Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

О плюсах и минусах сериала в целом и о проблемах второго сезона в частности.

Я редко берусь за просмотр современного, а тем более — популярного, аниме. К сожалению, процессы унификации контента в угоду сверхприбыли, которые можно легко проследить на примере мультфильмов Disney последних лет, не обошли стороной и японскую мультипликацию.

Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

Визуал, дизайн персонажей и даже сюжетные основы тайтлов последних лет настолько похожи, что смотреть каждый в отдельности становиться невыносимо скучно. Особенно плохо обстоят дела со взрослыми, серьёзными и приземлёнными аниме, которые, по-видимому, перестали выходить где-то в конце нулевых.

Тем не менее, под влиянием положительных рецензий на DTF и массе постов в сети в целом мы с девушкой решили взяться за просмотр Made in Abyss — аниме-сериала от студии Kinema Citrus по мотивам одноименной манги за авторством Акихито Цукуси.

Если вы не смотрели аниме, скорее всего, дальше вы ничего не поймете, но может подпортите себе впечатление от просмотра, потому что могут быть спойлеры. Читать на свой страх и риск.

1 сезон

Честно говоря, первый сезон смог порядком удивить. Первым делом в глаза бросается качественный визуал: фоны местами отдают работами Миядзаки, а анимация не проседает даже в напряжённых экшн-сценах. Что не понравилось в первом сезоне, так это некоторая затянутость пролога, чисто нелогичные лорные решения (например, зачем жителям города над бездной строить здания так близко к пропасти, в которую они потенциально попадают через пару лет, да и чем вообще занимается местное население, ведь, судя по панорамам, там и места-то нет на острове, только здания и, собственно, Бездна... На чем держится экономика, откуда берутся ресурсы?), парочка забытых "чеховских ружей" (например, к середине-концу сезона нам показывают, что Киюи наверху становится плохо, и ребёнка уносят на какой-то корабль. Больше про мальчика не вспоминают), плоские второстепенные персонажи и неуместные, на мой взгляд, шутки. Тем не менее, благодаря интересной завязке, красивой инструментальной музыке, понятной мотивации героев и приятной картинке сезон оставил после себя хорошие впечатления и был просмотрен, что называется, "на одном дыхании".

Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

Больше всего напрягала избыточная жестокость, которая практически никак не перекликалась с повествованием. Опять же, драму и саспенс можно создать и не показывая на экране каждые 15 минут кишки, кровь и отрезание рук, и Made in Abyss стала бы только лучше, если бы сценаристы дошли до этого сами. Невольно вспоминается Берсерк 1997-го года, где кровищи было в разы меньше — сам сериал при этом ощущается гораздо более мрачным и взрослым произведением.

Созданный в Бездне: Рассвет глубокой души

Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

Полнометражка 2020 года смогла исправить множество проблем оригинала. Во-первых, в рамках двухчасового фильма авторам наконец-то удалось презентовать цельную, завершенную историю с харизматичным антагонистом, чётким разделением на логические арки и последовательным повествованием.

Перекликаясь с историей Наначи, персонажа, введенного под конец первого сезона, фильм избегает повтора и не тратит экранное время на дешевые флэшбеки, которых в избытке напихали в сериал. Отдельных похвал заслуживает Бондрюд, который, несмотря на некоторые очевидные проблемы (нет, ну серьёзно, он что, для создания каждого из "картриджей" нового ребёнка воспитывает?) остаётся продуманным и интересным сукиным сыном, которому даже получается в какой-то степени сопереживать.

Правда, я уверен, что дизайн главгада позаимствован мангакой из Dark Void 2010 года, ну не могут и шлем, и одежда чисто случайно так совпадать. Кроме того, персонаж ещё отдаёт Ноксом из Wakfu, но это, скорее всего, просто совпадение.

ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤDaniel ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤThe Cooler Daniel
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤDaniel ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤThe Cooler Daniel

Конечно, к фильму также остаются логические претензии (например, почему Рико не уничтожила Зоаголик, источник силы Бондрюда, когда у неё была такая возможность или как "занюхивание" домашнего животного может помочь преодолеть "проклятье Бездны", ведь при подъеме отрубаются все чувства, включая обоняние).

