Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Готический режиссёр Тим Бёртон обладает уникальным чувством прекрасного. Его работы в кино всегда эстетически приятны. Фирменный визуальный стиль — безумная смесь готики, немецкого экспрессионизма и американского китча — есть в каждом фильме постановщика. С тем же постоянством режиссёр обращается и к типичным для себя темам и героям. В центре фильмов Бёртона всегда находится чудаковатый персонаж, которого не понимают окружающие. Но, фильмы фильмами, но хотелось бы познакомить зрителей с первоисточниками тех произведений, на которые опирался Тим Бёртон, создавая свои киношедевры и найти их отличия. И мы в качестве примера, пожалуй, рассмотрим два фильма в рамках этой статьи.

  1. Начнём, пожалуй, с фильма-мюзикла "Суини Тодд - демон парикмахер с Флит Стрит" 2007 года. Именно с него и началось моё знакомство с творчеством Бёртона в далёком 2015-м году. В главной роли маньяка-цирюльника выступал Джонни Депп, кухарку - людоедку Миссис Ловетт сыграла Хэлена Бонем Картер, а сластолюбивого Судью Тёрпина - ныне покойный Алан Рикман. Поклонники шутили, что персонаж Деппа жестоко расправился со всеми, кто ранее снимался в "Гарри Поттере".
Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Сюжет фильма во многом напоминает "Графа Монте Кристо" и даже судьбу персонажа Сириуса Блэка из "Гарри Поттера": цирюльника насильно разлучает с женой и дочкой сластолюбивый Судья Терпин, а его пристав - Бэмфорд ссылает несчастного по ложному доносу на каторгу в Австралию на всю жизнь. Но и на этом Судья не остановился - он всячески сватался к жене цирюльника, которую зовут Люси, а когда та отвергла его ухаживания - обманом заманил к себе на бал и совратил на глазах у присутствующих нанеся колоссальную психологическую травму. Дочку её, Джоанну, он похитил и удочерил, а потом годами держал взаперти, ещё и жениться на ней собирался!

Выясняется, что на самом деле цирюльника звали Бенджамин Баркер, а Суини Тодд - всего лишь псевдоним, который он взял после своего побега из тюрьмы пятнадцать лет спустя, чтобы поквитаться с Тёрпиным. Непонятно только, почему он не прогнал миссис Ловетт из своего дома, позволил ей начать кровавый бизнес и тем самым дал ей ложную надежду на возможность создания романтических отношений. Также по фильму никто и не искал тех бедолаг, погибших в цирюльне до последнего момента, а Суини просто сидел и ждал, когда Тёрпин заявится сам лично в его заведение, и ему выдастся возможность прикончить негодяя...

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Оригинал, на который опирался как и сам Бёртон, так и другие режиссёры Суини Тодда, включая и зонг-оперу "TODD" хоррор-панк рок- группы "Король и Шут", вышедшую в 2011 году, назывался "Жемчужная нить" - художественное произведение, автор которого неизвестен. Публиковалось оно в 1846–1847 годах XIX века в 18 еженедельных частях в журнале Эдварда Ллойда"The People's Periodical and Family Library" и являлось до поры до времени дешёвой сериальной литературой. Это был особый жанр прессы - Penny Dreadfulls, где даже в викторианские времена было разрешено публиковать "чернуху", и "Жемчужная нить" не была исключением. Постепенно оригинальный сюжет был вытеснен из памяти, а сам Суини Тодд стал легендарной фигурой в кинематографе, подобно Графу Дракуле Брэма Стокера. Какие же отличия есть у персонажей оригинала в сравнении с фильмом Бёртона?

