Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Вернулся из экспедиции в Древний Рим, всё понравилось, подружился с гладиатором, посмотрел на Клеопатру в оба глаза, купил немного хорошего вина для моего любимого патрона, в общем, остался доволен, правда попа болит.

Если говорить серьёзно, эта игра оставила у меня достаточно противоречивые впечатления, не могу сказать, что игра плоха, это точно не так, но и не могу сказать, что игра хороша, почему так? Сейчас расскажу.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Введение

Начну с того, как собственно в это играть. До начала прохождения вообще не представлял, что из себя представляет эта игра, я про неё почти ничего не слышал, когда-то где-то может и видел трейлер, но на этом всё.

Поэтому я немного удивился, обрадовался и огорчился одновременно, поскольку основа взята из X-COM.

Сам X-COM мне нравится, не один раз проходил Enemy Unknown, пару раз с дополнением Enemy Within, проходил Gears: Tactics и один разок бахнул во вторую часть, которая не смотря на нововведения, мне нравится меньше первой части, ещё она смогла меня подпалить как минимум на пару лет отдыха от этой серии.

Удивился ли я тому, что буду играть в рпг X-COM, нет, конечно, в гирзах ещё пытались как-то поинтереснее построить повествование, делали там всякие катсцены, пытались раскрыть персонажей, слабенько конечно, но кому он вообще нужен в такой игре, а тут прямо РПГ да и ещё в древнем Риме!

Потом я обрадовался тому, что боевая система мне знакома, она мне в целом не то чтобы надоела, я знал на что иду и примерно представлял, что меня ждёт.

Но.

Я вспомнил пять промахов подряд с шансом попадания 95% во втором икскоме, вспомнил порой выводящие из себя появления боссов в рандомных местах, которые отправляли меня в начало миссии, особенно, ОСОБЕННО, если это был громила, самый ебаный моб, похерил мне столько солдат и нервных клеток как никто другой в играх подобного плана, и играл я на тот момент почему-то без дополнений, хотя они у меня куплены.

И тут я подумал, здесь игра про Древний Рим, огнестрела тогда не было, а лучников будет не так много, чтобы было можно сгореть из-за рандома.

Возможно всё вообще сделали как в Chaos Gate - Daemonhunters, т.е. так, чтобы атаки всегда доходили до цели, ну хотя бы в ближнем бою.

Да и игра вышла в 2022, наверняка эти ребята всё учли и проблем рандомных вьёбов всей партии не будет, правда?

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Классы:

Само собой, исходя из времени, в которое мы попадаем, воины будут у нас в основном ближнего боя. В игре всего 4 класса:

Сагиттарий - он же лучник, дикие ребята при правильном уходе, ни раз мне пригодились представители этого класса, хотя есть у них один активный навык, который позволяет выстрелить полный урон дважды со штрафом к попаданию в 30%, логично предположить, что 70% вполне хороший показатель, но у меня за все 66 часов прохождения, первый выстрел попадал часто, второй в 99% случаев летел в стену, в камень, в общем вы поняли.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Триарий - копейщик, в основном конечно, хотя можно натянуть на него и меч. Имеет хорошие способности поддержки, что не мешает ему быть причиной сломанных доспехов и треснутых ебальников у любого врага до которого они дотянутся, а дотягивается он часто, к сожалению, обладатель маленькой защиты, поэтому управлять им нужно аккуратно, особенно до появления определённого перка у танка.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Велит - убийца, дуэлянт, самый настоящий атсассин в начале игры, который в моих кривых руках регулярно валялся пузом кверху. К середине игры начал раскрываться, как часто бывает с такими классами, но моё сердце уже было занято.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Принцепс - дядя, который в каждой драке остается на ногах. Это самое настоящее аниме, гигачад и сын маминой подруги. Загибайте пальцы.