Однако полнометражка правда хороша, особенно на фоне современных релизов. Она смотрится бодро, не дает заскучать и предлагает вполне конкретную мораль: индивидуализм, ложь и жестокость могут легко довести человека до того, что он перестанет быть человеком. Собственно, мысль близка к посылу вышеупомянутого "Берсерка" с тем лишь отличием, что мечта Гриффита (власть) более конкретна и понятна обывателю, чем эфемерное "знание" Бондрюда.

2 сезон

Oh boy, с чего бы начать. Ну, чтобы вы понимали, насколько хорош второй сезон, скажу, что начинается он с шутки про дерьмо. Сначала справляет нужду Мэня — питомец героев, потом, долго и с характерными звуками, это делает главная героиня, что, конечно, комментируют её спутники.

Но если бы на туалетном юморе и фирменных шутках про пипирки (почему-то абсолютно всем новым женским персонажам нужно залезть Рэгу — маленькому мальчику-роботу, одному из центральных героев — в штаны) заканчивались проблемы сериала, то я бы даже не взялся за эту статью.

Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

Главный бич второго сезона Made in Abyss — тотальная, непробивная тупоголовость персонажей и проблемы с повествованием. Во-первых, история на этот раз делится на две сюжетные линии, которые, судя по отведённому кадрам из них времени в опенинге, позиционируются как равноценные.

Одна из арок рассказывает об уже знакомых персонажах, которые наконец добрались до шестого уровня жуткой ямы, а другая показывает предысторию событий сериала, а именно — повествует о спуске группы Вазукена (или Вадзукяна..?), пророка, собравшего целый отряд беглых рабов, нищих, сирот и маргиналов, и отправившегося с ними в бездну в поисках таинственного "Золотого города" (местный Эльдорадо).

Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

Здесь нам презентуют, кроме самого Вазукена, целый ряд персонажей, которые так или иначе повлияют на ход сюжета: это Белаф, смышлёный молодой парень с обгоревшим лицом; Вуэло (или Вуэко..?) Элуко — серая мышь, а по совместительству персонаж-функция, единственная цель которой в рамках сериала — сострадать Ирумюи (или Ирумюёй?), девочке-аборигенке из первоначальных обитателей острова, которая, чтобы избежать смерти от рук соплеменников по причине бесплодия отправилась с командой пророка вниз, и Фапуте, дочери последней.

Внутри деревни Илблу
Внутри деревни Илблу

Я не думаю, что есть смысл пересказывать сюжет сезона. Определённо, кто-то уже сделал это до меня, а статья вообще рассчитана на тех, кто уже успел сам посмотреть картину, поэтому просто пройдусь по конкретным пунктам бредятины, к которым у меня претензии:

  • Деревня Илблу, вокруг которой вертится весь сюжет второго сезона. Карта, панорамные кадры и планировка деревни периодически появляются на экране, но они совершенно не соотносятся с повествованием. Деревня, которая со стороны показана как огромная колонна, отлично освещена, включает в себя большие открытые пространства и площади. Учитывая, что сверху нет крыши, а на кадре из манги вообще видны дыры в строении, совершенно непонятно, что помешало Рэгу добросить своими чудо-руками Фапуту (о которой дальше) в одну из таких дыр сразу, при первом своём посещении деревне, не пользуясь "испепелителем".
  • Вазукен, Белаф и Вуэло, первые два — потенциально очень интересные герои, абсолютно не раскрываются. Им просто не хватает экранного времени. Мы ничего не узнаем ни о том, откуда у Вазукена дар предсказания, ни о том, чем обусловлен дизайн персонажей (шрам у Белафа и тату у Вазукена).

    Вместо этого нам дают одну душную предысторию Вуэло, которая служит исключительно той же функции, что и сам персонаж: над девочкой издевались, а значит она умеет сопереживать и будет играть роль матери для Иерумьи, которая, напомню, избежала смерти благодаря отряду. Ну совсем не клише. Но больше всего экранного времени отбирают у отряда соплежуйство вокруг Фапуты и самой Иерумьи, о чём, впрочем, дальше.
  • Заболевание всей команды Вазукена, которое было вызвано, видимо, заражённой пищей, по какой-то причине вообще не действует на Рико.
  • Пассивное повторение арки Наначи. Настолько ленивый ход, исключающий из сюжета почти на весь сезон одного из центральных персонажей, что просто диву даёшься. Автор сценария (видимо, мангака) буквально воскресил Митти — самое близкое для Наначи существо, которое она смогла отпустить в конце первого сезона. Всё начинается сначала, Наначи снова рыдает и явно хочет вызвать такую же реакцию у зрителя. Сценарная импотенция высшего уровня.
  • Проблемы с мотивацией. Часто действия персонажей ничем не обусловлены, часто — ни к чему не ведут, если не делают хуже.