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников
  1. Сам Суини Тодд который являлся лишь второстепенным и главным антагонистом еженедельника превратился в центральную и ключевую фигуру повествования с тёмным прошлым, которую хочется пожалеть. В оригинале же это был не красивый молодой парень, а тучный старик, к тому же ещё и алчный, как Диккеновский Эбенейзер Скрудж. Он убивал своих жертв не ради мести, а с целью простого ограбления. Типичный серийный убийца, которого все жаждут изловить и привлечь к ответственности.
  2. Кухарка Ловетт в оригинале является просто сообщницей и деловым партнёром Суини, которая не только разделывала жертв на мясо, но и даже заточала их в тюрьму, а порой и часто загоняла в рабство до смерти. В кинематографе же персонажу добавили романтический интерес к преступнику. Цирюльня Тодда находилась в Лондоне по адресу Флит-Стрит, 186, и была соединена подземным ходом с её пирожковой лавкой. Однако, у Бёртона это - одно целое двухэтажное здание, и в цирюльню была переоборудована комната жены и годовалой дочери Суини пятнадцать лет спустя. По словам Ловетт, эту комнату никто не хотел снимать после случившегося. Сама Люси, о гибели которой солгала кухарка Тодду, чтобы построить с ним личную жизнь, проявляет явное отвращение к миссис Ловетт, называя ее ведьмой и постоянно слоняясь по ее магазину мясных пирогов, пытаясь предостеречь прохожих об опасности, но никто не хочет верить безумной женщине. В титрах имя миссис Ловетт указано, как Нелли, однако в самом фильме оно не упоминается. В иных экранизациях кухарку зовут Амелией, Марджери, Мэгги, Сарой, Ширли, Вильгельминой и Клодеттой. Неясно, каким образом миссис Ловетт вообще поселилась в доме Суини и открыла пирожковую. Если в мюзикле "Король и Шут" это объясняется тем, что Ловетт - племянница Мясника (фигурировавшего вместо пристава Бэмфорда), которому незаконным путём через суд досталось жилище, то Бёртон об этом умалчивает. Смерть Ловетт также подаётся по-разному: в оригинале её отравил Суини Тодд, которого успели-таки поймать и казнить через повешение, у Бёртона же Суини сжёг Ловетт в печи, а после его самого зарезал мальчик Тобиас. В некоторых экранизациях Ловетт и вовсе покончила с собой, а не была убита обезумевшим Суини, перерезавшим себе горло бритвой.
  3. В экранизации Бёртона Тобиас Регг - это восьмилетний мальчик, подмастерье парикмахера Адольфо Пирелли, убитого Тоддом в результате шантажа. Его из жалости усыновила кухарка Ловетт, давно мечтавшая стать матерью. В оригинале же "Жемчужной нити" это был ученик Суини Тодда, который отправляет его в лечебницу для душевнобольных из страха разоблачения, после того, как Тобиас находит доказательства вины Тодда и решает связаться с полицией. Персонаж остаётся в живых, сбегает из сумасшедшего дома, устраивается на службу к моряку, возлюбленному Джоанны и делает всё, чтобы брадобрея наконец арестовали. В фильме Бёртона о судьбе мальчика ничего неизвестно.
  4. В "Жемчужной Нити" Джоанна не являлась дочерью Суини Тодда и не содержалась в рабстве у Судьи Тёрпина, который сдал её в дом умалишённых за непослушание и попытку сбежать из дома. В оригинале героиню звали Джоанна Оукли (Johanna Oakley)., и она - просто любовница моряка, которого звали не Энтони Хоуп, а Марк Ингестри, пропавшего без вести в море. Один из его товарищей по кораблю, лейтенант Торнхилл, приезжает в Лондон с этой печальной новостью, а также приносит в подарок Джоанне нитку жемчуга от Марка (отсюда и название романа). Сам Торнхилл также пропал без вести - в последний раз его видели входящим в заведение Суини Тодда. Подозрения Джоанны в причастности Суини в гибели её возлюбленного приводят ее к отчаянному и опасному выходу: юная леди решает переодеться мальчиком и устроиться на работу к Тодду. Вскоре, благодаря ей, и обнаруживается весь жуткий ужас деятельности Тодда, и расчлененные останки сотен его жертв обнаруживаются в склепе под церковью Святого Дунстана. Тем временем выясняется, что Марк Ингестри не умер, а был заключен в подвал под магазином пирогов миссис Ловетт и отправлен работать поваром. Под угрозой убийства и самого превращения в мясной пирог, он в конце концов убегает и делает поразительное объявление покупателям: "Дамы и господа, я боюсь, что то, что я собираюсь сказать, испортит вам аппетит, но правда всегда прекрасна, и я должен заявить, что пироги миссис Ловетт сделаны из человеческого мяса!». Затем Марк женится на Джоанне, и они живут долго и счастливо.
  5. Адольфо Пирелли, Судья Тёрпин, пристав Бэмфорд и Люси, возлюбленная Суини Тодда, которая после ужасного инцидента по словам Ловетт - отравилась мышьяком, а на деле превратилась в безумную Нищенку/Бродяжку - это абсолютно новые персонажи, ранее не фигурировавшие в первоисточнике "Жемчужная нить". Все они были придуманы драматургом Стивеном Сондхеймом в мюзикле «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» 1973 года, сюжетом которого и вдохновился Тим Бёртон/Бартон для своей одноимённой экранизации:
Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Есть в мюзикле Сондхейма и различия: Тобиас Рэгг изображён, как умственно отсталый мужчина, который к концу пьесы впадает в окончательное безумие и седеет, бормочет детские стишки и в припадке убивает Тодда его же бритвой. Парикмахера - конкурента Антонио Пирелли зовут Дэниел О'Хиггинс или Дэви Коллинз, и он - ирландец, а не итальянец, который сам в юности являлся учеником Тодда, о чем сам и признаётся. Бёртон же в своей экранизации сделал Антонио настоящим мошенником.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Судья Тёрпин, как уже было сказано выше, в оригинале "Жемчужная нить" не фигурирует. Суини Тодд сам является главным антагонистом саги. Зато был некий «мистер Люпин», пожилой мужчина, намеревающийся жениться на Джоанне с одобрения матери девушки, но его роль второстепенная, и он не имеет личной связи с Суини, вором-убийцей без какого-либо прошлого. В первой экранизации "Жемчужной нити" 1936 года сам Суини Тодд в исполнении актёра Тода Слотера проявляет романтический интерес к Джоанне. И лишь пьеса Кристофера Бонда 1973 года и ввела в сюжет этого персонажа, которого у Бёртона сыграл Алан Рикман.

