«Заклятие Чёрного мага»: партия в несколько лет

Редактор Олег Чимде рассказывает о своём опыте «вождения» словесной ролевой игры.

«Может быть таки дадите скидку на палицу?» — спрашивает Тирион в очередной раз. «Ещё раз повторяю: никаких скидок, — отвечает хозяйка таверны, теряя терпение. — Покупайте за 40 золотых или проваливайте». Друзья отговаривают, умоляют его отступиться, но Тирион продолжает действовать на нервы.

Тут вдруг таверне сносит крышу, пьянчуги с криками разбегаются кто куда. С неба на Тириона пикирует чёрный дракон шестого уровня. Окатывая карлика руганью с головы до ног, жрец Фриарто и варвар Строг бросаются в бой. Кое-как им удаётся одолеть дракона: всё вокруг горит, а Тирион как ни в чём не бывало спрашивает: «Так это, ну, за 18 золотых палицу-то продадите?».

Небо вдруг становится цвета крови, на таверну пикируют ещё два чёрных дракона. Потому что нечего злить гейм-мастера.

«Заклятие Чёрного мага»: партия в несколько лет

Дорога приключений

Владелец «Заклятия Чёрного мага», одной из первых российских словесных ролевых игр, заполучил её в шестом классе — купил за бешеные по тем меркам 300 рублей. Неизвестно, сколько хозяев у игры было до него, но сейчас её уже вряд ли найдёшь — только ксерокопии. Странички книг пожелтели, обложки кто-то «заламинировал» скотчем, чтобы не портились, некоторых существ в местном бестиарии один из прошлых владельцев зачем-то раскрасил фломастерами. Словом, у нас в руках раритет с большой историей.

Альфина, нарративный дизайнер Ice-Pick Lodge, в нашем большом интервью обмолвилась, что «вождение» ролёвок — отличный способ набить руку, если хочешь заниматься нарративом в разработке игр. В этом нет причин сомневаться: гейм-мастер, с одной стороны, следует общему сюжету, пользуясь готовым бестиарием и описанием комнат в локации, а с другой — озвучивает всех существ, которых встречают игроки, следит за балансом и реагирует на желания игроков.

В то же время, гейм-мастеру позволено самостоятельно «накручивать» сюжет, вводить новых персонажей и «прописывать» сторонние квесты. Этим и отличаются словесные (и форумные) ролёвки от других игр. Здесь можно если не всё, то многое.

Карту локации видит только гейм-мастер, игроки рисуют свою собственную карту на листочке
Карту локации видит только гейм-мастер, игроки рисуют свою собственную карту на листочке

Перво-наперво игроки создают себе персонажей, которые уместно смотрелись бы в сеттинге. «Чёрный маг» — фентези-игра, явно вдохновлённая «Властелином колец», так что какого-нибудь киборга сделать не получится (разве что если гейм-мастер разрешит, но это вряд ли). На выбор есть несколько классов со своими стартовыми характеристиками: каждому полагается таблица персонажа, которую он заполняет самостоятельно. Есть куча разных предметов, включая артефакты, дерево развития магических навыков, валюта, магазин и прочее — любителям компьютерных ролевых игр будет знакомо. Всё-таки жанр RPG во многом вырос именно из таких вот словесных ролевых игр.

Перед игроками ставится чёткая задача — прокачаться, а потом прийти в Башню Чёрного мага и победить его. Ролевая система готовая (тут она похожа на D&D, но вообще разных систем много), бестиарий и локации прописаны, но ограничений в действиях нет в принципе.

Игрок в любой момент может вытворить какую-то дичь, а гейм-мастеру, который управляет партией, придётся что-то с этим делать.

Почему бы не распотрошить только что побеждённых зомби и не обмотаться их кишками, чтобы другие зомби посчитали тебя за своего? Игрок может это сделать, если считает нужным. Но как на героя, облачённого в кишки, отреагируют мирные NPC при встрече? И сработает ли обманный манёвр при встрече с другими зомби? Это будет решать гейм-мастер в силу своей фантазии.

Как показывает мой скромный опыт, чем больше свободы ты дашь игрокам и чем интереснее будешь реагировать на их странные действия, тем лучше. К тому же, локации обычно прописаны слабо, и игроки постоянно задают вопросы: в силу своей неопытности я несколько раз косячил, так что приходилось перемешивать последовательность комнат, ставить магические порталы, чтобы герои могли попасть туда, куда мне нужно, делать некоторых существ невидимыми.

Локаций много, но мы пока что прошли только две с половиной
Локаций много, но мы пока что прошли только две с половиной

Однажды я запутался в квестах и отважные герои ввязались в сложную битву с оборотнями, которые не могли поделить горшок киселя. Не спрашивайте, как так вышло — это была длинная цепочка гейм-мастерских ошибок, из-за которой мне пришлось отдать игрокам несколько мощных артефактов. Потом, конечно, я их отобрал.