    По сути, исключив главных героев из сюжета второго сезона, мы бы спасли жизни сотен второстепенных и закадровых персонажей, но речь даже не об этом. Приведу пример: ближе к концу сезона Наначи, наблюдая за действиями Вазукена в разрушающейся деревне, размышляет о том, что у него на самом деле новый план — использовать Рико для того, чтобы отстроить деревню, пожертвовав жизнью девочки.

    Это чеховское ружье, как и десятки других, просто остаётся висеть на стенке. У Вазукена к концу сезона просто нет мотивации, да и действия его ни к чему не ведут. Пророк спасает Вуэко, и та умирает на одну серию позже, он же спасает жителей деревни от "железного дождя" — и тех сжирает Фапута в конце той же серии. При этом, несмотря на то, что сам пророк по сути поступает правильно, его почему-то все недолюбливают.
  • Отсутствие прогрессии как таковой. Из-за того, что непонятна ни мотивация героев, ни правила этого мира, ты не совсем понимаешь, достигли ли в итоге персонажи своей цели хотя бы в рамках сезона. Вот башня-деревня упала, но умерла ли Ирумюи, мать Фапуты? А черт бы знал, ведь мы ни разу не видели никакого подтверждения тому, что в этих стенах вообще есть что-то живое и органическое, кроме черных тентаклей, которые, вообще-то, являются только "детьми" бывшей аборигенки. Никаких эмоций, кроме фэйспалма, ни вызывает смерть Вуэко, которая расстаётся с жизнью по факту просто не заметив огромной дыры в стене.
  • Ценность и уравновешивание. Непонятно, к чему постоянные рассуждения о ценностях. Четыре первых слова на местном языке, которые учит Фапута — все связаны с "ценностью", тентакли-дети Ирумюи служат в деревне органами правопорядка по принципу "зуб за зуб", но с чего вдруг и на каком основании — неясно. Жители деревни, которые раньше были обычными путешественниками, почему-то помешались на вещицах и договорах купли-продажи.
  • Арка Ирумюи, основная проблема которой в том, что зрителю ничего не ясно. Ни я, ни моя девушка так и не поняли, откуда взялось третье яйцо желаний, кто в итоге загадал, чтобы девочка стала деревней и как до такого мог допереть Вазукен, если это был он.

    Даже если считать, что во всём виноват пророк (хотя девочка первым желанием явно загадала иметь детей, просто яйцо сработало как джин и обломало её хотелки), то не глупо ли умирать всем отрядом, если можно спасти сотни человек, пусть и ценой жизни этой девочки (которая умрёт в любом случае)? Даже если считать, что вопрос этот спорный и философский, автор подаёт ответ на него слишком однозначно (Вазукен — мудак, а ты поплачь над судьбой девочки).

    Какую мораль должна доносить арка Ирумюи? Ровно противоположную полнометражке? Где первый сезон и фильм говорили о важности самопожертвования и недопустимости глупого эгоизма, второй продвигает мысль о том, что жизнь одной девочки ни чуть ни менее важна, чем жизни сотен людей, и лучше было бы умереть всем вместе (обнявшись, видимо).
Как можно сопереживать вот этому чудовищу?
Как можно сопереживать вот этому чудовищу?
  • Фапута — главная проблема всего сезона. Начиная с того, что она очень сильно визуально напоминает Наначи и предстаёт третьим центральным персонажем с характером маленькой (только теперь ещё обиженной на всех и сумасшедшей) девочки. Основная цель Фапуты — сожрать или иным способом замочить пару сотен жителей деревни, большая часть которых до своего перерождения даже в глаза её мать не видела и не принимала никаких стратегических решений, в отличие от Вазукена. За что "мстит" Фапута? За то, что они не умерли, а живут в бывшем теле её матери, подчинившись решению своего командира?

    В какой-то момент я подумал, что сценаристы поступили хитро, и хотят под конец дать понять, какая же на самом деле бредовая мотивация у этой сумасшедшей. На эти мысли наводило и то, что Фапуте о её глупости и бесчеловечности говорил буквально каждый первый близкий ей персонаж (сначала Рэг, потом — её робот-помощник Габурун). Но нет, девочка просто игнорирует все предупреждения и призывы к разуму. Что бы она не сделала, все герои почему-то обращают внимание только на неё и сопереживают только ей, соответственно.