Алан Рикман в роли Судьи Тёрпина
Алан Рикман в роли Судьи Тёрпина

Джоанна, которая у Бёртона остаётся невинной и молчаливой фигурой, исполняет львиную долю арии. Большая часть диалогов и текстов Джоанны тонко отражает то, что она, возможно, страдает от жизни под замком, ограниченной наблюдением деспотической и более могущественной партии. Например, во время песни Kiss Me она неоднократно прерывает планы Энтони о побеге, полагая, что она слышала, как судья возвращается домой, прежде чем успокоить и обнять его.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Также, ближе к финалу повествования, во время побега из лечебницы для душевнобольных она вынуждена убить Джонаса Фогга, владельца заведения, когда Энтони не может заставить себя сделать это ( у Бёртона Энтони натравливает на него толпу безумных женщин). К тому же её чуть не убивает сам отец - Суини, когда та замаскировалась под мальчика, что было уже весьма глупой затеей со стороны самого Энтони - привести напуганную девушку прямиком в лапы маньяка, ещё и одну оставив вместе с ним. Джоанна лишь чудом выживает, когда миссис Ловетт кричит в подвальной пекарне, отвлекая Тодда и позволяя ей сбежать.

В финальной сцене она, Энтони и двое полицейских встречают Тоби в пекарне, бездумно крутящего мясорубку, в окружении трупов Тодда, Люси, миссис Ловетт и Терпина. Далее актерский состав ансамбля, к которому вскоре присоединились воскресшие Тодд и миссис Ловетт, поют последнюю репризу «Баллады о Суини Тодде», предостерегая от мести (хотя и признавая, что «все так делают»). Сорвав с себя костюмы, компания уходит. Тодд на мгновение насмехается над публикой и исчезает. У Тима Бёртона же дальнейшая судьба персонажей остаётся неизвестной. Концовка также немного изменена: вместо того, чтобы Джоанна сама убегала из парикмахерской, Тодд, услышав крик миссис Ловетт, намеренно отпускает ее (все еще не узнавая ее), прося ее забыть его лицо.

2. "Мрачные Тени" 2012 года, как мне удалось выяснить, оказались очередным ремейком готической мыльной оперы 1966-70-х годов.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Джонни Депп в юности был ярым поклонником этого шоу и восторгался игрой харизматичного канадского актёра Джонатана Фрида в роли вампира Барнабаса Коллинза. Спустя 52 года мистер Депп загорелся идеей сняться в роли Барнабаса Коллинза тоже, и Тим Бёртон не отказал ему. Сам Джонатан Фрид, а также иные актёры из старого сериала уже преклонного возраста - Дэвид Селби, Кэтрин ли Скотт и Лара Паркер - также снимались в фильме, сыграв эпизодическую роль гостей на вечеринке в Коллинвуде:

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

К сожалению, Джонатан Фрид скоропостижно скончался, не дожив до премьеры фильма Бёртона. Актриса, сыгравшая роль мрачной хозяйки поместья и затворницы Элизабет Стоддард в оригинальном сериале, Джоан Беннетт, умерла в 1990 году от сердечной недостаточности в возрасте 80 лет. Луис Эдмондс, исполнитель роли сноба Роджера Коллинза, брата Элизабет, ушёл из жизни в 2001 году от дыхательной недостаточности. Актриса Грейсон Холл, сыгравшая обворожительную врача-психиатра Джулию Хоффман, скончалась в 1985 году от рака лёгких в возрасте 62 лет. Исполнитель роли профессора Тимоти Стоукса, Тайер Дэвид, умер в 1978 году от сердечного приступа в возрасте 51 года. Не стало и актрисы Клариссы Блэкбёрн, сыгравшей в сериале домработницу семьи Коллинз - Сару Джонсон - она скончалась 5 августа 1995 от рака в возрасте 74 лет. Остальные актёры в лице исполнительницы роли Кэролин Стоддард, Нэнси Барретт и гувернантки Виктории Уинтерс - Александры Мольтке - отказались принять участие в фильме Тима Бёртона.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

2020-е годы лишили нас и других актёров оригинального сериала 1960-х годов.Актёр Джон Карлен, сыгравший роль нерешительного Вилли Лумиса в телесериале и в фильме "Дом тёмных теней", умер в 2020-м году от сердечной недостаточности в возрасте 86 лет. Ещё одна актриса, Диана Миллей, сыгравшая роль Лауры Стокбридж Мердок Коллинз, матери Дэвида и жены Роджера, умерла в 2021 году в возрасте 86 лет...

Каковы же различия были между оригинальным сериалом 1960-х годов и фильма Тима Бёртона?

1. Смена концепции и тона повествования

Первое что бросается в глаза, так это то, что тон повествования в сериале и фильмы принципиально разный. Сериал был готической "мыльной оперой" и по существу всегда был мелодрамой с элементами хоррора. Первые адаптации акцентируют внимание именно на ужасах. Тим Бёртон пошёл в ином, привычном ему направлении - комедии. С самого начала сериал позиционировался как комедия, что видно даже по трейлерам. Диалоги, взятые из отдельных 210-х эпизодов сериала, написаны, чтобы казаться смешными, ситуации, в которые попадает главный герой, по сути, комические.

2. Персонажи

Как любая мыльная опера, "Мрачные Тени" содержит в себе множество сюжетных линий, и огромное число персонажей различной степени важности. Разумеется фильм не мог собрать всех персонажей из 1200-х эпизодов шоу, и в итоге количество действующих лиц было сильно порезано - так в фильме не было популярного кузена Квентина Коллинза, Бёрка Девлина, младшей сестры Барнабаса - Сары Коллинз. Однако, с изменением концепции был сильно изменён и сам сюжет, и в итоге характеры персонажей также поменялись, а среди второстепенных персонажей появились лица в сериале не упомянутые - например Сайлас Кларни, аналогом которого в сериале был убитый Билл Маллой (который играл значительную роль в сюжете), и который по существу просто очередное камео "Кристофера Ли". Однако об этом можно разговаривать долго, но следует всё-же обсудить главных героев.

Барнабас Коллинз

В отличие от сериала, Барнабас является протагонистом, центральным персонажем фильма. Если в сериале и "Доме Мрачных Теней" мы смотрели на Барнабаса глазами главных героев. В фильме мы смотрим на семейство Коллинзов и второстепенных персонажей глазами вампира. На самом деле появление такого фильма достаточно предсказуемо, так как Барнабас является одним из самых популярных персонажей сериала, и во многом обеспечил его популярность. Нельзя не заметить что образы персонажей в фильме и сериале всё-же различаются, но обо всём по порядку.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

В сериале Барнабас Коллинз появляется в 211 эпизоде (точнее в 210 как рука поднявшаяся из могилы). Он представляется родственником из Англии, завоевывая доверие своих дальних родичей (детей у него не было). Тем временем несколько жителей Коллинзпорта были найдены мёртвыми... Если говорить о характеристике Барнабаса, то в своей телеверсии он постоянно колеблется от анти-героя, до трагичного злодея. В своей попытке вернуть свою возлюбленную, он подчиняет и готов превратить в вампира других женщин... и нельзя сказать что он не был невиновен в её гибели - Жозетта прыгнула со скалы, потому что не хотела становиться похожей на Барнабаса вампиршей - уродкой, в какую её он пытался превратить.