Главные помощники гейм-мастера — игральные кости. Допустим, один из игроков хочет стащить священную чашу с кровью, в которую его соратник только что кинул пять золотых, задобрив тем самым злого духа. Правилами это, конечно, не предусмотрено, так что гейм-мастер загадывает числа, которые нужно выкинуть на костях для успеха: если не хочешь, чтобы игрок стащил чашу, то загадываешь что-то, что вряд ли выпадет на кубиках. В результате чаша оказывается слишком тяжёлой, игрок роняет её, и в локацию приходят ожившие мертвецы — чаша проклята, всё очень плохо.

Броском костей можно хоть как-то регулировать странные решения игроков, если те вдруг захотят «сломать» игру. В моём случае так обычно и бывает: получается противостояние игроков и гейм-мастера, которые постоянно проверяют друг друга на прочность.

«Заклятие Чёрного мага»: партия в несколько лет

Гейм-мастерский произвол

Мы начали партию в «Чёрного мага» ещё в 2014 году, но герои с тех пор особо не выросли в уровнях, а из всех локаций прошли только две. Играем мы очень редко, а состав участников несколько раз менялся: поэтому мне, как гейм-мастеру, приходилось выкручиваться — вводить новых персонажей, «нёрфить» старых в угоду балансу. Благо в случае со словесными ролёвками это делать легко.

Если чётко следовать сюжету игры, то получится не очень весело: у каждой из локаций есть своя история, но зачастую это просто череда стычек с монстрами или странные загадки, выбивающиеся из общего повествования. Поэтому я сразу же ввёл несколько новых переменных, чтобы объединить игру общим сюжетом.

«Заклятие Чёрного мага»: партия в несколько лет

Во-первых, каждый раз попадая в таверну, герои встречают одну и ту же девушку за стойкой: она вручает приключенцам старое ожерелье и просит отнести его дядюшке, который живёт в одной из локаций неподалёку. Это происходит всегда и в каждой таверне: на вопросы, мол, но ты же уже давала нам ожерелье, она неизменно отвечает: «Я вас впервые вижу, путники». В результате герои таскают с собой уже пять ожерелий и никак не могут прервать этот цикл. В общем-то, это главная тайна, которую я создал в «Чёрном маге». Ах да, у хозяйки таверны три груди. Кажется, я был не очень трезв, когда это придумал.

Во-вторых, в последней партии я добавил странного пса, который указывает героям путь. Бежать за псом или нет — решают они сами: поначалу игроки не следовали его советам, но постепенно стали доверять ему в выборе пути.

Куда заведёт игроков дорога приключений? Я понятия не имею, так как почти всё придумываю на ходу.

Ну и в-третьих, я прислушиваюсь к тому, что говорят игроки, и стараюсь реагировать на их действия. Однажды жрец Фриарто запихал волшебное ожерелье себе в задницу: я не был против, всё-таки он может делать с собой всё, что захочет. Стражники крепости Последней надежды смотрели на эту сцену с недоумением. Но потом ему стало плохо, ожерелье вернулось в игру, и в таверне со жрецом Фриарто никто после этого не хотел иметь дел.

«Заклятие Чёрного мага»: партия в несколько лет

Тирион, пытаясь достать деньги из чаши, измазал руку в крови. В одной из следующих комнат герои обнаружили огромную статую собаки: Тирион догадался, что нужно обмазать ей морду кровью, чтобы открыть проход в подвал и выбраться из локации. Я добавил эту небольшую загадку после того, как благодаря игрокам выяснилось, что странный пёс любит кровь. Таким образом, создаётся ощущение, что я это всё продумал заранее, но на самом деле у меня в заметках на «айпаде» полтора бессвязных предложения.

Наверное, я плохой гейм-мастер, если позволяю рушить и без того хрупкую атмосферу игры, но из всех наших совместных приключений игроки запомнили в основном вещи, которые были придуманы мной, а не авторами «Чёрного мага».

Наша партия, пусть и с большими перерывами, но длится уже четыре года. Осталось ещё множество тайн, которые предстоит раскрыть. Например, что за странные грибы находит повсюду и кладёт к себе в карман жрец Фриарто? У меня есть одна мысль, но благодаря непредсказуемым действиям игроков всё может сложиться иначе. И что хочет этот чёртов пёс? У игроков уже есть несколько теорий насчёт него, но я лишь улыбаюсь и молчу.

«Заклятие Чёрного мага»: партия в несколько лет

Однажды герои даже встречались с фантомным Чёрным магом благодаря вампиру, чувствующему эфир — так я ввёл ещё одного игрока, которого потом, впрочем, пришлось вывести из игры. Злодей мне показался слишком плоским, поэтому я придумал ему небольшую историю, полную боли и разрушенных амбиций.