    Что уж там, даже после того, как просмотрев воспоминания Белафа сумасшедшая сама убедилась в том, что к её матери как минимум два члена отряда относились тепло и с любовью, она не остановилась, не поразмыслила над этим, а просто продолжила кромсать беззащитных жителей деревни.
  • Центральные персонажи и их отношение к происходящему. Рэг почему-то превратился из неуверенного мальчика в бесхребентого и абсолютно ничтожного персонажа, который готов переобуваться, что называется, "на лету", кардинально меняя свою точку зрения после получения пиздюлей от Фапуты.

    При этом бафф в виде белого свистка Рико, меняющий раскраску и попросту усиливающий робота, действует почему-то через раз. То его не хватает и на 5 минут битвы с Фапутой, то хватает на продолжительную схватку с монстрами из Бездны.

    Сам Рэг радуется и прыгает от счастья спустя 5 минут после того, как Фапута вырезает целую деревню, Наначи просто не меняется, а Рико всегда остаётся довольной, развиваясь разве что до уровня Элайзы Торнберри.
  • Сценарная броня главных героев. Нет, серьёзно, умирают буквально все, кроме центральных персонажей, при этом сами герои остаются точно такими же, какими были. Если герою грозит опасность — его спасут в последний момент, откинут, поймают, укроют, главное, что даже если кто-то из героев и будет на грани смерти, он регенерирует, ценой жизни десятка второстепенных героев восстановится или просто поднимется и пойдёт дальше.

Следить за приключениями команды, из-за глупых поступков которых было уничтожено целое поселение, многие из жителей которого были куда более человечными, чем сами герои, не хочется, и я искреннее не понимаю, чему тут восхищаться.

Made in Abyss — Начали за здравие, а кончили

Да, возможно ряд сценарных ходов просто не уместился в хронометраж сериала (в который зато отлично влезла масса плача и соплей по Фапуте, объективно отрицательному с точки зрения морали персонажу), и нужно читать мангу, чтобы лучше понять сюжет, но в таком случае претензии остаются актуальными как минимум по отношению к сериалу как таковому. Лично для меня второй сезон — это тотальный слив, смывающий в унитаз все достижения, посылы и арки развития персонажей из первого сезона и полнометражки.

Вы, конечно, в отдельных моментах можете поправить меня в комментариях, и я буду этому рад, однако вряд ли это как-то оправдает всю глупость сценариста(ов) и уж точно не изменит моего впечатления от просмотра.

9999
146 комментариев

Претензии автора восхитительны.

Чем живет город на краю и на чем держится экономика? В первом же сезоне на это отвечают. Поставки артефактов с первых уровней в другие страны. Соответственно ребенка на лечение и забирают на корабле просто в другую страну.
Это же и дает ответ на то, почему строят дома прямо около обрыва. Там находятся нищие трущобы (об этом тоже говорится). Желающих исследовать бездну и заработать слишком много, в отличие от количество места на острове, поэтому строят плотнячком и где смогут.

Зачем нужна жестокость? Чтобы показать, что это реальный мир в котором «детское приключение» обычно разбивается о жестокость этого мира.

Вставки про говно и прочее действительно ощущаются чем-то инородным, если не понимать того, что культура Японии отличается и там это является нормой.

Итог статьи таков - автору не понравилось само аниме, он бы хотел сделать из него другое аниме, но есть это.

P.s. Второй сезон крайне интересен, но ощущается «слабее»(=филлерным) только из-за того, что нет продвижения по бездне, а рассказана локальная история одного этажа.

59

Ты неправ.

Поставки артефактов с первых уровней в другие страныСколько ж там должно быть артефактов, чтоб целый город прокормить? Там дети ходят, всякую хрень собирают, массовых толп искателей (а город выглядит здоровым) не видно. Наивное представление об экономике, особенно на контрасте с "реалистичной жестокостью", это же тебе не цыганский табор.

Соответственно ребенка на лечение и забирают на корабле просто в другую странуНет, не забирают. Он садится на корабль и ему становится лучше. В чем была проблема не сообщают.