Став вампиром, Барнабас довёл свою мать Наоми до самоубийства, стал косвенной причиной пневмонии своей младшей сестры, убил жителей Коллинспорта ради пропитания и лейтенанта Нейтана Форбса. После освобождения из гроба похитил бармена кафе "Синий Кит" по имени Мэгги Эванс и держал её в заложниках в подвале, пока она не оказалась спасена призраком его младшей сестры Сары и не отвезена в лечебницу Уиндклифф для душевнобольных. Потом Барнабас угрожал жизни доктора Джулии Хоффман и Дэвиду из страха разоблачения. И по признанию слуги его отца "он никогда не был добр, но он стал ещё хуже". Он был суров, часто поступал импульсивно и необдуманно - так он порыве ревности был готов убить своего собственного дядю Иеремию на дуэли.

Сам образ Барнабаса был целиком и полностью списан с книжного Дракулы Брэма Стокера - он также превращался в летучую мышь и избегал солнечного света. Тем не менее, он не лишён определённого благородства, способен любить, и искренне раскаивается в своих злодеяниях. А во второй половине сериала исправился, завёл дружбу с Джулией Хоффман и профессором Стоуксом которые изначально были аналогами Ван Хельсинга, и путешествовал во времени, спасая кому-то из родственников жизнь, включая и Викторию Уинтерс. В числе обязательных атрибутов Барнабаса были черное кольцо, портрет, трость с волчьей головой и музыкальная шкатулка Жозетты, мелодия которой гипнотизировала женских персонажей сериала.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

В фильме Барнабас Коллинз более жуткий, чем в телесериале. Историю создатели переделали до неузнаваемости. В фильме Барнабас рассказывает, что его родители являлись колонистами из Ливерпуля, которые навсегда переехали в штат Мэн. В оригинальном сериале же вскользь упоминается, что это сделали его далёкие предки - Исаак и Аннабелла Коллинз, а сам он с родителями и младшей сестрой жил в Старом Доме. Коллинвуд же был достроен позднее, и Коллинзы переехали туда не от хорошей жизни, а чтобы прекратить цепочку трагедий, вызванной колдовством Анжелики Бушар (о чём никто не знал, кроме Барнабаса). Также в вампира сериальный Барнабас превратился после укуса летучей мыши, насланной Анжеликой, а не после прыжка со скалы вослед за Жозеттой, из-за чего бы и он сам неминуемо погиб. Но проклятие сериального Барнабаса одним лишь вампиризмом не ограничилось - люди, кого он любил, вскоре умирали один за другим, начиная с младшей сестрёнки Сары и заканчивая матерью Наоми.

В фильме Барнабас, как не парадоксально, убил больше людей, но при этом изображён более симпатичным персонажем. В смерти своей возлюбленной он некоим образом не виноват, и в конце фильма она сама возвращается. Он привязан к семье, и искренне печётся об её благополучии. Его сексуальные аппетиты и эксцентричность подчёркнуты. Также в удалённых эпизодах он искренне дружит с Дэвидом Коллинзом и представляется ему же при первой встрече. У Бёртона первым сходство с портретом Барнабаса обнаруживает Дэвид, хотя в оригинальном сериале 1960-х годов это делает Элизабет Стоддард, а в фильме "Дом мрачных теней" - её брат Роджер, отсутствовавший в поместье (он уезжал в Бангор) в оригинале и появившийся только в 214-м эпизоде наряду с Кэролайн и Викторией Уинтерс, которая случайно встретилась с Барнабасом в Старом Доме, другом особняке Коллинзов, похожем на Белый Дом, когда искала Дэвида.

Из всех атрибутов Барнабаса остались только лишь портрет и трость. В фильме Барнабас после того, как провёл 200 лет в заточении, шокирован современным миром 1970-ых: электричество, автомобили, телевизоры, неоновые вывески, хиппи... А в телесериале Барнабас не испытывал какого-либо дискомфорта. В фильме Барнабас был похоронен в земле и его обнаружили строители, а в телесериале его гроб держали в тайной комнате Мавзолея Коллинзов и его обнаружил Вилли Лумис. Однако Мавзолей был показан в фильме: в сцене, где Анжелика стягивает Барнабаса цепью, он оказывается в гробу в Мавзолее Коллинзов и его находит Дэвид Коллинз.