Пожалуй, если бы я всё продумал заранее, то мне было бы менее интересно, нежели сейчас. Да и, позволяя игрокам сильно влиять на ход сюжета и постоянно его перестраивать, я всё равно бы не смог держать всё под контролем. Ну а оборотни, дерущиеся за кисель, — это пусть и ошибка, но по крайней мере весёлая. Нет игр, которые генерируют крутые ситуации лучше, чем настольные RPG с гейм-мастером.

Я советую всем сыграть хотя бы одну партию в какую-нибудь словесную ролёвку. Это уникальный опыт. А если вы уже играли, то делитесь вашими историями в комментариях.

100100
62 комментария

Хорошая статья)
Из собственного опыта вождения вспомнилось: был простой стартовый квест. Город у большого озера, пара загадок для игроков: на дне озера есть жемчужина, исполняющая желания, а в местном храме погасли священные огни, которые гаснуть не должны в принципе. Единственный человек, который мог знать что-то про огни, умер на руках партии в самом начале при разговоре в трактире (так было задумано). Но вот дальше... Началось всё с того, что в кабинете убитого, куда принесли труп, в столе обнаружилась ловушка. Взрывная руна (этот момент, как и многие случайные события, привык откидывать на кубиках). В результате умер ещё один священник и для меня как будто щёлкнуло - меняем настрой! В итоге партия быстро превратилась в паранойю с подозрением всех и вся, особенно священников, которые, правда, начали умирать как мухи. Возращался с рыбалки - поймал два файербола и сгорел. Пара умерла от яда. Один был членом какого-то культа и пытался принести в жертву одного из игроков (неудачно). В итоге всё закончилось тем, что партия заперлась в церкви у ворот которой столпилась разъярённая толпа горожан. После того, как ворота поддались этой грубой силе, началась резня, в которой погибли остальные представители церкви. Партии удалось под шумок улизнуть, добраться до берега, сесть в лодку и уплыть подальше от этого безумия. И до сих пор они и не подозревают, что я тоже не в курсе, что это вообще был за ужас.

36

Однажды я запутался к квестах и отважные герои ввязались в сложную битву с оборотнями, которые не могли поделить горшок киселя.Звучит как квест из Divinity.

28

Истории, говорите? Есть такие, две добрые и одна злая. Мои самые яркие моменты в настольных ролевых играх (и перестаньте уже называть их словесками!).

Однажды водил я D&D 3.5 (а затем Pathfinder) по собственному сеттингу двум ребятам, нерегулярно, но зато ярко, в течение пары лет. Долгие, потрясающие, насыщенные игры в реале по 10-12 часов. И вот, спустя ещё года три, решил я освежить воспоминания, тряхнуть стариной, взять девушку да этих ребят, и провести новое приключение в этом же сеттинге. Несколько месяцев готовился, дробил кампанию на модули-встречи, подключил геймдизайнерский опыт, регулировал вариативность прохождения, интересные энкаунтеры, многослойный сюжет с кучей отсылок к первой кампании и известным фантастам, путешествиями по виртуальному миру фэнтези, космическими перелётами и даже временными петлями. Закончилось всё тем, что на первой же сессии мы перессорились, а камнем преткновения явилась система мировоззрений из D&D: "Мой персонаж поступает как хаотично-нейтральный, здесь для меня нет ничего интересного! Отыгрыш важнее всей партии и того, что подготовил мастер!" Больше я с этой парой ребят не общался, а D&D забросил в самые пыльные чертоги разума.
Мораль: используйте правильные системы под сеттинг, не прорабатывайте его до мельчайших деталей, а также, самое важное: не бойтесь менять игроков, если они ведут себя как мудаки.

Как-то сидели мы с лучшим другом и девушкой, травили байки о наших похождениях, и тут друг возьми да спроси: "Вот, что-то вы так часто рассказываете, хотелось бы посмотреть, что у вас там за ролевые игры". И я понял: надо брать быка за рога. В подростковом возрасте я очень хотел написать книгу по мотивам событий Might&Magic 7, но мы все знаем, что такие стремления разбиваются об лёд долгой упорной работы. Поэтому я объявил: играем в Меч и Магию по Fate Core! Только импровизация, только хардкор (благо система позволяет). Рассказывайте, кем вы хотите быть! "Орком. Из космоса. Красным таким, с большим топором." Я впал в лёгкий шок, потому что не был готов к Axe из Dota в MM7. Но потом я собрался с духом - ведь вселенная-то представляет собой sci-fi - и пропустил персонажа. И мы получили потрясающие, вплетённые в канон события, в которых они искали упавший на Xeen орочий корабль из другого сектора галактики.
Мораль: "легковесная" система, только самая необходимая подготовка и импровизация без бреда - рецепт хорошей игры.

