и сделал свой. Хотя я вижу, хер кто его прочтет)

86
Ответить

Ты на описание посмотри:
DTF деградирует, и я вместе с ним

1
Ответить

потому что PS5 уже большая девочка, case closed!))

Ответить