Предполагалось, что в эпизодах фильма появится и сам Фрид - он сыграет Барнабаса Коллинза в старости. Но эта идея, как и желание режиссёра показать превращение бедолаги в вампира при сражении с другим вампиром во время происшествия на ипподроме (в оригинальном сериале Анжелика Бушар насылает на Барнабаса летучую мышь, которая кусает его), так и осталась неосуществимой.

Виктория Винтерс

Александра Мольтке в роли Виктории Уинтерс
Александра Мольтке в роли Виктории Уинтерс

С собственно с Виктории и началась история сериала. Образ самой Виктории пришёл режиссёру Дэну Кёртису как "тёмноволосая девушка, отправляющиеся на поезде к мрачному поместью" - собственно это сцену нам показывают первой. Семейство Коллинзов приглашает её в качестве гувернантки (привет Джейн Эйр) для младшего члена семьи. В городе с ней начинают происходить странные вещи... По сути, Вики меланхоличная но добродушная девушка, достаточная типичная героиня готического романа.

По мере развития сериала она попадает во всяческие истории, и периодически становиться романтическим интересом для трёх или пяти мужчин, среди которых был и сам Барнабас Коллинз (однако, в эти отношения она была вовлечена насильственно, и продолжался их роман недолго). У этой девушки таинственное прошлое - она росла в приюте, и получала от анонимного лица значительную сумму денег. Весь сериал нам намекают что она связана с таинственным семейством, именно через неё во время спиритических сеансов дух Жозетты ДюПре контактировал с семьёй Коллинз и предупреждал об опасности, но после 665 эпизода она покинула сериал.

Когда актриса Александра Мольтке ушла в декретный отпуск, создатели сериала, полностью погружённые в мистицизм и научную фантастику, взяли и убили главную героиню за кадром, не дав ей даже как следует раскрыться, чем вызвали шквал негодования среди поклонников шоу. По сюжету последнего эпизода Виктория Уинтерс разбилась насмерть, прыгнув со скалы, из-за лидера расы Левиафанов (отсылочка к Лавкрафту). Также сказано, что она исполнила некое пророчество о том, что станет третьей жертвой и гувернанткой, погибшей на Вдовьем Холме (Widows Hill). Такой расклад никого не устроил, и поэтому вселенная "Мрачные Тени" пополнялась различными продолжениями истории Виктории. В официальных новеллизациях раскрывается, что она внебрачная дочь Элизабет Коллинз Стоддард.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

В фильме же её смешали с Мэгги Эванс... которая была копией Жозетты дю Пре... что на самом деле близко к изначальной задумке сценаристов. В фильме "Дом мрачных теней" присутствие в сюжете Мэгги было оправдано - актриса, сыгравшая роль Виктории, отказалась сниматься вновь, и её заменила Кэтрин Ли Скотт. И вышло так, что героиня просто представляется Коллинзам под псевдонимом, увидев в поезде изображение девушки лыжницы Виктории с надписью "зима". А вот предыстория Виктории Уинтерс уже полностью выдумана Бёртоном - в фильме она была отправлена в психиатрическую лечебницу, так как она видела призрак и её родители посчитали это признаком сумасшествия. И непонятно, как её после побега вообще устроили работать гувернанткой, ведь после нескольких лет в одиночной камере и электротерапии девушка должна была стать агрессивной психопаткой, однако нам показывают вежливую и приятную в общении гувернантку.

На этом на самом деле всё - в фильме она просто любовный интерес главного героя, и почти не играет роли в сюжете. Тайна происхождения и личности Виктории Уинтерс, в которой и заключалась интрига первых 97 эпизодах сериала, когда Роджер и Элизабет Стоддард отказывались ей что-либо рассказывать, тоже уже не имеет значения. В телесериале художник Сэм Эванс показывает Виктории Уинтерс портрет некой таинственной дамы, Бетти Хэнскомб, которая внешне похожа на неё и предположительно являлась её матерью, и на этом расследование резко прекратилось, в фильме Бёртона отец и мать Виктории показаны эпизодически, но не названы по именам.