  1. Носит самую модную броню в легионе, одновременно с этим она не только выглядит круто и стильно, дак ещё и лучше всех защищает.
  2. Может носить щит, которым отбивает стрелы, отбивает рожи и жен у мужей. А потом ещё и друзей может за ним прятать.
  3. Рука, которая не носит щит, носит то, чем этот римлянин ломает семьи и рушит стены! Это может быть копьё, которое может бить игнорируя вражеский щит, это может быть кинжал... или это может быть гладий, которым этот дядя или даже тётя может неплохо напрягать несколько врагов сразу или, например, наносить урон, которым может ваншотнуть ополченца, а потом ещё одного, и ещё.
  4. Имеет способности контроля одиночной цели, контроля по области, повышения здоровья, повышения сопротивляемостей, может чинить свой щит, может остроумно подъебать врага прямо во время сражения, из-за чего тот будет просто вынужден атаковать именно только его, а голос, голос типичного принцепса может заставить обоссать портки целый отряд противников!
Следующая цепочка эволюции человека разумного
Следующая цепочка эволюции человека разумного

У каждого класса есть три дерева прокачки, в которых есть как отличные, но ситуативные навыки, так и очень ситуативные и не очень полезные навыки.

Например, всю игру у меня почти не использовались навыки у пехотинцев, что у принцепсов что у триариев, часто было намного выгоднее дать урон, нежели нажать другую кнопку, а вот лучник и убийца, наоборот, без некоторых способностей имели все шансы превратится в мало полезный кусочек мяса.

На мой взгляд навыков очень много для одного очка, которое требуется в очень многих способностях и в атаке, в частности. Это явный перебор, особенно если учесть, что уровень героев к концу будет достаточно высоким.

Из-за этого кажется, что разработчики очень хотели сделать раскачку как в рпг, но по насыщению получился тот-же икском.

Экипировка:

Слот для головы, для сета брони, для талисмана с полезными прибавками и два тактических, всё просто.

Триарий
Триарий

Само же снаряжение имеет вариативность, например, можно будет находить рецепты экипировки разных культур, например, по ходу игры мы посетим Египет и для своих, при наличии чертежей, можно будет клепать броню и оружие египтян.

Геймплей:

Исследование мира делится на две части: глобальная карта и локации, где мы управляем отрядом в изометрии.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Исследование локаций, на мой субъективный взгляд, очень скучное, в отличии от тех же CRPG. Время здесь на локациях не ускоряется, а это значит, что персонажи хоть и бегом, но будут достаточно медленно передвигаться.

Да и сам эксплоринг достаточно скучный, поскольку в игре не так чтобы много интерактива, в этом режиме мы будем находиться, в основном, после очередной битвы, где нам предстоит лутать сундучки и трупы, а также разговаривать с NPC.

У меня эта рутина ухудшалась ещё тем, что персонажи при нажатии на труп, просто к нему либо не шли либо останавливались и стояли у трупа, было такое достаточно часто. И вот что мешало сделать так, как делают собственно в самих CRPG, чтобы лут можно было забрать при выходе из локации, я не знаю, но это было бы в разы удобнее.

Боевая система

Здесь всё по классике, гексы, они же клеточки из икскома, по которым мы можем двигать наших римлян, отедльные очки на ходьбу, отдельное очко на атаку, которым можно удвоить очки передвижения.

Слева очко атаки, по середине класс, справа очки движения.
Слева очко атаки, по середине класс, справа очки движения.

Начало боя начинается с расстановки:

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Дальше всё по классике, сначала ходит команда красных, потом команда синих:

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

После убийства низкорангового противника, ополченца или например бандита, очко затраченное на атаку нам вернётся, поэтому один из самых полезных классов это лучник, который может творить неописуемое безобразие на поле битвы(если попадёт).

Очко вернулось:3
Очко вернулось:3

Временами, на поле боя можно встретить разные интерактивные предметы, например, можно набрать воды из колодца, чтобы потушить огонь после взрыва бочки с маслом:

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Ещё можно найти стойки с пилумами(метательное копьё) и повязками для подхила союзников.

На манер опять же икскома, хилить тут может каждый, у кого есть нужный предмет, в данном случае повязка.

Ещё примечательная вещь, что персонажи могут носить два набора оружия и менять его можно в любой момент пока есть очко атаки, и стойка с кулаком, например, позволяет получить контроль:

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Либо возможность снимать кучу разных негативных эффектов с союзников:

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Очень полезная вещь, особенно если играть с условием, что после того как персонаж падает в нокаут, он истекает кровью, после чего умирает навсегда. Этот навык позволяет закрыть кровотечение и персонаж выживет, хотя и получит ранение.

Кстати, смерть персонажа влечёт за собой потерю всего, что на нём надето, поэтому берегите своих римских пусек.

Глобальная карта

Эта механика представляет из себя некую смесь игр Total War и героев.