В какой-то момент моей жизни меня угораздило попасть в кампанию по Final Fantasy 7 (везёт мне на это число) в качестве игрока. Игра была по системе GURPS 4ed, с большой долей реализма и детализации. Собирались мы регулярно, раз в неделю, без пропусков - к делу подошли серьёзно. За полгода игры мой персонаж, единственный учёный-инженер-гаджетир среди боевиков Лавины, пришёл от отрицания насилия к расстреливанию противников из собранной лазерной пушки на гравиплатформе. Проделал путь от противника "псевдонауки" к использованию Потока Жизни. Предотвратил смерть Айрис, в финале убедил Сефирота разорвать связь с Дженовой и тем самым спас его от уничтожения Лавиной (ну, или спас Лавину от уничтожения Сефиротом, потому что характеристики у того были недюжинные).
Мораль: не нужно сторониться готовых сеттингов, создавая невнятный "зато свой" авторский мир, и, как плюс: у отличного мастера и на "тяжеловесной" системе получится богатая на нарратив игра.

Всё. Кто дочитал эту стену - респект. Хороших вам игр.

21

> "Орком. Из космоса. Красным таким, с большим топором."Ну и вуаля, заменяешь название на "криганин" и вот тебе громила из космоса красный, хоть с каким оружием.

> Отыгрыш важнее всей партии и того, что подготовил мастер!Ну если уж совсем честно, а что ж это за мастер такой, чьи заготовки и сеттинг не дают игрокам нормально, в пределах своего мировоззрения отыграть? Игра не должна стопориться, если игрок отказывается от какого-то квеста.

5

Это просто праздник какой-то! Утром материал по Shadowrun а теперь это.
А у меня есть своя история, связанная с ролевыми играми. Первым опытом была игра в авторскую словеску длительностью в одну партию. Мир был максимально приближен к нашей действительности. Моим персонажем был придурковатый толстяк на двух деревянных протезах, который отлично танцевал и хорошо умел рыть туннели в любом месте( совсем как барсук). Мастер отправил нас на работу - разделывать туши на рыбзаводе. После чего устроил завлекающий загадочный взрыв в другом конце города, который мы благополучно проигнорировали с другим игроком и умчались на угнанном полицейском фургоне за своей мечтой. В процессе погони нам пришлось использовать ребёнка как живой щит, а также были трагичные попытки зарыться в асфальт под градом выстрелов в пухлое тело. Вывод: Будучи мастером, хорошо продумывайте ограничения и условия вашей песочницы, а также умейте удержать внимание и интерес игроков.
Последние несколько лет мы с девушкой безуспешно пытаемся найти компанию для ролевых игр (обычно по D&D 5). Мы побывали на открытой игре для новичков, но увы, у этой истории не было продолжения. После этого удавалось ещё несколько раз найти компанию на несколько игр, но каждый раз нам не везло с игроками. Типичная партия проходила так: В начале партии мастер обязательно заявляет что из-за своих дел плохо подготовился(и как оказывается, это была не врождённая скромность а грустная правда). Во время игры половина партии отчаянно отмалчивается, в то время как самый наглый тянет всё одеяло на себя и пытается себя вести максимально деструктивно и вызывающе. Через пару партий нам всё это ужасно наскучивает, мы откалываемся от компании, грустим с пол года, после чего снова пытаемся найти компанию, обещая себе что в этот раз сможем отыскать интересных и дружелюбных людей. Параллельно мы активно подкупаем фирменные фигурки по D&D при каждой удобной возможности, сделали игровое поле и даже начинали делать объёмное модульное подземелье.
Пользуясь случаем, если вы живёте в Питере и не прочь провести выходные за замечательной системой D&D5(ну или на худой конец D&D 3.5 , или даже WoD, но при условии что хорошо её знаете и готовы обучить двух новичков) вы знаете кому писать!

8

Подумайте на счет Патфайндера. Большое комьюнити и активное развитие материалов на русском языке.

Истории из нри.... однажды в партии у меня появился слегка сумасшедший боевой киборг. Из основных особенностей - он постоянно забывал что он киборг с огнеметом в руке и возможностью лбом снаряды ловить и считал себя все тем же возвышенным эльфом-художником с ооочень богатым папой( да это очень странный шедовран). И вот эта машина смерти из каждой боевки убегала первым. Причем с закрытыми глазами потому что страшно. Поэтому прям сквозь стены... а командный хакер этому киборгу на весь зрительный аппарат подменял картинку реальности рандомными роликами с порнхаба. А мне как мастеру и, соответственно, реальности нужно было как-то логично реагировать на это. Так что быть мастером это прям за весь мир играть, причем чтоб это было и круто и логично и интересно не только тебе, но и твоим 3-5 игрокам. Это я к тому что возможности НРИ намного шире чем любой рпг на пц. И "диздок" твоейигры прям на лету надо корректировать...

7