Это же и дает ответ на то, почему строят дома прямо около обрыва. Там находятся нищие трущобы (об этом тоже говорится). Желающих исследовать бездну и заработать слишком много, в отличие от количество места на острове, поэтому строят плотнячком и где смогут.Не дает. Зачем изначально строить дома на краю огромной дыры? Нищие трущобы не воздвигаются руками самих нищих, чтобы построить здания - нужны ресурсы. Изначально зачем строить дома, которые через год попадают вниз? В аниме показывали панораму, логичнее уж строить на горе, как делают в Крыму, например, так хоть дом не упадет в дырку)

>Зачем нужна жестокость? Чтобы показать, что это реальный мир в котором «детское приключение» обычно разбивается о жестокость этого мира.
Это спокойно показывает "Берсерк" без кишкофилии, я же писал об этом. Читай внимательнее. И сказка там тоже разбивается о жестокую реальность.

Вставки про говно и прочее действительно ощущаются чем-то инородным, если не понимать того, что культура Японии отличается и там это является нормой.Культура Японии крайне разнообразна и не ограничивается копрошутками, которыми пестрит, например, дешевый американский кинематограф. Из всех аниме, что я смотрел, такое обилие задней темы было только здесь.

P.s. Второй сезон крайне интересен, но ощущается «слабее»(=филлерным) только из-за того, что нет продвижения по бездне, а рассказана локальная история одного этажа.Локальная история одного этажа, к сожалению, рассказана очень лениво, сценарист жует одну и ту же жвачку в третий раз и вводит новых центральных персонажей, потому что старые себя исчерпали. Никакого послевкусия такое месиво, к сожалению, уже не оставляет.

Итог статьи таков - автору не понравилось само аниме, он бы хотел сделать из него другое аниме, но есть это.Безусловно, мне действительно не понравился второй сезон, и я бы не хотел, чтобы он был в таком виде, в котором есть. Не кажется ли тебе, что сделать из чего-то плохого что-то хорошее - вполне нормальное стремление?

9

Бездна одно из моих любимых аниме/манги, но вставки про говно, запахи и гуро это действительно личные фетиши автора, а не целый японский менталитет))

5

Такое ощущение что автор смотрел фоном пока занимался чем то другим.
Насчет "экономики" города уже пояснили выше.
Насчет очевидной проблемы Бондрюда, в полнометражке прямым текстом проговаривалось что дочка это эксперемент по созданию более мощной защитной коробки так как эмоция привязанности наполнителя коробки к защищаемому человеку увеличивает защитные свойства.
Заболевание всей команды Вазукена было вызвано не едой, что опять же КРУПНЫМ ПЛАНОМ показывалось. Причина заражения вода, которая на самом деле не вода, а живой организм.
Все это ключевые моменты, на которых делался акцент, и как их можно было пропустить для меня не понятно.

34

строить здания так близко к пропастисудя по панорамам, там и места-то нет на островеСам спросил, сам ответил.
На чем держится экономика, откуда берутся ресурсы?На Бездне держится, оттуда же и ресурсы берутся. От еды и стройматериалов, до продвинутых технологий - артефактов бездны.
избыточная жестокостьТак она уместна в рамках данного мира. Как тебе ещё показать, что спуск в Бездну, это не на пикник сходить? Кроме того, гипертрофированная жестокость работает и на раскрытие персонажей. Не хочу долго расписывать, но если тебя отталкивает такая жестокость, то может не стоит выбирать подобные тайтлы?
стала бы только лучшеСупер нелогичный вывод, который основан только на твоей личной чувствительности.
БерсеркЭто дарк фэнтези, там нет аномалий и даже магии, способной вывернуть человека наизнанку или превратить в батарейку. Сеттинг Бездны обязывает к пиздецу.
не пользуясь "испепелителем"То есть, тебя не смущает барьер, который деревню окружает? Только оружием Рэга его и можно было разрушить, в этом вся суть.
Мы ничего не узнаем ни о том, откуда у Вазукена дар предсказанияДа нет у него никакого дара. Он просто харизматичный чел, который нужными речами может собрать вокруг себя людей. Можно провести параллели с обычными сектами, просто в мире Бездны, всякая паранормальная хрень - реальна.
предысторию ВуэлоТебе просто показывают, на примере одной истории, что весь отряд идет в Бездну не просто так. Можно было бы показывать, как тяжело было каждому члену отряда, но зачем тратить столько времени на вещь, которые должны быть очевидны.
было вызвано, видимо, заражённой пищейНу теперь понятно, откуда у тебя столько претензий, ты просто смотрел в пол глаза. Из-за воды было заражение и на Рико не действует, потому что она не пила из зараженного источника.
Из-за того, что непонятна ни мотивация героев, ни правила этого мираНадо было просто смотреть и немного подумать, там всё более чем очевидно.
но с чего вдруг и на каком основании — неясно.Там буквально, прямым текстом, рассказывают, что, зачем, почему. Ты в телефон залипал, да?