В первую очередь есть наш отряд:

Конь с бабой на спине, это мы(
Конь с бабой на спине, это мы(

Так мы разведываем, собираем всякие предметы типа сундуков.

Во время передвижения по карте, как и в классических рпг, есть случайные события, иногда интересные, в большей степени душные, которые к середине игры просто скипаешь без какого либо зазрения совести.

Во время игры я словил очень интересный баг, уже во втором акте, одного из болванчиков, укусила змея и я просто не мог его лечить, никак.

Я подумал "ок, солью тебя, надеюсь дальше такого не будет".

Так можно поддерживать жизнь пока идем до лагеря.
Так можно поддерживать жизнь пока идем до лагеря.
Вот мы пришли, а раны нет, но она есть.
Вот мы пришли, а раны нет, но она есть.

Очень весело было, когда у меня таким образом уехало 3 персонажа с экипировкой в третьем акте, поскольку путешествуя по карте можно перманентно, без возможности этого избежать, нарваться на ситуацию где будет так:

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Или, моё любимое, точно уже не вспомню, но есть событие где на отряд нападает стая кабанов и тут выбора два: либо получать ранения, либо терять рандомные предметы из инвентаря.

Когда я писал эти слова, у меня чуть истерический смех не начался, от абсурдности этой ситуации, хотя тогда было не до смеха.

Добавим сюда тот факт, что сами болванчики, которых нужно нанимать в лагере методом назначения другого болванчика на это дело и последующего выбора из 4-6 кандидатов.

Поскольку у каждого из них есть по три ветки способностей, и может спокойно кинуть пять лучников и одного копейщика, и каждый может быть просто мясом для членов, придётся натурально играть в геншин импакт.

Третий акт я так и проводил, ранение - баг, крутки, повторить.

Приходилось натурально по полчаса крутить, а почему я этим вообще занимался, я расскажу далее.

Управление армией

Механика, в которой мы водим по карте наш легион, которым нужно будет захватывать регионы, захватывать предприятия и выполнять задания легиона, которые приносят ресурсы:

Стартовый остров.
Стартовый остров.

Предприятия нужны для улучшения нашего лагеря, в котором можно построить госпиталь, где будут лечится спутники получившие рану в бою (и не только там), кузницу для изготовления оружия, доспехов и тактических предметов и т.п.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Ресурсы получаются как отрядом, так и на заданиях легионов.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата
  1. Деньги - пополнение армии, покупка еды, материалов или взятки.
  2. Рабы - нужны для захвата некоторых предприятий, я их, в основном, менял на деньги.
  3. Пайки - нужны для вашего отряда в путешествии, если они закончатся, то боевой дух поползет вниз и всякие "испуги" в бою будут работать безотказно, правда, против нас.
  4. Медикаменты - доктор может лечить персонажей вне лагеря, если этого не делать, ранение ухудшится и может привести к смерти.

При захвате других территорий, ваш легион должен захватить форпост, и тут, начинается самая душная часть этой игры, осада.

Представляет она из себя карточную игру, где есть 4 фазы, в которых вам нужно из 3 рандомных карт выбрать 1, которая может облегчить победу.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Но суть в том, что шкала наверху, показывает вашу силу армии и вражескую, и если не забывать пополнять войска, держать высокий боевой дух, победа в 99% случаев гарантирована!

Логично, что к концу игры эта механика меня просто заебала, хотя не так, как "усмирение региона". Дело в том, что после захвата форпоста, регион ещё не наш, его нужно "усмирить", и тут два стула:

1. 3адание легиона, которое выполняется легионом автоматически, после того как мы их направим на него.

2. Задания, где нужно управлять нашим отрядом. Обычно нужно убить кого-то, ну а интересность и уникальность тех кого нужно будет убить, можно описать этим)))

Когда один из безликих реально оказался безликим.
Когда один из безликих реально оказался безликим.

И казалось бы в чём проблема, классическая для того-же икскома схема, ладно хоть реплики сделали хоть какие-то, и на том спасибо.

Но проблема не в качестве, а в том, что по игре стараешься брать с собой не безликих болванчиков, а уникальных спутников. А на задание по усмирению можно отправить только одного уникального спутника, как командира отряда.

Тут меня порвало, флэшбэки из гирз тактикс, где иногда мои самые сильные солдаты с лучшей экипировкой просто уходили на другое задание и нужно было играть хуй пойми кем.