И возникает ещё одна несостыковочка - если события фильма подаются исключительно, как рассказ Барнабаса о своём прошлом, откуда он вообще мог знать о прибытии Виктории, если всё это время фактически лежал в гробу под землёй?! В сериале Виктория воспринимается, как фактически член семьи, в фильме же она - чужой человек, гувернантка. К тому же, она становится вампиром (пусть и вынужденно) и второй возлюбленной Барнабаса. В сериале же этому не было места, ибо если Виктория - дочь Элизабет Стоддард, потомка Барнабаса, то брак с вампиром не представляется возможным из-за кровосмешения.

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников

Ещё несколько различий персонажей фильма и сериала:

  • В фильме Элизабет Стоддард является первой, кто узнала, что Барнабас — вампир. А в сериале первой узнаёт это доктор Джулия Хоффман, когда пытается выяснить причину психологической травмы Мэгги Эванс.
  • В сериале Элизабет предстаёт как строгая и рассудительная дама с призраками прошлого. Она живёт затворницей восемнадцать лет из-за того, что убила своего мужа - Пола Стоддарда и спрятала его труп в подвале. Но, как выяснилось позже, чувство вины было ложным, а смерть мужа - мистификация и шантаж со стороны мошенника Джейсона Макгуайра, чья сюжетная линия проходила параллельно с историей освобождения Барнабаса из гроба. Сам Пол Стоддард фигурирует в сериале, но уже в 800-х сериях, где с трудом ему удалось загладить свою вину перед дочерью и предупредить об опасности. Также Элизабет Стоддард внешне напоминает своих предков - Флору Коллинз, Джудит и Наоми, мать Барнабаса Коллинза. В "Доме мрачных теней" Элизабет было отведено гораздо меньше времени, чем в сериале. Она

    она играет роль человека, пережившего немало трагедий и замкнувшегося в себе на этой почве. Гибель собственной дочери Кэролайн, нападение на Мэгги Эванс, смерть её брата Роджера - все это отрицательно сказалось на психическом здоровье несчастной Элизабет. Известно, что она последние дни своей жизни провела на успокоительных, а дом завещала не Кэролин/Дэвиду, а последнему оставшемуся в живых взрослому члену семьи Коллинз - Квентину.

  • В фильме Бёртона же Элизабет предстаёт как уверенная в себе, сильная, волевая и активная женщина с некими феминистическими наклонностями, которая вместе с Барнабасом пытается удержать "семейный" бизнес на плаву (в сериале Коллинзы долгое время остаются "монополистами" в добыче местных морепродуктов). Кино-версия Элизабет Стоддард мало чем похожа на оригинал и вряд ли бы сериальная Элизабет схватилась за ружьё, чтобы защитить свою семью.
  • В сериале Вилли Лумис никогда не был работником семьи Коллинзов. Однако, в фильме «Дом мрачных теней» Вилли Лумис работал садовником и был правой рукой Роджера Коллинза до тех пор, пока не был уволен.
  • В фильме Роджер Коллинз отказывается от своего сына, Дэвида, и уезжает из Коллинвуда за большую сумму денег. Оригинальный Роджер никогда не делал таких ужасных поступков, но, учитывая его отношения с Дэвидом в начальных эпизодах сериала, он смог бы такое сделать. Если в оригинальном сериале ему дали шанс исправиться (искалечив половину лица), то в фильме он предаёт сына.
  • Оригинальная Джулия Хоффман не была алкоголичкой, и хотя она время от времени курила сигареты, она не была заядлой курильщицей. Кроме того, оригинальная Хоффман никогда не брала кровь у Барнабаса и не пыталась таким образом стать вампиршей. Она на самом деле хотела вылечить Барнабаса. В сериале Джулия Хоффман ни разу не умирала и соответственно она не воскресала, как это было в фильме.
  • В фильме Бёртона Кэролин - пассивно-агрессивный (трудный) подросток, находящийся на ножах со взрослыми. Оно и понятно - ей уделяют недостаточно внимания. Из-за козней "злых сил" также являлась оборотнем (хотя в оригинальном сериале оборотни и были, Кэролин оставалась нормальным человеком. Хотя, в фильме "Дом мрачных/тёмных теней" 1970 года её зачем-то превратили в вампира - а-ля Люси Вестенра из "Дракулы" Брэма Стокера).
  • В сериале Кэролин хоть и избалованная, но ветреная, эмоциональная и доброжелательная девушка, которая с первых же эпизодов сдружилась с Вики Уинтерс. Из фильма Бёртона мы знаем, что она, как и в оригинальном сериале, тяготится пребыванием в Коллинвуде, но вместо посещения местного паба "Синий Кит" (который в этой версии превратили в таверну) девушка, как поётся в одной песне, "хочет жить на Манхеттене", когда ей исполнится 16 лет. Также она увлекается музыкой субкультуры хиппи. С Викторией Кэролин не дружит, Барнабаса презирает. Естественно, что оригинальный Барнабас вряд ли мог быть настолько недалёким, и скорее сам использовал Кэролин, чтобы вернуть себе молодость или отомстить Джулии Хоффман.
  • В сериале Лаура имеет «циклическое бессмертие», это означает, что она — феникс — сверхъестественное существо, время от времени сгорающее и возрождающееся. В фильме сущность мамы Дэвида, Лауры Коллинз, немного неоднозначна: тот факт, что она иногда «приходит» к своему сыну, говорит о том, что она возможно является привидением-плакальщицей.
  • В сериале родители Барнабаса, Наоми и Джошуа Коллинзы, не были убиты Анжеликой. Наоми покончила жизнь самоубийством в 1796 году, узнав, что её сын стал вампиром. А Джошуа умер от старости.
  • В фильме миссис Джонсон показана как старая и хилая бабушка. А в сериале она была женщиной средних лет и могла сама обеспечить уход за всем Коллинвудом. И у неё был старший сын по имени Гарри.