Дальше даже смысла нет разбирать написанное. Ты где-то прослушал, просмотрел, не подумал, отсюда большинство придирок. Да, у тайтла есть проблемы, но это всё ещё одно из лучших произведений в жанре аномальных зон. Попробуй что-то более лайтовое, в этом годы хватает годных релизов.

24

Я человеку выше уже ответил на ряд таких вопросов, удивлен, что они вообще возникают. Поясню еще раз:
судя по панорамам, там и места-то нет на острове. Сам спросил, сам ответил.Строить здания на горах и то логичнее, чем близко к дырке. Тем более что много где в реальном мире это нормальная практика. Да даже огромная портовая сеть у берега выглядела бы логичнее, чем то, что есть.

На Бездне держится, оттуда же и ресурсы берутся. От еды и стройматериалов, до продвинутых технологий - артефактов бездны.К сожалению, аниме все это не показывает. За свое путешествие герои встречают 1 (одного) искателя с набитым рюкзаком, в остальном, несмотря на небольшое пространство по бокам дырки, никого там нет. Чтобы прокормить и обеспечить ресурсами огромный город - этого явно недостаточно.

Супер нелогичный вывод, который основан только на твоей личной чувствительности.Да, это мой вывод в моей статье, с которым ты не обязан соглашаться. Внезапно. А вот вывод о нелогичности моего вывода - это уже твое мнение.

Это дарк фэнтези, там нет аномалий и даже магии, способной вывернуть человека наизнанку или превратить в батарейку. Сеттинг Бездны обязывает к пиздецу.В Берсерке есть магия и пиздец происходит похлеще, чем в Бездне, просто авторы не скатываются до банального кишковыворачивания. Это как в хорроре если показывать главгада - быстро перестает быть страшно, так и тут, быстро надоедает.

То есть, тебя не смущает барьер, который деревню окружает? Только оружием Рэга его и можно было разрушить, в этом вся суть.Может и смущал бы, если бы его показали. Барьер показали только в одном месте, причем он явно виден как силовое поле. В других просто дырки, сверху открытое небо. Если бы авторы сделали барьер прозрачным везде, вопросов бы не было.

Да нет у него никакого дараЭто ты уже придумал, в конце он буквально целое предсказание им дает. Вряд ли и это ни ведет ни к чему.

Можно было бы показывать, как тяжело было каждому члену отряда, но зачем тратить столько времени на вещь, которые должны быть очевидны.Так я пишу про предысторию персонажей, а не про очевидные вещи. Как можно сопереживать героям, которым не уделено даже серии?

Из-за воды было заражение и на Рико не действует, потому что она не пила из зараженного источника.А откуда она пила? Воду ей приносили, деревня стоит на том же уровне, ну разве что поодаль от того места, где был лагерь. Или у них в одном источнике при тех же условиях есть бактерии, а в другом - нет, что за бред?

Там буквально, прямым текстом, рассказывают, что, зачем, почему. Ты в телефон залипал, да?Хватит вешать ярлыки. Я понял, что тебе понравилось аниме, но ни на один из вопросов ты конкретный ответ не дал со ссылкой на само аниме, только свои додумки какие-то. Почему-то одно и то же авторы впаривать умудряются по 3-4 раза, жалея бедную Фапуту 30 раз к ряду, но раскрыть остальных героев или объяснить, почему на одном и том же уровне при одинакоых условиях какая-то вода заражена, а какая-то нет не удосуживаются.

У тайтла есть проблемы, но это всё ещё одно из лучших произведений в жанре аномальных зон. Что не делает его хорошим аниме. Если бы проблемы с фактологией были главной проблемой сериала... Сценарная импотенция мангаки (видимо) лезет из всех щелей уже к середине сезона.

Впрочем - у всех свои вкусы, и тебе может нравиться то, что не заходит мне, как и наоборот.

3

Хороший комментарий.

2