В начале игры, когда немного ресурсов, повязок и снаряжения, нужно каждый такой раз, ручками, эти шмотки перекидывать, что очень неудобно.

И обоснования для этого просто нет.

Здесь ещё идёт то, что это банально дольше, простая нудная формальность, которая невероятно душит.

Конец акта

В конце каждого акта нас ждёт особая миссия по осаде, где нам нужно будет убить лидера.

Баланс

Скажу честно, невыносимый уровень сложности я не осилил, каюсь, проходил на сложной.

Сломала меня одна миссия, чуть дальше начала игры, дело в том, что лучники в этой игре, это и благо и проклятие, поскольку они есть не только у нас.

И вот в той миссии нам устроили засаду и ранили одного важного человека, и нам нужно его поставить на ноги (а на ноги он встанет с 1 хп.) и увести в определенное место.

И проблема тут в том, что враги буквально везде, укрытий мало, это буквально начало первого акта, у нас мало брони, нет важных и сильных способностей, при всем этом, нашим персонажам запрещено падать в нокаут, в который улететь здесь будет очень просто, благодаря вышеупомянутым ребятам.

К этому добавляем вражеские подкрепления каждые два хода и получаем лютую дрочь.

Здесь я сдался и, как оказалось, не зря.

Ну и разведки, хотя бы как в икскоме, здесь нет, поэтому вход на каждое задание здесь выглядит так:

"Тебя до осады подбросить?"
"Тебя до осады подбросить?"

Так будет и в некоторых заданиях по усмирению, и в финальных осадах, где сложность будет, либо слишком простой, либо "чёрт какого хуя чувак, почему без смазки?".

Для меня лично, осада в конце первого акта была самой сложной за всю игру.

А это даёт явный знак, тут нельзя прогадать, подготовка должна быть внушительной, нужны бойцы с полезными навыками, тактические предметы, и хорошее снаряжение.

Здесь все проблемы налетают друг на друга, как мухи на говно, поскольку в игре, опять же, банально нет разведки, возрастает шанс рестарта здания, если это осада в конце акта, легко можно просрать полчаса.

Чтобы этого избежать, мы идём нанимать солдат с полезными навыками и нужными классами, каждого из которых желательно ещё и снарядить хорошим снаряжением, разведки нет, какой тактический предмет пригодится больше, не понятно, пока шел на осаду, поранился персонаж, пока возвращался его лечить, чтобы не терять пайки в поле, да и в лагере банально быстрее идёт лечение, напали кабаны, забагалась рана у другого персонажа, пока дошли до лагеря, один уже умер, крутим полчаса рулетку в поисках замены.

И так каждый блядский акт, в конце которого до кучи ещё и наших персонажей раздевают, окей, это оправдано законом времени в которое мы попали, но обратно одеваем ручками, 6 персонажей по 7 слотов каждый, неприятно.

История

Сюжет

Начинается всё с того, что Вителий Сцевола предположительно отравил нашего отца и женился на нашей сестре, чтобы завладеть состоянием семьи, а наша мамуля для нашей же безопасности отослала нас к нашему дорогому другу и патрону Луцию Лукулллу, который сыграет не последнюю роль в нашей судьбе.

Отправили нас не абы куда, а на фронт, вскоре после начала, мы получим должность легата, и нам, вместе с Лукуллом, предстоит захватить Малую Азию. Проблема будет в том, что войско противника будет насчитывать около 300 тысяч воинов, а со стороны Рима будет два легиона по 4 тысячи легионеров каждый.

Интриги, убийства, предательства, это наши верные спутники на всю оставшуюся игру, при этом мы же сами и будем вольны предавать, убивать, шантажировать, в этом плане вариативность в этой игре есть.

Персонажи, мне лично понравились, хотя как часто бывает не все.

Главный антагонист в этой игре, это нечто, настоящая римская мразь каких ещё поискать, очень понравился.

Да и в целом, сюжет мне зашел, есть неожиданные повороты, некая интрига остаётся вплоть до конца игры, но и без проблем не обошлось.

Например, порой очень очевидные сюжетные повороты, предательство на предательстве, погоняемое предательством.

Нашего персонажа, будут постоянно превозносить как победителя, талантливого командира, стратега и вообще уникума.