3. Атмосфера и ностальгия

Сериал, являясь продуктом 60-х, изображает своё время крайне поверхностно, об времени и месте действия говорят одежда, причёски и машины, однако никто не уделяет внимание массовой культуре или социальным вопросам того времени. "Мыльная опера" всегда создавалось для телевидения, и поэтому жанр отличался большей консервативностью (особенно на фоне подъёма независимого кино). В сериале нет упоминаний о "сексуальной революции" или Войне во Вьетнаме. Как "мыльная опера" шоу уделяло больше личным проблемам персонажей, как готическая мелодрама - "скелетам из шкафа" весьма состоятельного семейства.

Действие фильма происходит в 1972, и нас постоянно отсылают к семидесятым. Упоминаются феминизм и Война во Вьетнаме. В городах то и дело мелькают хиппи. Роджер курит травку а на сцене выступает Элис Купер (хотя тогда у него была не самая лучшая репутация для светских мероприятий). Вместе с этим фильм отличается некоторым элементом Барокко - не смотря на большую связь с реальность, он броский и яркий.

4. Путешествия во Времени и Параллельные Миры

Как ни странно, одним из первых сериалов где раскрывается тема путешествий во времени, была готическая "мыльная опера". Собственно предысторию Барнабаса мы узнаём когда Виктория попадает в 1795. Позднее значительные ветки сюжета посвящались перемещениям в прошлое, альтернативным версиям реальности, или событиям прошлого. Понятно что в фильме этого нет, так как подобные сюжетные линии не умещались в хронометраж. А сами события прошлого сократили до флешбека длинной в 10 минут.

5. Самое главное отличие - декорации фильма. Если в оригинальном сериале и предыдущих его адаптациях в качестве места съёмок Коллинвуда использовались реально существующие достопримечательности США - особняки Carey Mansion|Seaview Terrace и Линдхёрст, то Тим Бёртон воздвиг свой собственный замок практически с нуля на съемочной площадке:

Отличия фильмов Тима Бёртона от первоисточников
1515
11 комментариев

Всегда казалось что фильм "Семейка Аддамс" снял Бертон (его стиль, его картинка) потом оказалось что его снял Барри Зонненфельд. Вот такой оммаж. ))

4

Зато щас всё прибрал к рукам Нетфликс...

Первоначально он и должен был снимать их.

Комментарий недоступен

1

После Тодда от КиШ фильм смотреть не смог совсем,слишком уж зонг опера получилась яркой.
Ужасней истории вы не найдете, И нету баллады печальней на свете, Чем эта – о бедном цирюльнике Тодде, И юной прекрасной жене его Бетти

1

Почему Бетти, если она Люси в оригинальной версии Сондхейма?

Да какие отличия то? В первоисточниках не играл Джонни Депп, а в его фильмах играл.