Это немного подбешивает, потому что по факту мы почти ничего не придумываем и не решаем в глобальных действиях, хотя это и не критично само собой.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

Повествование

Повествование здесь привычное для классических рпг, только тут нет книг, записок и подобного, основная информация подаётся через диалоги.

Само же течение не размеренно, лично мне в начале игры сильно не хватало истории, а под конец второго акта игра достаточно плотно раскачалась, и интересные события начали происходить регулярно, главное было пережить начало.

В остальном, диалоги со спутниками, NPC, прописаны неплохо, с философским уклоном, само собой, и чувствуется дух того времени и места.

Мир

Вообще, чисто визуально Древний Рим мне очень нравится. Полюбил я его ещё в детстве, когда школьный друг рассказал мне про неких солдатиков от компании "звезда", он меня подсадил на "Битвы Fantasy", правила мы, само собой, не читали, просто коллекционировали. Так вышло и с проклятым легионом, которые нужно было клеить, и я клеил.

Позже, уже в сознательном возрасте, я узнал что это был целый варгейм на манер вахи.

Expeditions: Rome - или как задушить римского легата

У меня были, и орки, и рыцари, но любил я именно проклятый легион.

Крашеные миниатюрки, каааайф.
Крашеные миниатюрки, каааайф.

Поэтому вижу римского легионера, ставлю на загрузку не глядя.

Ну а как эту эпоху реализовали в игре?

Скажем так, неплохо.

С одной стороны здесь есть и исторические личности, все политические цепочки Древнего Рима, иерархия, все названия и обозначения, для которых есть отдельная вкладка в справочнике игры, в том же Риме, например, нельзя носить оружие, сможем поучаствовать в судебном процессе и т.д.

Рабство, как обыденность, есть везде да и у нас рабы будут.

Погружает, скажу я вам, очень сильно это внимание к деталям.

Но не без ложки дёгтя.

Локации, локаций очень мало, тот же Рим, вообще кажется практически мёртвым и крохотным, поскольку там и интерактивных активностей почти нет, а усугубляет всё звуковое сопровождение, которое создает впечатление, что город где-то вдалеке да и то не город вовсе а деревенька какая-то.

Отсюда ощущение, что мы побывали в том самом Риме улетучивается и так будет с каждым городом.

Вилла Фабий
Вилла Фабий

Заключение

Прохождение игры заняло у меня около 70 часов, 66 если быть точным.

Я бы мог сказать, что игра хороша, если бы не все те, ну уж очень душные моменты с геймплеем. В любом случае это строго субъективщина, ведь можно было врубить легкую сложность и многие проблемы могли бы отвалится сами по себе.

Сюжет неплох, да, звезд с неба он не хватает, долго раскачивается, но того явно стоит.

Эпоха передана как надо, но опять же и здесь были недостатки в виде скучных полумёртвых городов и подобных мирных поселений.

Общее ощущение от игры хорошее, спасибо сюжету который под конец выдал то, за что я могу сказать, что затраченных часов мне не жалко

7676
25 комментариев

весь год смотрел на нее, но по описанным тут недостаткам все же не буду брать, спасибо за текст

5
Ответить

Велит - это на самом деле имбовая вещь. Дай ему копье Ахилла и он вырежет практически всех врагов до которых дотянется за один ход.

4
Ответить

Судя по описанию выглядит слишком сильно, я это копьё просто не нашёл))

2
Ответить

В начале и в середине игры тоже нравился велит. Можно было отправить его в один конец карты, а всю остальную команду в другую. Но к концу игры стал фанатом триария.

Старикан наносил огромный урон от копья, часто убивал ваншотом всю толпу вокруг, что ещё важно - сбивал броню, плюс я специально двигал дружественного юнита рядом с врагом чтобы триарий ваншотнул в отместку - считай дополнительный халявный ход. Ну и дальность атаки 2-3 клетки!

Ответить

Игра норм, но Викингов из этой же серии Экспедиций, на мой взгляд, догнать не может.

3
Ответить

Почему-то боевка как в x-com, плохо работает в других играх. Оба x-com мне очень нравяться. А в expeditoin rome и в daemonhunters chaos gates было скучно играть.

2
Ответить

Вкусовщина, меня второй икском под конец поддушивал, не смотря на то что там больше всяких фишек, из задания ты выходишь только чтобы подготовится к следующему, в риме такого нет, но есть душные вещи.

1
Ответить